Необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми с особыми потребностями в настоящее время признается большинством исследователей и специалистов. Синдром Дауна (Downs Syndrome) возникает в результате генетической аномалии. Впервые признаки людей с синдромом Дауна описал в 1866 году английский врач Джон Лэнгдон Даун (Down), чье имя и послужило названием для данного синдрома. Причина же синдрома была обнаружена лишь в 1959 году французским ученым Жеромом Леженом (Lejeune). [1]
Синдром возникает из-за процесса расхождения хромосом при образовании гамет (яйцеклеток и сперматозоидов), в результате чего ребенок получает от матери (в 90% случаев) или от отца (в 10% случаев) лишнюю 21-ю хромосому. У большинства больных синдромом Дауна имеется три 21-х хромосомы вместо положенных двух; в 58% случаев аномалия связана с присутствием не целой лишней хромосомы, а ее фрагментов.
Синдром Дауна является на сегодняшний день самым распространенным генетическим нарушением. Ежегодно рождается около 5 000 детей с синдромом Дауна, а это примерно один на 600 - 800 новорожденных. Всего в республике около 500 детей с подобной патологией [2]
Обучая детей с синдромом Дауна, ставится цель
максимально развить их познавательные возможности, подготовить к
посещению детского сада и школы и к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем.
При организации работы с такими детьми важным является определение цели и задач занятий. [3]
В связи с этим были определены цель и задачи данных занятий.
Цель - социально-эмоциональное развитие и формирование навыков взаимодействия и общения у детей с синдромом Дауна в возрасте 2,5-4 лет.
Задачи: 1) развитие навыков общения;
2) развитие навыков общей моторики;
3) восприятие речи;
4) развитие навыков самообслуживания и социальных навыков.
Продолжительность занятий колеблется от 45 до 60 минут.
Структура занятия:
Участники сидят в кругу. Приветствие участников группы. Педагог знакомится с детьми, родитель представляет себя и ребенка. Участники группы приветствуют родителя и ребенка. Педагог приветствует ребенка с помощью упражнения « Привет, ладошки» (здоровается с ладошками, поглаживая их, налаживая телесный контакт с ребенком).
Основная часть (логопедическая). Задачами данной части занятий являются: -учить фиксировать взгляд на объекте, предъявляемом фронтально, прослеживать его перемещение;
- обращать внимание на появление и исчезновение объекта;
- работать над понимаем обращенной речи – учить соотносить объекты с жестами, словами и звукоподражаниями.
Стимулировать появление и использование жестов и звукоподражаний в ответ на вопросы: «кто это?», «что это?», «кто к нам пришел?». Отвечать по подражанию, используя жест и/ или звукоподражания.
Учить дожидаться своей очереди.
Оборудование:
- игрушки: мишка, зайка.
Речевой материал. Существительные: люди: имена детей группы, мама, папа, тетя, дядя; игрушки: мишка, зайка.
Глаголы: дай, на, смотри, поздоровайся, попрощайся ( до свидания, пока).
Здравствуйте ребята. Сегодня к нам в гости пришел мишка. Где мишка? У мишки есть голова, уши, глаза, нос, рот, руки и ноги. Параллельно идет проецирование на детей: А где ваша голова? Ваши глазки, нос,… . Далее мишка « идет» в гости к каждому ребенку. Ребенку задаются наводящие вопросы. В последующем происходит аналогичное знакомство с зайкой. Все слова сопровождаются жестами.
Второй частью является свободная игра. Данное время в занятии выделено для самостоятельной игры детей, в ходе которой родители и педагог, наблюдают за детьми, при необходимости помогают им. Для детей – это является первым шагом к самостоятельности, а родители получают возможность убедиться в том, что их дети уже многое умеют. Педагогам свободная игра дает возможность определить уровень социального, эмоционального, речевого развития детей.
От свободной игры осуществляется переход к музыкальной части занятия. Задачами данной части являются: приучать слушать простые песенки, учить выполнять простые жесты, по подражанию с использованием, при необходимости совмещенных действий, учить после окончания звучания музыки складывать игрушки в коробочку.
Оборудование: магнитофон, диски с записями мелодий и песен, мячики, погремушки.
Прощание на занятии осуществляется, следующим образом. Дети собираются в круг и прощаются друг с другом.
Далее в занятия, могут быть включены изобразительная деятельность, лепка и аппликация.
Список литературы:
1) http://detskii-portal.ucoz.ru/index/sindrom_dauna3/0-95
2) Дети Солнца, Т. Пересыпкина, // «Российская газета- Неделя» Башкортостан,2012 г., № 5995.
3) Жиянова П.Л. « Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна», Методическое пособие, Издание 2-е, М-2005.