МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ИТ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ИТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время главным вопросом при внедрении ИТ является эффективность того инвестиционного бюджета, который на эти цели выделяют предприятия. Финансовые директора стремятся выразить ценность информационных технологий цифрами. Но "ускользающая" природа технологии затрудняет получение количественной оценки.

При организации инвестиций в ИТ должны выполняться следующие правила:

- решения об инвестициях в информационные технологии принимаются так же, как и в остальных сферах бизнеса, - исходя из соображений финансовой выгоды;

- развитие ИТ должно осуществляться в тесной привязке к потребностям в области управления компанией. При этом их никогда не следует определять исключительно необходимостью внедрения технологических новшеств;

- отдел информационных технологий должен хорошо понимать потребности бизнеса, а бизнес-подразделения - реальные возможности информационных технологий.

Информатизация бизнеса - процесс постоянного совершенствования не столько самих информационных систем, сколько управления в целом. Поэтому для оценки инвестиций в автоматизацию компании важно знать факторы успеха и факторы риска таких проектов, важно соотносить затраты на информационную систему и получаемые преимущества с точки зрения финансовой и организационной перспектив. Уровень таких знаний обеспечит эффективность вложений в информационные технологии и бизнеса в целом.

На основе анализа требований к разрабатываемой на предприятии методике оценки эффективности ИТ-инвестиций можно сделать предположение о предпочтительности использования качественных методик. Их отличительной чертой является использование количественных и качественных показателей, а также ориентация на установление соответствия между задачами конкретного ИТ-проекта и стратегией развития всего предприятия в целом.

Методы оценки эффективности инвестиционных проектов можно классифицировать по ряду признаков. В рамках данной работы наибольший интерес представляет классификация, в соответствии с которой современные методики подразделяют на:

- финансовые (традиционные, количественные);

- вероятностные;

- инструменты качественного анализа.

Достоинство финансовых методов – их база, классическая теория определения экономической эффективности инвестиций. Данные методы используют общепринятые в финансовой сфере критерии (чистая текущая стоимость, внутренняя норма прибыли и др.), что позволяет ИТ-руководителям находить общий язык с финансовыми директорами. Главный недостаток – в ограниченности применения таких методов: они оперируют понятиями притока и оттока денежных средств, требующими конкретики и точности. Определить отток денежных средств (затраты на ИТ-проект) можно по суммам, указанным в договорах с интеграторами и поставщиками. Проблемы возникают при попытке определения притока денежных средств.

Рассмотрим существующие финансовые методики подробнее.

Return оn Investment (ROI)– срок возврата инвестиций

Метод определения срока возврата инвестиций является самым простым, но и самым поверхностным из всех рассматриваемых нами финансовых методов. Уже из названия можно понять, что в рамках данного метода производится расчет срока, в течение которого должны окупиться первоначальные инвестиции. Таким образом, срок окупаемости инвестиций в информационные технологии ставится во главу угла. При всей своей кажущейся простоте метод не лишен объективности, и вот почему. Как мы видим, в наше время развитие информационных технологи происходит весьма быстрыми темпами, что влечет за собой появление все новых и новых инструментов и методик, направленных на поддержание бизнеса со стороны ИТ. Как правило, с появлением новой технологии, предыдущие уже считаются устаревшими, так как не дают конкурентных преимуществ бизнесу. Именно понимая это, топ - менеджеры компаний часто и ставят во главу угла срок окупаемости инвестиций в информационные технологии, осознавая, что необходимо соответствовать времени.

К минусам данного метода можно отнести, помимо поверхностности, разве что отсутствие разделения окупаемости на долгосрочную и краткосрочную, то есть метод не учитывает будущей стоимости денег. В итоге метод, сам по себе, может дать неверное представление об истинном эффекте инвестиций и должен применяться в совокупности с методами приведенного дохода и внутренней нормы доходности.

Total Cost of Ownership (TCO) –cовокупная стоимость владения

Для оценки эффективности инвестиционных проектов, связанных с информационными технологиями, предназначен метод совокупной стоимости владения (TCO), изначально разработанный компанией Gartner Group для расчета стоимости владения компьютером. Основная цель расчета данного показателя - выявление избыточных статей расхода и оценка возможности возврата вложенных инвестиций. Для использования метода TCO требуется серьезный предварительный анализ динамики затрат и их поведения в привязке к видам деятельности.

Показатель совокупной стоимости владения рассчитывается как сумма "видимых" затрат (первоначальные вложения) и "невидимых" (затраты на эксплуатацию и использование технологий), затем сравнивается с рекомендуемыми величинами для данного типа предприятия (крупное, среднее или малое).

Основное внимание в рамках данного метода отводится управлению затратами в целях их сокращения, что не всегда соответствует стратегическим целям предприятия. Кроме того, выявление составляющих совокупной стоимости владения и их количественная оценка в большинстве случаев сопряжены с определенными трудностями.

Методология TCO очень хорошо подходит для подсчета текущих стоимостных параметров, с ее помощью можно достаточно полно проанализировать эффективность выполнения каких-то отдельных функций или набора функций. В сочетании с другими параметрами, применяемыми на практике, она позволяет получить удачную схему учета и контроля расходов на информационные технологии. Однако методология TCO не учитывает риски и не позволяет соотнести технологию со стратегическими целями дальнейшего развития бизнеса и решением задачи повышения конкурентоспособности.

EconomicValueAdded(EVA) – экономическая добавленная стоимость

В основе концепции экономической добавленной стоимости (EVA), разработанной компанией Stern Stewart & Co, лежит постулат о том, что рост стоимости компании напрямую зависит от планируемого развития бизнеса, которое, как правило, обусловлено инвестиционной активностью предприятия. Источниками инвестиций могут выступать как собственные, так и заемные средства.

Любой проект рассматривается с точки зрения добавленной стоимости, т.е. норма возврата на капитал, вложенный в проект, должна быть не меньше аналогичной от альтернативного размещения. В противном случае добавленная стоимость фактически отсутствует и размещение капитала экономически не эффективно.

Показатель EVA можно рассчитать по следующей формуле:

EVA = NOPAT - (WACC x Capital) = (ROIC - WACC)Capital,

где NOPAT - чистая прибыль;

WACC - средневзвешенные затраты на привлечение капитала;

Capital - инвестированный капитал;

ROIC - рентабельность инвестированного капитала.

Аналогично методам ROI модель EVA оценивает не планируемые, а фактические показатели.

Следует подчеркнуть, что для получения корректного значения показателя экономической добавленной стоимости бухгалтерские показатели, используемые в расчетах, должны быть скорректированы в целях устранения возможных искажений, связанных с неравномерностью распределения EVA между различными годами, инфляцией, структурой активов и т.п.

С одной стороны, замещение в рамках данной методики единым показателем ряда конфликтующих между собой измерителей (рост доходов, доля рынка, денежные потоки) является достоинством. Однако, с другой стороны, расчет EVA сложнее, чем расчет ROI, поскольку требует определения средневзвешенной стоимости капитала, что является довольно сложной задачей в случае, если структура капитала предприятия сложная. Кроме того, сосредоточение на одном показателе может затруднить оценку влияния отдельных факторов, обусловивших получение прибыли, и выделение ключевых для бизнеса показателей.

Несмотря на достоинства, для многих информационных служб очень сложно на основе такого метода принять решение, скажем, о покупке нового сервера без проведения промежуточных расчетов. Поэтому компании гораздо более комфортно чувствуют себя, отводя методологии EVA роль лишь одного из показателей, который применяется наряду с другими методологиями оценки.

NetPresentValue(NPV)– чистая приведённая стоимость

Наибольшее распространение благодаря простоте расчетов и, как следствие, скорости получения результатов получил метод чистого приведенного (дисконтированного) дохода (NPV). Данный метод используется для прогнозной оценки, соответственно, является в большей степени стратегическим инструментом, нежели операционным.

Чистый дисконтированный доход определяется по классической формуле дисконтирования:

CF

n t

NPV = SUM -------------,

t=0 t

(1 + альфа )

t

где CF - ожидаемый приток или отток денежных средств за период t;

t

альфа - цена капитала проекта в этот период.

t

Сравнительный анализ сумм первоначальных вложений ожидаемого размера входящих денежных потоков в течение определенных периодов времени и определенной финансовой политикой компании внутренней стоимости собственного либо привлеченного капитала позволяет установить наличие прибыльности произведенных вложений.

Если NPV > 0, считают, что проект приносит доход и может быть принят к рассмотрению, если NPV < 0, проект отвергается.

Метод расчета чистого приведенного дохода позволяет принять единственное решение в самом начале процесса инвестиционного проектирования на основе прогнозных данных. Соответственно, одним из существенных недостатков данной методики является недостаточная гибкость, особенно ярко проявляющаяся в условиях неопределенности.

Кроме того, данный метод не предполагает анализ рисков инвестиционного проекта, соответственно, сравнивать с его помощью проекты, характеризующиеся различным уровнем риска, бессмысленно.

Метод чистого приведенного дохода не предполагает введения ограничений по сроку жизни проекта, т.е. позволяет наиболее полно оценить отдачу от вложенных средств. В то же время из формулы для расчета NPV видно, что на длительных промежутках времени недооцениваются длительные и неопределенные проекты.

Рассмотрев основные финансовые методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов, можно сделать вывод о том, что их главным недостатком является ограниченность применения. Большая часть традиционных методик оперирует понятиями притока и оттока денежных средств, требующими конкретики и точности. Определение оттока денежных средств - понесенных затрат - как правило, трудностей не вызывает, поскольку подтверждается соответствующими документами, однако определение притока денежных средств часто является затруднительным.

Далее идут вероятностные методы. Достоинством вероятностных методов является возможность оценки вероятности возникновения риска и появления новых возможностей (например, повышение конкурентоспособности продукции, снижение рисков своевременного и качественного выполнения проекта и т.п.).

Real Options Valuation (ROV) – справедливая цена опционов

Метод справедливой цены опционов, базирующийся на основе удостоенной Нобелевской премии модели оценки опционов Блэка-Шоулза, направлен на определение количественных параметров гибкости или, иными словами, возможности управления рисками. Данная технология позволяет оценить эффективность аренды, слияния, покупки и производства. Ее часто используют в качестве альтернативы стандартным процедурам составления бюджета и плана капиталовложений (в нашем случае – инвестиций) в условиях неопределенного состояния рынка и экономики (как в сфере информационных технологий), когда на передний план выступают параметры гибкости. Большинство компаний используют метод справедливой цены опционов в качестве одного из элементов построения привычной всем системы финансовых показателей и показателей эффективности, в том числе и системы сбалансированных показателей.

Applied Information Economics (AIE) – прикладная информационная экономика

Метод прикладной информационной экономики, пожалуй, самый простой и одновременно саамы трудоемкий из всех рассматриваемых. Суть метода проще всего проиллюстрировать на практическом примере. Например, при проекте автоматизации доступа к информации мы должны задать последовательно следующие вопросы и сделать следующие выводы:

- «Позволяет ли более удобный доступ к информации принимать решение быстрее?»;

- «Если Ваш сотрудник ответит на запрос клиента в течение более короткого промежутка времени, приведет ли это к увеличению вероятности заключения сделки?»;

- «На сколько процентов, по-вашему, повысится данная вероятность?».

И после получения данного ответа на последний вопрос произвести финансовый расчет.

Недостатком данного метода является высокая трудоемкость выполнения действий а, соответственно, и стоимость применения метода для Компании, ведь по одному из постулатов затраты на осуществление, какого либо действия не должны превосходить результаты от этого действия.

Далее рассмотрим качественные методы.

Достоинством качественных методов является реализованная в них попытка дополнить количественные расчеты качественными оценками. Они могут помочь оценить все явные и неявные факторы эффективности ИТ-проектов и увязать их с общей стратегией предприятия. Данная группа методов позволяет специалистам самостоятельно выбирать наиболее важные для них характеристики ИТ (в зависимости от специфики продукции и деятельности предприятия), устанавливать между ними соотношения, например, с помощью коэффициентов значимости.

Весомым аргументом в пользу применения качественных методов является и то, что решение о начале комплексных ИТ-проектов на крупных промышленных предприятиях в большей степени является политическим и подчиняется стратегическим планам развития (например, разработка нового продуктового ряда), нежели цели скорейшего получения финансовой выгоды.

Основной недостаток таких методов заключается в том, что для их эффективного применения предприятию необходимо самостоятельно разработать собственную детальную систему показателей и внедрить ее во всех подразделениях по всей цепочке создания дополнительной стоимости. Другой слабой стороной является фактор влияния субъективного мнения на выбор системы показателей. Поэтому к специалистам, занятым разработкой системы показателей, предъявляются особые требования: они должны обладать большим опытом работы в сфере ИТ и высоким уровнем знаний в области инновационного менеджмента.

К инструментам качественного анализа, относятся следующие методы:

Balanced Scorecard (BSC) – сбалансированная система показателей

Система разработанная Р. Капланом и Д. Нортоном, предназначена для выявления прямых связей между бизнес-стратегией и финансовыми показателями. В рамках данного подхода традиционные финансовые показатели предприятия "балансируются" с помощью количественной оценки трех видов деятельности: работа с заказчиками, оперативность и способность организации к обучению и совершенствованию.

Для эффективного использования метода сбалансированной оценочной ведомости необходимо определить причинно-следственную связь между финансовыми показателями и стратегией предприятия, а также проанализировать внутренние процессы, происходящие на нем.

Преимущество BSC состоит в том, что организация, внедрившая эту систему, получает в результате «систему координат» действий в соответствии со стратегией на любых уровнях управления и связывают функциональные различные области, как, например, управление персоналом, финансы, информационные технологии и т.п. Неверно рассматривать BSC односторонне, с позиции какой-либо функциональной области. Такие попытки делают крайне затруднительным успех применения и дискредитируют концепцию.

Согласно позиции авторов-разработчиков системы, BSC это:

- новая система управления компанией;

- механизм реализации стратегии и её корректировки;

- инструмент перевода стратегии в плоскость конкретных целей, показателей и задач;

- надежный инструмент контроля показателей будущего;

- система мотивации персонала;

- система обратной связи, обучения и постоянного развития.

Information Economics (IE) – информационная экономика

Метод информационной экономики ориентирован на объективную оценку портфеля инвестиционных проектов и предусматривает направление ресурсов туда, где они приносят наибольшую выгоду. Идея заключается в том, чтобы заставить информационную службу и бизнес-менеджеров расставить приоритеты и представить более объективные заключения о стратегической ценности отдельных проектов для бизнеса для дальнейшего направления инвестиций по самым важным для бизнеса направлениям/

Руководителям отделов информационных технологий и бизнес-менеджерам в рамках применения данного метода необходимо составить список из десяти (или более в зависимости от специфики деятельности Компании) главных факторов, влияющих на процесс принятия решения, и оценить относительную значимость и риск каждого из них для бизнеса. Таким образом, получившиеся значимость и риски будут являться, соответственно, плюсами и минусами проектов. Для каждой отдельно взятой Компании факторы будут персонифицированными, причем они могут добавляться, удаляться или изменяться по мере смены приоритетов. В результате получается полный относительный рейтинг каждого инвестиционного проекта в портфеле информационной службы. Метод информационная экономика – один из самых быстрых способов определения приоритетов и сопоставления инвестиций в информационные технологии с бизнес-стратегией Компании, что определяет его широкую распространенность.

На основании всего вышесказанного можно сделать достаточно простой вывод. Абсолютно все методы определения экономической эффективности имеют определенные недостатки, поэтому использования одного из методов может, как не дать результата вовсе, так и, дав какой-либо результат, привести к ошибочным управленческим решениям. Таким образом, очевидна необходимость использования комплекса методов/

В заключение хочется отметить, что вероятность возникновения эффекта от применения информационных систем резко повышается, если у менеджмента предприятия уже есть заинтересованность в использовании информационных технологий - и неважно для решения каких-либо конкретных задач, например, оптимизации работы склада, или общих задач повышения эффективности бизнеса, - главное, что это понимание существует. Идеальный вариант, когда планы по использованию ИТ встроены в комплекс стратегических мероприятий компании, направлены, наряду с другого рода мероприятиями (например, мероприятиями по замене технологического оборудования, внедрения системы менеджмента качества, повышения маркетинговой активности и т.д.), на достижение стратегических целей компании. В сумме это всегда дает положительный эффект, в отличие от инвестиций в информационные технологии.

Список литературы:

1. Костюхин Д. Методы оценки инвестиций в ИТ: блеск и нищета... / Д. Костюхин, А. Бордачев // http://www.connect.ru/article.asp?id=5466.

2. Красноперов К. Оценка эффективности ИТ-инвестиций / К. Красноперов // Открытые системы. 2003. N 6 // http://www.masters.donntu.edu.ua/2012/fknt/bogdanova/library/article4.htm.

3. Мейор Т. Как оценить преимущества ИТ / Т. Мейор // Директор ИС. 2001. N 01 // www.iteam.ru/publications/it/section_53/article_1832.

4. Левкина Н. Современные методы оценки эффективности инвестиций в объекты интеллектуальной собственности / Н. Левкина // «Экономический анализ: теория и практика», 2009, N 16 // http://www.lawmix.ru/bux/27180.

5. Цыгалов Ю. Как оценить преимущества ИТ / Ю. Цыгалов // 14.09.2004.// http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=68331.

Просмотров работы: 5619