Ключевые слова: онкогенез, апоптоз, каспазы, маркеры.
Summary. The article presents a review of the references on the problem of early diagnosis of cancer using a variety of test systems. It is hypothesized that the level of cysteine-dependent asprartat specific proteases in the blood serum may be an early diagnostic of tumorigenesis.
Keywords: oncogenesis, apoptosis, caspase, markers.
Онкологические заболевания являются одной из глобальных проблем современной клинической медицины. Проблемы борьбы со злокачественными новообразованиями, несмотря на многочисленные фундаментальные и клинические исследования, остаются актуальными. По литературным данным прогнозируется, что к 2020 году число раковых больных возрастет до 16 млн. человек.
В Республике Саха (Якутия) онкологическая ситуация остается более напряженной, чем в других регионах Российской Федерации и требует принятия решений, направленных на стабилизацию онкологической ситуации в регионе. Актуальность проблемы обусловлена высокой частотой смертности. По данным организационно методического отдела Якутского республиканского онкологического диспансера (ЯРОД) за 2010 г. зарегистрировано 1227 случаев смерти от злокачественных новообразований при общем количестве впервые взятых на учет-1905 человек. В структуре смертности преобладает рак легкого, рак желудка, рак пищевода [2].
Молекулярные процессы, лежащие в основе развития злокачественных новообразований активно исследуются [5]. Разрабатываются различные тест-системы по ранней диагностике рака, одним из которых являются опухолевые маркеры. На сегодняшний день обнаружено и применяется в практике большое количество маркеров рака в зависимости от того, какой орган поражен злокачественной опухолью. Одна из задач, решаемых при использовании онкомаркеров - это возможность, в комбинации с другими диагностическими методами, ранней дифференциальной диагностики опухоли. К сожалению, до сих пор не охарактеризован ни один опухолевый маркер, обладающий 100% специфичностью по отношению к какому-либо органу[3]. Таким образом, диагностические методы являются недостаточно информативными и не позволяют своевременно выявить больных на ранних этапах онкогенеза, что видно из анализа распределения вновь выявленных больных по стадиям опухолевого процесса за 2006-2010 гг. по данным ЯРОД, где наибольший удельный вес приходится на III-IV (24,4% и 35,4 соответственно).
Механизм развития опухолевого клона остается недостаточно изученной. Предполагается, что большинство злокачественных опухолей состоит из моноклональных клеток, т.е. развивается вследствие накопления в функционально важных генах одной клетки количества мутаций, достаточного для безудержной ее пролиферации. Все злокачественные опухоли развиваются в результате мутации генов, регулирующих рост клеток [4]. Важным моментом элиминации мутантных клеток является результат слаженной работы белков-супрессоров и цитохрома С, регулирующих апоптоз.
Апоптоз или программированная гибель клетки - это механизм, запускающий суицидальную гибель клетки посредством соответствующих триггерных сигналов с одновременным уменьшением количества сигналов, обеспечивающих ее выживание. Апоптоз запускается по различным причинам: либо в том случае, когда клетка не должна работать в организме человека, либо когда она становится опасной для здоровья организма человека. Ингибирование или инициация процесса апоптоза может приводить к развитию различных заболеваний, в том числе онкологических[4].
Важную роль в развитии апоптоза играют каспазы, или цистеин зависимые аспартат-специфичные протеазы. У человека идентифицировано около 14 каспаз. Каспазы определяют два основных направления развития событий на уровне клетки при апоптозе: первое направление связано с активацией FAS-рецептора (CD 95) и TNF-рецептора 1 типа, что приводит к привлечению и олигомеризации адаптерных белков, преимущественно прокаспазы-8; второе направление связано с высвобождением цитохрома С из митохондрий в цитоплазму после формирования каспазо-9 активирующего комплекса.
Также заслуживают пристального внимания гены, продукты которых принимают участие в апоптотическом ответе клетки на повреждение ДНК. В норме, когда изменения в химической структуре ДНК не могут быть устранены системой репарации, запускается программа клеточного суицида - апоптоза. Однако интенсивность этих процессов может колебаться в достаточно широком диапазоне, что во многом определяется генетической конституцией индивидуума. Таким образом, пониженная эффективность работы апоптотических каскадов может привести к накоплению в организме клеток, содержащих мутации в онкогенах или генах-супрессорах, что, безусловно, сопряжено с увеличением индивидуального онкологического риска. В пользу высказанного предположения свидетельствуют результаты некоторых фенотипических исследований, продемонстрировавших связь между сниженной способностью к апоптозу и повышенным онкологическим риском [1]
Таким образом, обзор имеющейся научной литературы указывает на существующую проблему, связанную с отсутствием достоверной скрининговой диагностики злокачественных новообразований. Предполагается, что каспазо-связанный механизм апоптоза является инициатором онкогенеза, что требует дальнейшего детального изучения этой проблемы. Результаты исследования могут быть использованы в клинической онкологии как ранние маркеры опухолевого процесса.
Литература:
Джеральд М Фаллер, Деннис Шилдс. Молекулярная биология клетки (руководство для врачей). М. Бином-Пресс 2006. с.134-135.
Иванов П.М., Томский М.И., Иванова В.Г. Состояние онкологической помощи населению Якутии в начале третьего тысячелетия. Якутск. Сфера. 2013 г. с. 12-17.
Кэссиди Джим, Биссет Дональд Справочник по онкологии. М. «ГЭОТАР-Медиа». 2010 г. с. 17-26.
Сарвилина И.В., Каркищенко В.Н., Горшкова Ю.В., Междисциплинарные исследования в медицине. М. Техносфера. 2007 г. с. 139-145.
Соухами Р., Тобайас Дж. Рак и его лечение. М. БИНОМ. 2012 г., с. 28-37