ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

Баклашкина Е.В. 1, Чернякова М.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Индустрия туризма, как неоднократно отмечали ведущие исследователи-туризмологи (Кусков А. С., Биржаков М. Б., Ильина Е. Н. и др.) – одна из самых динамично развивающихся отраслей современной экономики. В немалой степени это связано с сокращением доли материального производства в развитых странах и развитием сферы услуг, что обусловлено, в свою очередь, усилением роли научных знаний и возрастающим влиянием технологических изменений.

Как и в материальном производстве, инновации в туризме, продуцируемые «изобретателями»-предпринимателями, ведут к росту производительности вовлекаемых ресурсов и сокращению издержек, возникающих при разработке и реализации турпродукта.

Главный фактор, побуждающий фирмы и компании, работающие на туристском рынке, к непрерывному поиску, разработке и внедрению новшеств – ужесточающаяся конкуренция. В самом деле, только туроператоров, работающих сейчас в Российской Федерации, более четырёх с половиной тысяч (согласно Единому федеральному реестру туроператоров). Туристических агентств, по данным на июль 2013 г. и того больше – свыше 15000. И хотя формально закон десяти тысяч пока соблюдается (на 143 миллиона россиян – 15 тысяч турагентств), наблюдается тенденция оттока клиентов из офиса турагентств и переход их на самостоятельный поиск и покупку туров. Это связано с тоже некогда инновационным, а теперь обыденным явлением онлайн-торговли, взаимодействие с которой освоили уже все по4ти все слои населения нашей страны.

Таким образом, только своевременное выведение на рынок инновационных турпродуктов, использование инновационного подхода к продаже турпродукта может позволить турпредприятию первенствовать в конкурентной борьбе, обеспечивать сильные стратегические позиции на рынке. Успешной стратегией является та, которая предполагает определенную долю нововведений, использует технологические ресурсы всей фирмы и новые научные знания, позволяющие создавать новые конкурентные преимущества.

Основные достижения инновационного процесса в туризме можно разбить на девять групп:

  • новый и улучшенный продукт или процесс обслуживания (усовершенствования) могут быть измерены качеством, сокращением материальных затрат и т. д.;

  • новое применение старых объектов. Для показа туристам часто используют различные объекты, первоначально созданные для иных целей, что приносит немалый доход;

  • замена туристского продукта в целях использования имеющихся средств производства и обслуживания;

  • патенты, дающие конкурентные преимущества;

  • другие лицензии, ноу-хау;

  • чистый доход от внедрения инновации;

  • повышение квалификации менеджеров и персонала;

  • выгодное распоряжение побочными продуктами. Так, на Мальдивских островах, например, места для купания подвергаются регулярной очистке от раковин и кораллов, которые в свою очередь пользуются высоким спросом у туристов в качестве сувениров, принося доходы стране;

  • ценная информация для продвижения и применения продукта.

Если воспользоваться определением, данным Б. К. Лисиным в статье «Социология инноватики» [1], то можно понять, что инновационная культура – это область общекультурного процесса, характеризующая степень восприимчивости личностью, группой, обществом различных новшеств в диапазоне от толерантного отношения до готовности и способности к превращению их в инновации. Туризм, как мы уже отмечали, чрезвычайно быстро развивающаяся и активно продуцирующая и принимающая инновации, то есть уровень инновационной культуры в данной сфере экономики достаточно высок.

Каковы же формы проявления этой восприимчивости к инновациям в туризме? Как известно, индустрию современного туризма составляет огромное количество предприятий самой разной направленности – от круизных компаний до сувенирной лавки. И каждое из них, в меру своих возможностей, стремится предложить туристам что-то новое, оригинальное, инновационное. Вот, например, возможные варианты использования инновационных решений в деятельности гостиниц: электронные системы управления отелем; современные системы безопасности; новые архитектурные, дизайнерские, организационные решения; новые способы продвижение гостиничного продукта; новые формы управления гостиницами (цепи, франчайзинг, управляющие компании и пр.); инновационное оснащение номеров; инновации в обслуживании гостей; ориентация на экологичность.

Так, многие независимые высококлассные отели используют разнообразные интересные приемы по «привязке» клиентов: приветственные коктейли, корзину с фруктами, бутылку шампанского в номер («Националь», «Аэростар»), а также специальную программу по встрече VIP-клиентов, включающую подарок и приветственное письмо, дополнительный набор бесплатных услуг.

Возможны различные варианты взаимодействия гостиничного хозяйства с предприятиями досуга и развлечений, медицинского и другого профиля. Гостиницы, получив лицензию на право оказывать медицинские услуги, могут функционировать как пансионаты с лечением. Как правило, вблизи от таких гостиниц находятся либо поликлиники, либо санатории, на чьих базах и осуществляется профилактика или лечение различных заболеваний. В объединениях гостиниц с медицинскими учреждениями есть целый ряд позитивных моментов. Гостиница расширяет спектр оказываемых услуг, что способствует укреплению ее конкурентоспособности на рынке. Для потребителя такие инновации также выгодны, поскольку он может получить комплекс различных медицинских услуг, от консультаций врача до исполнения врачебных предписаний с трансфером к лечебному подразделению, либо вызовом врача в номер. Так, например, отель «Сочи Бриз» (бывший «Кавказ») расширил спектр услуг, открыв «Сочи Бриз Пансионат», который предлагает современную диагностику и разнопрофильное лечение. Все врачебные предписания осуществляются на базе санаторно-курортных комплексов «Светлана» и «Москва». Как следствие, «Сочи Бриз Пансионат», созданный на базе отеля, заметно увеличил число туристов, особенно в межсезонье.

Глобальность инновационных изменений, возрастающая наукоемкость капитальных вложений привели к расширению масштабов инновационной деятельности и новому качеству управления в туристском секторе экономики. Управление инновационными процессами приобретает стратегический характер и становится основой управления развитием фирм, компаний, корпораций, отрасли в целом. Следовательно, организация инноваций как непрерывного процесса адаптации к изменяющимся условиям бизнеса в туристском секторе экономике будет эффективной при следующих условиях:

  • выгоды от использования новшеств можно извлечь в полной мере только при наилучшем выборе комбинации технологий, продуктов и организаций, позволяющей адекватно реагировать на изменения рынка;

  • организации должны адаптироваться к изменениям рынка, полагаясь не на иерархическое планирование, а на решения, распределенные во времени, придающие им гибкость и устойчивость;

  • знание динамики инновационных процессов позволяет успешно воздействовать на параметры жизненного инновационного цикла, изменяя оргструктуры и методы управления.

В целом инновации в туриндустрии больше не рассматриваются как просто желательные. Своевременное реагирование на новые технологические изменения на предприятиях гостеприимства, индустрии развлечения, туристских услуг, а также в смежных областях деятельности, способность к созданию новых методов работы и совершенствованию результатов.

Литература

  1. Лисин Б. К. Социология инноватики [Электронный ресурс]. – URL : http://transfer.eltech.ru/innov/archive.nsf/0d592545e5d69ff3c32568fe00319ec1/c019257aefe127dac32577dc00493038?OpenDocument.

  2. Новиков В. С. Инновации в туризме. – М. : «Академия», 2008. – 208 с.

Просмотров работы: 1316