ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ: ОТ ОЦЕНКИ К РЕАЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ: ОТ ОЦЕНКИ К РЕАЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Несмелова К.О. 1, Рябова С.Г. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Туризм как динамично развивающаяся и высокодоходная отрасль хозяйства имеет огромное значение в развитии регионов, способствует созданию дополнительных рабочих мест и сохранению природных и культурных ценностей регионов. В настоящее время в условиях положительного изменения социально-экономической ситуации в Республике Мордовия туризм может стать весомым фактором, поддерживающим процессы дальнейшего социально-экономического развития, обеспечивая приток денежных средств, создавая рабочие места, стимулируя производство товаров, улучшая инфраструктуру и коммуникации, внося реальный вклад в улучшение платежного баланса региона. Особое значение туризма в формировании валового регионального продукта Мордовии заметно возрастает на фоне отсутствия в республике значимых запасов минеральных, топливных и иных ресурсов.

Сегодня республика стоит перед серьезной задачей – необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования туристского потенциала. Если не заниматься решением этой задачи уже сегодня, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы.

На тер­ритории Республики Мордовия находятся множество привлекательных в туристском плане объектов, но туристский бизнес развит слабо. Основа туристского потенциала Мордовии заключается в следующем:

– расположение в центре главной зоны расселения России (расстояние от Саранска до Москвы – 640 км, до Нижнего Новгорода – 330 км, до Казани – 400 км, до Самары – 460 км);

– хорошая транспортная доступность и транзитное положение региона (автомобильные дороги: трасса М5 Москва – Челябинск, Москва – Ульяновск, Нижний Новгород – Пенза; развитое железнодорожное сообщение практически со всеми регионами страны; аэропорт в г. Саранск); мягкий умеренно-континентальный климат с четкой выраженностью сезонов года;

– значительное природное разнообразие, обусловленное пограничным положением региона между лесной и лесостепной природными зонами, а также наличием более ста особо охраняемых природных территорий;

– высокие темпы развития спорта, а также проведение крупных национальных праздников и фестивалей, деловых мероприятий как основа спортивного, событийного и делового туризма;

– большое количество объектов религиозно-паломнического и этнического туризма; широкая музейная сеть республики, наличие прочих объектов показа (архитектурные, исторические, археологические памятники и т.д.);

– объекты санаторно-курортной инфраструктуры, созданные на основе имеющихся в республике различных лечебных факторов; наличие потенциальных брендов, способных привлечь внимание туристов (к которым можно отнести имена С.Д. Эрьзи, Ф.Ф. Ушакова и другие, а также статус Мордовии как признанного центра финно-угорских народов России, значимого спортивного региона, узнаваемого паломнического центра)1.

Виды и основные объекты туристического комплекса Республики Мордовии представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Виды и основные объекты туристического комплекса

Республики Мордовии

В настоящее время в Республике Мордовия созданы определенные условия для развития делового, познавательного, спортивного, экологического, сельского (агротуризма), религиозного и паломнического туризма. В 2012 г. республику посетили более 80 тыс. туристов. Особым спросом пользуются такие направления как санаторно-курортный туризм (18,8 тыс. чел.) и профессионально-деловой (31,1 тыс. чел.).

В последние годы все более активно на территории республики развивается экотуризм, предусматривающий организацию тематических ознакомительных туров с посещением национальных заповедников. Одним из главных объектов экотуризма, является охраняе­мая природная территория Мордовского государствен­ного национального парка «Смольный», образованного в 1995 г. При его посе­щении туристам предлагается заранее разработанный эколого-туристский мар­шрут. При этом туристы посещают местообитания редких видов растений и животных, разнообразные биогеоценозы, родники и т.д.

В настоящее время в регионе реализуются проекты по созданию горнолыжных комплексов, модернизации баз отдыха и т.д. Так же, как у жителей республики и гостей приезжающих из других регионов популярностью пользуются санатории «Мокша», «Алатырь» и др. Развитие данных видов туризма будет зависеть от специализированной инфраструктуры (гостиничных комплексов, сектора развлечений, сектора общественного питания и т.д.), общей инфраструктуры (усиление транспортной доступности новых зон отдыха и рекреации), продвижения предложений мордовских санаториев и баз отдыха на макрорегиональном рынке туристических услуг (таблица 1).

Таблица 1 – Санаторно-курортные организации в Республике Мордовия

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха - всего

17

17

17

17

20

в них коек (мест)

2760

2740

2571

2478

3243

в том числе:

– санатории для взрослых

6

6

5

4

4

в них мест

1167

1167

983

767

767

Окончание таблицы 1

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

– детские санатории

3

3

3

4

3

в них мест

370

370

370

514

370

– санатории-профилактории

3

3

3

3

3

в них мест

186

186

186

188

188

– дома отдыха

1

1

1

1

1

в них мест

183

183

183

183

183

– базы отдыха, турбазы

4

4

5

5

9

в них мест

854

834

849

826

1735

Данные таблицы 1 показывают, что в 2012 году количество баз отдыха и турбаз в регионе, увеличилось почти вдвое. Это говорит о том, что они пользуются большой популярностью среди жителей Мордовии и гостей, так как в санато­риях и базах отдыха, расположенных в экологически чистых местах, рядом с лесными массивами, отдыха­ющим предоставляется самый широкий спектр оздоровительных услуг.

Конечно же, собираясь в туристическую поездку, большинство отдыхающих заранее планируют не только время, но и место отдыха. Решить большинство проблем и разобраться в бурном потоке информации помогают туристические фирмы (они забронируют места в гостиницах и отелях, предложат наиболее оптимальный вариант авиа перелета или поезди другим видом транспорта, и решат множество других проблем). С сожалением приходиться констатировать, что уровень развития внутреннего туризма по-прежнему остается достаточно низким, и мы уступаем даже нашим соседям, как по качественным, так и по количественным характеристикам [1].

Функционирование и развитие туристского комплекса Республики Мордовия определяется множеством факторов:

– наличием туристских ресурсов территории;

– экономической эффективностью туристской деятельности;

– платежеспособностью местного населения и приезжающих туристов по различным турмаршрутам;

– доступностью и инфраструктурной обеспеченностью объектов и ресурсов туристского показа;

– уровнем государственной поддержки регионального туристского комплекса;

– информационным продвижением туристских продуктов на региональном, национальном и международном уровнях;

– нормативно-правовой базой развития туризма в регионе и т.д.

Размеры организованного туризма (то есть путешествия лиц, воспользовавшихся услугами туристских фирм-туроператоров, турагентов и др.) отражают данные о деятельности туристских фирм, которые являются одной из основных составляющих туристской индустрии. На начало 2013 г. в Республике Мордовия действовала 21 туристская фирма, 19 из них – с частной формой собственности. Девятнадцать турфирм республики занималась продвижением и продажей туров (турагенты), две – формированием туров (туроператоры). Это туристические фирмы как: 1001 тур, Fox travel, Pegas Touristic, Prizma-travel, Sunlife, АвиаТранс Мордовия, Азбука туризма, Бон-вояж, Вэлл, Вокруг света, Времена года – салон путешествий, География, Глобус, Горячие туры, Гранд-тур, Дефо-тур, Интурист, Капитан-Тур, Краски Мира, Мордовия, Нефертити, Отпуск, Парус, Радос-тур, Регион-М, Робинзон, Руссо Туристо, САКВОЯЖ, Юнион и др.

Специфика услуг туроператоров заключается в подборе и комбинировании основных и дополнительных туристских услуг, их предварительном планировании и стандартизации, то есть формировании программного пакета услуг по единой цене, в совокупности своей образующих тур, который туроператор продаёт через посредников (турагентов) или напрямую клиентам. Турагенты являются посредниками на рынке туристских услуг, покупая у туроператоров разработанные ими туры и продавая их непосредственно населению. Несмотря на то, что туристский потенциал республики Мордовия характеризуется наличием большого числа туристских объектов, туристический бизнес развит достаточно слабо (таблица 2).

Таблица 2 – Основные показатели деятельности туристских фирм в Республике Мордовия

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Число туристских фирм (на конец года) – всего

12

14

18

22

21

в том числе занимались:

         

туроператорской деятельностью

-

-

1

1

1

турагентской деятельностью

12

14

17

21

20

Средняя численность работников (включая внешних совместителей и работников несписочного состава), человек

113

129

121

151

131

Число реализованных населению турпакетов – всего

8298

7502

10294

10179

11331

из них гражданам России:

         

по территории России

3434

2732

3410

3486

3087

по зарубежным странам

4864

4770

6884

6693

8244

Стоимость реализованных населению турпакетов – всего, млн. р.

338,7

289,8

441,5

510,6

591,8

из них гражданам России:

         

по территории России

119,1

105,4

98,2

115,6

111,5

по зарубежным странам

219,5

184,4

343,3

395,0

480,3

Число обслуженных туристов – всего, человек

12099

12531

17926

20545

26747

в том числе по странам:

         

Россия

4336

3634

4173

5501

5557

страны СНГ

149

358

640

368

594

страны Европы

1835

1605

2611

4045

5383

страны Азии

4163

4274

5504

5887

8803

страны Африки

1580

2575

4416

4416

615

другие страны

31

69

54

216

173

комплексные туры

5

16

528

112

42

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что в 2012 г. услугами турфирм воспользовались 26747 туристов, которым был продан 11331 турпакет на общую сумму 591,8 млн. рублей. Гражданам России было продано 3087 турпакетов по территории России и 8244 – по зарубежным странам. Средняя стоимость одного турпакета в 2012 г. составила 52,2 тыс. рублей, при этом стоимость турпакета по территории России в среднем составила 36,1 тыс. рублей, по зарубежным странам – 58,3 тыс. рублей. Отдых на территории Республики Мордовия предпочли 1176 человек. Среди других регионов России самыми посещаемыми в 2012 г. были Краснодарский край, Кабардино-Балкарская Республика, г. Санкт-Петербург.

Среднегодовая численность работников турфирм в 2012 г. составила 131 человек (включая внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера). Из общего числа персонала турфирм, 67,9 % составляют женщины, 35,9 % – лица до 30 лет. Почти половина (49,6 %) персонала турфирм – менеджеры.

Для турфирм Республики Мордовия доминирующим является выездной туризм (туры по зарубежным странам, проданные гражданам России). География международного туризма отличается широкой представительностью стран и охватывает все континенты. На пике популярности для отдыха за границей у жителей нашей республики остаются курорты Египта и Турции с их высоким уровнем обслуживания. В 2012 г. почти каждый четвертый турист выехавший за рубеж, побывал в этих странах. Население в возрасте 18-25 лет является самым активным 25 %, и в основном посещают курорты Турции, Тунис, Кипр, Таиланд, ОАЭ и другие страны. Вместе с тем на сегодняшний день культурно-познавательный туризм интересует, лишь 10 % населения.

Несмотря на ежегодное увеличение спроса населе­ния на туристские услуги, не вся деятельность турагентств направлена на вы­ездной туризм, хотя Мордовия имеет значительный потенциал к развитию туристской деятельности и сувенирной промышленности. Понятно, что туризм никогда не станет локомотивом развития экономики республики, но он может быть значимым для развития определенного муниципального образования (например, соответствующая программа уже принята в Рузаевском муниципальном районе) или группы муници­пальных образований.

Значимыми элементами туристской индустрии являютсяколлективные средства размещения – гостиницы и аналогичные средства размещения (мотели, пансионаты, общежития для приезжих и др.) и специализированные средства размещения (санаторно-курортные организации, организации отдыха, турбазы и др.). В 2012 г. в республике насчитывалось 27 коллективных средств размещения, единовременной вместимостью – 1548 мест, коэффициент использования гостиничного фонда снизился до 0,26 %, (в 2008 г. – 0,33 %) (таблица 3).

Таблица 3 – Гостиницы и аналогичные средства размещения в республике

Годы

Число организаций

Их единовременная вместимость, мест

Коэффициент использования

гостиничного фонда (наличных мест), в процентах

       

2008

28

1540

0,33

2009

25

1428

0,28

2010

25

1400

0,32

2011

28

1499

0,29

2012

27

1548

0,26

По данным Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия в 2012 г. объем платных туристских услуг населению составил – 382,5 млн. рублей, что на 77 % больше чем в 2008 г. (215,9 млн. р.) (таблица 4) [3].

Таблица 4 – Объем платных услуг населению и индексы физического

объема платных услуг населению (в сопоставимых ценах)

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Объем платных услуг населению, млн. р.:

туристские

215,9

229,4

297,8

369,6

382,5

гостиницы и аналогичные

средства размещения

92,0

102,6

105,3

180,9

207,1

санаторно-оздоровительные

70,0

72,4

85,7

102,6

131,9

Оборот общественного

питания, млн. р.

1452,1

1515,9

1719,1

1859,2

2121,4

Индексы физического объема платных услуг населению (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году:

туристские

117,9

95,0

124,9

115,5

99,7

гостиницы и аналогичные

средства размещения

94,7

96,2

101,5

162,3

105,7

санаторно-оздоровительные

173,1

92,3

112,5

109,5

120,6

Окончание таблицы 4

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Индекс физического объема

оборота общественного питания

(в сопоставимых ценах),

в процентах к предыдущему

году

115,2

95,8

106,5

99,8

113,0

Индексы потребительских цен на услуги (декабрь к декабрю

предыдущего года; в процентах):

экскурсионные услуги

127,3

105,9

121,5

103,4

108,7

проживание в гостинице

111,6

102,8

94,4

127,1

102,8

санаторно-оздоровительные

услуги

119,4

110,9

110,6

104,8

104,9

общественное питание

122,8

99,7

113,5

100,2

105,6

услуги в сфере зарубежного

туризма

126,7

107,0

98,1

99,7

103,3

Сложившаяся в Республике Мордовия ситуация в сфере туризма показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по развитию туристского комплекса не оказывает значительного влияния на позитивные изменения в отрасли. Поступательное увеличение внутреннего туристского потока сегодня является следствием увеличения спроса на услуги туризма в целом и не является показателем динамичного развития туризма в регионе. На фоне незначительного увеличения внутреннего и въездного потоков происходит усугубление существующих в отрасли проблем:

– недостаточное качество туристских услуг, оказываемых населению;

– низкая конкурентоспособность туристского продукта Мордовии по отношению к соседним регионам;

– значительное преобладание выездного туризма над внутренним и въездным, в результате чего образуется отрицательный вклад в платёжный баланс Мордовии;

– малые поступления от туризма в бюджеты;

– отсутствие потенциальных инвесторов, готовых вкладывать средства в экономику региона;

– незначительный вклад туристского комплекса республики в развитие инфраструктуры и отраслей, сопряжённых с туризмом.

Поэтому в целях дальнейшего развития сферы туризма в республике реализуется республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия 2013–2018 гг.». По расчетам разработчиков программы к 2018 г. численность обслуживаемых в санаторно-курортных организациях, организациях отдыха и на туристских базах увеличится на 25,5%, а объем платных услуг в сфере культуры, туризма и отдыха увеличится вдвое. На реализацию программы планируется выделить – 13449045 тыс. р., причем финансирование будет осуществляться не только из федерального и регионального бюджетов, но и за счет внебюджетных источников (таблица 5). Стоит также отметить, что в силу своей географической близости и сложившихся экономических, культурных связей Республика Мордовия способна кратно увеличить количество экскурсионных, а также туристских прибытий из других регионов, как в формате «туров выходного дня», так и с более длительным сроком пребывания.

Таблица 5 – Динамика прогнозных показателей, характеризующих развитие туризма в Республике Мордовия и объема выделенных средств на

реализацию программы *

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г

2018 г.

Численность обслуживаемых в санаторно-курортных организациях, организациях отдыха и на туристских базах, тыс. чел.

27,5

29,0

31,5

33,0

34,5

Объем платных услуг в сфере культуры, туризма и отдыха, млн. рублей

1 498

1 798

2 157

3 589

3 107

Численность лиц, размещенных в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, тыс. чел.

109

117

125

133

141

Количество предоставленных гостиницами ночевок за год, тыс.

207

221

235

249

263

Источники и объемы финансирования, тыс. рублей

Бюджет Республики Мордовия

596 910

819055

723915

522441

128860

Федеральный бюджет

570 250

722375

685250

487788

166250

Внебюджетные источники

1712250

2191125

2079750

1487366

522750

* Источник: Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия 2013 -2018 гг.

В результате реализации Программы к 2018 году предполагается достичь следующих результатов:

– увеличение численности лиц, размещенных в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, до 160 тыс. чел. в год;

– увеличение количества предоставленных гостиницами ночевок до 256 тыс. в год; увеличение числа гостиниц до 35 единиц;

– увеличение номерного фонда гостиниц до 3543 единиц; увеличение числа лиц, обслуженных в санаторно-курортных организациях, организациях отдыха и на туристских базах, до 35,5 тыс. чел. в год;

– увеличение объема платных услуг в сфере культуры, туризма и отдыха до 2340 млн. рублей в год [2].

Главным эффектом реализации Программы станет рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от туристской деятельности и дополнительного развития сфер, связанных с туризмом, нормализация торгового баланса региона, привлечение инвестиций в экономику региона, развитие предпринимательства и создание новых рабочих мест, создание условий для удовлетворения широкого спектра потребностей населения в отдыхе, оздоровлении, развлечении, спорте, общении, образовании, культурном просвещении, в деловых, религиозных и иных связях, повышение качества жизни, укрепление нравственного и физического здоровья местного населения.

В заключении хотелось бы отметить, что туризм – это сложнейший межотраслевой комплекс, требующий системного подхода к решению накопившихся в нем проблем. Только гармоничное развитие всех составляющих туристского продукта (историко-культурных и природных объектов, средств размещения, предприятий питания, развлечения и торговли, транспортного обслуживания, информационного и кадрового обеспечения) позволит обеспечить устойчивое развитие туризма, изменить его положение в экономике региона и принести ощутимые доходы в бюджет. Но самое главное раскрытие в полном объеме потенциала всех видов туризма, как в республике в целом, так и в отдельных муниципальных образованиях станет отправной точкой для решения проблем, накопившихся в данной сфере.

Список использованной литературы:

  1. Дорофеев А. А. География туристских центров и регионов России: учеб. пособие / А. А. Дорофеев. – Тверь: [б.и.]. 2009. – 175 с.

  2. Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия 2013-2018 гг.». [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Правительства РМ от 01.07.2013, № 253. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

  3. Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – 2012. – Режим доступа : http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_13/ Main.htm.

  4. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)» [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Правительства РФ от 02.08.2011, № 644. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

1 Постановление Правительства Республики Мордовия от 01.07.2013 № 253 «Об утверждении Республиканской целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013-2018 годы)»

Просмотров работы: 4538