В настоящее время в условиях рыночных отношений главной целью деятельности предприятий является удовлетворение общественных потребностей, получение прибыли и обеспечение своей финансовой устойчивости.
Значение прибыли в условиях рынка настолько велико, что К.Р. Макконнелл и С. Брю называют ее первичным движителем капиталистической экономики. Поэтому можно сказать, что стремление к получению прибыли - это выражение основного принципа рационального поведения в экономике - достижения максимальных результатов при минимальных затратах, так как прибыль в самом общем виде и есть разница между полученными доходами и совокупными издержками [1].
Необходимо отличать экономическую прибыль от бухгалтерской, которая представляет собой разность валового дохода и внешних платежей фирмы. То есть экономическая прибыль превышает бухгалтерскую на величину внутренних издержек.
Балансовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции и другой реализации и доходов от внереализационных операций, уменьшенная на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль экономическая – это разница между доходами и экономическими издержками, включающими наряду с общими издержками альтернативные издержки; исчисляется как разность между бухгалтерской и нормальной прибылью предпринимателя [2].
Экономисты рассматривают величину прибыли, как разность между валовым доходом (т.е. общей выручкой от реализации продукции) и всеми издержками - как внешними, так и внутренними. Можно сказать, что если по оценке экономиста фирма едва покрывает издержки, это означает, что она лишь возмещает все внешние и внутренние расходы на производство. Предприниматель при этом получает вознаграждение, которого еле-еле хватает, чтобы удержаться в рамках данного направления деятельности. А величина превышения доходов от реализации продукции над ее экономическими издержками образует экономическую или чистую прибыль.
Анализ прибыли - процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью оценки “зарабатывающей способности" предприятия и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности его деятельности.
В зависимости от того, какие направления анализа прибыли перед ним стоят, выделяют следующие задачи:
1. Определение источников, факторов и причин получения прибыли: почему была получена прибыль такой величины?
2. Определение степени стабильности получаемой прибыли: характерна ли для предприятия полученная величина прибыли?
3. Оптимизация направлений использования прибыли: что делать с полученной прибылью, чтобы получить максимальную выгоду?
4. Выявление резервов роста прибыли: что необходимо сделать, чтобы увеличить прибыль в будущем [1]?
Таким образом, в рамках каждой из этих задач количественно оцениваются данные о хозяйственной жизни предприятия, затем они интерпретируются с точки зрения аналитика, а далее используются для обоснования и принятия конкретных решений как руководством предприятия, так и внешними сторонами, взаимодействующими с предприятием [6].
После получения результатов проведенного анализа можно выделить следующие этапы анализа прибыли предприятия:
Анализ состава и динамики балансовой прибыли;
Факторный анализ формирования балансовой прибыли предприятия;
Анализа прибыли по системе директ-костинг;
Анализ рентабельности деятельности предприятия [3].
Рассмотрим более подробно данную схему проведения анализа прибыли.
На первом этапе анализа нужно изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. Этот анализ проводится на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности - формы № 2. Оценка может быть дана на основе горизонтального, вертикального и трендового (при долгосрочных сравнениях) методов анализа.
При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы [2]. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Особое внимание необходимо уделить выполнению «золотого правила экономики»: темпы роста прибыли предприятия должны превышать темпы роста выручки от реализации, которые, в свою очередь, должны превышать темпы роста активов:
ТРПР > ТРВ > ТРА (1)
Следующий этап анализа – факторный анализ. При этом важное значение имеет факторный анализ прибыли от реализации как основного показателя в структуре чистой прибыли. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от следующих факторов:
1. Объема реализации продукции (РП);
2. Структуры реализованной продукции (Урп);
3. Производственной себестоимости (Спр);
4. Коммерческих расходов (Рком);
5. Уровня среднереализационных цен (Ц).
Рост объема реализованной продукции приводит либо к увеличению прибыли, если продается рентабельная продукция, либо к снижению прибыли, если продукция убыточная.
Структура товарной продукции также оказывает положительное или отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличивается доля более рентабельных изделий в общем объеме реализации, то прибыль растет и наоборот [3].
Производственную себестоимость и прибыль находим в обратно пропорциональной зависимости.
Коммерческие расходы, так же как и производственная себестоимость, находятся в обратной зависимости.
Рост уровня среднереализационных цен ведет к росту прибыли, а их снижение – к уменьшению прибыли предприятия.
Наиболее популярным при этом является расчет влияния этих факторов на сумму прибыли способом ценных подставок [1].
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при факторном анализе прибыли и прогнозировании ее величины используют маржинальный анализ. Маржинальный анализ позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого количества наиболее важных факторов. В его основе лежит понятие маржинального дохода (Дм) и деление всех затрат предприятия на постоянные (Зпос) и переменные (Зпер).
Маржинальный доход рассчитывается по формуле
Дм = П + Зпос . (2)
где П – прибыль.
Отсюда прибыль можно рассчитать
П = Дм - Зпос . (3)
На практике для анализа прибыли от реализации нескольких видов продукции используется формула (3):
П = Врп - Зпос (4)
где Врп – выручка от реализации продукции, - удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции.
Средняя доля маржинального дохода зависит от следующих факторов:
1) удельного веса каждого вида продукции в выручке (Уi), который в свою очередь зависит от количества выпускаемых изделий каждого вида (Кi) и цены реализации изделий;
2) доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию, (Дуi), зависящей от цены изделия (Цi) и переменных затрат на единицу изделия (Зni).
= , (5)
Уi = , (6)
Дуi = , (7)
где n – число видов продукции.
Тогда факторная модель прибыли имеет вид
П = Врп . (8)
Методика маржинального анализа позволяет исследовать не только непосредственные, но и опосредованные зависимости. А это позволяет более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов предприятия [1].
Однако недостаточно говорить о значении полученной прибыли, не соотнося его с другими показателями работы предприятия, в особенности - с объемом ресурсов и капитала, вложенных для получения этой прибыли. Связь прибыли с другими характеристиками предприятия выражается в основном через показатели рентабельности.
Рентабельность представляет собой отношение прибыли к различным экономическим показателям, дающим общее представление о предприятии и масштабах его деятельности [3]. Выделяют три основные группы этих показателей:
объем продаж,
активы
авансированный в предприятие капитал.
Следовательно рентабельность характеризует эффективность деятельности предприятия с различных позиций, что удобно для разных категорий пользователей результатов экономического анализа. Анализ рентабельности позволяет оценить в относительных показателях способность предприятия приносить доход. И как при анализе прибыли, выявляют факторы, влияющие на рентабельность предприятия, степень ее стабильности и резервы роста [2].
Учитывая такую универсальность и высокую степень востребованности для анализа таких показателей, как прибыль и рентабельность, неудивительна широкая разработка этой темы в литературе как по общеэкономическим вопросам, так и посвященной экономическому анализу, в особенности финансовому [2].
В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит от множества факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов. Вместе с тем в действующих нормативных документах заложена возможность определенного регулирования прибыли руководством предприятия. Методы такого управления прибылью представлены на рисунке 1.
.
Рисунок 1 – Методы управления прибылью
При этом разными авторами высказывается большое количество разнообразных мнений по поводу того, как определять прибыль в качестве объекта анализа, на каком этапе формирования целесообразно использовать прибыль для анализа рентабельности, какие показатели в таком анализе необходимы, а какие излишни, насколько сложен должен быть анализ факторов и так далее.
Библиографический список
Бланк И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2009.- 496с.
Костромина Д.В. Управление затратами и прибылью предприятия на основе организации центров финансовой ответственности // Финансовый менеджмент, №4 2010г. - С.10-15
Шеремет А.Д. Финансовые результаты хозяйственной деятельности экономического субъекта // Аудит и финансовый анализ, №2 2012г. - С.22-28