ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ

Ярмухаметова В.М. 1, Ильина Ю.В. 2, Павленко И.Н. 2
1ГАОУ ВПО ТО «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
2ТГАМЭУП
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, как и в России в целом, приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. Формирование среднего класса собственников способствует созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы и в конечном итоге повышению качества жизни населения.

Специфика экономики округа связана с открытием здесь богатейших нефтяных и газовых месторождений. В отраслевой структуре промышленной продукции нефтегазодобывающая промышленность составляет 89,4%, электроэнергетика – 5,5%, машиностроение и металлообработка – 2,4%, газоперерабатывающая промышленность – 1,6%, лесозаготовительная и деревообрабатывающая – 0,24%, производство строительных материалов – 0,24%, пищевая – 0,17%, нефтеперерабатывающая – 0,1%.

Округ является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, относится к регионам-донорам России и лидирует по целому ряду основных экономических показателей:

I место – по добыче нефти;

I место – по производству электроэнергии;

I место – по объему промышленного производства;

II место – по добыче газа;

II место – по объему инвестиций в основной капитал;

II место – по поступлению налогов в бюджетную систему. [3]

По итогам исследования Автономной некоммерческой организации «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (АНО «НИСИПП») за 2012 год по количеству малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек Ханты-Мансийский автономный округ – Югра занял 35 место среди регионов Российской Федерации и 2 место – среди регионов УрФО (в 2010 году 77 и 5 место соответственно). [6]

Проанализируем показатели деятельности субъектов малого предпринимательства в ХМАО за 2010-2012 гг. (см. Таблицу).

Таблица

Динамика основных показателей деятельности субъектов малого предпринимательства в ХМАО за 2010-2012 гг.*

 

2010 год

2011 год

2012 год

1

2

3

4

Количество субъектов малого предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей), ед.

13150

23042

23479

Индивидуальные предприниматели, чел.

49638

52637

59892

Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях, тыс. чел.

123

125,3

126,8

Доля работающих на предприятиях малого предпринимательства в общей численности работающих, в %

16

16,2

16,4

Оборот предприятий малого предпринимательства, млн. руб.

298211,3

338053

365590,5

Доля в объеме валового регионального продукта, в %

15,1

14,9

14,8

*Источник [4, с. 16]

На территории ХМАО в 2012 году количество субъектов малого предпринимательства составило 23479 единиц, что на 78,5% больше, чем в 2010 году. В 2012 году было зарегистрировано 59892 индивидуальных предпринимателя. За три года этот показатель вырос на 20,6 %. Среднесписочная численность работников на малых предприятиях в 2012 году составила 126,8 тыс. человек, увеличившись за рассматриваемый период на 3,8 тыс. человек (на 3%). Доля среднесписочной численности работников малых предприятий в общей среднесписочной численности работников округа составила 16,4 % (2010 год – 16%). Оборот предприятий малого предпринимательства составил 365,5 млрд. рублей, что на 67,3 млрд. рублей (на 22,6%) больше аналогичного показателя 2010 года. Доля оборота предприятий малого предпринимательства в объеме валового регионального продукта в 2012 году составила 14,8% и упала на 0,3 процентных пункта за период.

За анализируемые годы отмечается положительная динамика показателей деятельности малых предприятий округа. Однако доля оборота предприятий малого предпринимательства в объеме валового регионального продукта снижается.

Наиболее популярные виды экономической деятельности среди субъектов малого предпринимательства в ХМАО в 2010 и 2012 гг. представлены на рисунке (см. Рисунок).

По данным рисунка видим, что за анализируемый период среди субъектов малого предпринимательства наиболее популярными были оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (35,5% в 2010 году и 32,0% в 2012 году), строительство (17,9% в 2010 году и 18,2% в 2012 году) и операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (17,2% в 2010 году и 20,5% в 2012 году).

Согласно данным АНО «НИСИПП» основными проблемами развития малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре являются:

  • недостаточность собственных финансовых ресурсов;

  • необходимость внешнего инвестирования в малый бизнес;

  • нехватка производственных и служебных помещений для ведения бизнеса;

  • малые предприятия сосредоточены в сфере торговли, услуг, операций с недвижимостью, в промышленности представлены незначительно;

  • кадровая проблема, недостаточное внимание и отсутствие заинтересованности в обучении персонала;

  • недостаточное развитие наукоемкого малого бизнеса;

  • небольшое количество предприятий, оказывающих консалтинговые услуги для субъектов малого бизнеса. [6]

Рисунок – Наиболее популярные виды экономической деятельности в сфере малого бизнеса на территории ХМАО – Югры в 2010 и 2012 гг.

К факторам, сдерживающим рост количества субъектов малого предпринимательства на территории округа в 2013 году можно отнести:

  • увеличение с 1 января 2013 года обязательных взносов в Пенсионный фонд в 2,3 раза по сравнению с 2012 годом, с 14300 рублей до 32479 рублей в год;

  • запрет на реализацию пива и табака в нестационарных объектах торговли;

  • обязанность ведения в полном объеме бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения.

Однако есть и положительные моменты. Следует отметить, что в округе ведется большая работа по содействию развитию малого и среднего предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

В целях создания условий, направленных на развитие малого бизнеса на территории автономного округа, приняты и реализуются закон автономного округа от 27 декабря 2007 года № 213-оз «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» (далее – Программа).[1]

Финансирование Программы в 2012 году составило 2304,5 млн. рублей, что больше аналогичного показателя 2011 года на 285,2 млн. рублей или на 14,1%, из общего объема средств, полученных на финансирование программы в 2012 году на долю федеральных средств пришлось 193,5 млн. рублей.

В целях координации действий всех органов власти, прозрачности и эффективности принимаемых управленческих решений в Югре действует Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии с принятыми в 2012 году решениями Совета, а именно в сфере налогообложения были:

  • приняты законы автономного округа от 9 ноября 2012 года № 122-оз «О патентной системе налогообложения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и № 123-оз «Об установлении на календарный 2013 год размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения», реализация которых позволит упростить процедуру учета и отчетности субъектам малого предпринимательства, процесс администрирования налоговых платежей с этих субъектов, повысить заинтересованность органов местного самоуправления в стимулировании легализации и развития на их территориях предпринимательской деятельности и за счет этого увеличения доходной базы бюджета.

В сфере имущественных отношений:

  • продлен до 2015 года срок действия льготной цены выкупа земельных участков: при продаже участков собственникам расположенных на них объектов недвижимого имущества выкупная цена не превышает 2,5 % их кадастровой стоимости либо десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

  • установлен порядок формирования, ведения и опубликования перечня государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в результате чего субъекты предпринимательства оперативно получают информацию об имеющихся в наличии свободных помещениях для предоставления в аренду и их характеристики;

  • внесены изменения в порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, предусматривающие рекомендации органам местного самоуправления автономного округа при утверждении схем осуществлять публичные слушания принимаемых решений, в результате чего исключена возможность наличия административного барьера;

  • внесены изменения в целевую программу развития предпринимательства, согласно которым предусмотрена компенсация расходов на строительство объектов недвижимого имущества в труднодоступных и отдаленных местностях автономного округа для целей реализации товаров (услуг) населению (за исключением товаров подакцизной группы), компенсация муниципальным районам автономного округа затрат на строительство объектов имущества в целях дальнейшей передачи объектов бизнесу для ведения предпринимательской деятельности. [5, с. 12]

Также сокращены сроки административных процедур – в целевой программе развития малого предпринимательства изменен срок рассмотрения заявок муниципальных образований на получение субсидии из бюджета автономного округа с 30 календарных до 10 рабочих дней, в результате предоставление поддержки субъектам предпринимательства начинается с первого квартала финансового года. [2, с. 28]

На территории автономного округа создана инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, представленная филиалами и представительствами Фонда поддержки предпринимательства Югры, Торгово-промышленной палаты, ООО «Окружной бизнес-инкубатор», АУ «Технопарк высоких технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», НО «Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», НО «Фонд микрофинансирования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что малый бизнес в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре обеспечивает повышение занятости населения, снижение сезонности производства, способствует росту доходов и благосостояния жителей и более полному использованию местных ресурсов. Однако на данный момент в округе отмечается наличие проблем, связанных с недостаточным развитием наукоемкого малого бизнеса в ключевых отраслях окружной экономики. Будущее малого бизнеса будет зависеть от действий правительства по ограничению бюрократии и упрощению процедур надзора за малыми предприятиями; от активности в финансировании перспективных малых предприятий со стороны частных инвесторов и гибкости кредитных организаций.

Список использованных источников:

  1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 27 декабря 2007 года № 213-оз «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

  2. Приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2010 года № 241-п «Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года».

  3. Общие сведения об экономическом положении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.admhmao.ru/wps/portal/hmao/ob_okruge/obschie_svedenyia/economics/ (дата обращения: 12.12.2013).

  4. Приложение к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 апреля 2013 года № 174-рп «Отчет Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2012 год».

  5. Приложение к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 мая 2013 года № 225-рп «Итоги социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2012 год».

  6. Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2012 году. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.nisse.ru/business/article/article_2053.html?effort=1

 

Просмотров работы: 3529