Развитие малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, как и в России в целом, приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. Формирование среднего класса собственников способствует созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы и в конечном итоге повышению качества жизни населения.
Специфика экономики округа связана с открытием здесь богатейших нефтяных и газовых месторождений. В отраслевой структуре промышленной продукции нефтегазодобывающая промышленность составляет 89,4%, электроэнергетика – 5,5%, машиностроение и металлообработка – 2,4%, газоперерабатывающая промышленность – 1,6%, лесозаготовительная и деревообрабатывающая – 0,24%, производство строительных материалов – 0,24%, пищевая – 0,17%, нефтеперерабатывающая – 0,1%.
Округ является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, относится к регионам-донорам России и лидирует по целому ряду основных экономических показателей:
I место – по добыче нефти;
I место – по производству электроэнергии;
I место – по объему промышленного производства;
II место – по добыче газа;
II место – по объему инвестиций в основной капитал;
II место – по поступлению налогов в бюджетную систему. [3]
По итогам исследования Автономной некоммерческой организации «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (АНО «НИСИПП») за 2012 год по количеству малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек Ханты-Мансийский автономный округ – Югра занял 35 место среди регионов Российской Федерации и 2 место – среди регионов УрФО (в 2010 году 77 и 5 место соответственно). [6]
Проанализируем показатели деятельности субъектов малого предпринимательства в ХМАО за 2010-2012 гг. (см. Таблицу).
Таблица
Динамика основных показателей деятельности субъектов малого предпринимательства в ХМАО за 2010-2012 гг.*
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Количество субъектов малого предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей), ед. |
13150 |
23042 |
23479 |
Индивидуальные предприниматели, чел. |
49638 |
52637 |
59892 |
Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях, тыс. чел. |
123 |
125,3 |
126,8 |
Доля работающих на предприятиях малого предпринимательства в общей численности работающих, в % |
16 |
16,2 |
16,4 |
Оборот предприятий малого предпринимательства, млн. руб. |
298211,3 |
338053 |
365590,5 |
Доля в объеме валового регионального продукта, в % |
15,1 |
14,9 |
14,8 |
*Источник [4, с. 16]
На территории ХМАО в 2012 году количество субъектов малого предпринимательства составило 23479 единиц, что на 78,5% больше, чем в 2010 году. В 2012 году было зарегистрировано 59892 индивидуальных предпринимателя. За три года этот показатель вырос на 20,6 %. Среднесписочная численность работников на малых предприятиях в 2012 году составила 126,8 тыс. человек, увеличившись за рассматриваемый период на 3,8 тыс. человек (на 3%). Доля среднесписочной численности работников малых предприятий в общей среднесписочной численности работников округа составила 16,4 % (2010 год – 16%). Оборот предприятий малого предпринимательства составил 365,5 млрд. рублей, что на 67,3 млрд. рублей (на 22,6%) больше аналогичного показателя 2010 года. Доля оборота предприятий малого предпринимательства в объеме валового регионального продукта в 2012 году составила 14,8% и упала на 0,3 процентных пункта за период.
За анализируемые годы отмечается положительная динамика показателей деятельности малых предприятий округа. Однако доля оборота предприятий малого предпринимательства в объеме валового регионального продукта снижается.
Наиболее популярные виды экономической деятельности среди субъектов малого предпринимательства в ХМАО в 2010 и 2012 гг. представлены на рисунке (см. Рисунок).
По данным рисунка видим, что за анализируемый период среди субъектов малого предпринимательства наиболее популярными были оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (35,5% в 2010 году и 32,0% в 2012 году), строительство (17,9% в 2010 году и 18,2% в 2012 году) и операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (17,2% в 2010 году и 20,5% в 2012 году).
Согласно данным АНО «НИСИПП» основными проблемами развития малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре являются:
недостаточность собственных финансовых ресурсов;
необходимость внешнего инвестирования в малый бизнес;
нехватка производственных и служебных помещений для ведения бизнеса;
малые предприятия сосредоточены в сфере торговли, услуг, операций с недвижимостью, в промышленности представлены незначительно;
кадровая проблема, недостаточное внимание и отсутствие заинтересованности в обучении персонала;
недостаточное развитие наукоемкого малого бизнеса;
небольшое количество предприятий, оказывающих консалтинговые услуги для субъектов малого бизнеса. [6]
Рисунок – Наиболее популярные виды экономической деятельности в сфере малого бизнеса на территории ХМАО – Югры в 2010 и 2012 гг.
К факторам, сдерживающим рост количества субъектов малого предпринимательства на территории округа в 2013 году можно отнести:
увеличение с 1 января 2013 года обязательных взносов в Пенсионный фонд в 2,3 раза по сравнению с 2012 годом, с 14300 рублей до 32479 рублей в год;
запрет на реализацию пива и табака в нестационарных объектах торговли;
обязанность ведения в полном объеме бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения.
Однако есть и положительные моменты. Следует отметить, что в округе ведется большая работа по содействию развитию малого и среднего предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
В целях создания условий, направленных на развитие малого бизнеса на территории автономного округа, приняты и реализуются закон автономного округа от 27 декабря 2007 года № 213-оз «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» (далее – Программа).[1]
Финансирование Программы в 2012 году составило 2304,5 млн. рублей, что больше аналогичного показателя 2011 года на 285,2 млн. рублей или на 14,1%, из общего объема средств, полученных на финансирование программы в 2012 году на долю федеральных средств пришлось 193,5 млн. рублей.
В целях координации действий всех органов власти, прозрачности и эффективности принимаемых управленческих решений в Югре действует Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В соответствии с принятыми в 2012 году решениями Совета, а именно в сфере налогообложения были:
приняты законы автономного округа от 9 ноября 2012 года № 122-оз «О патентной системе налогообложения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и № 123-оз «Об установлении на календарный 2013 год размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения», реализация которых позволит упростить процедуру учета и отчетности субъектам малого предпринимательства, процесс администрирования налоговых платежей с этих субъектов, повысить заинтересованность органов местного самоуправления в стимулировании легализации и развития на их территориях предпринимательской деятельности и за счет этого увеличения доходной базы бюджета.
В сфере имущественных отношений:
продлен до 2015 года срок действия льготной цены выкупа земельных участков: при продаже участков собственникам расположенных на них объектов недвижимого имущества выкупная цена не превышает 2,5 % их кадастровой стоимости либо десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
установлен порядок формирования, ведения и опубликования перечня государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в результате чего субъекты предпринимательства оперативно получают информацию об имеющихся в наличии свободных помещениях для предоставления в аренду и их характеристики;
внесены изменения в порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, предусматривающие рекомендации органам местного самоуправления автономного округа при утверждении схем осуществлять публичные слушания принимаемых решений, в результате чего исключена возможность наличия административного барьера;
внесены изменения в целевую программу развития предпринимательства, согласно которым предусмотрена компенсация расходов на строительство объектов недвижимого имущества в труднодоступных и отдаленных местностях автономного округа для целей реализации товаров (услуг) населению (за исключением товаров подакцизной группы), компенсация муниципальным районам автономного округа затрат на строительство объектов имущества в целях дальнейшей передачи объектов бизнесу для ведения предпринимательской деятельности. [5, с. 12]
Также сокращены сроки административных процедур – в целевой программе развития малого предпринимательства изменен срок рассмотрения заявок муниципальных образований на получение субсидии из бюджета автономного округа с 30 календарных до 10 рабочих дней, в результате предоставление поддержки субъектам предпринимательства начинается с первого квартала финансового года. [2, с. 28]
На территории автономного округа создана инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, представленная филиалами и представительствами Фонда поддержки предпринимательства Югры, Торгово-промышленной палаты, ООО «Окружной бизнес-инкубатор», АУ «Технопарк высоких технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», НО «Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», НО «Фонд микрофинансирования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что малый бизнес в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре обеспечивает повышение занятости населения, снижение сезонности производства, способствует росту доходов и благосостояния жителей и более полному использованию местных ресурсов. Однако на данный момент в округе отмечается наличие проблем, связанных с недостаточным развитием наукоемкого малого бизнеса в ключевых отраслях окружной экономики. Будущее малого бизнеса будет зависеть от действий правительства по ограничению бюрократии и упрощению процедур надзора за малыми предприятиями; от активности в финансировании перспективных малых предприятий со стороны частных инвесторов и гибкости кредитных организаций.
Список использованных источников:
Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 27 декабря 2007 года № 213-оз «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
Приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2010 года № 241-п «Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года».
Общие сведения об экономическом положении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.admhmao.ru/wps/portal/hmao/ob_okruge/obschie_svedenyia/economics/ (дата обращения: 12.12.2013).
Приложение к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 апреля 2013 года № 174-рп «Отчет Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2012 год».
Приложение к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 мая 2013 года № 225-рп «Итоги социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2012 год».
Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2012 году. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.nisse.ru/business/article/article_2053.html?effort=1