РОЛЬ СЕРВИСНОЙ СИСТЕМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ СЕРВИСНОЙ СИСТЕМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Козлова М.В. 1, Хрулева О.В. 1, Лыкова Л.О. 1, Котова Л.А. 1
1Южный Федеральный Университет Новошахтинский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В статье рассмотрена роль сервисной системы на предприятиях сферы услуг. Представлена классификация сервиса в национальном хозяйстве и принципы, на которых строится современный сервис. А так же факторы, от которых зависит эффективность сервисной политики предприятия.

Ключевые слова: сервис, сервисная деятельность, оказание услуг.

Оказание услуг – широко распространенный вид человеческой деятельности. В течение дня каждый из нас занимается ей, помогая кому-нибудь, предоставляя какую-либо информацию и т.д. Как крупный сектор экономики, оказание услуг стало позиционировать себя в России лишь на рубеже XIX – XX веков. К этому времени сфера сервиса в развитых странах давно уже была одним из важнейших механизмов общеэкономического и общесоциального развития страны. В России сейчас она только начинает свое активное развитие, что делает исследования в этой области особенно актуальными. Изучение значимости сервиса в повседневной жизни людей позволит по-новому взглянуть на методы и подходы обеспечения успешного развития этой отрасли в России.

Сервис(services) – особый вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг, предоставляющий потребителю, т.е. гражданину, имеющему намерение заказать либо заказывающему и использующему услуги исключительно для личных нужд, возможность выбрать наиболее оптимальный вариант приобретения, потребления, экономически выгодной эксплуатации изделия в течение определенного срока, диктуемого интересами потребителя.

Под услугой при этом понимают работу (совокупность мероприятий), выполняемую для удовлетворения нужд и потребностей клиентов, обладающую законченностью и имеющую определенную стоимость. Услуга передается через действие, она неосязаема. Именно то, что временные рамки оказания услуги и ее потребления совпадают, является важным свойством сервиса. Услуга производится в реальном времени и потребитель, присутствует при ее оказании, тогда как товар может изготовляться в одном месте, складироваться в другом, а продаваться в третьем. Также, в отличие от товара, услуга сначала продается, потом производится и только затем потребляется.

В национальном хозяйстве сервис классифицируется на шесть укрупненных единиц:

-производственный сервис. Сюда будут относиться услуги по ремонту техники и т.п.;

-сервис сферы общественного устройства: услуги по обороне, охране общественного порядка, развитию национальной финансовой системы и другие;

-социально-культурный сервис. К данной разновидности относятся дошкольное воспитание, туристические, досуговые, художественно-эстетические и другие виды услуги;

-интеллектуальный сервис. Это информационный, образовательный, юридический, финансовый сервис;

-сервис в сфере обращения товаров и услуг, а именно торговля, общественное питание, коммуникационные и транспортные услуги, услуги складского хозяйства и другие;

-хозяйственно-бытовой сервис, включающий в себя городское хозяйство, бытовое обслуживание населения.

Сервисная деятельность - это целенаправленная деятельность по созданию условий для более полного использования потребительских свойств товаров и повышения уровня комфорта бытовой жизни населения.

В сервисной системе можно выделить несколько видов, которые характеризуют разное содержание работ на сервисных предприятиях. Так жесткий сервис является обслуживанием, связанным с поддержанием работоспособности, безотказности и заданных параметров работы товара. Это так называемые стандарты, по которым идет работа предприятия. Наряду с ним выделяют мягкий сервис, задача которого состоит в предоставлении комплекса услуг, связанных с индивидуализацией товара, т.е. с более эффективной эксплуатацией товара в конкретных условиях работы у данного потребителя, а также с расширением сферы полезности товара именно для него. Следующий вид это прямой сервис, который направлен непосредственно на задание услуги. Косвенный же сервис нацелен на формирование и поддержание теплых, дружественных отношений с клиентом.

Современный сервис строится по определенным принципам. Первый из них– обязательность предложения, но необязательность использования. Этот принцип говорит о том, что в сервисе не может отсутствовать внимание к клиенту, но и в то же время он не должен быть навязчивым.

Во-вторых, сервис должен обладать эластичностью, т.е. предоставлять широкий пакет услуг: от минимально необходимых до максимально целесообразных.

Еще один немаловажный принцип – удобство сервиса. Сервис должен предоставляться в месте, форме, времени, которое удобно потребителю.

Следующий принцип – технологическая адекватность сервиса. Смысл этого принципа в том, что технический и технологический уровень сервиса должен соответствовать заявленным требованиям производителя. Данный принцип требует также разработки и внедрения определенного типа технологии и оборудования для сервисных предприятий.

Пятый принцип – информационная отдача сервиса. Этот принцип представляет собой необходимость учитывать мнение потребителя, состояние рынка услуг, информировать потребителя о правилах эксплуатации товара и т.п.

Шестой заключается в том, что в сфере сервиса должна сохраняться разумная ценовая политика, т.е. прибыль не должна становиться главной целью сервиса. Он должен быть нацелен на возникновение у клиента желания потреблять товар именно данной фирмы.

В-седьмых, производство должно гарантировано соответствовать сервису. Под этим принципом подразумевается соответствие производительной мощности с возможностями сервиса.

Эффективность сервисной политики предприятия зависит от следующих факторов:

1. Для каждого сегмента рынка необходимо выяснить приемлемый уровень сервисного обслуживания. Оказать помощь службе маркетинга предприятия в анализе и оценке рынков, покупателей и товара.

2. Сбор и систематизация информации о том, как эксплуатируется техника потребителями (условия, продолжительность, квалификация персонала и т. д.) и какие при этом высказываются замечания, жалобы, предложения.

3. Сбор и систематизация информации о том, как ведут сервисную работу конкуренты, какие новшества сервиса они предлагают клиентам.

4. Разумная ценовая политика в сфере сервиса. Сервис должен быть не столько источником дополнительной прибыли, сколько стимулом для приобретения товаров фирмы и инструментом укрепления доверия покупателей.

5. Необходимость внедрения на предприятии стандартов обслуживания.

6. Оперативная поставка запасных частей и содержание для этого необходимой сети складов, тесный контакт с изготовителями запасных частей.

7. Участие в совершенствовании и модернизации потребляемых изделий по результатам анализа указанной выше информации.

8. Формирование постоянной клиентуры рынка по принципу: «Вы покупаете наш товар и используете его - мы делаем все остальное».

Совершенствование обслуживания может позволить промышленному или торговому предприятию увеличить, причем иногда в значительной стеᴨȇни, привлекательность продукции, которую оно предлагает на рынке. Недостаточный уровень обслуживания независимо от того, осуществляется ли оно производителем или кем то другим, облегчает проникновение новых конкурентов, при оценке продукции котоҏыҳ принимаются во внимание не только цены и внешний вид товара, но и качество и объем послепродажного обслуживания.

Сервисная деятельность как сфера деятельности рассматривается в контексте соотношения материального производства и непроизводственной сферы, каждая из которых представляет собой совокупность предприятий и отраслей хозяйствования.

Библиографический список

1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность. М.: Аспект Пресс, 2004. 215 с.

2. Корсакова И.Ю. Основы гостиничного сервиса: учебное пособие / И. Ю. Корсакова - Омск: ОГИС, 2007. - 168 с.

3. Кулибанова В.В. Маркетинг: сервисная деятельность. СПб.: Питер, 2000. 137 с.

Просмотров работы: 2531