ОЦЕНКА МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОЦЕНКА МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ефремова А.А. 1, Ильина Ю.В. 1
1Тюменская государственная академия мировой экономики управления и права
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Опыт развитых стран показывает, что малое и среднее предпринимательство играет большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, ускорение научно-технического прогресса, насыщение рынка товарами необходимого качества, создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опираясь на данный опыт, в нашей стране и регионах осуществляются следующие виды поддержания и развития малого и среднего бизнеса: специальные налоговые режимы, упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности, выделение субсидий, дополнительное финансирование, специальные условия кредитования и другие.

В целях предоставления государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в муниципальных образованиях фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области оказывает следующие виды услуг: финансовая поддержка субъектам малого предпринимательства предоставляется в виде целевых займов, предоставления имущества в лизинг, субсидий.

Оказание финансовой поддержки предоставляется субъектам малого предпринимательства, осуществляющим свою деятельность в сферах приоритетного развития малого предпринимательства в Тюменской области:

производство промышленных, продовольственных товаров и строительных материалов; оказание услуг и выполнение работ в жилищно-коммунальной сфере; предоставление услуг в области образования и культуры; освоение перспективных сельскохозяйственных направлений; развитие перерабатывающих производств и предприятий пищевой промышленности; оказание транспортных услуг; оказание медицинских, бытовых и иных услуг населению; оказание услуг общественного питания; оказание строительных услуг, строительство и реконструкция торговых комплексов, создание новых объектов производственной сферы и другие.[1]

Отбор субъектов малого предпринимательства на получение финансовой поддержки производится Комиссией по отбору субъектов малого предпринимательства, специально созданной на территории муниципального образования. В Тюменской области эти функции выполняет департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области.

Право на подачу заявки об оказании государственной поддержки имеют субъекты малого бизнеса, зарегистрированные или осуществляющие свою деятельность на территории муниципальных образований Тюменской области (исключая ХМАО, ЯНАО, и г. Тюмень) и не имеющие текущей задолженности в бюджеты всех уровней.

В Тюменской области одним из наиболее востребованных видов поддержки малого и среднего бизнеса является целевой займ, который выдается на условиях обеспеченности, платности, срочности и возвратности. При наличии залогового обеспечения не менее 1,5-кратного размера предоставляемого займа. Срок до 3-х лет, процентная ставка от 4 до 6% годовых.

В качестве обеспечения по займу Фонд принимает объекты недвижимости, транспортные средства, оборудование, товары в обороте, ценные бумаги, поручительство физических и юридических лиц. Имущество, предлагаемое в залог, оценивается специалистами Фонда при непосредственном осмотре, а также с помощью независимых оценщиков. Выдача займа производится в безналичном порядке, путем перечисления средств на расчетный счет заемщика.

Кроме финансовой поддержки, фонд предоставляет субъектам малого бизнеса:

- консультации по организации деятельности - помощь при разработке учредительных документов;

- консультации по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и организаций;

- консультации по бухгалтерскому учету и налогообложению;

- консультационно-правовые услуги;

- оперативное консультирование - «неотложная консультационная помощь» субъектам малого предпринимательства с использованием телефонной связи, электронной почты, а также Интернет-сайта Фонда;

- обучение субъектов малого предпринимательства - организация и проведение семинаров, тренингов, обучающих мероприятий по актуальным темам с привлечением компетентных специалистов;

- распространение учебно-методической, справочной литературы.[3]

Субъекты малого предпринимательства могут воспользоваться услугами «Бизнес-инкубатора»- это комплексная поддержка на стадии становления предпринимательской деятельности. Данный вид услуги включает себя:

- материально-техническую поддержку - использование механизмов финансовой помощи и предоставление технических средств для осуществления деятельности субъектов малого предпринимательства;

- содействие в предоставлении аренды помещений, земельных участков для ведения бизнеса;

- финансовую поддержку - оценка и отбор приоритетных инвестиционных проектов и программ, разработка схем и моделей финансирования, привлечение инвесторов долевое участие в финансировании;

- учебно-методическая поддержка - проведение мероприятий по обучению субъектов малого предпринимательства основам ведения бизнеса;

- организацию участия субъектов малого предпринимательства в выставочно-ярмарочных мероприятиях для продвижения товаров и услуг на рынке;

- организацию участия субъектов малого предпринимательства в общественных мероприятиях;

- продвижение на рынок товаров и услуг инкубируемых субъектов малого бизнеса.

Участник проекта получает в своё распоряжение кабинет (площадь от 15 до 20 кв.м.) с чистовой отделкой, мебелированный, оборудованный офисной техникой, с подключенными телефоном и Интернетом. При этом арендная плата будет составлять не более 40 % от среднерыночной ставки арендной платы за аналогичные нежилые помещения, находящиеся в районе расположения имущественного объекта в течение первого года, 60 % - на второй год и 80 % - на третий. В каждом здании имеется конференц-зал, где проводятся бесплатные обучающие семинары, а также предоставлена возможность предпринимателям организовывать презентации или встречи с клиентами. [4]

Кроме того, для предпринимателей работает «Телефон доверия» - лучший способ решения проблем предпринимателей. Квалифицированные специалисты окажут содействие в решении спорных вопросов, по каждому обращению будет проведена работа - консультации, комментарии, практические рекомендации, переговоры с контролирующими органами, подготовка жалоб, исковых заявлений.

В рамках долгосрочной целевой программы «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства Тюменской области» на 2011-2013гг. осуществляется предоставление государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в форме субсидии в следующих видах:

  1. Возмещение части затрат на оплату процентов по договорам кредита субъектам малого и среднего предпринимательства, привлекающим кредиты с целью приобретения оборудования, производственных помещений, земельных участков, на которых расположены производственные базы промышленных предприятий, а также иные цели, предусмотренные порядком отбора для предоставления государственной поддержки. Возмещение осуществляется в размере, не превышающем 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дату заключения кредитного договора, но не более 2/3 затрат по уплате процентов. Годовой размер субсидии одному субъекту малого (среднего) предпринимательства не может превышать 10 млн. рублей.

  2. Государственная поддержка на развитие лизинга оборудования:

2.1 возмещения части затрат, связанных с уплатой субъектом предпринимательства лизинговых платежей, за исключением части лизинговых платежей на покрытие дохода лизингодателя, из расчета не более двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на момент уплаты процентов субъектом предпринимательства от остаточной стоимости предмета лизинга без учета налога на добавленную стоимость на первое число каждого месяца в течение срока действия договора лизинга;

  1.  
    1. возмещения затрат субъектам предпринимательства по уплате первого взноса при заключении договора лизинга оборудования осуществляется в размере до 3 млн. рублей по каждому договору лизинга. Размер субсидии по возмещению затрат на оплату первого взноса не может превышать 30% первоначальной стоимости предмета лизинга по договору. Стоимость предмета лизинга и сумма первого взноса принимается к возмещению без НДС. Под первым взносом понимается денежная сумма, оплачиваемая лизингополучателем лизингодателю и являющаяся первым лизинговым платежом согласно графику лизинговых платежей или предоплатой (авансом, задатком) по договору лизинга. [2]

Годовой размер субсидии субъекту предпринимательства со среднесписочной численностью работников за год, предшествующий текущему финансовому году, менее 50 человек не может превышать 3 млн. рублей, субъекту предпринимательства со среднесписочной численностью работников за год, предшествующий текущему финансовому году, равной 50 и более человек не может превышать 10 млн. рублей. [6]

Для того что бы определить динамику финансирования наиболее важных для Тюменской области сфер малого предпринимательства и оценить величину израсходованных средств по сравнению с другими областями в пределах УрФО проведем анализ бюджетного финансирования по УрФО (табл. 1).

Таблица 1 – Бюджетное финансирование малого и среднего предпринимательства по УрФО за 2011-2012 г.г.*

Субъекты

2011

2012

 

Сумма средств,израсходованных из ФБ, тыс. руб.

Сумма средств,израсходованных из бюджета субъекта, тыс. руб.

Сумма средств,израсходованных из ФБ, тыс. руб.

Сумма средств,израсходованных из бюджета субъекта, тыс. руб.

1

2

3

4

5

Тюменская область

200312,2268

171517,3126

183746

193408,4318

Свердловская область

443241,384

181042,256

38061,289

203885,345

Курганская область

7296,41787

525569,2148

103163,755

4576,36147

Челябинская область

123464,2083

32000

136373,5411

34600

Ханты-Мансийский автономный округ

163500

163500

212500

208000

Ямало-Ненецкий автономный округ

100000

2866,293

9626,7

10395

*Источник: [7]

Анализируя данные таблицы 1, мы можем сделать следующие выводы: за период 2011-2012 г.г. рост сумм финансовой поддержки из федерального бюджета наблюдался лишь в Ханты – Мансийском автономном округе (он составил 49000 тыс.руб или 30%), а также по Челябинской области (12909,3 тыс. руб или 10,5%). Здесь можно предположить, что такой положительной динамике способствовало увеличение интереса государства к нефтегазовым и металлургическим производствам в регионах. В Тюменской области наблюдается снижение финансовых поступлений из федерального бюджета на 16566,2 тыс.руб. или 8,3%, а суммы поступающие из регионального бюджета увеличились на 21891,1тыс.руб или 12,8%. Суммы средств израсходованные из федерального бюджета в Курганской области увеличились на 95867,3 тыс. руб., а в Свердловской области в свою очередь уменьшились на 405180,1 тыс. руб.

В целом по УрФО снизилось финансирование из федерального бюджета на 354343 тыс.руб. или 34,1%, тем самым выполнение программы по поддержке малого и среднего предпринимательства в большей степени реализуется за счет средств регионов.

Для того что бы наиболее полно оценить ситуацию финансирования малого и среднего бизнеса в Тюменской области рассмотрим величину дотаций из разных бюджетов более детально разбив область на 3 субъекта, входящих в ее состав: юг Тюменской области, ХМАО и ЯНАО (см. таблицу 2).

Таблица 2 – Бюджетное финансирование малого и среднего предпринимательства по Тюменской области за 2011-2012 г.г.*

Субъекты

2011

2012

Сумма средств,израсходованных из ФБ, тыс. руб.

Сумма средств,израсходованных из бюджета субъекта, тыс. руб.

Сумма средств,израсходованных из ФБ, тыс. руб.

Сумма средств,израсходованных из бюджета субъекта, тыс. руб.

Тюменская область

463812,2268

337883,6056

405872,7

411803,4318

Тюменская область (исключая ХМАО и ЯНАО)

200312,2268

171517,3126

183746

193408,4318

Ханты-Мансийский автономный округ

163500

163500

212500

208000

Ямало-Ненецкий автономный округ

100000

2866,293

9626,7

10395

*Источник: [7]

Анализируя финансовые поступления из федерального бюджета в сферу малого и среднего бизнеса Тюменской области, можно сделать следующие выводы: основная доля распределения финансовых поступлений приходится на Тюменскую область (50,8%) и Ханты – Мансийский автономный округ (48,4%).

За анализируемый период сумма израсходованных средств из федерального бюджета сократилась на 57939,5 тыс. руб. или 12,4%, такому эффекту способствовало снижение использования средств в Тюменской области (исключая ХМАО и ЯНАО) на 21891,1 тыс.руб. или 8,2%, и Ямало – Ненецком автономном округе на 90373,3 тыс.руб. или 90,3%, но его влияние было незначительным, так как его доля составляет всего 0,8%.

Проанализировав суммы средств израсходованных из бюджета субъекта, можно сделать вывод, что в целом финансирование по Тюменской области увеличились на 73919,2 тыс.руб. или 21,9%. Этому способствовало увеличение бюджетных средств Ханты – Мансийского автономного округа на 44500 тыс.руб. или 27,2%, а также Тюменской области - на 21891,1 тыс.руб. или 12,8%.

Для оценки результативности действующей политики Тюменской области в сфере малого предпринимательства необходимо проанализировать основные показатели предприятий в данной области (см. таблицу 3).

Таблица 3 - Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Тюменской области*

Показатели

2011

2012

Темп прироста, в %

Количество предприятий, единиц

59782

64512

7,91

Оборот, тыс.руб.

571425379,8

670216562,7

17,29

Средняя численность работников, чел

281668

274683

-2,48

Инвестиции в основной капитал

337883,6

411803,4

21,8

*Источник: Составлено автором на основании данных Тюменьстат.

Анализируя данные, представленные в таблице 3, можно сделать следующие выводы: обороты субъектов малого и среднего предпринимательства увеличились в 2012 году на 98791182,9 тыс. руб. или 17,29% по сравнению с 2011 годом. Такой положительной тенденции способствовал рост инвестиций в основной капитал - на 73919,8 тыс.руб. или 21,8%, а также увеличение количества предприятий на 4730 единиц или 7,9%.

Вместе с тем, несмотря на положительные темпы роста основных показателей деятельности малых и средних предприятий Тюменской области, а также увеличение бюджетного финансирования, направляемого на их поддержку из регионального бюджета, мы можем говорить о том, что меры государственной поддержки этого сектора экономики в Тюменской области являются очень маленькими и недостаточно эффективными. Для подтверждения подобного заключения мы рассчитали показатель средней величины бюджетной помощи на 1 предприятие МСП и получили сумму в размере всего лишь 12674,8 рублей в год. Такая мизерная величина свидетельствует лишь о том, что большинство индивидуальных предпринимателей и субъектов малого бизнеса не получают эту помощь вовсе, а обозначенные в аналитической части суммы бюджетной помощи приходятся на очень ограниченный круг хозяйствующих субъектов. Поэтому для того, чтобы предприятия малого и среднего бизнеса начали играть важную роль в развитии экономики региона и государства в целом, необходимо совершенствовать методы, механизмы и формы их поддержки в ближайшем будущем.

Список использованных источников:

  1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области: закон Тюменской области от 05.05.2008 № 18. ГАРАНТ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/18762874/

  2. Поддержка предпринимательства. Деловой портал Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tyumen-region.ru/business/support/

  3. Государственная поддержка малых и средних предприятий Тюменской области.[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.unibiztv.ru/info/gppto.php

  4. Тюменский Областной бизнес – инкубатор [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.incubator72.ru/business-support/inkubator/

  5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tumstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tumstat/ru/statistics/enterprises/small_and_medium_enterprises/

  6. План основных мероприятий департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области на 2012 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://admtyumen.ru/ogv_ru/gov/administrative/invest_department/general_information/more.htm?id=10855829@cmsArticle

  7. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://smb.gov.ru/report/stats/total/

Просмотров работы: 2396