ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕНТРАЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ВО ВРЕМЯ ПРОСМОТРА ОБУЧАЮЩЕГО ВИДЕО - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕНТРАЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ВО ВРЕМЯ ПРОСМОТРА ОБУЧАЮЩЕГО ВИДЕО

Шакурова А.Р. 1
1Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Анализ зрительного восприятия как проявления активности зрительной системы является Объединяя выводы предыдущих исследований по заявленной проблеме, можно предположить, что существует необходимость «выбрать» подходящий момент для моргания так, чтобы не потерять важную визуальную информацию. Люди разделяют механизм контроля времени моргания, который ищет подходящий момент, чтобы избежать потерю критически важной информации из потока визуальной информации [1, 2, 4]. Продолжительная сцена видео, привлекшая активное внимание, попадает в промежуток между морганиями, а значит следующая за ней сцена вероятнее всего придётся на продолжительное моргание, следовательно, информация, содержащаяся в ней, скорее всего, не будет полностью воспринята [5]. Учитывая высокую степень синхронизации моргания в группе и то, что гендерных различий в подобной синхронизации нет, информация после длительного промежутка между морганиями, то есть после сосредоточения внимания, либо во время восприятия информации, сопровождающейся неприятными образами, не будет полностью воспринята и группой человек тоже. Синхронизация моргательного рефлекса требует сюжета, но необходимость следовать сюжетной линии не является причиной синхронизации [6].

Для проверки сделанных выводов нами был проведен ряд экспериментов, заключавшихся в отслеживании реакции испытуемых на обучающий видеоролик [3, 6]. Целью исследования явилась объективизация степени участия моргания в формировании активного внимания в процессе восприятия обучающего видеоролика. Для этого нами с помощью метода вызванных потенциалов изучалась электрическая активность круговой мышцы глаза до и после просмотра респондентами видеоролика. Полученные результаты необходимо подвергнуть дальнейшему анализу с учетом других компонентов познавательного процесса и индивидуальных особенностей человека. Однако уже сейчас мы можем с уверенностью сказать, что электрическая реакция мозга на когнитивный раздражитель наиболее четко отражается на показателе латентности N2, что было видно после применения критерия Вилкоксона, а сами показатели данной латентности до и после просмотра видео глубоко коррелируют друг с другом. Значит, изменения, которые мы предполагали найти после эксперимента, могут быть отслежены и замерены именно по этому показателю.

Учет подобных особенностей визуального восприятия позволит координировать работу с видео в нескольких направлениях. В первую очередь, это анализ реакции посредствам отслеживания морганий во время просмотра видео. Такой междисциплинарный подход позволит установить связи между определенными компонентами моргания и психическими и психофизиологическими особенностями человека. С другой стороны, знание об особенностях зрительного восприятия, которые могут быть выведены из подробного анализа моргательного рефлекса, позволит конструировать видео таким образом, что информация содержащаяся в нем будет максимально эффективно воспринята. Таким образом, результаты данного исследования могут быть использованы как в психологии, так и в педагогике.

Список литературы:

  1. Дроздикова-Зарипова А.Р., Шакурова А.Р. Мультимедийные технологии в учебном процессе: влияние обучающих фильмов на эмоциональное состояние старшеклассников // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов ТГГПУ. – 2010. - №13. – С. 110-112.

  2. Шакурова А.Р., Гришин С.Н., Ионенко С.И. и др. Центральные механизмы моргательного рефлекса– Казань: Казан. ун-т, 2013. – 124 с.

  3. Салихова М.А., Шакурова А.Р. Современные обучающие видеоуроки // Успехи современного естествознания. – 2013. – №10 . – С. 99-100.

  4. Karla S., Ruusuvirta T., Wikgren J. Affective modulation of conditioned eyeblinks // Biol Psychol. – 2009. - №82(2). – P. 192-194.

  5. Nakano T., Kato M., Morito Y., Itoi S., Kitazawa S. Blink-related momentary activation of the default mode network while viewing videos // Proc. Nat. Acad. Scienc. USA. – 2013. – Vol. 110(2). – Р. 702-706.

  6. Salihova M.A., Shakurova A.R., Galihanova A.A., Grishin S.N., Morozov O.G., Ionenko S.I.. Cognitive assessment of new type of teaching video perception by secondary comprehensive school students. IJMT. – 2013. – P. 80-82.

Просмотров работы: 1028