УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОГРАММАМИ И ПРОЕКТАМИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОГРАММАМИ И ПРОЕКТАМИ

Юрова А.А. 1, Бусарина Ю.В. 1
1Воронежская государственная лесотехническая академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в современном мире темпы экономического роста и уровень развития стран во многом определяют роль научно-технического прогресса в интеллектуализации производства. В общемировой экономической конкуренции выигрывают страны, обеспечивающие благоприятные условия для эффективной инновационной деятельности. Инновационная деятельность необходима для разработки инновационных проектов и программ. Они реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, которые способствуют существенным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию научно-технического обеспечения социальных программ, международного сотрудничества, фундаментальных исследований. Таким образом, инновационные проекты и программы играют важную роль в государственной научно-технической политике, имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники [1].

Под проектом понимается процесс целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы.

Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.

Рисунок1 - Деление инновационных проектов по уровню значимости.

Для определения сложности, длительности, состава исполнителей, масштаба, характера продвижения результатов инновационного процесса, необходимо установить уровень значимости проекта, который оказывает влияние на содержание проектного управления[2].

Выделяют следующие этапы создания и реализации проекта:

Рисунок 2- Этапы создания и реализации проекта

В ходе реализации инновационных проектов наиболее значимыми и поддерживаемыми со стороны государства должны быть те проекты, которые ориентированы на конечные социально-экономические результаты.

По окончании выбора приоритетов следует определить методы государственной поддержки инновационного предпринимательства и стратегические направления развития инновационной деятельности.

На начальном этапе стратегия (низкозатратная) может включать в себя более действенное использование ресурсов в таких отраслях, как телекоммуникации, пищевая и легкая промышленность, строительство и лесопереработка, малый бизнес. На втором этапе - сосредоточение усилий в отраслях, где Россия имеет определенные конкурентные преимущества (биотехнологии, информационные технологии, авиакосмическая и оборонная промышленность). На третьем этапе появляется возможность реализовать стратегии создания новых технологий в отраслях, где Россия имеет позиции на рынке, с последующим выходом на новые рынки. В конечном итоге все три стратегии предполагают соответствующую поддержку государства, создание как внешних, так и внутренних условий [3].

Любой проект независимо от объема работ и сложности, необходимых для его осуществления, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет». Состояния, через которые проходит проект, называются фазами. Каждая фаза разработки и реализации проекта имеет свои цели и задачи.

Рисунок 3 - Прединвестиционная фаза проекта

Рисунок 4 - Инвестиционная фаза проекта

В условиях существующего производства при высоком уровне производственного и управленческого объединения разработка и освоение инновации охватывают большинство блоков и уровней линейно-функциональной структуры организации, как внутри так и вне ее. Следовательно, применение программно-целевых структур менеджмента зародилось в области разработки и внедрения в производство продуктовых и технологических инноваций.

Стремительное и успешное освоение достижений науки и технологии в производстве возможно только тогда, когда наряду с проектированием новой продукции и разработкой новых технологических процессов ведется материально-техническая, инструментальная, организационно-плановая, экономическая подготовка производства.

Комплексный подход к разработке и внедрению инновации требует взаимоувязанной и скоординированной работы всех участвующих в этом процессе подразделений и исполнителей. Отсутствие их эффективного взаимодействия приводит к значительному замедлению сроков, ухудшению качества, дополнительным издержкам.

Деятельность организации необходимо направлять на достижение четко определенных для каждого периода целей, распределение ресурсов — производить по конкретному назначению, необходимо осуществлять комплексный подход и межфункциональное взаимодействие, обеспечивать преимущественный контроль не за содержанием отдельных сторон исполнительской деятельности, а за ее результатами.

Выполнение этих требований можно достичь путем разработки целевых программ (ЦП).

Целевая программа — плановый комплекс научно-технических, производственных, экономических и организационных мероприятий, объединенных одной генеральной (главной) целью, охватывающих стадии процесса «исследование — производство», взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям и осуществляемых под единым менеджментом.

Выделяют следующие признаки, по которым комплекс работ относится к сфере применения системы программно-целевого менеджмента:

1) значимость реализуемой цели;

2) масштабы взаимодействия различных подразделений аппарата менеджмента и производственных звеньев при выполнении программы;

3) новизна и неповторяемость поставленных задач.

По масштабам и уровню взаимодействия подразделений при выполнении ЦП и в соответствии со значимостью их результатов их можно выделить в две основные группы:

- инновационные программы, в выполнении которых участвует группа подразделений. Результаты выполнения отражают в показателях бизнес-плана организации, а объем затрат требует выделения значительных ресурсов, подлежащих централизованному контролю;

- локализованные (межфункциональные) программы, в выполнении которых участвует одно или два взаимодействующих подразделения или целевой временный коллектив.

Основным звеном системы становится менеджер программы, на которого возлагается ответственность за достижение целей программы по качеству результатов, срокам их получения и расходуемым на это средствам. Для этого менеджер организации делегирует ему свои права в области распределения ресурсов, планирования сроков и объемов работ, приемки и утверждения технической документации, представительства в сторонних организациях, поощрения участвующих в программе подразделений и специалистов.

К органам системы менеджмента ЦП в организации относят технический (научно-технический) совет и менеджеров программ.

Линейным менеджером системы является технический директор организации. Система менеджмента ЦП состоит из трех организационных уровней:

1) высший уровень — технический директор и технический (научно-технический) совет;

2) средний уровень — менеджеры ЦП, подчиненные техническому директору (главному технологу);

3) нижний уровень — ответственные исполнители отдельных этапов программы, подчиненные менеджерам подразделений в соответствии со своим должностным положением в линейно-функциональной структуре, или специалисты целевых коллективов.

Отдел менеджмента инноваций в линейно-функциональной структуре, исходя из целей организации по объему производства и состояния ресурсов, на основании технико-экономических критериев оптимизирует загрузку всех исполнителей по времени и подготавливает для утверждения высшим линейным менеджментом проект общего плана работ по инновациям.

Отдел менеджмента инновациями собирает в соответствии с разработанной системой обязательной отчетности всю информацию о ресурсах и результатах деятельности производственных и управленческих подразделений организации и обрабатывает с точки зрения эффективности использования ресурсов.

Механизм функционирования системы менеджмента программ, основанный на использовании научных принципов формирования организационных структур, — важный элемент и условие достижения высокой эффективности при разработке и внедрении в производство инноваций [4].

В основе рассмотрения содержания инновационного проекта по процессу его формирования и реализации, т.е. технологически, лежит концепция жизненного цикла инновационного проекта, которая исходит из того, что инновационный проект осуществляется в течение конечного промежутка времени.

Проект должен реализовать жизненный цикл новшества, все его четыре стадии (зарождение, создание, распространение и потребление) и его программа действий должны быть направлены на поиск идеи новшества, создание новшества, его распространение и поддержку у потребителя. Создание новшества объединяет в себе и разработку документации, совместно с созданием опытного образца, и промышленное производство. Поскольку это разные виды деятельности, то с точки зрения организации управления проектом в жизненном цикле проекта это должны быть разные стадии. Проект должен иметь явное начало, его необходимо инициировать, и он должен иметь соответствующее завершение.

Особенностью управления инновационным проектом является то, что здесь объект — это жизненный цикл инновации, т.е. инновационный продукт. Это такое управление, когда проект выполняется на основе предшествующего знания высококлассными специалистами, объединенными в проектную команду путем создания и освоения новых знаний и продвижения новшества на рынок к потребителям.

Библиографический список:

  1. Горфинкель В.Я. Экономика инноваций [Текст] / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012.

  2. Медынский В.Г., Инновационный менеджмент [Текст]: Учебник /: НИЦ Инфра-М, 2013.

  3. Акиньшин В.М., Инновационный менеджмент [Текст]: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития [Текст] / под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. - М.: Дело, 2011.

  4. Грибов В.Д., Никитина Л.П. Инновационный менеджмент : Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2013.

Просмотров работы: 2994