СТАНДАРТЫ И ИХ РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СТАНДАРТЫ И ИХ РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Семенова Е.А. 1
1Томский политехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стандарты являются составной частью системы управления в организации, стимулируют эффективное использование ресурсов, поскольку соответствующие стандартам товары и услуги удовлетворяют требованиям качества при более низких затратах на их производство. Стандарты основаны на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и должны обеспечивать оптимальную пользу обществу. Стандарт создает возможность взаимозаменяемости не только деталей и устройств, но и работников. Если работы и операции выполняются согласно стандартам, то любой исполнитель в любой стране способен достичь одинакового качественного результата.

Генри Форд в своей книге «Сегодня и завтра» написал: «В своем настоящем смысле стандартизация есть сочетание наилучших качеств изделий с наилучшими способами производства для того, чтобы потребителю мог быть предложен наилучший продукт в достаточном количестве и по наиболее сходной цене» [1]. Стандарты помогают при решении всего многообразия проблем, с которыми сталкивается бизнес, правительство и общество.

В России правовые основы стандартизации были отражены в Законе РФ «О стандартизации»(1993 г.), а после его отмены установлены Федеральным законом «О техническом регулировании»(2002 г.). Однако, как показала практика применения закона «О техническом регулировании», в обществе создалась иллюзия, что технические регламенты могут полностью заменить стандарты, значительно уменьшилось внимание к стандартизации, налицо снижение роли стандартов в экономике страны. Такое отношение к стандартизации, наряду с другими причинами, усилило в последние годы отдельные негативные экономические тенденции [2]:

  • торможение в развитии высокотехнологичных отраслей;

  • сокращение выпуска продукции с высоким уровнем добавленной стоимости;

  • появление на рынках суррогатной низкокачественной продукции и т.д.

Стандарты на систему качества потребовались как результат обобщения передового опыта и как модель для оценки возможностей поставщиков обеспечивать качество. Понимание важной роли стандартизации в государстве и в обществе на новом для нашей страны этапе развития рыночных отношений будет поддерживать развитие этого направления деятельности в организациях. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. N 266-р одобрена Концепция развития национальной системы стандартизации. Необходимость разработки Концепции развития национальной системы стандартизации РФ обусловлена изменением экономических условий в стране, принятием Федерального закона Российской Федерации «О техническом регулировании» и вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

Федеральный закон «О техническом регулировании» изменил статус национальных стандартов, которые перешли из разряда обязательных документов в добровольные, что соответствует современным экономическим и политическим взглядам, а также международной практике стандартизации.

Национальные стандарты, гармонизированные с техническими регламентами, становятся доказательной базой, дающей презумпцию соответствия продукции установленным обязательным требованиям.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) разработало Перспективную программу развития национальных стандартов, обеспечивающую их гармонизацию с международными стандартами в научно-технической и производственных сферах [3].

Стандарты качества помогают предотвращать появление на рынке некачественных или опасных товаров, повышая доверие потребителей. Предприятия могут использовать принятые стандарты для сокращения объема времени, трудозатрат. Стандарты помогают бизнесу оценить процессы своего развития, предоставляя возможность предпринимать шаги для повышения эффективности производства. Введение стандартов помогает сохранять имеющихся потребителей и привлекать новых.

Современное предприятие вынуждено работать в условиях быстрых изменений в окружающей деловой среде и учитывать связанные с этим риски. Предприятие должно построить и реализовать систему менеджмента, способную быстро реагировать и обеспечивать устойчивое развитие предприятия. Стандарты системы менеджмента качества необходимы как результат обобщения передового опыта и как модель для оценки возможностей обеспечения качества. В последние годы роль стандартизации и стандартов в деятельности организации стала недостаточно важной.

Серьёзным шагом на пути восстановления значения стандартов стало одобрение 24 сентября 2012 г. Концепции развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 года. Данная Концепция содержит систему взглядов на развитие национальной системы стандартизации в Российской Федерации и формирует цели, задачи и направления ее развития с учетом изменения законодательных основ, а также предусматривает расширение участия промышленности и общества в работах по национальной, региональной и международной стандартизации, дает стратегический прогноз на будущее.

Список использованных источников

1.Форд Г. Сегодня и завтра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spaceincome.com/lib/ford-henry/ford-today-and-tomorrow/

2. Чухланцева М. М. Развитие правовых основ стандартизации как элемента государственной политики // Сборник материалов конференции «Качество –стратегия XXI века». – Томск: Изд-во ТПУ, 2011. – 210 с.

3. Портал по стандартизации Росстандарта. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standard.gost.ru/wps/portal/

Просмотров работы: 1696