В последние годы сельское хозяйство в России все чаще выделяют как отрасль экономики, обладающую огромным потенциалом для развития, пожалуй, не свойственным ни одной из стран с развитой и развивающейся экономикой.
Одним из основных элементов российской налоговой системы, призванным обеспечить повышение эффективности сельскохозяйственного товаропроизводителя, является введение Налоговым кодексом РФ с 2002 года специального режима налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Процесс учета ЕСХН является трудоемким и требует совершенствования. Это и обуславливает актуальность выбранного объекта сельскохозяйственного товаропроизводителя, являющегося плательщиком ЕСХН – ООО «Большепесчанское» Называевского района Омской области. Предметом исследования является Единый сельскохозяйственный налог. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию, при условии, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля доходов от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70 процентов
Целью настоящей статьи является рассмотрение оптимизации ЕСХН на примере ООО «Большепесчанское» Называевского района Омской области.
С 2003 года ООО «Большепесчанское», являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем, перешло на уплату ЕСХН, подав в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №3 по Омской области заявление.
В соответствии со ст. 346.5 НК РФ ООО «Большепесчанское» ведет учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании данных бухгалтерского учета.
Организация учета расчетов по единому сельскохозяйственному налогу в ООО «Большепесчанское» начинается с заполнения самостоятельно разработанных на бланках произвольной формы налоговых регистров, в которых накапливаются данные из учета и формируются доходы и расходы, необходимые для исчисления налогооблагаемой базы по ЕСХН.
Одним из документов, подтверждающих правильность налогового учета и исчисления единого сельскохозяйственного налога, является налоговая декларация.
В ООО «Большепесчанное » учет не автоматизирован, что влечет некоторые неточности в учете, затрудняя работу бухгалтеров.
В настоящее время на рынке существует несколько программных продуктов, предназначенных для автоматизации учета единого сельскохозяйственного налога (таблица 1).
Таблица 1
Программные продукты автоматизации учета ЕСХН
Наименование программного продукта |
Стоимость, руб. |
1. Комплекс программ ИНЭКС |
17000 |
2. 1С: предприятие, версия 8.2, конфигурация «Сельское хозяйство» |
5400 |
3. 1С: предприятие, версия 8.1, конфигурация «Фермерское хозяйство» |
3200 |
4. 1С: предприятие, версия 7.7, конфигурация «Сельское предприятие, зарплата и кадры» |
7500 |
5. Помощник для исчисления ЕСХН, версия 2.0 |
2900 |
Как видно из представленной таблицы только один программный продукт, предназначенный для автоматизации учета ЕСХН, не входит в комплекс других программ и имеет самую низкую стоимость. Данная программа называется «Помощник для исчисления ЕСХН».
Таким образом, для более эффективного функционирования ООО «Большепесчанское» рекомендуется автоматизировать налоговый учет единого сельскохозяйственного налога с помощью программного продукта «Помощник для исчисления ЕСХН». Внедрение данной программы позволит снизить трудоемкость процесса исчисления ЕСХН на предприятии, а также сократить затраты рабочего времени на выполнение данной работы.Мы внесли некоторые предложения по поводу совершенствования ЕСХН не только на нашем предприятии, но и хотелось, чтобы наши предложения затронули большинство других сельхозяйственных товаропроизводителей. Предлагается расширить сферу применения специального налогового режима сельскохозяйственными товаропроизводителями за счет, во-первых, изменения порядка исчисления 70% доли продукции сельского хозяйства, позволяющей экономическим агентам считать себя сельскохозяйственными товаропроизводителями, во-вторых, снижения значения данного показателя до 50 % и ниже, и, в-третьих, полного отказа от данного показателя. При последнем варианте развития событий предполагается, что налоговое стимулирование должно касаться любой сельскохозяйственной деятельности, независимо от доли доходов товаропроизводителя от нее в их общей величине.
Для усиления социальной функции ЕСХН обосновывается возможность разрешения налогоплательщикам учитывать при исчислении налоговой базы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, а также на приобретение (сооружение, изготовление) объектов внешнего благоустройства (объектов лесного хозяйства, объектов дорожного хозяйства), сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или аналогичного целевого финансирования.
Обязательной мерой совершенствования ЕСХН в ООО «Большепесчанное» так и у других товаропроизводителей хотелось бы назвать исключение НДС из перечня налогов, заменяемых единым налогом при переходе на данный специальный налоговый режим, или установление права выбора в решении вопроса уплаты данного налога, так же как и на общем режиме налогообложения.
В связи с трансформацией с 2011 года специальных налоговых режимов для малого бизнеса, отказом в перспективе от использования ЕНВД в пользу УСН на основе патента, рассматривая вариант введения усредненного налогооблагаемого дохода за несколько предшествующих лет для представителей малого и микробизнеса с целью расширения в сельском хозяйстве налогообложения на основе патента. Именно данный режим обложения малого бизнеса в сельском хозяйстве будет оптимальным.
Альтернативным вариантом отмены ЕСХН называется разрешение законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации устанавливать дифференцированные ставки этого налога (или полностью его отменять) для отдельных групп налогоплательщиков в зависимости от производимой продукции растениеводства и животноводства. Это позволит мелким и средним сельскохозяйственным и фермерским хозяйствам активно развиваться и конкурировать с крупными сельскохозяйственными структурами.