СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Кузнецова Е.В. 1, Мещерякова А.А. 1, Ляпунова А.Н. 1
1Воронежская государственная лесотехническая академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Кризис, начавшийся с финансовых потрясений в США, стал к концу 2008 г. Общемировым. И нашу страну кризис не обошел стороной. Упали темпы роста экономики, тысячи людей попали под сокращение, пострадали многие отрасли.

Многие предприятия на настоящий момент находятся в сложном финансовом положении и нуждаются в серьезных мероприятиях по восстановлению эффективного функционирования производства.

Проблема планирования и управления в условиях кризиса носит комплексный характер. Вопросами антикризисного планирования занимаются многие зарубежные и отечественные специалисты в области экономики и управления.

Целью данной работы является: изучение теоретических основ антикризисного финансового планирования на предприятии и рассмотрение антикризисного планирования на примере предприятия ООО «Хольц»

Основные задачи:

- изучение принципов и задач антикризисного финансового планирования;

- выявление положительных и отрицательных последствий финансового кризиса;

- рассмотрение и анализ предлагаемых специалистами мероприятий по выводу предприятия ООО «Хольц» из кризиса

1 Теоретические основы антикризисного финансового планирования на предприятии

  1.  
    1. Задачи и принципы антикризисного финансового управления

Антикризисное финансовое управление предприятием представляет собой процесс, состоящий из подготовки, принятия и реализации управленческих решений по предупреждению финансовых кризисов, их преодолению и минимизации негативных последствий.

Особенностью антикризисного управления является то, что в условиях кризиса, принятие управленческих решений осуществляется в обстановке сниженной управляемости предприятием, дефицита времени и некой неопределенности.

Главная цель антикризисного финансового управления – восстановление финансового равновесия предприятия и минимизации снижения его рыночной стоимости.

В процессе достижения своей цели антикризисное финансовое управление предприятием направлено на решение следующих задач:

  1. своевременное диагностирование финансового состояния предприятия

  2. принятие необходимых мер по предупреждению финансового кризиса;

  3. восстановление финансовой устойчивости предприятия;

  4. минимизация негативных последствий финансового кризиса предприятия и другие [7].

Система антикризисного финансового управления базируется на следующих принципах:

  1. Принцип превентивности действий.

  2. Принцип постоянной готовности реагирования.

  3. Принцип срочности реагирования.

  4. Принцип комплексности принимаемых решений.

  5. Принцип альтернативности действий.

  6. Принцип адаптивности управления.

  7. Принцип эффективности и другие [2]

  1.  
    1. Система мероприятий по улучшению системы планирования деятельности предприятия в кризисный период

Финансовый кризис проявляется в нехватке денежных средств, росте просроченной кредиторской задолженности, падении продаж, растущем недовольстве персонала и др.

Организация, которая испытывает на себе финансовый кризис, может в результате прекратить свое существование, но может и вновь возродиться, естественно после применения своевременных кардинальных мер.

Управление организацией в условиях финансового кризиса - совокупность методов, направленных на уменьшение всех затрат, увеличение поступления денежных средств в организацию, а также - на рост объема продаж и получение прибыли.

Наиболее важным и значимым является использование новых приемов управления, способных кардинально изменить существующую систему после реорганизации. Например, использование ноу-хау, позиционирование торговой марки, ценовая политика и т. д.

В условиях кризисного состояния наиболее важно сократить одни затраты и увеличить другие, которые способные сделать компанию прибыльной, а ее продукцию конкурентоспособной.

Весомое значение имеет быстрый приток денежных средств в организацию. Работы в выбранных стратегических направлениях требуют привлечения заемных средств со стороны. А этот процесс весьма затруднителен в условиях кризиса.

К сожалению, в российских организациях антикризисные мероприятия зачастую сводятся всего лишь к мерам финансового оздоровления и проведению реструктуризации кредиторской задолженности.

Основными формами оздоровления предприятия являются преобразование и санация. Преобразование применяется в ситуациях, когда невозможно сохранение предприятия в существующем виде.

Санация - это комплекс мероприятий по оздоровлению производственно-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования.

Схема 1 - Классификация видов стратегии и тактики [3]

Мероприятия по выходу из кризиса можно разделить на: оперативные и стратегические меры.

Таблица 1 - Характеристика мер для достижения целей финансирования мероприятия по выходу из кризиса [1]

Оперативные меры

Стратегические меры

1. устранение убытков;

2. выявление резервов;

3.привлечение специалистов;

4. кадровые изменения;

5. отсрочки платежей;

6. привлечение кредиторов;

7.укрепление производственной дисциплины и т. д.

1.проведение необходимых изменений в производственной структуре и производственной культуре;

2. разработку концепции инновационной политики предприятия;

3.расширение маркетинговых исследований;

4.программу технического перевооружения (реконструкции) предприятия;

5. разработку кредитной политики фирмы;

6.совершенствование кадровой политики предприятия;

7.разработку бизнес-плана предприятия с учетом выработанных мер.

Основным документом, обосновывающим необходимость проведения конкретных мероприятий, является бизнес-план. В нем показаны пути преодоления кризисной ситуации, возникшей на предприятии.

Деятельность менеджеров при реализации выбранной стратегии включает задачи:

1. уяснение выработанной антикризисной стратегии;

2. доведение идей новой стратегии и смысла идей до сотрудников с целью их вовлечения в процесс реализации антикризисной стратегии;

3. приведение ресурсов в соответствие с реализуемой антикризисной стратегией.

На реализацию антикризисной стратегии большое влияние оказывает правильное использование ресурсов предприятия.

Реализация стратегии осуществляется путем разработки внутрифирменных планов (стратегических, среднесрочных и тактических).

Стратегическая деятельность требует надежного информационного обеспечения. Создание такого обеспечения включает сбор больших объемов информации и ее обработку.

База стратегических данных (БСД) используется для оценки текущего состояния, а также для принятия стратегических решений [6].

Критерием успешности реализации стратегии является полное достижение поставленных в стратегическом плане целей.

Этапы контроля реализации стратегии перечислены ниже (рис. 1)

Рисунок 1 – Этапы реализации антикризисной стратегии [1]

  1.  
    1. Финансовый кризис: последствия и пути выхода

В целом, последствия кризиса можно разделить:

1. Текущие последствия, которые являются оперативной реакцией на кризис (безработица, инфляция, темпы падения экономических показателей и др.)

2. Изменения, которые ожидают нас в долгосрочной перспективе. Оценка таких последствий сейчас относится к области прогнозов, хотя в какой мере кризис отразится на мировой экономике, будет зависеть ее будущее.

Глобальный характер кризиса вовсе не означает, что его последствия будут одинаковы для всех стран и всех секторов экономики. Последствия кризиса сильно различаются в зависимости от уровня развития конкретного государства и антикризисных мер, предпринятых аппаратом управления.

Мировой кризис в некоторых странах вызвал финансовый кризис, в некоторых – экономический, а в некоторых – финансово-экономический кризис.

Финансовый кризис – это начальная фаза кризиса, при которой в основном страдает только финансовая система государства (банки). Экономический кризис возникает в странах, сильно зависящих от импорта. Ну и самая тяжелая форма – финансово-экономический кризис – самая тяжелая форма кризиса, так как затрагивает все отрасли экономики [5].

Таким образом, в результате кризиса растут цены, как следствие, растет инфляция. Затем и безработица. Падает спрос на товары и услуги – сокращается производство. Закрываются предприятия – растет безработица. Снижается общий уровень жизни. Это спираль мирового финансового кризиса. Кроме негативных последствий любой кризис имеет и положительные моменты (табл. 2).

Одним из главных виновников существующего финансового кризиса является США. Именно американских финансистов винят в огромных просчетах и чрезмерной самоуверенности.

Лишь спустя время, «мыльный пузырь» раздувавшийся спекулянтами стал затрагивать интересы соседних стран, и всю экономику в целом.

Весьма популярные кризисные аналитики считают, что нынешний мировой кризис и выход из него – события, не имеющие своего прецедента в истории.

Важно найти верный путь выхода из экономического кризиса. Предпринимается множество попыток сделать это, не все, к сожалению, удачные. Действовать поодиночке весьма непросто и даже нерационально.

Поэтому руководители мировых держав пришли к соглашению: все действия по выходу из кризиса 2008-2010 нужно принимать совместно и согласованно. Основные надежды возлагаются именно на общие усилия в поисках выхода из кризиса. К сожалению, пока старания не приносят ожидаемых и результатов.

Россия изначально была как бы отстранена от происходящего в мире. Причиной этого явилась недостаточная насыщенность рынка ипотечными кредитами. Наша страна стала свидетелем того, как США раздавали дешевые кредиты и оказались заложниками ситуации. Проблема невозврата долгов спровоцировала шквал безработицы, обвала рынка недвижимости, обесценивание государственной валюты и т.д.

Таблица 2 - Положительные и отрицательные стороны мирового финансового кризиса [5]

Положительные последствия

Отрицательные последствия

1. На рынке остаются наиболее жизнеспособные предприятия, проводящие эффективную политику управления ресурсами

2. В условиях жесткой конкуренции может также произойти снижение цен на некоторые товары и услуги (бензин, земля)

3. Снижение цен на недвижимость, которые на определенный момент были значительно завышены

4. Кризис приводит рынки к естественному ценообразованию.

5. Происходит общее оздоровление экономики и выход на первый план отечественных производителей

  1. Падение мировых цен на нефть

  2. Рост процентных ставок по кредитам и сокращение объема кредитования

  3. Падение рынка ипотечного кредитования

  4. Крах Российского фондового рынка

  5. Возникновение "кризиса недоверия"

  6. Снижение деловой активности

  7. Рост безработицы

Властями США был выбран путь выхода из мирового кризиса за счет дополнительного инвестирования в экономику, урезания зарплат служащим, и т.д.

Россия выходит из финансового кризиса путем «затормаживания» некоторых проектов, переквалификацией сотрудников, временной остановкой заводов и предприятий.

Было мнение о том, что для нашей страны, слабо зависящей от мировой экономики, экономический кризис и выход из него не проблема, однако существует немало фактов усложняющих выход из кризиса: нестабильность валют, инфляция, дешевеющая нефть и т.д.

Единого мнения о путях выхода из мирового финансового кризиса у экспертов и специалистов в области макроэкономики нет.

Одни считают, что мировой кризис нужно пускать на самотек – мировая экономика сможет оздоровиться.

Другие придерживаются мнения, что для уменьшения неблагоприятных последствий финансового кризиса необходимо резко повысить влияние государства на экономику.

Третьи считают, что государство должно помогать попавшим в экономический кризис предприятиям и людям исключительно рыночными методами (снизить налоговое бремя, обеспечить кредитование предприятий под государственные гарантии и т.д.).

Многие эксперты сходятся на мнении: «для того, чтобы минимизировать последствия финансового кризиса, необходимо создать новую наднациональную мировую расчетную валюту». Такая валюта должна будет снизить вероятность колебаний на валютных рынках и придать прогнозируемый характер валютным операциям.

Также для выхода из глобального финансового кризиса необходима политическая воля лидеров ведущих мировых держав, которым необходимо объединить усилия и выработать единую политику действий на мировом уровне [5].

Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году, вызвал процессы, которые способны полностью изменить мировую финансово-экономическую систему. В новой системе, как ожидается, возрастет роль государства.

  1. Особенности антикризисного планирования деятельности ООО «Хольц» в рамках антикризисного управления

2.1 Характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Хольц» зарегистрировано регистрационно-правовым отделом администрации г. Ростова-на-Дону 16 августа 2002 года.

Местонахождение и юридический адрес – Россия, 344007 Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. 2-я Луговая, 14.

Основной вид деятельности компании ООО «Хольц» - комплексные поставки лесопильного, деревообрабатывающего, мебельного оборудования, а также сушильных камер производства предприятий России, Беларуси, Украины, стран Дальнего Зарубежья. Помимо станочного оборудования широко представлены режущий инструмент, ручной электроинструмент, асинхронные электродвигатели, спецодежда.

Учитывая специфику рынка, зная потребности отечественного производителя и обладая опытом собственного деревообрабатывающего производства, ООО «Хольц» поставляет высокопроизводительное и надежное и в то же время недорогое и быстро окупаемое оборудование.

Широкий спектр продукции включает в себя всю технологическую линию производства изделий из дерева, начиная с первичной обработки ствола и заканчивая упаковкой готовой продукции.

Также ООО «Хольц» предлагает клиентам сервисные услуги самого высокого уровня в проведении монтажных, пусконаладочных и ремонтных работ по широчайшему спектру деревообрабатывающего оборудования ведущих мировых производителей.

Рынком сбыта предприятия является в основном Ростов и Ростовская область, частично Краснодарский и Ставропольский края. [4].

2.2 Оценка разработанной антикризисной стратегии на примере ООО «Хольц»

К началу финансового кризиса предприятие ООО «Хольц» оказалось в сложном финансовом положении и, как многие российские предприятия, нуждается в серьезных мероприятиях по восстановлению.

Для предприятия применимы два вида тактики по преодолению кризисной ситуации:

- защитная, которая основывается на проведении сберегающих мероприятий. Ее базой является сокращение расходов, связанных с производством и реализацией продукции. Эта тактика актуальна при неблагоприятном стечении внешних обстоятельств;

- наступательная, для которой характерны стратегические мероприятия. В ее рамках проводится активный маркетинг, завоевание новых рынков сбыта. Она приемлема для борьбы как с внешними, так и с внутренними неблагоприятными факторами, влияющими на эффективное функционирование предприятия.

В результате применения наступательной тактики изменяется стратегия предприятия (меняется руководство, происходит поиск новых рынков сбыта, меняется климат в коллективе и т.д.). Схема разработки стратегии показана на рисунке 2.

В соответствии с новой стратегией, применяемой на ООО «Хольц», маркетинговая концепция нацеливается на укрепление позиций предприятия. Это находит отражение в мероприятиях по финансовому, производственному и кадровому оздоровлению.

В условиях кризиса основные показатели платежеспособности ООО «Хольц» имеют замедляющиеся темпы снижения. Соответственно, предприятию целесообразно применить наступательную тактику для максимального использования имеющихся внутренних ресурсов и резервов.

Рисунок 2 – Разработка антикризисной стратегии [6]

Задачи предприятия для выхода из кризисной ситуации:

- обоснование правильности выбора цели по производству и реализации продукции.

- привлечение инвесторов для финансирования предлагаемого проекта выхода из кризисной ситуации (коммерческий банк, государство, любое юридическое или физическое лицо).

- выбор оптимальной организационной структуры, которая лучше всего отвечала потребностям предприятия.

Возможности и сроки вывода предприятия из кризисной ситуации и дальнейшее его стабильное и эффективное развитие напрямую зависят от благоприятных условий для разработки и внедрения инновации на предприятии.

Увеличение рентабельности предприятия в условиях кризиса может быть достигнуто уменьшением расходов, повышением цен на реализованную продукцию, либо превышением темпов роста объёма реализованной продукции над темпами роста расходов.

Повышение цен на реализуемую продукцию может служить средством увеличения рентабельности активов, однако в условиях рыночной экономики это достаточно сложная задача.

Хорошо проведенная диагностика сильных и слабых сторон деятельности предприятия отражает потенциал его ресурсов и возможностей, а также является отправной точкой разработки стратегии.

В результате проведенного стратегического анализа специалистами Консалтинг - центра «Энкор» (г.Харьков) во главе с И. Рыбальченко было установлено, что деловой портфель ООО «Хольц» сформирован на базе связанной диверсификации и состоит из десяти бизнес-единиц:

- Деревообрабатывающее оборудование;

- Лесопильное оборудование;

- Сушильные камеры;

- Мебельное оборудование;

- Шлифовальные машины;

- Ручной электроинструмент;

- Режущий инструмент;

- Асинхронные электродвигатели;

- Полирующие машины;

- Спецодежда.

Необходимо отметить, что предприятие реализует товары, которые находятся на разных этапах жизненного цикла. Следовательно, торговля одним товаром может быть достаточно успешной и прибыльной, а другим – приносить лишь убытки. Доля прибыли в размере ассортиментных групп показана на рисунке 3.

Необходимо определить, сколько и каких товаров на каждом этапе жизненного цикла следует иметь, чтобы обеспечить эффективную деятельность.

Рисунок 3 - Доля прибыли в разрезе ассортиментных групп деревообрабатывающей продукции ООО «Хольц» [4]

Для выхода из кризиса специалисты во главе с И. Рыбальченко предложили следующие альтернативные стратегии:

1. Реструктуризация предприятия: оно преобразуется в диверсифицированное производство с двумя основными стратегическими единицами бизнеса (деревообрабатывающее и лесопильное оборудование) без модернизации оборудования.

2. Реструктуризация предприятия: оно также преобразуется в диверсифицированное производство с двумя основными стратегическими единицами бизнеса, но осуществляется модернизация оборудования

3. Выделяется отдельное самостоятельное производство (юридическое лицо) деревообрабатывающего оборудования без проведения модернизации оборудования.

4. Осуществляется реструктуризация предприятия с выделением отдельного самостоятельного производства (юридическое лицо) лесопильного оборудования с проведением модернизации оборудования [4].

В каждой предложенной стратегии есть свои преимущества и недостатки.

При всех вариантах развития предприятия необходимо активное исследование рынка и создание эффективной системы позиционирования и сбыта продукции.

Реализация любой стратегии требует изменения организационной структуры предприятия.

По моему мнению, наиболее предпочтительной является 2 стратегия «Развитие всего предприятия с модернизацией процесса производства». Для её реализации основной акцент в рекламе нужно сделать на деревообрабатывающее и лесопильное оборудование.

Также весьма полезно и выгодно заключить договор на оказание юридических услуг с юридической фирмой, что позволит ООО «Хольц» существенно сэкономить на содержании своего юридического отдела и получать высококвалифицированную помощь. Естественно эффективное производство требует повышения квалификации управленческого персонала.

Заключение

Многие предприятия находятся в сложном финансовом положении и нуждаются в серьезных мероприятиях по восстановлению эффективного функционирования производства. Проблема планирования и управления в условиях кризиса носит комплексный характер.

Чтобы Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году не нанес мировой экономике окончательный разрушительный удар, принимать меры должны не только власти, но и каждый человек в отдельности.

О последствиях кризиса можно говорить довольно долго, но к чему приведет финансовый кризис в действительности, покажет только время.

К началу финансового кризиса предприятие ООО «Хольц» оказалось в сложном финансовом положении и, как многие российские предприятия, нуждалось в серьезных мероприятиях по восстановлению.

В работе были изучены альтернативные стратегии и тактика вывода предприятия из кризиса, а также основные мероприятия, способные стабилизировать деятельность данного предприятия.

Предлагаемые специалистами оперативные мероприятия должны не только стабилизировать финансовое состояние ООО «Хольц», но также сделать предприятие инвестиционно привлекательным. А привлечение внешних инвестиций позволит реализовать наступательную тактику и мероприятия стратегического характера. И все эти меры помогут выйти предприятию из финансового кризиса.

Список использованных источников

  1. Богданова Т.А., Градов А.П.Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой [Текст]- СПб.: Специальная литература, 2009.

  2. Большаков А. С. Антикризисное управление: финансовый аспект [Текст] - СПбГУП, 2008.

  3. Попов Р.А. Антикризисное управление [Текст]: Уч. для вузов. - М.: ИНФРА - М, 2007.

  4. Изучение, разработка и реализация антикризисной стратегии предприятии на примере ООО "Хольц" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-131069.html – Загл. с экрана.

  5. Мировой финансово-экономический кризис [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мировой_финансово-экономический_кризис – Загл. с экрана.

  6. Стратегический менеджмент - Тема 15. Контроль реализации стратегии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mylect.ru/managment/administrmanagment/385-strategmanegmnet.html?s – Загл. с экрана.

  7. Сущность, задачи и принципы антикризисного управления предприятием [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2010/06/15/antikrizisnoje_upravlenije.html. – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 11689