Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику, важное место занимают налоги. Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Один из важнейших аспектов функционирования российской налоговой системы - это проблема налоговой нагрузки и ее воздействия на хозяйственную активность предприятия. И главной задачей всех налоговых реформ служит снижение налоговой нагрузки при условии компенсации выпадающих доходов.
По мнению Островенко Т.Ж. [2], налоговая нагрузка – это одно из понятий, применяемых для оценки влияния налоговых платежей на финансовое состояние предприятия. Величина налоговой нагрузки зависит от множества факторов - от вида деятельности и формы ее осуществления, налогового режима, организационно-правовой формы предприятия и особенностей налогового и бухгалтерского учета, закрепленных в учетной политике.
Чипуренко Е.В. [5] считает, что налоговая нагрузка - это налоговое бремя, наложенное на организацию (предпринимателя), т.е. сумма налогов и взносов в государственную казну, которую он должен заплатить.
Расчет налоговой нагрузки предприятия не только позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени, поскольку рассчитанная различными методами налоговая нагрузка характеризует налогоёмкость произведенной продукции (работ или услуг) и дает реальную картину налогового бремени налогоплательщика.
Стремление к уменьшению налоговых обязательств является вполне понятным желанием собственника и руководителя в бизнесе любого масштаба.
Применяемые методики определения налоговой нагрузки различаются, как правило, только по двум основным направлениям:
- по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;
- по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги [4].
Методика 1. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:
НН = (НП / (В + ВД)) x 100%,
где НН - налоговая нагрузка на организацию; НП - общая сумма всех уплаченных налогов; В - выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД - внереализационные доходы.
Такой расчет не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени, поскольку рассчитанная по этой методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость произведенной продукции (работ или услуг) и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика [5].
Методика 2.Существует иная методика расчета налоговой нагрузки, согласно которой:
- сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей;
- в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;
- сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;
- сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации.
В этом случае налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды и может быть исчислена по формуле:
АНН = НП + ВП + НД,
где АНН - абсолютная налоговая нагрузка; НП - налоговые платежи, уплаченные организацией; ВП - уплаченные платежи во внебюджетные фонды; НД - недоимка по платежам.
Поскольку абсолютная налоговая нагрузка отражает сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени, то для определения уровня налоговой нагрузки возможно использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.
Вновь созданная стоимость продукции организации может быть определена по формулам:
ВСС = В - МЗ - А + ВД - ВР
или
ВСС = ОТ + НП + ВП + П,
где ВСС - вновь созданная стоимость; В - выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС); МЗ - материальные затраты; А - амортизация; ВД - внереализационные доходы; ВР - внереализационные расходы (без налоговых платежей); ОТ - оплата труда; НП - налоговые платежи; ВП - платежи во внебюджетные фонды; П - прибыль организации.
Относительная налоговая нагрузка в этом случае определяется по формуле:
ОНН = (АНН / ВСС) x 100%
По этой методике:
- на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги;
- в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией;
- отраслевая принадлежность и масштабы самого субъекта хозяйственной деятельности на объективность расчета влияния не оказывают.
Однако эта методика не позволяет прогнозировать изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот [5].
Методика 3.Существует методика, основанная на включении в состав налоговой нагрузки количества налоговых платежей, их структуры и механизма взимания.
По этой методике показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:
НН = (Сумма (НП + ВП) / Сумма ИС) x 100%,
где Сумма (НП + ВП) - сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды; Сумма ИС - сумма источника средств для уплаты налогов.
В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.
Эта методика предполагает рассчитывать налоговую нагрузку по группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость, которая исчисляется по формулам:
ДС = В - МЗ
или
ДС = ОТ + НП + ВП + П + А,
где ДС - добавленная стоимость.
Данная методика в отличие от предыдущей не предполагает исключения из добавленной стоимости амортизационных отчислений. Она позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и долю заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции, но в состав налогов включен налог на доходы физических лиц, хотя организация, являясь налоговым агентом, налоговой нагрузки по этому налогу не несет. [5]
Методика 4. Следующая методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Налоговое бремя при этом определяется как доля отдаваемой государству добавленной стоимости, а налоги соотносятся с источником их уплаты. Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:
ДС = А + (ОТ + СВ) + НДС + П,
где ДС - добавленная стоимость; А - амортизация; ОТ - оплата труда; СВ – страховые взносы; НДС - налог на добавленную стоимость; П - прибыль.
Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат по формуле:
В = ДС + МЗ.
Эта методика предполагает применение структурных коэффициентов, как то:
- доля заработной платы в добавленной стоимости (включая начисления на заработную плату), рассчитываемой по формуле:
Кот = (ОТ + страховые взносы) / ДС;
- удельный вес амортизации в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:
Ка = А / ДС;
- удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке, рассчитываемый по формуле:
Ко = ДС / В.
По действующей системе налогообложения организация уплачивает следующие основные налоги:
- НДС (расчет по ставке 18%):
НДС = (ДС / 118%) x 18% = 0,153ДС;
- страховые взносы (расчет в 2013 г. по ставке 30%):
Страховые взносы = (ДС / 130%) x 30% x Кот = 0,231ДС x Кот ;
- налог на доходы физических лиц:
Нп = 0,13 x (1 - (0,356 / 1,356)) x Кот x ДС = 0,096ДС x Кот ;
- налог на прибыль:
Нпр = 0,20 x (1 - НДС - Кот - Ка ) x ДС = 0,20 ДС x (0,847 - Кот - Ка ).
Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить налоговую нагрузку как долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, по формуле:
НН = НДС + страховые взносы + Нп + Нпр .
При применении указанных выше коэффициентов формула имеет следующий вид:
НН = ДС x (0,30 + 0,1Кот - 0,20Ка ).
Таким образом, по этой методике сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, то есть с источником дохода, но при этом в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог [5].
Методика 5. Существует методика, представляющая собой модификацию предыдущей методики. Основные принципы этой методики заключаются в следующем:
- в расчет включаются все налоговые платежи, подлежащие перечислению организацией в бюджет и внебюджетные фонды, т.е. не суммы произведенных платежей, а суммы начисленных платежей, поскольку определение налоговой нагрузки по фактически уплаченным суммам налогов уменьшает реальный уровень налогового бремени в силу возможного несовпадения по тем или иным причинам начисленных и фактически перечисленных по принадлежности налоговых платежей;
- налог на доходы физических лиц не включается в расчет как не относящийся к налоговой нагрузке на организацию, поскольку она является налоговым агентом;
- добавленная стоимость продукции, рассчитываемая по формуле:
ДС = В - МЗ,
является общим знаменателем, с которым соотносятся налоговые платежи.
Кроме применяемых в приведенной выше методике коэффициентов (коэффициент оплаты труда и коэффициент амортизации), в данной методике в состав структурных коэффициентов введены дополнительные коэффициенты, как то:
- удельный вес налогов, относимых на себестоимость продукции, за исключением единого социального налога (поскольку он уже включен в коэффициент оплаты труда), в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:
Ко = Нсс / ДС,
где Нсс - сумма налогов, относящихся на себестоимость продукции;
- доля налогов, относящихся к внереализационным расходам и уменьшающих прибыль организации до налогообложения (налог на имущество, рекламу и т.д.), рассчитываемая по формуле:
Кнпр = Нпр / ДС,
где Нпр - сумма налогов, относящихся на внереализационные расходы.
По данной методике расчет НДС и страховых взносов производится аналогично предыдущей методике, т.е. по формуле:
НДС = (ДС / 118%) x 18% = 0,153ДС
Страховые взносы = (ДС x Кот / 130%) x 30% = 0,231ДС x Кот
Формула определения налога на прибыль организаций должна быть скорректирована на суммы налогов, относимых на себестоимость продукции и уплачиваемых из прибыли организации:
Нпр = 0,20 x [ДС - НДС - (ОТ + страховые взносы) - А - Нсс - Нпр ].
Применением указанных выше структурных коэффициентов формула определения налога на прибыль организаций может быть преобразована следующим образом:
Нпр = 0,20 x ДС x (0,847 - Кот - Ка - Кнсс - Кнпр ).
Общая налоговая нагрузка определяется как сумма подлежащих уплате налогов по формуле:
НН = НДС + страховые взносы + Нпр + Нсс + Нпр .
В данной методике предполагается также применение коэффициента денежного изъятия, представляющего собой отношение начисленных налоговых платежей к реально полученным организацией финансовым ресурсам, который рассчитывается по формуле:
НН = (НП / ДС - КБ) x 100%,
где НП - начисленные налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды (без учета налога на доходы); ДС - сумма денежных средств, полученных организацией за отчетный период; КБ - заемные денежные средства (кредиты), привлеченные организацией в отчетном периоде [5].
Итак, проведем расчет налоговой нагрузки в СПК «Привольный» Нижнеомского района согласно первой и второй методикам за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г. Исходные данные для расчета налоговой нагрузки за 2012 г. представлены в таблице 1.
СПК «Привольный» находится по адресу 646620, Омская область, Нижнеомский район, с Нижняя Омка, ул. Транспортная, д. 55, основным видом деятельности является «Растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство)». Организация также осуществляет деятельность по следующим неосновным направлениям: «Производство мяса», «Рыбоводство».
Таблица 1
Исходные данные для расчета налоговой нагрузки в СПК «Привольный» Нижнеомского района
Показатель
Сумма, тыс. руб.
1.Общая сумма всех уплаченных налогов (НП)
1476
2.Выручка от реализации продукции (В)
22681
3.Внереализационные доходы (ВД)
372
4.Внереализационные расходы (ВР)
-4172
5.Налоговые платежи, уплаченные организацией (НП)
1047
6.Уплаченные платежи во внебюджетные фонды (ВП)
893
7.Материальные затраты (МЗ)
16681
8.Амортизация (А)
993
1 методика.
НН = (НП / В + ВД) x 100% = (1476/22681+372)*100% = 6,4%
2 методика.
АНН = НП + ВП + НД = 1047 тыс. руб.
ОНН = АНН/ВСС*100% = 1047/1207*100% = 86,7%
ВСС = В - МЗ - А + ВД – ВР = 22681-16681-993+372-4172 = 1207 тыс. руб.
Согласно первой методике налоговая нагрузка в СПК «Привольный» за 2012 г. составила 6,4%. Данный коэффициент налоговой нагрузки на выручку показывает, что на каждые 100 руб. налогов в 2012 г. приходится 6,4 руб. выручки от продаж.
По второй рассчитанной методике видно, что абсолютная налоговая нагрузка в 2012 г. составила 1047 тыс. руб., что отражает сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени.
С помощью коэффициента относительной налоговой нагрузки был определен уровень налоговой нагрузки в СПК «Привольный» за 2012 г., который составил 86,7 %.
Таким образом, налоговая нагрузка применяется для оценки влияния налоговых платежей на финансовое состояние предприятия. Такой показатель зависит от множества факторов: начиная от вида деятельности (что лежит в основе классификации налоговых органов) и заканчивая особенностями ведения налогового и бухгалтерского учета.
Для краткосрочного планирования расчет налоговой нагрузки, используемый налоговыми органами, необходим для оценки возможного проведения в организации выездной налоговой проверки. Для среднесрочного планирования такой показатель поможет оптимизации налогового бремени, могут обыгрываться несколько возможных вариантов налоговой нагрузки, например, за счет использования различных видов договоров. Но, как показывает практика, любая организация нуждается в планировании и прогнозировании на- -логовых отчислений в бюджет, а также оценке влияния на свою деятельность налоговой политики государства.
Библиографический список
1)Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 02.11.2013);
2)Островенко Т.Ж. Налоговая нагрузка на предприятие: обобщающие и частные показатели: Учебное пособие / Т.Ж. Островенко. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 269 с.;
3)Поляк Г.Б. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Г.Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 415 с.;
4)Федосимов Б.А. Оценка налоговой нагрузки предприятий: Учебное пособие / Б.А. Федосимов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 311 с.;
5)Чипуренко Е.В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление: Учебное пособие / Е.В. Чипуренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 259 с.