О ПРЕДМЕТЕ «ПСИХОЛОГИИ ДЕНЕГ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

О ПРЕДМЕТЕ «ПСИХОЛОГИИ ДЕНЕГ»

Карасев Е.А. 1
1Филиал ФГАОУ ВПО "Южный федеральный университет" в г. Новошахтинске Ростовской области
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные исследования «денег» в научном контексте сосредотачивались на экономических, социологических и антропологических аспектах. Но в последние десятилетия экономическое представление денег и поведение человека в ситуациях, в которых необходимо принимать решения, связанные с деньгами, изучается в предметной области такого направления психологии, как «психология денег».

Экспериментальные исследования доказывают, что поведение человека в ситуациях, в которых он оперирует деньгами, предсказуемо. Исследователи полагают, что изучение психологии денег способно благоприятно влиять на жизненное благополучие людей.

К предсказуемым психологическим эффектам относят:

- денежную иллюзию, когда человек воспринимает номинальное, а не реальное количество денег (J. Keynes, начало ХХ века; I. Fisher, 1928; E. Shafir et al., 1997; Fehr and Tyran, 2001). Так, экспериментально доказано, что рост инфляции в 2 % не вызывает дискомфорта у человека и не учитывается им в его действиях. Однако, инфляция в 2 % кажется человеку более несправедливой, чем в 4 % при одновременном росте дохода на 2 %.

- денежный консерватизм, который сопровождается сопротивлением денежным реформам (даже, если они полезны) (Caskey and St Laurent, 1994). Например, деноминация всегда имеет резкое отрицание со стороны человека, хотя и предпринимается по серьезным причинам и с целью повышения стабильности. Так, в истории России ХХ века деноминация рубля происходила несколько раз: в 1922, 1923, 1924, 1947, 1961 и 1998 годах, что всегда сопровождалось трудностями в товарно-денежных сделках, особенно у пожилых граждан.

- денежное табу, представляющие культурные ограничения на денежный обмен с точки зрения морали, даже, если такой обмен желателен с экономической точки зрения. Например, в некоторых культурах не принято выполнять услуги родственникам за деньги. Однако, денежное табу, базируясь на морали общества, может изменяться в процессе эволюции. Так, в российском обществе было не принято дарить деньги на День рождения или свадьбу, но эта тенденция изменилась.

- эффект замалчивания, который обусловлен «деликатностью» вопроса. Так, в некоторых современных обществах о деньгах и их наличии / отсутствии говорить не принято. Этот факт, в свою очередь делает затруднительным разного рода социологические опросы, так как многие респонденты не желают отвечать на вопросы, связанные с размером и источниками личных доходов.

- эффект денежного напряжения, связывающий деньги с высоко эмоциональными ситуациями и чувствами: деньги любят, ненавидят, тем, у кого есть деньги, завидуют. Известны случаи, когда в СМИ, с целью увеличения значимости события, увеличивают стоимость компенсации последствий.

- эффект иллюзии материальности денег, строящийся на смещении положения денег в социальных представлениях в сторону материального. Так, М.Ю.Семенов (2005, 2010) развивает идею о том, что деньги не относятся исключительно к материальному, а, являясь социально-конвенциональным средством, могут быть использованы для удовлетворения большинства потребностей, в том числе и социальных, и духовных. Однако, деньги не так материальны, как может казаться, и не все от них зависит: за деньги нельзя купить «настоящую» любовь, дружбу и т.п. Как говорится: не в деньгах счастье.

- эффект денежной профанации, прослеживающийся в использовании денег в качестве оплаты труда и прочих видах взаимодействия людей. Так, например, в российской культуре родственники предпочитают оказывать друг другу услуги бесплатно или бартером.

- эффект разных денег, проявляющийся во множественном отношении к различным монетарным формам (например, рубли, доллары, евро, гривны) и монетарным понятиям (в том числе, деньги и идеальные деньги). Так, «деньги» могут быть различны: наличные и безналичные; монеты и купюры и т.д. Разные деньги – разные отношения, разные люди – различное отношение к одному и тому же виду денег. Очевидно, что в малых городах России отношение к наличным деньгам традиционно более уважительное, чем к деньгам на кредитной карте или электронным кошелькам. Поэтому в современных исследованиях принято указывать о каком виде денег идет речь.

- эффект размера денег или денежный порог, объясняющий закономерность, когда изменение суммы денежных средств предполагает и изменение правил обращения с ними. Так, например, большинство людей не поднимают валяющуюся мелочь, а крупные заработанные суммы стараются скрыть от других. Также, в этом контексте стоит упомянуть об определенных порогах величины денежных средств, после которых происходит изменение отношения к деньгам. Например, «порог в миллион долларов».

- эффект одалживания, характеризующий эволюцию экономического поведения россиян. Так, например, исходя из социальных норм и стереотипов финансового поведения граждан в России, обычно морально осуждается заимствование денег и морально одобряется одалживание, причем в виде безвозмездной финансовой помощи. Одалживание и кредиты сохраняют актуальность в качестве обсуждаемой темы, являя с одной стороны, источник развития потребительского спроса и активизируя новую для россиян сферу денежных отношений («Быстрые деньги», «Займ за 15 минут» и т.п.), с другой стороны, источник стресса и новых форм поведения при возникновения финансовой задолженности (появление коллекторов).

- эффект индивидуального экономического поведения, существенно отличающегося от поведения групп и организаций (С.Н.Паркинсон). Исследователи доказывают, что денежное поведение, его формы и мотивация существенно различаются на макро-, мезо- и микроуровнях.

- эффект денежной арифметики, который демонстрирует отличные правила и нормы формально логических математических операций (сложение, вычитание, деление и т.д.) с абстрактными числами и с деньгами. Так, школьные учителя отмечают, что некоторые ученики быстрее справляются с задачками, где требуется «купить», «продать», нежели аналогичные примеры с абстрактными числами.

- эффект преимущественной ценности денег, который характеризует деньги как высоко ликвидный товар. Деньги редко бывают «ничейными». Переход денег в обмен на вещи проще, чем вещей – в деньги. Поэтому, и государство, участвуя в операциях «деньги-товар», как правило, защищает сторону тех, у кого деньги (Федеральный закон «О защите прав потребителей» создан для защиты держателей денег – потребителей), и человек, выбирая между товаром и деньгами, выбирает деньги.

Выявление психологических закономерностей, стимулирует исследования в области экспериментальной психологии. Предмет исследований динамичен, учитывая масштабы и тенденции развития товарно-денежных отношений, несомненно интерес представляют исследования ценностно-смысловых отношений к разным деньгам представителей разных профессий, демографических групп, регионов.

Таким образом, можно утверждать, что психология денег, как направление психологии, изучающее отношение человека к деньгам и к другим людям в связи с денежными отношениями, а также влияние денежных факторов на поведение человека, в частности на принятие решений, представляется перспективным.

Список использованных источников:

  1. Деноминация (экономика). – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%ED%EE%EC%E8%ED%E0%F6%E8%FF_(%FD%EA%EE%ED%EE%EC%E8%EA%E0)

  2. Психология денег. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF_%E4%E5%ED%E5%E3

  3. Психология денег в вопросах и ответах. – URL: http://dasnar-finance.ru/interesnye-fakty/psihologija-deneg-v-voprosah-i-otvetah/

Просмотров работы: 1437