Последнее десятилетие показало, что наука о риске становится одной из ведущих в XXI веке. Причина этого - в устойчивом росте многообразия и масштабов проявления риска и связанных с этим проблем.
Риски связаны со свойством неоднозначности происходящих в мире процессов. Риск существует везде, где есть неопределенность будущего. Чем многовариантнее и туманнее будущее, тем выше риск. Риск - это неизбежная реальность для всех. Он был, есть и будет везде. Поэтому им нужно заниматься, им нужно управлять.
В различных формах риск проявляется практически во всех областях деятельности человека, развития общества и в их взаимодействии с окружающей средой. Жизнедеятельность человека протекает в мире опасностей, создающих угрозу для жизни и здоровья человека.
Нестабильность природных, техногенных, социальных и экономических процессов, возможность реализации опасных природных, техногенных, социальных и экономических явлений, экологических катастроф, их негативного воздействия на людей и природу, возможность негативных сценариев развития и нестабильность условий для деятельности организаций, влияющая на эффективность принимаемых решений и фактический результат деятельности, обусловливает необходимость оценивания риска для жизнедеятельности людей и жизнеспособности организаций. О важности такого оценивания свидетельствует тот факт, что законодательство ряда экономически развитых стран уже использует нацеленные на охрану здоровья людей и среды обитания стандарты и нормативы, основанные не только на предельно допустимых дозах вредных веществ, но и на связанных с ними рисках. Активно расширяются области практического применения методов управления риском.
Важной составной частью теории и практики управления риском является его анализ.
Анализ риска является частью системного подхода к принятию решений, процедур и практических мер в решении задач предупреждения или уменьшения опасности для жизни человека, заболеваний или травм, ущерба имуществу и окружающей среде, называемого в нашей стране обеспечением промышленной безопасности, а за рубежом - управлением риском. При этом анализ риска или риск-анализ определяется как систематическое использование имеющейся информации для выявления опасностей и оценки риска для отдельных лиц или групп населения, имущества или окружающей среды.
Процесс проведения риск-анализа должен содержать последовательность следующих процедур:
планирование и организация работ;
идентификация опасностей;
оценка риска;
разработка рекомендаций по управлению риском.
Рассмотрим каждый из этапов риск-анализа подробнее:
Планирование и организация работ
Анализ опасности должен соответствовать сложности рассматриваемых процессов, наличию необходимых данных и квалификации специалистов, проводящих анализ. При этом более простые, но ясные методы анализа должны иметь преимущества перед более сложными, но не до конца ясными и методически обеспеченными.
На этапе планирования должны быть четко выявлены управленческие решения, которые должны быть приняты, и требуемые выходные данные риск-анализа, служащие основанием для принятия решений. При определении критериев приемлемого риска нужно учитывать особенности существующих опасностей и отличительные характеристики проводимых работ. В этап планирования входит также тщательное ознакомление с анализируемой системой. Целью ознакомления является определение базы необходимых знаний и данных для включения их в риск-анализ.
2) Идентификация опасностей
Основная задача этапа идентификации опасностей – выявление (на основе информации о безопасности данного объекта, данных экспертизы и опыта работы подобных систем), а также ясное и четкое описание всех присущих системе опасностей. Это ответственный этап анализа, так как не выявленные на этом этапе опасности не подвергаются дальнейшему рассмотрению и исчезают из поля зрения.
На этом же этапе проводится предварительная оценка опасностей с целью выбора дальнейшего направления деятельности.
Это может быть:
- решение прекратить дальнейший анализ ввиду незначительности опасностей;
- решение о проведении более детального анализа риска;
- выработка рекомендаций по уменьшению опасностей.
3) Оценка риска
Оценка риска включает в себя анализ частоты, анализ последствий и анализ неопределенностей. Однако, когда последствия незначительны или частота крайне мала, достаточно оценить один параметр. При оценке вероятности событий можно воспользоваться статистическими данными.
Имеется много неопределенностей, связанных с оценкой риска. Их анализ является необходимой составной частью оценки риска. Как правило, основными источниками неопределенностей служат информация по надежности оборудования и человеческим ошибкам, а также допущения применяемых моделей аварийного процесса. Чтобы правильно интерпретировать величины риска, необходимо понимать неопределенности и их причины.
Анализ неопределенности - это перевод неопределенности исходных параметров и предположений, использованных при оценке риска, в неопределенность результатов. Источники неопределенности должны, по возможности, идентифицироваться. Основные параметры, к которым анализ является чувствительным, должны быть представлены в результатах.
Эффективность оценки риска существенно зависит от уровня:
- развитости и точности расчетных методик;
- вспомогательных средств для применения методик на практике (баз данных, системы получения информации и пр.);
- квалификации и компетентности экспертов, осуществляющих анализ риска;
- организации анализа риска, включающей вопросы выбора объектов для анализа, финансирования экспертизы и способы привлечения наиболее квалифицированных специалистов для экспертизы.
4) Разработка рекомендаций по уменьшению риска
Процесс риск-анализа заканчивается разработкой рекомендаций. Рекомендации могут признать существующий риск приемлемым или указывать меры по уменьшению риска. Меры по уменьшению риска могут иметь технический, эксплуатационный или организационный характер. В выборе типа мер решающее значение имеет общая оценка действенности мер, влияющих на риск. При разработке мер по уменьшению риска необходимо учитывать, что:
- в первую очередь разрабатываются и внедряются простейшие и связанные с наименьшими затратами рекомендации, направленные на повышение безопасности;
- степень снижения риска, которая может быть достигнута за счет внедрения той или иной рекомендации, как правило, заранее неизвестна;
- ресурсы, направляемые на уменьшение риска, ограничены;
- на разработку каждой рекомендации затрачивается много времени и средств;
- значительное вложение средств, с целью дополнительного снижения более или менее «терпимого» риска неразумно.
В стадии эксплуатации опасного объекта эксплуатационные и организационные меры могут компенсировать ограниченные возможности для принятия крупных технических мер по уменьшению опасности. Это имеет большое значение при проведении риск-анализа действующих объектов. Отчет о риск-анализе должен документировать процесс анализа риска. Размеры отчета зависят от целей риск-анализа, однако в нем должны быть отражены:
- задачи и цели;
- исходные данные и ограничения, определяющие пределы риск-анализа;
- описание анализируемой системы;
- методология анализа;
- результаты идентификации опасности;
- описание используемых моделей, их исходные параметры и возможность применения;
- исходные данные и их источники;
- результаты оценки риска;
- анализ неопределенностей;
- рекомендации.
Цель процесса анализа рисков состоит в том, чтобы создать эффективные стратегии управления риском, а также в создании механизма позволяющего оперативно идентифицировать, оценивать и управлять рисками.
Существует несколько способов анализа опасностей и оценки риска. Можно использовать либо качественный, либо количественный подход к ситуации, каждый из которых способен обеспечить правильное представление о безопасности ситуации, если применяется последовательно. Выбор метода зависит от конкретной ситуации или вида риска.
Международный стандарт ИСО/МЭК 31010 определяет 31 метод оценки риска. Эти методы можно комбинировать и применять на разных этапах оценки: идентификация риска, анализ угроз и последствий, определение уровня риска, оценивание риска.
Изучив методы оценки риска, описанные в стандарте ИСО/МЭК 31010, я пришла к следующим выводам:
- современные методы исследования техносферных рисков, использовавшиеся во всех отраслях производственной деятельности, не всегда могут быть использованы из-за свойственных им ограничений;
- при выборе методов проведения анализа риска необходимо учитывать этапы функционирования объекта (проектирование, эксплуатация и т.д.), цели анализа, критерии приемлемого риска, тип анализируемого опасного производственного объекта и характер опасности, наличие ресурсов для проведения анализа, опыт и квалификацию исполнителей, наличие необходимой информации и другие факторы;
- подходов и методик по оценке риска в настоящее время разработано значительное количество, но на практике применяется лишь малая часть, что можно наблюдать на приведенной ниже таблице:
0 - не применим
1 - частично применим
2 – применим
№ пп |
Методы оценки риска |
Компоненты техносферы |
Организации, использующие метод оценки риска |
|||||
Техника и технология |
Экономика |
Население |
Территориально-промышленные комплексы |
Транспорт и транспортные коммуникации |
Биосферная природа |
|||
1 |
Мозговой штурм |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
2 |
Структурированные или частично структурированные интервью |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
- |
3 |
Метод Дельфи |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Основной метод исследований в Форсайт-проектах в десятках стран – Франции, Германии, Великобритании, Австрии, Испании, Италии, Южной Корее, Китае, ЮАР и др. |
4 |
Контрольные листы |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
ОАО "Газпром" |
5 |
Предварительный анализ опасности (РНА) |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
ОАО "РЖД" |
6 |
Исследование опасности и работоспособности (HAZOP) |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Сахалин-2, СИБУР, ОАО "Газпром", ОАО "РЖД" |
7 |
Анализ опасности и критических точек (НАССР) |
2 |
0 |
2 |
1 |
0 |
2 |
"Трансоэкспресс" |
8 |
Оценка токсикологического риска |
1 |
0 |
2 |
1 |
1 |
2 |
- |
9 |
Структурированный анализ сценариев методом «Что, если?» (SWIFT) |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
ОАО "Газпром" |
10 |
Анализ сценариев |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
- |
11 |
Анализ воздействия на бизнес (BIA) |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
- |
12 |
Анализ первопричины (RCA) |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
13 |
Анализ видов и последствий отказов (FMEA) |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
МЧС РФ, ОАО "Газпром", ОАО "РЖД" |
14 |
Анализ дерева неисправностей(FTA) |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
- |
15 |
Анализ дерева событий(ETA) |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
МЧС РФ, ОАО "Газпром", ОАО "РЖД" |
16 |
Анализ причин и последствий |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
- |
17 |
Причинно-следственный анализ |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
- |
18 |
Анализ уровней защиты(LOPA) |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
- |
19 |
Анализ дерева решений |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
- |
20 |
Анализ влияния человеческого фактора (HRA) |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
«Росэнергоатом» |
21 |
Анализ «галстук-бабочка» |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
МЧС РФ |
22 |
Техническое, обслуживание, направленное на обеспечение надежности |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
- |
23 |
Анализ скрытых дефектов (SA) |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
- |
24 |
Марковский анализ |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
- |
25 |
Моделирование методом Монте-Карло |
2 |
2 |
0 |
2 |
1 |
1 |
РАН |
26 |
Байесовский анализ и сети Байеса |
2 |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
Центр управления полетами NASA, Microsoft |
27 |
Кривые FN |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
2 |
- |
28 |
Индексы риска |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
- |
29 |
Матрица последствий и вероятностей |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
30 |
Анализ эффективности затрат (CBA) |
1 |
2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
- |
31 |
Мультикритериальный анализ решений (MCDA) |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
- |
Сцелью предотвращения возможности возникновения пожароопасных ситуаций на территории Казанского Кремля был проведен качественный анализ пожарных рисков методом "Анализ причин и последствий".
Анализ пожарных рисков является составной частью оценки техносферных рисков Казанского Кремля, которая в свою очередь может быть использована для идентификации недостатков в обеспечении пожарной безопасности территории, а также для определения приоритетных усовершенствований в сфере мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Анализ пожарных рисков на рассматриваемой территории включает в себя три этапа. На первом этапе акцентируется внимание на определении возможных причин пожара (информация об особенностях противопожарной защиты, оборудовании, обеспечивающем пожарную безопасность территории и зданий). На втором этапе анализа рассматриваются возможные и наиболее вероятные последствия пожароопасных ситуаций (человеческие жертвы, материальный и экологический ущерб). И третий этап заключается в установлении причинно-следственных связей.
Анализ пожарных рисков Казанского Кремля
1 этап (информация об особенностях противопожарной защиты)
(см. Приложение 1)
Практически все здания и сооружения, расположенные на территории Казанского Кремля снабжены системами АПС. Около 60% территории наблюдается видеокамерами. Ряд помещений оборудованы и внутренними камерами наблюдения. В ряде зданий имеются системы речевого оповещения 3 типа.
На территории имеется 7 ПГ кольцевого типа, 2 противопожарных водоема по 50 м. куб. Так же на территории имеется пожарно-насосная станция.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2012 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территории Кремля была создана пожарная часть. Этот объект очень важен для пожарной безопасности Казанского Кремля.
В пожарном депо предусмотрены необходимые условия для несения круглосуточного дежурства подразделений пожарной охраны.
Само здание условно поделено на административно-бытовую часть и непосредственно депо. Пожарное депо включает в себя гараж для пожарных машин. Пожарная часть оснащена автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения.
Согласно "Планам расстановки сил и средств при тушении пожаров" в случае возникновения и развития пожара на территории Кремля при недостатке личного состава ПЧ-68 на содействие прибывают городские подразделения. Ближайшие из них указаны на карте:
(см. Приложение 2)
2 этап (возможные и наиболее вероятные последствия)
В первую очередь это, конечно, человеческие жертвы. Численность работающих на территории «Казанского Кремля» около 450-500 человек с 8 -00 до 17-30, с 17-30 до 8-00 30-35 человек. В течения дня объект посещают посетители организации – 200-350 человек и туристические группы (состав групп от 5 до 25 человек) в день до 10000 человек, а в праздничные дни эти цифры возрастают, что повышает число возможных человеческих жертв, в случае возникновения пожароопасной ситуации.
Казанский Кремль — уникальный комплекс археологических, исторических и архитектурных памятников, возникших и функционирующих от основания города до наших дней. Поэтому возможные пожароопасные ситуации на территории Кремля повлекут за собой уничтожение материальных ценностей историко-культурного наследия, уникальные, ничем не заменимые и не возобновимые свидетельства исторического развития народа, общества и не только города Казани, но и Республики Татарстан, представляющие историческую, научную, художественную ценность.
3 этап
Был проведен качественный анализ данной территории. В ходе анализа установлены причинно-следственные связи, которые представлены на рис.1 в виде взаимосвязи «отказы-ситуации-факторы-риски». В результате выявлены возможные отказы, реализация которых может привести к пожароопасным ситуациям, которые, в свою очередь, могут привести к возникновению нескольких факторов риска, приводящих к одному или нескольким видам риска (экономическому, экологическому, социальному). Было выявлено, что основные опасности связаны с нарушением техники безопасности.
Ценности такого анализа заключается в том, что анализ ориентирован на отыскание причин чрезвычайных ситуаций и обеспечивают наглядный материал для ускоренного изучения происшествия, позволяют последовательно сосредотачиваться на отдельных стадиях опасной ситуации.
С целью недопущения экономического, экологического и социального рисков, необходимо проводить комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения пожаров.
Рис.1 (см. Приложение 3)
В качестве одного из мероприятий по профилактике пожаров хотелось бы предложить дежурство Добровольной пожарной дружины в выходные и праздничные дни на территории Кремля, членами которой являются студенты кафедры «Промышленная и экологическая безопасность», ставящая своей целью участие в профилактике и пропаганды культуры безопасности, профессиональной ориентации молодежи на территории университета.
Студенты-добровольцы могли бы содействовать в обеспечении пожарной безопасности, используя свои навыки, могли бы участвовать (в случае необходимости) в ликвидации пожара.
Участие членов ДПД в предупреждения пожаров стало бы отличным дополнением к учебной деятельности студентов.
Но для применения своих умений и навыков в предупреждении пожарной опасности и участии в тушении пожаров на территории Казанского Кремля, добровольные пожарные допускаются только при выполнении следующих обязательных условий:
- страхование жизни;
- прохождение соответствующей профессиональной подготовки;
- полное обмундирование.
Для реализации данных пунктов была рассчитана сметная стоимость на создание и организацию деятельности добровольной пожарной дружины.
Смета на создание и организацию деятельности добровольной пожарной дружины
В соответствии со ст. 11 ФЗ от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ДПД осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителей, средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления, и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Все расходы, связанные с созданием и организацией деятельности Добровольной пожарной дружины, рассчитаны в соответствии с Постановлением Правительства Камчатского края № 12-п от 10 января 2012 года «О РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ КАМЧАТСКОГО КРАЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ, А ТАКЖЕ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДОБРОВОЛЬНЫМ ПОЖАРНЫМ, РАБОТНИКАМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ», так как это единственный официальный документ, который находится в полном доступе в сети интернет. В данном постановлении рассчитаны все субсидии, предоставляемые членам ДПД на безвозмездной и безвозвратной основе. Все расчеты проведенные мной в смете проведены в соответствии с ценами Республики Татарстан.
Согласно принятому постановлению была рассчитана сметная стоимость на создание и организацию деятельности добровольной пожарной дружины в составе 15 человек.
Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях:
Возмещения ДПД расходов, связанных с приобретением имущества и специальной одежды;
Компенсации расходов, связанных с использованием добровольными пожарными личного автомобильного транспорта и проезда на автомобильном транспорте общего пользования;
Материального стимулирования (премирования) добровольных пожарных.
Страхование от гибели и травм;
Обучение членов ДПД по программе пожарно-технического минимума.
1) Размер субсидии на приобретение имущества и специальной одежды определяется из расчета:
- Общей стоимости имущества (каска, ремень, топор, краги, подшлемник, карабин) не более 8 тысяч рублей на человека.
Итого на всех членов ДПД:
8000 руб./чел.*15чел.=120000 рублей.
- Стоимости специальной одежды (боевая одежда пожарного) не более 8 тысяч рублей на человека.
Итого на всех членов ДПД:
8000 руб./чел.*15чел.=120000 рублей.
2) Размер субсидии в целях предоставления мер социальной защиты в виде компенсации расходов по использованию личного автомобильного транспорта определяется из расчета следования на расстояние не более 40 километров за один выезд (туда и обратно) и не более 16 литров топлива на 100 километров пути.
Итого за один выезд:
Расход топлива (Аи-92) на 40 км по городу в среднем будет равным 3,6 литра. Средняя цена на бензин Аи-92 по городу Казань составляет 28 рублей).
3,6л*28руб /л=100,8 рублей
3) Размер субсидии в целях предоставления мер социальной защиты в виде материального стимулирования (премирования) добровольных пожарных определяется из расчета выплаты не более 3 раз в год одному человеку премий в размере не более 2 тысяч рублей на одну выплату.
Итого на всех членов ДПД:
3*2000руб=6000 рублей в год на одного члена ДПД;
6000руб/чел*15чел=90000 рублей в год.
4) Поскольку члены ДПД при выполнении возложенных на них задач рискуют своим здоровьем и даже жизнью, важно, застраховать добровольных пожарных от несчастных случаев или гибели за счет средств учреждения.
Размер субсидии в целях страхования одного добровольного пожарного составляет 10000 рублей.
Итого на всех членов ДПД в год:
10000руб/чел*15чел=150000 рублей.
5) Размер субсидии в целях обучения одного члена ДПД по специальной программе в учебном центре Государственной противопожарной службы или на базе Всероссийского добровольного пожарного общества составляет 3750 рублей.
Итого на всех членов ДПД:
3750руб/чел*15чел=56250 рублей.
Ежегодное обучение командиров отряда ДПД составляет 22500 рублей.
Согласно проведенному экономическому расчету, сметная стоимость на создание ДПД (в составе 15 человек) составит 486500 рублей, обеспечение в ходе работы ДПД составит 242420 рублей в год.
Создание добровольной пожарной дружины из числа студентов КНИТУ-КАИ позволит ускорить реагирование на пожары на территории учебного здания. Мероприятия, которые проводят члены ДПД в университете, направлены на предупреждение пожаров, проверку готовности систем пожаротушения, формирование культуры безопасности студентов, отработку действий в случае пожара, в том числе учебные эвакуации из зданий. Привлечение добровольцев к работе на территории Казанского Кремля
стало бы эффективным предупреждением пожаров, а именно контроль за соблюдением всеми сотрудниками, гостями и туристами Казанского Кремля правил пожарной безопасности. С развитием добровольческого движения можно надежно защитить свою жизнь, жизнь своих близких и их имущество от огня.
Список использованной литературы:
1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 "Менеджмент риска. Методы оценки риска", Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, 01.12.2011, С. 70.;
2. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
3. Постановление Правительства Камчатского края № 12-п «О РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ КАМЧАТСКОГО КРАЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ, А ТАКЖЕ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДОБРОВОЛЬНЫМ ПОЖАРНЫМ, РАБОТНИКАМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ»;
4. Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране".