Мотив учения – это направленность студента на различные стороны учебной деятельности. Например, если его активность направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов.
Если активность студента направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних студентов в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других – отношения с другими людьми в ходе учения.
По мнению О. И. Павлюка, мотив, в отличие от мотивации, – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностный свойством, изнутри побуждающим к совершенствованию определенных действий .
Е. П. Ильин различает две большие группы мотивов :
1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями студента с другими людьми.
Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:
1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на овладение новыми знаниями. С. Г. Вершловский различает их по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.;
2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;
3) мотивы самообразования, состоящие в направленности студентов на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у студента так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении студента к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.
Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей студентов в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д.
Вторая большая группа мотивов – социальные мотивы – также распадается на несколько подгрупп:
1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования.
К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;
2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.
Одной из разновидностей таких мотивов В. И. Ковалев считает так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родных и товарищей по учебе.
Позиционный мотив может состоять также в попытках разного рода самоутверждения – в желании занять место лидера, оказывать влияние на других студентов, доминировать в группе или коллективе и т. д.;
3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что студент не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с товарищами, администрацией постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
Так, познавательный мотив обеспечивает коллективистическую направленность студента в том случае, если он стремится к достижению положительных результатов всем коллективом, «болеет душой» за успеваемость группы, а не только за свои успехи. И напротив. Представим себе крайний случай, что у студента хорошо развиты познавательные мотивы, даже зрелые его формы (мотивы самообразования), и он постоянно работает над собой. Но эти мотивы могут иметь, в конечном счете, индивидуалистическую направленность, если они замкнуты на решение узких задач личного благополучия и преуспевания, достижения индивидуального успеха в будущей профессиональной деятельности без должной отдачи обществу . Социальные мотивы, особенно широкие социальные мотивы долга, обеспечивают прочную основу коллективизма, ответственности за общее дело.
Как же повысить мотивацию студентов? Современные психологи дают следующие советы:
1. Заинтересовать их. Нет никакого более действенного способа повысить мотивацию студентов, чем заинтересовать их своим предметом. Понятно, что в таком случае все с удовольствием будут ходить на лекции, заниматься саморазвитием, готовиться к практическим занятиям и с успехом сдадут экзамен, требования к которому, кстати, может быть одними из самых жестких.
2. Использовать метод кнута и пряника. Способ, когда студентов за успехи в учебе поощряют «автоматом», а за отсутствие на занятиях наказывают лишними вопросами на экзамене используют в своей практике большинство педагогов, что бы студент сразу понимал, что отсутствие его на лекции – это минус 2 балл, а подготовка доклада – плюс 5 . В итоге студент будет замотивирован конкретными бонусами и преференциями на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу.
3. Стимулирование на результат, а не на оценку. Суть в том, что студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний. Студенты не умеют рационально планировать свой день, то есть показывают полное или почти полное отсутствие личного менеджмента. При этом студенты не понимают важность и значимость планирования своего личного времени и, соответственно, не обнаруживают внутренней связи бюджетирования с эффективностью учебно-познавательной деятельности. Ведущими мотивами выступают социальные мотивы – общаться со сверстниками, трудоустроиться.
К основным причинам нерационального использования личного времени студентами можно отнести:
- неумение конспектировать;
- отсутствие навыков в поиске требуемой информации;
- нежелание тратить время на чтение учебной литературы, т. к. быстрее найти - информацию в Интернете.
Нами была проведена диагностика мотивации студентов 1 курса психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева». Результаты показали, что у 67% студентов преобладают мотивы избегания неудач, и только у 34% - мотивы достижения успеха.
Современные российские психологи отмечают, что познавательная мотивация у студентов становится все ниже. Студенты перестали читать, ищут информацию поверхностно, дополнительную литературы при подготовке к занятиям не привлекают.
На сегодняшний момент «вернуть» стремление к новым знаниям может только увлеченный преподаватель, который может затронуть струны души любого студента.
Список литературы
1. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов : Учебное пособие / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. - М. :Логос, 2006. – 184 с.