Современное образование ставит перед собой ряд задач, главной из которых является воспитание и развитие высококультурной, социально мобильной, ориентирующейся в современном мире личности.
Для реализации личностного и интеллектуального потенциала учащихся необходимо их вовлечение в межкультурный диалог, общение на межгосударственном и международном уровнях. Для осуществления этих процессов необходимо развитие высокой коммуникативной культуры и компетенции, а также улучшения навыков общения на иностранном языке.
Одним из важных навыков при формировании коммуникативной компетентности является говорение. Под говорением понимается продуктивный вид речевой деятельности, сложный психолингвистический и психофизический процесс, обратный аудированию. Если в процессе аудирования шло от восприятия формы к осмыслению, то при говорении процесс идет от содержания к форме.
Говорение - вид речевой деятельности, производящий вместе с аудированием вербальное общение. Говорение это специфическая деятельность человека, которая может сопровождать любую деятельность либо само выступает как речевая деятельность (при выступлении с докладом, лекцией и т.д.). При возникновении коммуникативной потребности возникает и говорение, как вид речевой деятельности, т.е. возникает вместе с возникновением мотива к деятельности.
В результате анализа данной статьи будет получено четкое представление о говорении и его уровнях, особенностях обучения говорению на иностранном языке и комплексе специально подобранных практических заданий для его развития.
Как отмечалось ранее, под говорением понимается продуктивный вид речевой деятельности, состоящий из нескольких уровней:
Начальный, включающий ответы на вопросы с опорой на текст или без нее, но обязательно с участием преподавателя;
Средний, предполагающий опору на текст и различные наглядные средства;
Самостоятельный – с отсутствием опор, кроме знаний по предмету высказывания, подразумевающий применение в речи сложных предметно-смысловых конструкций 1, с.55.
Умение говорить включает отработку умения выразить свои мысли осмысленно, грамматически правильно.
Как правило, в условиях средней школы, обучение говорению происходит в отсутствие языковой среды, поскольку носители языка в Республике Казахстан встречаются крайне редко. В связи с этим, обучение говорению должно обладать рядом особенностей. Оно должно быть:
систематическим;
целенаправленным;
максимально приближенным к условиям реальной действительности;
личностно-деятельным, т.е. создавать благоприятный психологический климат для обучения, развивать способности и готовность к речевому общению, формировать мотивацию.
При обучению говорению как средству общения, в первую очередь, обучают:
запрашивать информацию друг у друга и у преподавателя;
обмениваться мнениями и суждениями;
вести групповую беседу в связи с прочитанным или услышанным;
адекватно реагировать в стандартных ситуациях общения при знакомстве, встрече и т.д.;
описывать, рассказывать, пересказывать, рассуждать, дискутировать 2, с.70.
При этом выработке таких коммуникативных умений, как умение начать общение, стимулировать речевого партнера к его продолжению, должно уделяться особое пристальное внимание.
Переход от внутренней программы к внешней реализации происходит с использованием следующих процессов:
выбор слов: перевод их из долговременной памяти в кратковременную, оперативную;
одновременно идет внутреннее морфологическое и синтаксическое оформление;
внешняя реализация, проговаривание (звуковое, ритмическое, интонационное).
Все эти процессы должны происходить симультанно, в синхронности друг с другом.
Подготовленная и неподготовленная речь может выражаться при помощи диалога или монолога.
Обучение говорению начинается с первых уроков в тесной взаимосвязи с обучением аудированию, чтению и письму. Формирование первичного говорения осуществляется с формированием навыков. Для этого используется специальная система упражнений:
Языковых/ подготовительных/ тренировочных (имитативные, подстановочные, комбинационные (построение высказывания на основе объединения данных элементов предложения), трансформационные);
Условно-речевых (на основе текста);
Собственно-речевых (упражнения вопросные и ответные, ситуативные, репродуктивные, дискутивные, дескриптивные (описательные с опорой на наглядность), инициативные (ролевые игры, интервью), игровые, переводные).
Первая группа упражнений начинается с подготовительных упражнений – это в основном лексико-грамматические упражнения, которые выполняются устно в классе с групповым проговариванием. Их цель – закрепление лексики и грамматики. Подготовительные упражнения направлены на обучение компонентам монологической речи: образованию фраз и соединению их между собой в соответствии с логикой изложения 3, с.89.
Упражнения трансформационного характера тренируют механизм синонимических замен.
Учащихся необходимо обучать постановке вопросов в быстром темпе и быстрому ответу на них, перечислению и описанию предметов, картинок. Сначала учащимся необходимо говорить хотя бы 2-3 взаимосвязанных предложения, тренируя, таким образом способность без пауз и растерянности сразу выстраивать микротекст, т. е. отрабатывать механизмы экстренности и продуктивности.
Основные виды подготовительных упражнений:
имитативные (воспроизведение образца, имитация его);
подстановочные (воспроизведение образца на основе изменения лексического наполнения);
комбинаторные (построение высказывания на основе объединения данных элементов предложения);
трансформационные (изменение грамматической или лексической структуры).
Вторая группа упражнений (условно-речевые) связана с опорой на текст, с воспроизведением прочитанного и услышанного как можно ближе к оригиналу.
Особые требования предъявляются к тексту для пересказа: он должен быть сравнительно небольшого объема, с четко выраженным содержанием, не перегруженным деталями, названиями мест, городов, именами, из текстов учащиеся должны получать новую и значимую для себя информацию.
Работа над текстом должна строиться по следующему сценарию:
ответы на вопросы по тексту. Вопросы смысловые, они могут быть даны до прочтения, тогда будет дана установка на выделение содержания;
выделение главного;
нахождение в тексте ответов на вопросы и их озвучивание;
выстраивание логической цепочки развития действия. Преподаватель читает, а потом кратко пересказывает, нарушая последовательность, учащиеся при этом должны исправить и рассказать правильно;
краткий и развернутый пересказ, самим придумать описание героя, дать свою оценку с использованием формул: I think …, in my opinion …, I suppose …
При этом нужно выстраивать систему стимулов:
текст;
наглядность (предметно-изобразительная: рисунки, картинки);
тема 4, с.55.
Тема задает лишь предмет разговора, но не ограничивает самостоятельности говорящего.
Сначала формируются первичные умения на основе изученного материала, далее идет развитие этих умений, а затем – их совершенствование.
Третья группа упражнений (речевые) направлена на выработку умений пересказывать текст, последовательно раскрывать тему, строить микро- и макроситуативные высказывания по картине и без неё, выступать с сообщениями, докладами, принимать участие в дискуссиях, диспутах 2, с.22.
Значимое место в речевых упражнениях занимает обучение пересказу во всех его разновидностях (в подготовленной, частично подготовленной, неподготовленной речи). Подготовка к пересказу включает: составление плана, выписывание опорных слов, замену отдельных абзацев предложениями.
Основные виды речевых упражнений:
вопросо-ответные;
ситуативные;
репродуктивные;
дискутивные;
дескриптивные (описание с опорой на наглядность);
инициативные (ролевые игры, интервью);
игровые (викторины);
переводные.
Таким образом, обучение продуктивному говорения – довольно длительный и сложный процесс, включающий в себя ряд правил, принципов и этапов, строго соблюдая которые преподаватель и учащиеся достигнуть главной цели изучения иностранного языка – научиться говорить на нем.
Итак, как видно из содержания нашей статьи, основная цель ее написания достигнута: произведен анализ понятия и содержания процесса говорения, вскрыты его механизмы и основные особенности.
В заключение данной статьи подведем основные ее итоги:
- говорение – специфическая деятельность человека, которая может сопровождать любую деятельность либо само выступает как речевая деятельность (при выступлении с докладом, лекцией и т.д.). при возникновении коммуникативной потребности возникает и говорение, как вид речевой деятельности, т.е. возникает вместе с возникновением мотива к деятельности;
- умение говорить включает отработку умения выразить свои мысли осмысленно, грамматически правильно;
- сложность развития коммуникативной компетенции заключается в том, что зачастую отсутствует языковая среда.
Одним из решений данной проблематики, на наш взгляд является необходимость создания на уроках ситуаций речевого общения, которые направлены на приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации, т. е. приобретения коммуникативной компетенции, под которой следует понимать внутреннюю готовность и способность к речевому общению.
Список использованной литературы:
Brown, H.D. Teaching by principles: An interactive Approach to Language Pedagogy. - Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall Regents. - 1994
Hedge, T. Teaching and learning in the language classroom. - Oxford: Oxford University Press. - 2000
Thornbury, S & Slade, D. Conversation: from description to pedagogy. - Cambridge: Cambridge University Press. – 2006
Ishizuka, K. Tell me a story. - School Library Journal, 51(9), 2003, 24–25.