Становление социальной работы в Германии началось в 1880 году, когда по инициативе конгресса был основан «Германский благотворительный союз заботы о бедных». Он стал своеобразной платформой для содружества практиков, социальных педагогов и ученых в поддержке социальных инициатив в сфере социальной помощи, в том числе помощи молодежи и здравоохранению. Со стороны государства сюда вошли представители на федеральном уровне, уровне федеральных земель, свободных городов и округов. От общественных организаций в Союз входили «Объединения благотворительности для рабочих», католический «Каритас», Паритетный союз, Германский Красный Крест, Союз милосердия Евангелической церкви и т. д. В него также вошли отдельные лица, прежде всего управленцы, руководители правлений и объединений, известные общественные деятели. Основными задачами Союза были выработка практических рекомендаций по осуществлению социальной помощи; создание информационного банка для специалистов, поддержка наук, значимых для становления и развития социальной работы и т.д.
Канцлер Отто фон Бисмарк подошел, более систематически и углублено, к вопросу о социальной защите. Его влияние было так велико, что период его правления часто называют «эрой Бисмарка».
Наиболее важными документами, имеющими отношение к становлению системы государственного социального обеспечения, в правление Бисмарка были следующие законы [3; С.276-279]:
Закон о страховании рабочих в случае болезни, изданный в 1883 году. В нем говорилось, что рабочий, получающий оклад, должен быть застрахован и предприниматель обязан перечислять в кассу, созданную на производстве, взносы и добавлять к этой сумме 1/3 своих собственных средств.
Закон о страховании от несчастных случаев, принятый в 1884 году. Шло перечисление профессий и люди, принадлежащие к ним, должны быть застрахованы. Рассматривались составляющие пенсии и в случае чего она должна будет выплачиваться.
Закон о страховании по инвалидности и старости, принятый в 1889 году. Здесь рассматривалась пенсия и условия ее выплаты: свидетельство о нетрудоспособности или достижение 70-летнего возраста, уплата взносов. Срок этих выплат также был разным: для получения пенсии по инвалидности – 5 лет, а пенсии по старости – 30 лет.
Эти законы являются основополагающими в сфере социального страхования и действуют до сих пор, за исключением некоторых изменений.
В 1898 году образуется «Союз по защите детей от жестокого обращения и эксплуатации». Он выступал против непосильного детского труда и за надлежащий уход за детьми. Постепенно начинало складываться мнение, что для оказания социальной помощи требуется более систематический подход, нужна информационная база и появление квалифицированных социальных работников.
В 1910 году был принят закон об обязательном пенсионном страховании. В этом же году был представлен отчет о страховании, важными пунктами которого были число пенсий и их размер. Ниже приведена статистика, в которой показано число застрахованных и выдачи пенсии[3; С.284]:
Год |
1892 |
1900 |
1905 |
1910 |
||
Число застрахованных (в тыс. чел.) |
11 650 |
13 015 |
13 948 |
15 659 |
||
Число пенсий, выданных в текущем году (в тыс.) |
||||||
Всего |
59,9 |
152,3 |
145,3 |
138,7 |
||
Пенсий по инвалидности |
17,8 |
125,7 |
122,9 |
114,8 |
||
Пенсий по болезни |
- |
6,7 |
11,8 |
12,3 |
||
Пенсий по возрасту |
42,1 |
19,8 |
10,7 |
11,6 |
||
Средний размер пенсии (в марках) |
||||||
Пенсия по инвалидности |
114,91 |
142,04 |
159,45 |
176,93 |
||
Пенсия по болезни |
- |
- |
160,73 |
175,74 |
||
Пенсия по возрасту |
127,97 |
145,54 |
159,1 |
164,31 |
||
Пенсия вдовам |
- |
- |
- |
80,35 |
Здесь можно проследить тенденцию развития законов о социальном страховании и их реализацию. Данные таблицы свидетельствуют, что число пенсий по возрасту с каждым годом неуклонно уменьшалось, зато число других страховых выплат увеличивалось. А если проследить средний размер пенсии, то мы увидим, что он был примерно одинаковым, если не считать выплаты вдовам, они появились, лишь в 1910 году.
В 1918 был заключен договор о партнерстве между работодателями и рабочими профсоюзами, благодаря этому введен восьмичасовой рабочий день и принято решение о регулировании условий работы с помощью договоров. После Первой мировой войны заботиться об инвалидах стало государство. Началось объединение независимых благотворительных союзов в Имперское Сообщество основных независимых союзов по благотворительности. Примерно в середине 20-х годов в больших немецких городах возникли органы государственного социального обеспечения, которые существуют до сих пор. Они разделялись на благотворительное ведомство и городское управление по здравоохранению и управлению по делам молодежи. Теперь их финансированием и поддержкой занималось государство, а не свободные благотворительные союзы и общества [2; С.344].
Дальнейшее строительство социального государства нашло отражение в Веймарской конституции, которая была принята Национальным собранием, избранным на основе всеобщего избирательного права. В конституции провозглашалось строительство социального государства. Этот документ являлся настолько важным, что послужил основой для Основного закона Германии 1949 года.
Наконец, в 1927 году был принят закон о страховании на случай безработицы. В нем соединились воедино трудоустройство и страхование в случае безработицы. Федеральное агентство по труду было создано на основе этого закона. Благодаря этому закону был заполнен пробел в бисмарковской системе социального страхования.
Однако уже в 1933 году Веймарская республика закончила свое существование.
С приходом к власти, А. Гитлер большое внимание уделял социальным проектам и финансировал их довольно щедро. Так, до концам 1934 года было потрачено свыше 4 млрд марок на различные программы занятости, что в три раза больше, чем на промышленность. Но постепенно происходил спад финансирования социальных программ.
В таблице ниже представлна информация об основных пенсиях, которые выплачивались в Германии и их средний размер [3; С.401]:
Средний показатель в рейхсмарках (тыс.) |
||||
Вид пенсии |
1933 |
1936 |
1938 |
1939 |
Пенсия социального страхования |
16,22 |
16,37 |
17,05 |
16,96 |
Пенсия вдовам инвалидов |
21,1 |
19,3 |
19 |
19,2 |
Пенсия по инвалидности |
33,4 |
30,9 |
31,25 |
32,1 |
Пенсия служащих |
56,98 |
54,69 |
54,01 |
68,46 |
Практически все пенсии по размеру выплаты на протяжении 6 лет оставались стабильными и происходили лишь незначительные колебания в сторону увеличения или уменьшения.
1 февраля 1933 г. Гитлер заявил, что через четыре года безработица будет ликвидирована, и обещание выполнил: когда нацисты пришли к власти, в Германии было 25,9 млн безработных (в США – 35,3 млн, во Франции – 14,1 млн), это наглядно отражено в таблице уровень безработицы в Германии, США и Франции с 1934 по 1938 годы [4].
Год |
Германия |
США |
Франция |
1934 |
13,5 |
30,6 |
13,8 |
1935 |
10,3 |
28,4 |
14,5 |
1936 |
7,4 |
23,9 |
10,4 |
1937 |
4,1 |
20 |
7,4 |
1938 |
1,9 |
7,8 |
26,4 |
Это явление получило название «немецкое экономическое чудо», т.к. практически все рабочие были заняты на производстве и превзошло довоенный уровень [4].
Одно из причин исчезновения безработицы и социальной напряженности в стране было финансирование общественных работ, особенно строительство автобанов. 11 февраля 1933 г. Гитлер сказал, что если раньше жизненный уровень народа измерялся протяжённостью железных дорог, то в будущем он будет определяться протяжённостью автомобильных дорог. Средства для финансирования брались из фондов по страхованию по безработице, но были и другие источники. Около 600 тысяч безработных были заняты по программе строительства автобанов. В компании обслуживания дорог было занято ещё 200 тысяч человек [4].
Была принята программа «народного автомобиля». По поручению Гитлера создали «Общество подготовки к созданию немецкого народного автомобиля», руководил Лафференцу. Были построены заводы, на которых и начали производство автомобиля «Фольксваген». Р. Лей начал прием взносов на автомобили, предположив, что каждый немец без различия классов, положения и собственности может стать покупателем автомобиля. Минимальный взнос, включая страхование, составлял 5 рейхсмарок в неделю. Благодаря этому каждый мог приобрести Фольксваген [3].
Основополагающим документом, определившим развитие социальной сферы, был «Закон об порядке национального труда» от 20 января 1934 г. В нем устанавливалось равенство между работодателем и рабочим, это сохранилось и во время Второй мировой войны. Создавалась заводская дружина, которая вместе с предпринимателем, реализовывать поставленные цели и задачи. Эта дружины должна быть верна только фюреру. А «вождя предприятия» представлял предприниматель. Его деятельность в социальной сфере контролировалась «имперским арбитражем труда», имевшим региональные отделения и подчинялась министерству труда. В задачу этого органа входило разрешение спорных вопросов, и формирование общих правил организации производственного процесса, а кроме этого следить за законностью и необходимостью массового увольнения рабочих, сохранением приемлемого минимума в условиях труда, издавать и утверждать новые тарифные схемы оплаты труда [4].
«Администрация по оперативной организации работ» была вторым по значению учреждением по регулированию трудовых отношений. Она финансировала общественные работы и прочие программы занятости. Начиная с 1936 году идет усиление контроля государства в трудовые отношения, особенно за ростом заработной платы и рынком труда. Теперь важным элементом каждого работника была трудовая книжка и составление информационной базы о трудящихся. Кроме этого существовал разрыв в зарплатах между мужчинами и женщинами в несколько раз.
24 октября 1934 года был создан один из важнейших органов для рабочих – Немецкий трудовой фронт (ДАФ). Одна из его программ – «Красота труда» занималась благоустройством улиц и проводила исследования в сфере функциональной производственной эстетики; благоустройством рабочих мест в шахтах и в речном судоходстве; изготовлением функциональной и удобной мебели для конструкторских бюро и хорошего слесарного и столярного инструмента и наведением порядка на заводских дворах. Затем последовали кампании: «чистые люди на чистом предприятии», «чистый воздух на рабочем месте», «горячая еда на предприятии». В 1935 году было отмечено около 12 тысяч предприятий, на которых значительно улучшились условия труда; на эти цели предприниматели истратили 100 млн рейхсмарок [4].
Все эти мероприятия имели ясные социальные цели, сводившиеся к ликвидации социальной напряжённости. На промышленных предприятиях для рабочих делали душевые, раздевалки, аккуратные туалеты, бассейны. Помимо практического значения проводимых мероприятий, рабочим пытались внушить впечатление партийной заботы о простом человеке.
Эта организация могла материально поддерживать рабочих в случае болезни, потере рабочего места или травмирования на производстве. Для этого использовался лозунг «Твоё здоровье не является только твоим личным делом», для того чтобы работник был уверен в завтрашнем дне и отдавал все свое время на улучшение показаний производительности. Появлялись такие профилактические программы по заболеваниям на производстве, в школе, по охране материнства и детства.
Роберт Лей считал жилищное строительство и социальное страхование важными сферами социальной политики. Потому, что уютная и просторная квартира играла огромную роль формировании крепкой и здоровой семьи, а хорошее социальное обеспечение давало уверенность в завтрашнем дне. Благодаря этому был устранен застой в жилищном вопросе.
Все, что делало ДАФ, носила прогрессивный характер. Одним из примеров – это введение гарантированной государственной пенсии.
КДФ или «Сила через радость» - это организация, созданная в рамках ДАФ, занимающаяся духовным воспитанием германского народа. Участие в ее программах было добровольным и потому стало популярным. До 1939 г. в туристических программах КДФ приняло участие свыше 7 миллионов немцев; ещё 35 млн – в организованных КДФ пикниках; только в 1938 г. КДФ устроила 140 тыс. представлений-капустников для 50 млн зрителей. КДФ даже организовывала поездки рабочих на Байрейтский фестиваль музыки Вагнера.
Морские путешествия КДФ мгновенно завоевали популярность, так как стоимость билета была примерно 150 рейхсмарок, а до прихода к власти Гитлера превышала больше 400 рейхсмарок [4].
Все это организовывалось за счет конфискации имущества и денег евреев, а также других слоев населения, подвергнутых дискриминации и уничтожению.
В 1938 году были значительно расширены услуги по страхованию и социальной защиты различным слоям населения.
Это был последний проект перед войной.
Таким образом, формирование и развитие системы социального обеспечения шло довольно быстрыми темпами и имело прогрессивный характер, чем отличало Германию от других западных стран.
Литература:
1. Социальная работа за рубежом: Учебное пособие [Текст] / Сост. Е.С. Новак Е.Г. Лозовская М.А. Кузнецов: Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. — 172 с.
2. Основы социальной работы: учебник [Текст] / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1999. –368 с.
3. История Германии: учебное пособие: в 3 тт. [Текст] / Под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю. В. Галактионова - М.: КДУ, 2008, - Т. 3: Документы и материалы / отв. ред. С. А. Васютин, Ю. В. Галактионов Л. Н. Корнева. - 592 с.
4. Социальная политика Гитлера в Третьем рейхе / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://forum.dpni.org/showthread.php?t=29489&p=507312