ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ГЕРМАНИИ В КОНЦЕ XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ГЕРМАНИИ В КОНЦЕ XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX

Ермолова Д.Ю. 1
1Филиал ЮФУ в городе Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Становление социальной работы в Германии началось в 1880 году, когда по инициативе конгресса был основан «Германский благотворительный союз заботы о бедных». Он стал своеобразной платформой для содружества практиков, социальных педагогов и ученых в поддержке социальных инициатив в сфере социальной помощи, в том числе помощи молодежи и здравоохранению. Со стороны государства сюда вошли представители на федеральном уровне, уровне федеральных земель, свободных городов и округов. От общественных организаций в Союз входили «Объединения благотворительности для рабочих», католический «Каритас», Паритетный союз, Германский Красный Крест, Союз милосердия Евангелической церкви и т. д. В него также вошли отдельные лица, прежде всего управленцы, руководители правлений и объединений, известные общественные деятели. Основными задачами Союза были выработка практических рекомендаций по осуществлению социальной помощи; создание информационного банка для специалистов, поддержка наук, значимых для становления и развития социальной работы и т.д.

Канцлер Отто фон Бисмарк подошел, более систематически и углублено, к вопросу о социальной защите. Его влияние было так велико, что период его правления часто называют «эрой Бисмарка».

Наиболее важными документами, имеющими отношение к становлению системы государственного социального обеспечения, в правление Бисмарка были следующие законы [3; С.276-279]:

  • Закон о страховании рабочих в случае болезни, изданный в 1883 году. В нем говорилось, что рабочий, получающий оклад, должен быть застрахован и предприниматель обязан перечислять в кассу, созданную на производстве, взносы и добавлять к этой сумме 1/3 своих собственных средств.

  • Закон о страховании от несчастных случаев, принятый в 1884 году. Шло перечисление профессий и люди, принадлежащие к ним, должны быть застрахованы. Рассматривались составляющие пенсии и в случае чего она должна будет выплачиваться.

  • Закон о страховании по инвалидности и старости, принятый в 1889 году. Здесь рассматривалась пенсия и условия ее выплаты: свидетельство о нетрудоспособности или достижение 70-летнего возраста, уплата взносов. Срок этих выплат также был разным: для получения пенсии по инвалидности 5 лет, а пенсии по старости 30 лет.

Эти законы являются основополагающими в сфере социального страхования и действуют до сих пор, за исключением некоторых изменений.

В 1898 году образуется «Союз по защите детей от жестокого обращения и эксплуатации». Он выступал против непосильного детского труда и за надлежащий уход за детьми. Постепенно начинало складываться мнение, что для оказания социальной помощи требуется более систематический подход, нужна информационная база и появление квалифицированных социальных работников.

В 1910 году был принят закон об обязательном пенсионном страховании. В этом же году был представлен отчет о страховании, важными пунктами которого были число пенсий и их размер. Ниже приведена статистика, в которой показано число застрахованных и выдачи пенсии[3; С.284]:

 

Год

 

1892

1900

1905

1910

Число застрахованных (в тыс. чел.)

11 650

13 015

13 948

15 659

Число пенсий, выданных в текущем году (в тыс.)

Всего

   

59,9

152,3

145,3

138,7

Пенсий по инвалидности

17,8

125,7

122,9

114,8

Пенсий по болезни

-

6,7

11,8

12,3

Пенсий по возрасту

42,1

19,8

10,7

11,6

Средний размер пенсии (в марках)

   

Пенсия по инвалидности

114,91

142,04

159,45

176,93

Пенсия по болезни

-

-

160,73

175,74

Пенсия по возрасту

127,97

145,54

159,1

164,31

Пенсия вдовам

-

-

-

80,35

Здесь можно проследить тенденцию развития законов о социальном страховании и их реализацию. Данные таблицы свидетельствуют, что число пенсий по возрасту с каждым годом неуклонно уменьшалось, зато число других страховых выплат увеличивалось. А если проследить средний размер пенсии, то мы увидим, что он был примерно одинаковым, если не считать выплаты вдовам, они появились, лишь в 1910 году.

В 1918 был заключен договор о партнерстве между работодателями и рабочими профсоюзами, благодаря этому введен восьмичасовой рабочий день и принято решение о регулировании условий работы с помощью договоров. После Первой мировой войны заботиться об инвалидах стало государство. Началось объединение независимых благотворительных союзов в Имперское Сообщество основных независимых союзов по благотворительности. Примерно в середине 20-х годов в больших немецких городах возникли органы государственного социального обеспечения, которые существуют до сих пор. Они разделялись на благотворительное ведомство и городское управление по здравоохранению и управлению по делам молодежи. Теперь их финансированием и поддержкой занималось государство, а не свободные благотворительные союзы и общества [2; С.344].

Дальнейшее строительство социального государства нашло отражение в Веймарской конституции, которая была принята Национальным собранием, избранным на основе всеобщего избирательного права. В конституции провозглашалось строительство социального государства. Этот документ являлся настолько важным, что послужил основой для Основного закона Германии 1949 года.

Наконец, в 1927 году был принят закон о страховании на случай безработицы. В нем соединились воедино трудоустройство и страхование в случае безработицы. Федеральное агентство по труду было создано на основе этого закона. Благодаря этому закону был заполнен пробел в бисмарковской системе социального страхования.

Однако уже в 1933 году Веймарская республика закончила свое существование.

С приходом к власти, А. Гитлер большое внимание уделял социальным проектам и финансировал их довольно щедро. Так, до концам 1934 года было потрачено свыше 4 млрд марок на различные программы занятости, что в три раза больше, чем на промышленность. Но постепенно происходил спад финансирования социальных программ.

В таблице ниже представлна информация об основных пенсиях, которые выплачивались в Германии и их средний размер [3; С.401]:

 

Средний показатель в рейхсмарках (тыс.)

Вид пенсии

1933

1936

1938

1939

Пенсия социального страхования

16,22

16,37

17,05

16,96

Пенсия вдовам инвалидов

21,1

19,3

19

19,2

Пенсия по инвалидности

33,4

30,9

31,25

32,1

Пенсия служащих

56,98

54,69

54,01

68,46

Практически все пенсии по размеру выплаты на протяжении 6 лет оставались стабильными и происходили лишь незначительные колебания в сторону увеличения или уменьшения.

1 февраля 1933 г. Гитлер заявил, что через четыре года безработица будет ликвидирована, и обещание выполнил: когда нацисты пришли к власти, в Германии было 25,9 млн безработных (в США – 35,3 млн, во Франции – 14,1 млн), это наглядно отражено в таблице уровень безработицы в Германии, США и Франции с 1934 по 1938 годы [4].

Год

Германия

США

Франция

1934

13,5

30,6

13,8

1935

10,3

28,4

14,5

1936

7,4

23,9

10,4

1937

4,1

20

7,4

1938

1,9

7,8

26,4

Это явление получило название «немецкое экономическое чудо», т.к. практически все рабочие были заняты на производстве и превзошло довоенный уровень [4].

Одно из причин исчезновения безработицы и социальной напряженности в стране было финансирование общественных работ, особенно строительство автобанов. 11 февраля 1933 г. Гитлер сказал, что если раньше жизненный уровень народа измерялся протяжённостью железных дорог, то в будущем он будет определяться протяжённостью автомобильных дорог. Средства для финансирования брались из фондов по страхованию по безработице, но были и другие источники. Около 600 тысяч безработных были заняты по программе строительства автобанов. В компании обслуживания дорог было занято ещё 200 тысяч человек [4].

Была принята программа «народного автомобиля». По поручению Гитлера создали «Общество подготовки к созданию немецкого народного автомобиля», руководил Лафференцу. Были построены заводы, на которых и начали производство автомобиля «Фольксваген». Р. Лей начал прием взносов на автомобили, предположив, что каждый немец без различия классов, положения и собственности может стать покупателем автомобиля. Минимальный взнос, включая страхование, составлял 5 рейхсмарок в неделю. Благодаря этому каждый мог приобрести Фольксваген [3].

Основополагающим документом, определившим развитие социальной сферы, был «Закон об порядке национального труда» от 20 января 1934 г. В нем устанавливалось равенство между работодателем и рабочим, это сохранилось и во время Второй мировой войны. Создавалась заводская дружина, которая вместе с предпринимателем, реализовывать поставленные цели и задачи. Эта дружины должна быть верна только фюреру. А «вождя предприятия» представлял предприниматель. Его деятельность в социальной сфере контролировалась «имперским арбитражем труда», имевшим региональные отделения и подчинялась министерству труда. В задачу этого органа входило разрешение спорных вопросов, и формирование общих правил организации производственного процесса, а кроме этого следить за законностью и необходимостью массового увольнения рабочих, сохранением приемлемого минимума в условиях труда, издавать и утверждать новые тарифные схемы оплаты труда [4].

«Администрация по оперативной организации работ» была вторым по значению учреждением по регулированию трудовых отношений. Она финансировала общественные работы и прочие программы занятости. Начиная с 1936 году идет усиление контроля государства в трудовые отношения, особенно за ростом заработной платы и рынком труда. Теперь важным элементом каждого работника была трудовая книжка и составление информационной базы о трудящихся. Кроме этого существовал разрыв в зарплатах между мужчинами и женщинами в несколько раз.

24 октября 1934 года был создан один из важнейших органов для рабочих – Немецкий трудовой фронт (ДАФ). Одна из его программ – «Красота труда» занималась благоустройством улиц и проводила исследования в сфере функциональной производственной эстетики; благоустройством рабочих мест в шахтах и в речном судоходстве; изготовлением функциональной и удобной мебели для конструкторских бюро и хорошего слесарного и столярного инструмента и наведением порядка на заводских дворах. Затем последовали кампании: «чистые люди на чистом предприятии», «чистый воздух на рабочем месте», «горячая еда на предприятии». В 1935 году было отмечено около 12 тысяч предприятий, на которых значительно улучшились условия труда; на эти цели предприниматели истратили 100 млн рейхсмарок [4].

Все эти мероприятия имели ясные социальные цели, сводившиеся к ликвидации социальной напряжённости. На промышленных предприятиях для рабочих делали душевые, раздевалки, аккуратные туалеты, бассейны. Помимо практического значения проводимых мероприятий, рабочим пытались внушить впечатление партийной заботы о простом человеке.

Эта организация могла материально поддерживать рабочих в случае болезни, потере рабочего места или травмирования на производстве. Для этого использовался лозунг «Твоё здоровье не является только твоим личным делом», для того чтобы работник был уверен в завтрашнем дне и отдавал все свое время на улучшение показаний производительности. Появлялись такие профилактические программы по заболеваниям на производстве, в школе, по охране материнства и детства.

Роберт Лей считал жилищное строительство и социальное страхование важными сферами социальной политики. Потому, что уютная и просторная квартира играла огромную роль формировании крепкой и здоровой семьи, а хорошее социальное обеспечение давало уверенность в завтрашнем дне. Благодаря этому был устранен застой в жилищном вопросе.

Все, что делало ДАФ, носила прогрессивный характер. Одним из примеров – это введение гарантированной государственной пенсии.

КДФ или «Сила через радость» - это организация, созданная в рамках ДАФ, занимающаяся духовным воспитанием германского народа. Участие в ее программах было добровольным и потому стало популярным. До 1939 г. в туристических программах КДФ приняло участие свыше 7 миллионов немцев; ещё 35 млн – в организованных КДФ пикниках; только в 1938 г. КДФ устроила 140 тыс. представлений-капустников для 50 млн зрителей. КДФ даже организовывала поездки рабочих на Байрейтский фестиваль музыки Вагнера.

Морские путешествия КДФ мгновенно завоевали популярность, так как стоимость билета была примерно 150 рейхсмарок, а до прихода к власти Гитлера превышала больше 400 рейхсмарок [4].

Все это организовывалось за счет конфискации имущества и денег евреев, а также других слоев населения, подвергнутых дискриминации и уничтожению.

В 1938 году были значительно расширены услуги по страхованию и социальной защиты различным слоям населения.

Это был последний проект перед войной.

Таким образом, формирование и развитие системы социального обеспечения шло довольно быстрыми темпами и имело прогрессивный характер, чем отличало Германию от других западных стран.

Литература:

1. Социальная работа за рубежом: Учебное пособие [Текст] / Сост. Е.С. Новак Е.Г. Лозовская М.А. Кузнецов: Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. — 172 с.

2. Основы социальной работы: учебник [Текст] / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1999. –368 с.

3. История Германии: учебное пособие: в 3 тт. [Текст] / Под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю. В. Галактионова - М.: КДУ, 2008, - Т. 3: Документы и материалы / отв. ред. С. А. Васютин, Ю. В. Галактионов Л. Н. Корнева. - 592 с.

4. Социальная политика Гитлера в Третьем рейхе / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://forum.dpni.org/showthread.php?t=29489&p=507312

Просмотров работы: 4049