СИСТЕМА АНДЕРРАЙТИНГА НА СТРАХОВОМ РЫНКЕ РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СИСТЕМА АНДЕРРАЙТИНГА НА СТРАХОВОМ РЫНКЕ РОССИИ

Иванова В.Е. 1
1Хабаровская Государственная Академия Экономики и Права
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На протяжении всей истории развития страхования андеррайтинг был и остается ключевым звеном, лежащим в основе всей системы страховых отношений, поскольку именно от правильного андеррайтинга зависели и зависят успешное осуществление страховых операций и финансовый результат страхования.

В российской страховой практике нет общепринятого определения андеррайтинга. Дословно «Underwriting» переводится с английского как «подписание под» чем-либо, под какими-либо условиями. Более точное определение Андеррайтинга можно сформулировать как — процесс, используемый страховой компанией для оценки риска, заявленного на страхование потенциальным страхователем, и для вычисления соответствующей заявленному риску страховой премии. Основная фактическая задача андеррайтинга — отбор рисков (Selection of risks) для формирования сбалансированного и рентабельного страхового портфеля посредством приема на страхование объектов определенного рода и уклонения от приема на страхование других объектов. Андеррайтер (в пределах своих полномочий) или страховщик вправе отказать в приеме на страхование наиболее рискованных объектов, когда вероятность страховой выплаты и уровень убытка настолько велики, что страховой случай уже не может рассматриваться как случайное событие.

Условия андеррайтинга обычно выражаются в андеррайтерской политике (Underwriting Policy), при помощи которой страховая компания рассматривает новые объекты страхования и риски, и приходит к выводу о принятии или отклонении предложенного дела.

В свою очередь, андеррайтер - это квалифицированный специалист либо специальная организация, действующие от имени страховщика и имеющие от него полномочия принимать на страхование или отклонять предложенные объекты страхования (риски), определять тарифные ставки и конкретные условия договора страхования этих объектов (рисков), исходя из норм страхового права и планируемых финансовых результатов в пределах имеющихся полномочий.

Однако во многих российских страховых компаниях продажи и андеррайтинг находятся во фронт-офисе, то есть «в одном флаконе». Это возможно в условиях низкой убыточности на рынке и небольшом портфеле договоров страхования. Когда же объем договоров страхования и убыточность возрастает, обособление бизнес-процесса «андеррайтинг» становится жестким императивом для рентабельного ведения страховых операций. При этом все разговоры о конфликте между продавцами страховых услуг и андеррайтерами являются отражением того факта, что сотрудники продающих подразделений хотят заключать любые договоры страхования (убыточные и рентабельные), а компании нужны только рентабельные полисы. Страховщикам, если они себя таковыми считают, нужно понять простую истину – с ростом уровня убыточности на страховом рынке возможности для ценового демпинга существенно сокращаются. Именно профессионально выстроенный андеррайтинг позволяет обеспечить рентабельность страховых операций.

Необходимость обособления андеррайтинга диктуется рядом причин:

  1. Оценка риска – это основа экономической безопасности Страховой Компании, поэтому заниматься этим должны full-time сотрудники, для которых андеррайтинг является профессиональным видом деятельности.

  2. Необходимо создание гибкой системы «ценообразования» на страховые услуги.

  3. Необходим контроль за структурой и убыточностью портфеля по продуктам, каналам продаж и целевым клиентским сегментам.

Существует два вида андеррайтинга: индивидуальный и стандартный.

При этом под «индивидуальным (специализированным) андеррайтингом» понимается комплекс мероприятий по принятию на страхование рисков по заявленному объекту на основе изучения и оценки его индивидуальных особенностей и рисков с целью формирования условий страхования объема страхового покрытия, тарифа в целях обеспечения заданных значений убыточности по виду страхования (по страховому портфелю в целом). Такой андеррайтинг проводится, как правило, специалистами-андеррайтерами. Развитие российских страховщиков в этом плане сопровождает парадокс: страховые компании длительное время вели страховой бизнес, не имея как такового «страхового производства», в котором работают именно андеррайтеры. И только сейчас компании серьезно задумываются об этом. Кстати отмечу, что в Русском Страховом Центре сформированы девять операционных управлений по видам страхования (имущественное, личное, грузов, ответственности и др.), в каждом из которых имеется отдел андеррайтинга, укомплектованный профессионалами.

В то же время «стандартный андеррайтинг» - это комплекс мероприятий (процедура) по принятию на страхование рисков по заявленному объекту путем оценки соответствия установленным критериям стандартности (типовым условиям), определения условий страхования объема страхового покрытия и тарифа из числа заранее установленных вариантов. Иначе говоря, это тот базовый объем действий по андеррайтингу, который проводится в типичных случаях и осуществляется самим продавцом. Критериями «стандартности» (то есть отбора случаев, когда возможно применение стандартного андеррайтинга) выступает ограниченный набор показателей по объекту страхования (виды и состояние объектов, перечень и соблюдение мер безопасности), условиям страхового покрытия (набор рисков и страховых случаев, исключения из покрытия, базовые тарифы поправочные коэффициенты к ним, франшизы). Эти параметры указываются в страховом продукте, тарифном руководстве, условиях заключения договора, условиях продаж и иных инструктивных материалах для продавцов. Естественно, основы для стандартного андеррайтинга также закладываются профессионалами, которые разрабатывают политику и инструкции по андеррайтингу. Инструкция создается по определенному виду страхования и включает в себя:

  1. Общие положения (цели, термины и определения).

  2. Уровни андеррайтинга (первичный и специализированный, порядок их проведения).

  3. Перечень стандартных и нестандартных рисков и порядок их оценки.

  4. Перечень объектов страхования и их категории.

  5. Порядок определения тарифов (таблицы базовых тарифов и система поправочных коэффициентов).

  6. Необходимые для проведения андеррайтинга формы-приложения.

Поэтому без квалифицированного андеррайтера по виду страхования ни о какой системе речи быть не может. В этом плане мы имеем огромные проблемы, к которым относится отсутствие системной подготовки андеррайтеров в российских вузах. А единичные краткосрочные курсы, которые есть на рынке, эту проблему также не решают. Поэтому у российских страховых компаний есть три пути в деле подготовки андеррайтеров: самообразование, обучение на западе, совмещение того и другого.

Бизнес-процесс страхового андеррайтинга является наиболее специфичным в деятельности страховой компании.

Всю процедуру страхования можно представить состоящей из отдельных составляющих, или бизнес-процессов: маркетинга, разработки страховых услуг, продаж, андеррайтинга, сопровождения договоров, урегулирования убытков.

В страховой андеррайтинг входят следующие операции:

1) анализ рисков, включающий, в свою очередь:

  1. сбор и изучение информации об объекте страхования и присущих ему рисках;

  2. классификацию и селекцию рисков;

  3. оценку рисков;

2) принятие решения о страховании отобранных рисков или отказ в страховании;

3) определение адекватного страхового тарифа по объекту и рискам, принимаемым на страхование;

4) согласование страховой суммы и расчет страховой премии;

5) определение условий страхового покрытия по рискам, принимаемым на страхование;

6) заключение договора страхования;

7) разработка мероприятий по снижению рисков;

8) контроль состояния застрахованного объекта, факторов, способствующих и препятствующих развитию рисков, и выполнения мероприятий по снижению рисков.

Все эти операции тесно связаны между собой и взаимозависимы.

Андеррайтинг, особенно сложных объектов, является творческим процессом, который невозможно полностью формализовать.

В ходе анализа рисков андеррайтер устанавливает всю совокупность рисков, воздействующих на объект страхования, классифицирует по признакам страховых и нестраховых; оценивает страховые риски по вероятности и ожидаемому убытку и выделяет из этой совокупности те риски, которые могут быть приняты на страхование с учетом действующих правил (условий) страхования и тарифных руководств Компании. Первичная информация об объекте и рисках берется из заявления на страхование и анкеты, заключения сюрвейера, акта предстраховой экспертизы, непосредственного изучения объекта андеррайтером. В проявлениях риска Компания учитывает принцип Вильфредо Парето, который применительно к оценке рисков можно сформулировать следующим образом: примерно на 20% частей объекта осмотра придется действие до 80% рисков. В первую очередь следует изучать эти уязвимые для риска части объекта.

Предстраховая экспертиза является важнейшим этапом деятельности страховщика – от ее качества зависит успех всех последующих этапов заключения и исполнения договора страхования. В общем случае предстраховая экспертиза включает в себя изучение объекта и предмета страхования по документам и, а при необходимости – непосредственный осмотр и составление заключения. Анализ объекта страхования проводится на основе ознакомления с документами страхователя и изучения их и непосредственного обследования объектов, заявляемых на страхование.

Предстраховая экспертиза может проводиться и продавцом, если объект не очень сложен. В более сложных случаях его проводят андеррайтеры вместе с продавцом, а в самых сложных – сюрвейеры или перестраховщики вместе с андеррайтером (и уже без продавца). На основе заключения сюрвейера страховщик принимает решение о заключении договора страхования. Учет внешних и внутренних обстоятельств, взятых в их единстве и взаимодействии, позволяет сюрвейеру или иному эксперту оценить естественное состояние объекта страхования и обстановку, в которой объект находится, спрогнозировать благоприятный или неблагоприятный исход страхования риска для страховщика и, соответственно, дать предложения по тарифу.

Осмотр должен привести к двум основным результатам:

1) к отнесению объекта к категории риска (как минимум к одной из трех: хорошей, средней и плохой);

2) выявлению проблемных зон (в том числе для использования в торге с клиентом).

Для примера можно указать следующие проблемные зоны:

1) для транспортных средств – системы управления, двигатель и движитель, квалификация обслуживающего персонала;

2) для промышленных объектов – системы ввода/вывода и трансформации энергоносителей (трансформаторы, газораспределительные станции и т. д.); системы охраны (прежде всего системы сигнализации и экстренной связи); опасные производственные объекты; системы пожаротушения; склады;

3) для помещений – материал стен и перекрытий; состояние систем электро-, тепло- и водоснабжения; противопожарные системы; подвальные и чердачные помещения.

Бизнес, построенный на обслуживании страхования как процесса, – это советы, рекомендации, оценки. Ответственность за последствия выполнения этих рекомендаций или отказа от них лежит исключительно на лице, принимающем решение.

Результаты классификации отобранных рисков являются базой для дальнейшей работы с ними – для принятия решений об условиях страхования и размерах тарифных ставок и франшиз. Андеррайтер должен оценить заявляемые на страхование риски с учетом всех присущих им субъективных факторов и убедиться в том, что факторы, присущие конкретному объекту, находятся не ниже уровня, заложенного в тарифные расчеты. Требуемый уровень субъективных факторов задается политикой андеррайтинга, правилами (условиями) страхования и тарифным руководством. Субъективные факторы существенно различаются в зависимости от объектов страхования и проявляются индивидуально для каждого объекта.

После анализа рисков в процессе андеррайтинга наступает ключевой момент. Андеррайтер принимает решение о том, страховать ли конкретный риск или нет, так как вероятные убытки слишком велики. Это – самая важная стадия андеррайтинга, поскольку от принятого решения будут зависеть будущее развитие бизнеса страховой компании и финансовые результаты ее деятельности.

Важнейшим этапом андеррайтинга является формулирование конкретных условий договора, размеров тарифных ставок и франшиз, рекомендаций страхователю по снижению риска. Андеррайтер определяет технические параметры готовящегося договора и формулирует те обязательства, которые возьмет на себя страховщик, а также оценивает будущие объемы поступления страховой премии.

Для организации эффективной службы андеррайтинга Компания обеспечивает эффективную работу традиционных служб страховщика, прежде всего финансовый и операционный учет.

Руководитель службы андеррайтинга должен в первую очередь:

  1. обеспечить детальное знание и понимание всеми специалистами службы операций страхования и перестрахования и постановку технического задания коллективу андеррайтеров по оценке конкретных рисков;

  2. сформировать структурированную базу данных, позволяющую найти ответ на любые запросы андеррайтера.

Служба андеррайтинга включает главного андеррайтера, ведущих андеррайтеров по направлениям (дирекциям) страхования в центральном офисе страховщика и андеррайтеров по видам страхования в региональных структурных подразделениях (филиалах). Руководит службой главный андеррайтер, назначаемый исполнительным органом страховой компании. Решения по андеррайтингу и тарифной политике, обязательные для всех подразделений, принимаются также исполнительным органом страховщика.

Служба андеррайтинга является коллегиальным органом, который вырабатывает предложения по андеррайтерской и тарифной политике, рассматривает и выносит на утверждение исполнительного органа страховщика предложения по методологии андеррайтинга, андеррайтерским (тарифным) руководствам, рассматривает предварительные финансовые итоги своей работы. Техническую работу по обеспечению деятельности службы андеррайтинга в целом обеспечивают специально создаваемые для этих целей отделы.

В последнее время, многие страховые компании повинуясь антикризисной парадигме по снижению уровня затрат, сокращали штаты, увольняли некоторых специалистов: маркетологов, методологов, актуариев, андеррайтеров.

Существенной предпосылкой для увольнения андеррайтеров – отношение к ним как к пассиву, т.е. дополнительной финансовой нагрузке. Однако такое отношение обусловлено может быть обусловлено либо небольшим размером компании, либо обще функциональным этапом развития управления, когда есть два существенных момента платежи и выплаты, все остальное не играет существенной роли. В некоторых случаях такой подход объясняется кептивным характером, или некомпетентностью руководителя страховщика. Таким образом, если взять системный подход в управлении, то любое решение принимается на основе анализа влияния его последствий на величину капитала собственника. Андеррайтинговая деятельность непосредственно связана с изменениями капитала собственника, но о механизмах или инструментах оценки эффективности труда и экономических последствий управленческого решения бывает не андеррайтер, ни директор, ни собственник хоть интуитивно чувствуют, но логически доказать на цифрах не могут, так как не владеют специальным инструментарием.

Ещё одна из главных проблем страхового андеррайтинга в России состоит в том, что руководство компаний (обычно маленьких) перекладывает эту важную и тяжёлую роль на простых страховых агентов, компетенция которых не только не дотягивает до профессионального андеррайтера, но и вообще до профессионального страхового агента. Эти же страховые компании не только не хотят изменять эту проблему, но и ещё усугубляют её. Заработная плата страховым агентам в большинстве компаний не фиксирована, она исчисляется как процент от заключенных договоров страхования, т. е. сколько наработал, столько и получил. Это в свою очередь приводит к неправильной мотивации персонала. Такая мотивация заключается в следующем: заключить побольше договоров страхования, не обращая особого внимания на их качество, а в случае наступления страхового случая минимизировать страховые выплаты или вообще их исключить. В таких условиях о развитии андеррайтинга не может и идти речи.

Сложившуюся ситуацию усугубляет отсутствие квалифицированных кадров, они есть, но их слишком мало, зачастую они малоопытны или малоквалифицированны. Здесь можно и поднять проблемы коррупции в России. Многие сотрудники страховых компаний, в том числе и андеррайтеры, не имеют мотивации в отношении создания положительного имиджа своей компании, они не воспринимают её как свою семью (что в свою очередь сильно развито в Японии, имеющей невероятные высокие темпы роста экономического потенциала), они стремятся к наискорейшему обогащению. Всё это приводит к отсутствию барьеров по предотвращению коррупции в страховых компаниях.

Одна из главных проблем страхового андеррайтинга состоит в недостаточном методическое обеспечении и алгоритмической проработки в комплексном процессе оценки и управления рисками. В первую очередь следует отметить отсутствие методов обоснования структуры и способов управления портфелем нестандартных и специальных рисков в имущественном и других видах страхования.

Конечно, стоит напомнить о проблеме, непосредственно влияющей на сам процесс андеррайтинга, о проблеме недобросовестности страхователей. Многие люди, пытаясь застраховать тот или иной объект идут на обман страховой компании. Конечно же андеррайтеры проверяют предоставленную им информацию об объекте страхования, но люди изобретательны.

Ужесточение конкуренции на страховом рынке в России ставит перед андеррайтером задачи нового уровня сложности: как сохранить клиентскую базу при активной демпинговой политике конкурентов, как повысить качество страховых услуг и сохранить необходимый уровень рентабельности бизнеса.

В российской страховой практике пока не сложилось общепринятого определения страхового андеррайтинга. Многие компании, к сожалению, игнорируют грамотный андеррайтинг в погоне за прибылью. Их мотив понятен - чем больше договоров страхования заключит страховая организация, тем больше страховых премий будет, а следовательно, тем больше будет денег. Но бегая за количеством, они забывают о качестве. Для получения положительного финансового результата страховой деятельности необходимо отобрать на страхование такие объекты страхования (риски), для которых суммарный убыток по страховому портфелю будет ниже суммарного тарифного убытка. Положительная разница между совокупными значениями тарифного и фактического убытка, который обеспечит своей работой андеррайтер, и составит положительный финансовый результат страховой деятельности.

Для отбора таких качественных объектов андеррайтер должен попытаться вычленить из предлагаемых на страхование объектов объекты с меньшей вероятностью наступления страховых случаев и меньшей величиной убытка при наступлении страховых случаев. Вот в чём смысл андеррайтинга.

Просмотров работы: 4509