КОНТРОЛЬ НАД ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТОВ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ООО НПО «МОСТОВИК» Г. ОМСКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОНТРОЛЬ НАД ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТОВ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ООО НПО «МОСТОВИК» Г. ОМСКА

Осипова А.И. 1, Комсюкова Ю.В. 1, Бугаева Н.О. 1
1ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина», Институт экономики и финансов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Бюджетирование всегда связано с предварительным, текущим и последующим контролем.

Предварительный контроль в ООО НПО «Мостовик» проводится до исполнения действий по осуществлению целей предприятия. Его задача – установить возможность возникновения трудностей, которые могут возникнуть на пути к намеченным планам. Этот вид контроля реализуется в процессе формирования бюджетов, когда плановые результаты могут быть не сопоставимы с действительными, когда рассматриваются разные варианты операций до того времени, пока составленный бюджет не будет удовлетворять установленным критериям. В ходе предварительного контроля предоставляются оценки ожидаемых продаж и выпуска продукции, рассчитываются необходимые для этого материальные, трудовые, денежные и инвестиционные ресурсы.

Предварительный контроль затрат материальных ресурсов заключается в определении требований к качеству и цене. Методом предварительного контроля материально-производственных ресурсов в ООО НПО «Мостовик» является также расчет необходимых запасов сырья, материалов, инструментов на уровне, достаточном для бесперебойной работы предприятия и не позволяющем создавать излишков запасов на складе, отвлекать значительные денежные средства на их приобретение и хранение. В итоге формируется оптимальный бюджет закупок и расходования материально-производственных ресурсов с минимальными издержками по заготовлению, складированию и расходу.

Предварительный контроль затрат трудовых ресурсов в ООО НПО «Мостовик» обеспечивается за счет тщательного анализа деловых, профессиональных качеств и навыков работников, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей, отбора наиболее подготовленных и квалифицированных рабочих. Такой контроль включает также проверку рациональности размещения личного состава по рабочим местам внутри предприятия, соотношения между постоянными и временными работниками, расчет оптимальной численности персонала исходя из производственной программы и загрузки производственных мощностей, а также оценку стоимости рабочей силы для включения ее в бюджеты затрат. [2, c. 76]

Задача предварительного контроля финансовых средств – обеспечить платежеспособность предприятия, проведение эффективной политики по привлечению заемных средств, размещению свободных денежных средств и оптимизации их остатка в кассе и на расчетных счетах. Особую сложность представляет предварительный контроль предполагаемых инвестиций. В ООО НПО «Мостовик» это связано со многими причинами:

  • инвестиционные решения являются решениями стратегического характера, при их принятии и осуществлении необходимо учитывать множество факторов, в том числе требования гражданского, налогового, экологического законодательства;

  • оценка рациональности инвестиций предполагает обязательное использование специального инструментария, связанного с анализом рисков;

  • производственные инвестиции требуют значительного отвлечения финансовых средств, что может негативно отразиться на финансовом положении предприятия.

В ходе предварительного контроля предполагаемых инвестиций составляют и анализируют различные инвестиционные решения. Их выбор осуществляется на основе использования общей комплексной информации, позволяющей объективно оценить достоинства и недостатки каждого проекта. Только после этого они включаются в бюджет инвестиций.

Основными средствами проведения предварительного контроля является соблюдение определенных правил и процедур, которые существуют на предприятии при формировании системы бюджетов.

В результате предварительного контроля количественные и качественные показатели всех бюджетов должны быть увязаны между собой, проверены по ограничениям и оптимизированы.

Широкое использование компьютерных технологий позволяет сделать это достаточно полно и оперативно и тем самым создать наиболее эффективную прогнозную модель финансово-хозяйственной деятель­ности предприятия.

Текущий бюджетный контроль в ООО НПО «Мостовик» осуществляется непосредственно в ходе исполнения бюджета. Его задача заключается в сопоставлении фактических и бюджетных показателей, выявлении отклонений и осуществлении корректирующих действий. Текущий контроль базируется на обратной связи через систему учета, которая по своему характеру может быть непрерывной и периодической.

Контроль через наблюдение за исполнением бюджетов осуществляется путем общения менеджера или контроллера со всеми участниками хозяйственной деятельности. Этот вид контроля позволяет выявить многие отклонения, не поддающиеся учету, более глубоко анализировать их причины и виновников. Он более оперативен, значит, более действенен и предпочтителен для текущего контроля.

Документально-информационный способ контроля позволяет точнее определить разрыв между бюджетными и фактическими показателями, обеспечить оценку, согласованную с данными финансового учета, устранить субъективный фактор при анализе причин и виновников отклонений.

Следует отметить, что в ООО НПО «Мостовик» присутствуют две формы контроля, которые взаимно дополняют друга и используются в зависимости от складывающейся ситуации. В конечном итоге основная задача и роль текущего бюджетного контроля заключается в том, чтобы осуществить корректирующие действия на показатели исполнения бюджета до того, когда они сформируются окончательно.

Заключительный бюджетный контроль в ООО НПО «Мостовик» осуществляется либо сразу по завершении деятельности, для которой определяется бюджет, либо по истечении определенного заранее периода времени. В том и другом случае контроль осуществляется путем сопоставления фактических результатов и бюджетных показателей.

Организационной формой результатов текущего и последующего контроля являются отчеты по исполнению бюджета, которые сводят воедино информацию по планированию и фактическому выполнению бюджетных показателей. В таких отчетах должно отражаться три вида информации: о фактических результатах, о планируемых показателях и данные об отклонениях между фактическими и бюджетными показателями, сопровождающиеся пояснениями. Кроме основной информации в отчетах необходимо выделять показатели, подконтрольные менеджеру данного центра ответственности, приводить для сравнения данные предыдущих периодов и аналогичных подразделений. В отчетность об исполнении бюджетов могут включаться дополнительные показатели о количестве работающих и числе отработанных ими человеко-часов, степени загрузки производственных мощностей, изменениях в структуре и способах продаж, их объемах и т.д. Данные в отчетах обычно выражаются не только в стоимостных, но и в натуральных измерителях, в относительных величинах. Отчетность играет роль сигнальной системы, обеспечивающей аппарат управления информацией об исполнении бюджета, поэтому она должна соответствовать международным критериям качества, быть понятной. Для наглядности в отчетах желательно использовать графическое представление информации, выделять важную информацию, фокусируя внимание руководства на относительно небольшом количестве статей, в которых фактические значения существенно отличаются от бюджетных. Это позволяет эффективнее реализовать принципы управления по отклонениям. Под особым контролем должно находиться ограниченное число факторов, играющих решающую роль в достижении целей организации или того или иного центра ответственности. Эти ключевые показатели (обычно не более пяти) могут изменяться быстро и непредсказуемо, существенно влияя на результаты деятельности, поэтому система отчетности должна быть построена таким образом, чтобы уделять им особое внимание. [3, c.315]

Внедрение бюджетирования в ООО НПО «Мостовик» связано с рядом проблем:

- отсутствием единообразия в методологии и методике комплексного финансового планирования, учета и анализа экономических показателей;

- разнообразием методических подходов к составлению прогнозного бухгалтерского баланса;

- наличием специфических особенностей при формировании бюджета предприятия в зависимости от его масштабов и направления деятельности.

В этой связи весьма актуальной является проблема совершенствования методики составления бюджетов, позволяющей планировать и контролировать экономический результат деятельности крупного промышленного предприятия в непосредственной увязке с принципами и методами бухгалтерского учета. Для совершенствования системы составления бюджетов в ООО НПО «Мостовик» нужно решить следующие задачи:

- выявить места и роли составления бюджетов в системе управления крупного многопрофильного промышленного предприятия;

- классифицировать затраты для целей комплексного составления бюджета;

- исследовать экономические отношения между структурными подразделениями многопрофильного промышленного предприятия и разработать системы внутрифирменного составления бюджетов, учитывающей особенности функционирования экономического субъекта в целом;

- взаимоувязать системы составления бюджетов с действующей методикой ведения бухгалтерского учета.

Совершенствованию подвергаются:

- классификация затрат для целей составления бюджета;

-усовершенствованная методика составления бюджета финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в контроллинговой системе управления, основанная на принципах согласования с управленческим и бухгалтерским учетом;

- математическая модель финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- механизм оптимизации доходов и расходов предприятия, направленный на наращивание экономического потенциала предприятия и формирование стабильного устойчивого финансового состояния;

- использование графического метода при комплексной оценке финансового положения хозяйствующего субъекта.

Список использованной литературы

  1. Адамов Н.А., Чернышев В.Е. Организация управленческого учета в строительстве – СПб.: Питер, 2007.- 192 с.

  2. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет : учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальн. – 4-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2007. – 576 с.

  3. Хрупцкий В.Е., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2011. –464с.

  4. Безрукова Т.Л., Петров П.А. Контроллинг как система информационно-аналитической поддержки стратегического управления // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2011. – № 3

Просмотров работы: 1723