РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ ДВИЖЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ ДВИЖЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Петуров В.И. 1, Ташлыкова В.И. 1, Шубин Д.А. 1
1Забайкальский институт железнодорожного транспорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История развития цивилизации с технической точки зрения – это история создания, накопления и развития технологий, а любая технология подразумевает под собой использование энергии в той или иной форме.

Одним из основных приоритетов успешного функционирования любого производственно-технологического процесса и всей экономики в целом является эффективное использование топливно - энергетических ресурсов (ТЭР), и, в частности ресурсо- и энергосбережение. Ресурсо- и энергосбережение – это те проблемы, которые необходимо решать в любом государстве, независимо от уровня благосостояния.

Не является исключением в этом плане и такая область экономики как транспорт, в том числе железнодорожный.

В настоящее время большинство отечественных железных дорог переведено на электровозную тягу. Электрификация участков железных дорог продолжается согласно планов ОАО "РЖД". Электрифицированными железными дорогами выполняется более 90 % всего объема перевозок, при этом данный вид транспорта является крупным энергоемким потребителем и, как следствие, требует больших затрат электроэнергии, иных ТЭР. Доля потребления электрической энергии железными дорогами в России составляет 8% [1].

Расходы на тягу поездов и прочие нужды от общих эксплуатационных расходов составляют 12 %. Из затрат на топливно - энергетические ресурсы 77% приходится на тягу поездов и 23 % на прочие нужды. В тарифах на перевозку грузов затраты на энергию составляют 10 %. Рост стоимости электроэнергии увеличит энергетическую составляющую затрат.

Значительное потребление электроэнергии железными дорогами и увеличение энергетической составляющей затрат позволяет считать энергосбережение на железнодорожном транспорте приоритетным направлением уменьшения эксплуатационных затрат.

Наибольший объём электропотребления (75…80)% осуществляется электроподвижным составом. Поэтому основные направления экономии электрической энергии связаны с техническим состоянием электровоза, уровнем его эксплуатации и организацией движения поездов. Электропотребление на тягу поездов определяется всей системой эксплуатации железной дороги.

Энергосбережение на железнодорожном транспорте выделилось в самостоятельное направление со следующими основными задачами:

  • совершенствование методов анализа энергоемкости железнодорожного транспорта.

  • обоснование наиболее целесообразных с экономической точки зрения путей сокращения энергозатрат;

Одним из перспективных направлений реализации энерго- и ресурсосберегающих мероприятий и, как следствие, повышения экономической эффективности эксплуатационной деятельности железнодорожного транспорта является принятие управляющих решений на основе оперативного мониторинга резервов провозной способности сети железных дорог [2]. Это позволит повысить эффективность перевозочного процесса в условиях конкуренции перевозчиков, наличия частных вагонных парков и других обстоятельств. При этом следует учитывать необходимость формирования оптимального энергоэффективного расписания движения поездов и оценку "стоимости нитки" графика, как технологического ресурса.

В рамках реализации направления по созданию и внедрению ресурсосберегающих технологий на Южно-Уральской железной дороге состоялся эксперимент по организации движения грузовых поездов по энергооптимальным "ниткам" графика [3]. Результаты эксперимента подтвердили высокую эффективность технологии организации движения грузовых поездов по энергосберегающим "ниткам" графика. Экономическая оценка результатов эксперимента показала, что за счет снижения расхода электроэнергии экономический эффект составил 22, 8 млн. руб. Общий экономический эффект за счет снижения эксплуатационных расходов – 37, 6 млн. руб.

Успешная реализация проекта системы построения прогнозных энергосберегающих графиков движения поездов позволит приступить к созданию сетевой модели движения поездов на наиболее грузонапряженных участках железных дорог.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1.  
    1. Молин, Н.И. Лекции по дисциплине«Энергосбережение на железнодорожном транспорте». – Иркутск, ИрГУПС, 2003.

    2. Виноградов С.А., Кирякин В.Ю., Анфиногенов А.Ю. Прогнозные энергосберегающие графики движения поездов. // Железнодорожный транспорт. - № 8, 2011. – С. 22 – 25.

    3. Попов В.А. Организация вождения поездов по энергооптимальному графику: итоги эксперимента // Железнодорожный транспорт. - № 8, 2011.– С. 26 – 32.

Просмотров работы: 1408