СОЦИАЛЬНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН (НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ) - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛЬНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН (НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ)

Петуров В.И. 1, Пешкова Ю.В. 1, Куркин К.О. 1
1Забайкальский институт железнодорожного транспорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Глобализация мировой экономики не проходит бесследно для национальных образовательных систем и, прежде всего для высшего профессионального образования. Россия на новом этапе своего развития активно включилась в процессы интернационализации образования, присоединившись в 2003 г. к Болонскому процессу, в результате которого большинство европейских стран перейдет на двухуровневое обучение студентов в высших учебных заведениях. После подписания министром образования РФ 19 сентября 2003 г. Болонской декларации отечественной высшая школа активно участвует в создании единого образовательного пространства, сотрудничая в этой сфере с ведущими европейскими и мировыми державами.

С учетом сказанного перед Российской высшей школой вновь, на новом этапе исторического развития, возникают задачи улучшения качества подготовки теперь не только уже специалистов, но также и бакалавров и магистров, повышения уровня их профессионального образования, успешного освоения в рамках образовательной программы универсальных и профессиональных компетенций [1].

В процессе формирования мировоззрения студентов, превращения полученных знаний в убеждения, в жизненную позицию исключительно важная роль в технических вузах принадлежит общеинженерным и специальным техническим кафедрам. Каждая техническая дисциплина содержит не только чисто технические выкладки, формулировку законов и т. п., но и их философское истолкование, т. е. включает в себя и мировоззренческие проблемы.

В основе формирования мировоззрения лежит изучение философии, как науки, играющей ведущую методологическую роль. Важнейшие принципы и законы философии опосредованно выступают и как методы анализа технических наук. Они отражаются во всех видах инженерно-технической деятельности, таких как научно–исследовательская, проектно–конструкторская, производственно–технологическая, организационно–управленческая, монтажно–наладочная и сервисно–эксплуатационная. Овладение основами философских знаний воспитывает культуру мышления, умение творчески подходить к любому делу, правильно ориентироваться в любой новой для человека области знания и деятельности, способность смотреть в корень вещей и явлений, видеть их взаимосвязь и взаимозависимость, тенденции развития, скрытые от поверхностного взгляда.

Недопонимание исключительной важности методологического и мировоззренческого аспектов философии специалистом любого профиля и в особенности технического приводит к тому, что если человек лишь Homo Faber (человек делающий), тогда он крайне опасен. Homo Faber – полезная составная часть человека только в том случае, если человек желает воспринимать себя и быть признанным обществом как Homo Sapiens (человек разумный).

Технократическая реализация текущих экономических интересов без учета социальных аспектов делает инновационные проекты весьма конфликтными, основанными подчас на противоестественных решениях, не учитывающих возможности окружающей среды. Масштабы технических инноваций, покорение природы, исчерпание ее ресурсов часто свидетельствуют о недальновидности людей, просчетах и произволе, которые принесут вред многим поколениям на протяжении многих десятилетий. Поэтому для современного этапа развития экономики и производства требуется органичное взаимное переплетение законов технической среды обитания и природной реальности, гармоничная конвергенция всех типов систем [2].

В этой связи, в процессе подготовки будущих инженерно-технических кадров необходимо сформулировать основные требования, предъявляемые к техническим дисциплинам с целью более полного отражения мировоззренческих вопросов при подготовке специалистов, бакалавров и магистров по техническим направлениям и специальностям.

Преподавание любой технической дисциплины должно быть организовано так, чтобы, научить студента оценивать в едином комплексе широкий круг взаимосвязанных с техникой экономических, исторических, социальных и экологических проблем.

При изучении технических дисциплин должны быть отражены:

  • системный подход к анализу научно-технического прогресса;

  • важнейшие достижения отечественных и зарубежных ученых и инженеров в рассматриваемой области науки и техники;

  • социально-экономические предпосылки решения той или иной проблемы, создания того или иного технического объекта;

  • краткая история развития данного устройства и роль отечественных и зарубежных ученых и инженеров в его совершенствовании;

  • роль научных абстракций в познании исследуемых процессов;

  • основные закономерности научно-технического прогресса, проявляющиеся в процессе возникновения и развития данной отрасли техники: противоречия между потребностями производства и возможностью их удовлетворения; противоположность и взаимообусловленность требований к данной конструкции (достоинства и недостатки, сочетание технического совершенства и простоты и т. п.); возврат к старым идеям на основе новейших достижений науки и техники;

  • взаимосвязь таких важных качественных и количественных показателей, как КПД, эффективность, безопасность, экологичность, надежность и т.п.;

  • роль новых материалов и технологии;

  • особенности состояния и перспективы, прогнозная оценка развития данной отрасли, решение конкретных научно-технических проблем в Российской Федерации, других странах и в целом в мире.

Студент должен отчетливо понимать причины, вызывающие необходимость создания того или иного объекта техники, и условия, позволяющие решить эту проблему. При этом необходимо подчеркивать характерную закономерность научно-технического прогресса, в соответствии с которой для успешного решения крупной научно-технической проблемы всегда существуют объективные социально-экономические предпосылки.

К. Маркс указывал: «...человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления» [3]. Потребность, общества в тех или иных материальных благах выявляется в форме постоянно возникающего и постоянно разрешаемого противоречия между потребностями и возможностью их удовлетворения.

При любом способе материального производства потребности общества опережают техническую основу производства, вызывают необходимость в более совершенных технических средствах и тем самым стимулируют развитие науки и техники.

Иллюстрацию указанных выше положений для студентов технических специальностей удобно проводить на основе рассмотрения истории развития электротехники, и в частности, на примере истории развития трансформаторов и трансформаторостроения, поскольку трансформатор является важнейшим элементом современных систем электроснабжения, одним из наиболее распространенных видов электротехнического оборудования [4, 5].

В последней четверти XIX века в связи с бурным развитием промышленности все более остро ощущалась необходимость в экономичной передаче больших количеств электроэнергии на дальние расстояния. Исследования показали, что наиболее эффективный путь решения этой проблемы – повышение напряжения линий электропередач. Поэтому со всей остротой была поставлена задача создания высокоэкономичных трансформаторов. А возможность ее решения была обусловлена успехами научных исследований в области электротехники, огромным опытом инженерных и конструкторских разработок различных электротехнических устройств, достижениями электроизоляционной техники, металлургической промышлённости и др. Почти полвека потребовалось для того, чтобы трансформатор превратился из лабораторного прибора в промышленную конструкцию, содержащую все основные элементы современного трансформатора [6].

История развития трансформатора – как и многих других важнейших электротехнических объектов – наглядная иллюстрация диалектики технического развития, путей преодоления противоречий инженерной мысли, логики и творческой методологии ученых и инженеров. Даже краткое знакомство с нею поможет студенту увлечься своеобразной романтикой инженерных поисков, приобрести умение творчески мыслить, понять сложные взаимосвязи научно-технического прогресса.

В заключение, считаем нужным, подчеркнуть, что, говоря о будущем развития техники, необходимо добиваться осознанного понимания студентами того факта, что какие бы уникальные технические решения и конструкции ни были созданы сегодня, они лишь являются ступенью на пути создания еще более совершенных объектов.

Освещение мировоззренческих вопросов требует серьезного подхода, в основе которого должна быть органическая связь изучаемого материала со знаниями, полученными студентами при изучении других наук и, прежде всего дисциплин гуманитарно-социального и естественнонаучного блоков, соответствующей направленности всех видов учебных занятий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1.  
    1. Серебрянников С.В. Новые образовательные стандарты и задачи УМО по обеспечению единства российского высшего профессионального образования в области энергетики. – Роль и задачи УМО в обеспечении единства российской системы высшего профессионального образования для энергетики. Материалы пленума Совета Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области энергетики и электротехники. – Москва – Казань, 2008.

    2. Хабибуллин К.Н., Коробов В.Б., Луговой А.А. Философия науки и техники. – М.: Высшее образование, 2008. – 192 с.

    3. Маркс К. К критике политической экономии. – Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – Т. 13. – С. 7.

    4. Петуров В.И.Мировоззренческие проблемы обучения студентов направления 140200 «Электроэнергетика». – VI Всероссийская научно - практическая конференция «Энергетика в современном мире» (материалы конференции). – Чита: ЧитГУ, 2009. Ч.II. – С. 225–230.

    5. Пешкова Ю.В., Куркин К.О. Историко-методологические аспекты изучения общепрофессиональных дисциплин в техническом вузе (на примере электротехники). – МИКС-2013: Сборник трудов Межвузовской итоговой конференции студентов. – Иркутск: ИрГУПС, 2013. – С. 148 – 151.

    6. Шнейберг Я. А. Трансформации трансформатора. // Наука и жизнь, № 3, 1973. – С. 40–47.

Просмотров работы: 1599