СТРАХОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СТРАХОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ

Ващенко Е.П. 1
1Хабаровская государственная академия экономики и права
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пенсионная система России – это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2002 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, негосударственной пенсии.

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Законом установлены следующие виды трудовых пенсий:

– трудовая пенсия по старости;

– трудовая пенсия по инвалидности;

– трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Финансирование выплаты трудовой пенсии происходит за счет страховых взносов, вносимых работодателями. Тариф страхового взноса состоит из солидарной и индивидуальной части. На счетах застрахованных лиц отражается только индивидуальная часть тарифа, а солидарная часть используется для выплаты фиксированного базового размера трудовой пенсии и на иные цели.

Целью данной работы является исследование и анализ пенсионной системы РФ, оценка страховой части трудовой пенсии по старости.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ современного состояния рынка пенсионного страхования в РФ.

2. Охарактеризовать принципы ценообразования в системе государственных пенсий.

3. Дать оценку трудовой пенсии по старости.

4. Произвести уточнённый расчёт трудовой пенсии по старости.

5. Подвести итоги функционирования пенсионной системы за 10 лет.

6. Обозначить основные проблемы модернизации пенсионной системы.

Объектом данной работы является государственная пенсия.

Предметом исследования является анализ состояния рынка пенсионного обеспечения в РФ и страховой части трудовой пенсии по старости.

Страхование пенсий также относится к накопительным видам страхования. Идея пенсионного страхования состоит в том, что страхователь вносит единовременно или частями определённую сумму страховщику, который обязуется выплачивать пожизненно или в течение ряда лет пенсию.

Следует отметить, что согласно российскому законодательству пенсии могут начинать выплачиваться при достижении пенсионного возраста. Однако в рамках негосударственного пенсионного обеспечения пенсии могут выплачиваться и ранее наступления возраста.

1 Основные характеристики рынка пенсионного страхования в Российской Федерации

  1.  
    1. Современное состояние рынка пенсионного страхования в РФ

Пенсионное страхование – страхование с целью формирования источников финансирования пенсий. Пенсионное страхование является основой пенсионной системы в развитых странах.

Обязательным называют пенсионное страхование, действующее в силу закона, охватывая все категории населения.

C принятием Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании» в 2002 году в России началась пенсионная реформа. В соответствии с этим Законом все граждане Российской Федерации становятся застрахованными лицами. Пенсионный фонд Российской Федерации открывает каждому гражданину индивидуальный лицевой счёт, на который ежемесячно зачисляются страховые взносы, которые за работника перечисляет работодатель при начислении ему заработной платы. Эти взносы и формируют будущую трудовую пенсию. Пенсионная реформа направлена на изменение существовавшей распределительной системы начисления пенсий, дополняя её накопительной частью и персонифицированным учетом.

Накапливаемые на лицевом счёте страховые взносы инвестируются на финансовом рынке, формируя дополнительно накопительную часть.

Управление накопительной частью пенсии осуществляет Государственная управляющая компания (ГУК «Внешэкономбанк»). Средства туда перечисляются непосредственно из Пенсионного Фонда России по умолчанию, то есть, в случае, если гражданин не определил иной вариант инвестирования. Граждане, не давшие указаний Пенсионному Фонду об ином способе инвестирования их накопительной части пенсии, получили условное название «молчуны».

Граждане имеют право по-иному распорядиться своей накопительной частью пенсии, передав право на управление накопленными средствами негосударственной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду.

По достижении пенсионного возраста накопленные взносы с учётом инвестиционного дохода являются источником, из которого будут выплачиваться пожизненная пенсия.

Российский рынок пенсионного обеспечения представлен Пенсионным фондом России, различными Негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями.

Пенсионным фондом России в настоящее время выполняются следующие функции:

– учет страховых средств граждан, поступающих в рамках обязательного пенсионного страхования;

– назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счёт средств Пенсионного фонда получают пенсии более 36 млн. российских пенсионеров;

– назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

– персонифицированный учёт участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе персонифицированного учёта Пенсионным фондом учитываются страховые пенсионные платежи почти 60 млн. граждан РФ;

– взаимодействие с работодателями – плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от более чем 6 млн. юридических лиц;

– выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата денежных средств по программе материнского капитала;

– управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании.

С принятием Федерального закона от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», вступил в силу с 1 января 2009 года, Пенсионный фонд осуществляет реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. Программа, имеющая неофициальное название «1000 на 1000», начала действовать 1 января 2009 года. Суть её в том, что если гражданин добровольно делает дополнительные взносы (помимо тех, которые делает за него работодатель), то ровно на эту же сумму его накопления будут увеличены государством. Государство обещало в этом случае добавлять со своей стороны от 2 тыс. до 12 тыс. рублей в год — и так в течение 10 лет. За четыре года работы программы её участники внесли на накопительную часть пенсии более 12 млрд рублей

ПФР осуществляет деятельность по инвестированию средств пенсионных накоплений граждан, через Государственную управляющую компанию «Внешэкономбанк». Деятельность Внешэкономбанка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации, нормативными документами Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы по финансовым рынкам.

Основной целью инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление Внешэкономбанку как государственной управляющей компании, является их прирост.

Государственная управляющая компания средствами выплатного резерва осуществляет инвестирование средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, в соответствии с инвестиционными декларациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2012 № 550.

В 2011 году число пенсионеров в РФ впервые превысило 40 миллионов человек. ПФР произвел свыше 2,8 миллиона новых назначений пенсий. Суммарные доходы бюджета ПФР за 2011 год составили 5,25 триллиона рублей, что на 0,7 триллиона рублей больше, чем в 2010 году. Это 9,9 процента ВВП страны. Страховых взносов было собрано 2,8 триллиона рублей, на 0,9 триллиона рублей больше, чем в 2010 году. Это связано главным образом с тем, что в 2011 году действовал повышенный тариф страховых отчислений: 26 процентов (в 2010 году – 20 процентов).

Выросли и суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета фонда – за 2011 год они составили 418, 1 миллиарда рублей, в том числе страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии поступило 376,6 миллиарда рублей, на 52 миллиарда больше, чем в 2010 году. Это объясняется увеличением количества работников 1967 года рождения и моложе, которые участвуют в накопительном сегменте пенсионной системы. Общее количество пенсионных накоплений на 1 января 2012 года превысило 0,5 триллиона рублей.

Основная функция Пенсионного фонда – выплата пенсий. На эти цели в 2011 году потрачено 4,1 триллиона рублей (на 406,4 миллиарда рублей больше, чем в 2010 году). Кроме того, фонд выплатил 29,4 миллиарда рублей федеральной социальной доплаты к пенсии тем пенсионерам, у кого размер пенсии не дотягивал до прожиточного минимума в регионе проживания. На ежемесячные денежные выплаты льготным категориям израсходовано 311,9 миллиарда рублей.

На выплату средств материнского капитала потрачено 174, 3 миллиарда рублей, на 75,7 миллиарда рублей.

Бюджет ПФР по расходам в целом составил 4,9 триллиона рублей, или 9,2 процента к ВВП.

Трансферты из федерального бюджета составили 2,4 триллиона рублей. Эти деньги пошли на выплату материнского капитала, компенсацию выпадающих доходов ПФР в связи с пониженными страховыми тарифами для некоторых категорий, на обеспечение федеральной социальной доплаты, на поддержку программы софинансирования пенсий и обеспечение сбалансированности бюджета фонда.

.Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – особая организационно – правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

– деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);

– деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);

– деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства).

Также НПФ осуществляет деятельность по управлению материнским капиталом.

Таким образом, негосударственный пенсионный фонд представляет собой особый вид некоммерческих организаций и имеет специально созданную для осуществления своей деятельности организационно – правовую форму.

Работа негосударственного пенсионного фонда в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.

В настоящее время в России действует 139 негосударственных пенсионных фондов, к каждому из которых предъявляются жёсткие требования. Минимальные требования к размеру имущества, устанавливаемые с 1 июля 2013 года, предлагается поднять до уровня не менее 65 миллионов рублей, с 1 января 2015 года — не менее 100 миллионов рублей. Сейчас это 50 миллионов рублей.

В рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных резервов. В соответствии с действующим законодательством НПФ могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать УК.

Отношения НПФ и управляющих компаний строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке. УК обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов.

Деятельность НПФ по формированию накопительной части пенсии настолько жестко регламентирована законодательством, что банкротство практически невозможно. Однако если у НПФ возникли какие – либо финансовые затруднения, это никак не смогло бы затронуть пенсионные накопления граждан. Во – первых, средства накопительной части трудовой пенсии находятся на отдельном счёте и не могут быть использованы для выплат по долгам фонда.

Во – вторых, при наличии любых убытков в деятельности фонда он будет отстранен от управления пенсионными накоплениями. При ликвидации фонда средства пенсионных накоплений в трёхмесячный срок автоматически передаются в Пенсионный фонд России.

В 2005 году на НПФ приходился 1% пенсионных накоплений граждан, по итогам 2011 года – уже 23%. При этом растёт размер среднего счета по ОПС в НПФ, с 2008 по 2011 гг. он увеличился в 3,3 раза до 32 тыс. рублей. Вместе с тем сегмент ОПС по темпам роста существенно обгонят НПО. Если пенсионные резервы, по оценке «Эксперт РА», с 31.12.2008 по 31.12.2011 увеличились на 8%, а количество участников – на 3%, то объем пенсионных накоплений, переданных в НПФ, увеличился за год на 157%, а количество застрахованных лиц – на 60%.

Управляющая компания (УК) – это компания, основной деятельностью которой является управление капиталом инвесторов.

Деятельность управляющей компании законодательно регламентирована и контролируется со стороны государства Федеральной службой центрального банка по финансовым рынкам, а помимо неё ещё специализированными организациями.

Многие управляющие компании предлагают населению широкое разнообразие услуг, среди которых:

– управление средствами паевых инвестиционных фондов (ПИФ);

– индивидуальное доверительное управление (ИДУ);

– управление накопительной частью пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС).

1.2 Принципы ценообразования в системе государственных пенсий

Страхование пенсий также относится к накопительным видам страхования. Идея пенсионного страхования состоит в том, что страхователь вносит единовременно или частями определённую сумму страховщику, который обязуется выплачивать пожизненно или в течение ряда лет пенсию.

Следует отметить, что согласно российскому законодательству пенсии могут начинать выплачиваться при достижении пенсионного возраста. Однако в рамках негосударственного пенсионного обеспечения пенсии могут выплачиваться и ранее наступления возраста. Такие пенсии носят название страховых рент.

Расчёт пенсий базируется так же, как и в случае страхования жизни, на принципах капитализации нетто – фонда, демографического прогнозирования и эквивалентности финансовых обязательств сторон. При этом принцип демографического прогнозирования реализуется с помощью таблиц смертности.

Принцип капитализации нетто – фонда характеризуется обязательством страховщика наращивать собранные со страхователей денежные средства по процентной ставке, которая не может быть ниже заданной процентной ставки, заявленной страховщиком в лицензии. Эта ставка является фактором, от которого зависит величина страхового тарифа. С ростом процентной ставки величина страхового тарифа падает.

Демографическое прогнозирование позволяет в процессе вычисления страхового тарифа оценивать, сколько людей доживёт до определённого возраста и сколько людей умрёт в течение заданного периода времени. Демографическое прогнозирование осуществляется на базе таблиц смертности, где указывается число доживших до каждого возраста из заданной совокупности новорождённых и число умерших в течение года среди доживших до начала каждого года.

Принцип эквивалентности финансовых обязательств сторон, непосредственно используется для расчётов в страховании жизни и реализуется через равенство современных стоимостей доходов и расходов страховщика, полученное с помощью операции дисконтирования.

Кроме того, используется так называемый принцип солидарности ответственности, общий для всех видов страхования. Согласно этому принципу, платят все страхователи, а получают только те, с кем произошёл страховой случай.

До 2001 года для всех граждан существовала распределительная модель пенсионного обеспечения. Это значит, что все средства, которые работодатель выплачивал в качестве пенсионных отчислений из фонда зарплаты предприятия, использовались для выплат текущих пенсий. И государственная трудовая пенсия состояла всего из одной – страховой части.

Однако увеличение населения среднего возраста приводит к тому, что количество работающих снижается, в то время как количество пенсионеров увеличивается. Таким образом, меньшее количество средств, приходится на большее количество пенсионеров, а пенсия даже сейчас в полной мере не удовлетворяет потребности пенсионеров. Возможность наступления такой ситуации и стала основной причиной для проведения пенсионной реформы и переходу к накопительно – страховой модели. Суть проведения реформы состоит в том, чтобы работающие граждане (мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе) получили возможность накапливать пенсионные средства на личных накопительных счетах.

Таким образом, в пенсионной системе Российской Федерации появились страховые принципы, гарантирующие застрахованному лицу при наступлении страхового случая осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов.

Также следует отметить, что последовательная реализация принципов, заложенных в данном законе, в первую очередь принципа эквивалентности размера страховых взносов, учтенной на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, приводит к решению двух основных проблем российской пенсионной системы на современном этапе, а именно проблемы низкого уровня пенсионного обеспечения и проблемы недостаточной адекватности размера получаемой пенсии трудовому вкладу человека.

Таким образом, в данный момент времени, за каждого гражданина, в течение его трудовой деятельности работодатель ежемесячно перечисляет 22% обязательных страховых взносов, 16% из которых приходятся на страховую часть, управляемую государством, и 6 % накопительную, которой можно управлять самостоятельно т.е. перевести в НПФ или частную УК.

В таблице 1 приведены тарифы страховых взносов на пенсионное страхование составляют в 2013 г.

Таблица 1 – Тарифы страховых взносов на пенсионное страхование в 2013 г.

База (годовая заработная плата до уплаты налогов)

Тариф страхового взноса

Страховая часть для лиц 1966 г.р. и старше

Страховая часть для лиц 1967 г.р. и моложе

Накопительная часть 1967 г.р. и моложе

В пределах предельной базы (568 тыс. руб.)

22 %

22 %, из них 6 % — солидарная часть тарифа, 16 % — индивидуальная часть тарифа

16 %, из них 6 % — солидарная часть тарифа, 10 % — индивидуальная часть тарифа

6 % — индивидуальная часть тарифа

Свыше предельной базы

10 %

10 % — солидарная часть тарифа

10 % — солидарная часть тарифа

0 %

2 Уточнённый расчёт страховой части государственной пенсии по старости

2.1 Алгоритм расчёта трудовой пенсии по старости

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В отдельных случаях трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного возраста (гражданам, проработавшим в опасных и тяжёлых условиях труда, многодетным матерям, инвалидам вследствие военной травмы, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и т.д.).

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме этого, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

2) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трёх лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлечённых к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребёнком – инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле 1.

П = СЧ+НЧ, (1)

где П – размер трудовой пенсии по старости (руб.);

СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости (руб.);

НЧ – накопительная часть трудовой пенсии по старости(руб.).

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле 2.

СЧ = ПК/Т + Б, (2)

где СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости (руб.);

ПК – сумма расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, учтённого по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости (руб.);

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего при назначении пенсии в 2013 году 228 месяцев (в 2012 году 216 месяцев, в 2011 году 204 месяца, в 2010 году 192 месяца);

Б – фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, который составляет 3610 рублей 31 копейку в месяц по состоянию на 01.04.2013 (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы, и лиц имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, которым устанавливается повышенный базовый размер страховой части трудовой пенсии).

Размер страховой части трудовой пенсии по старости застрахованных лиц, являвшихся получателями страховой части трудовой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет, не может быть менее размера страховой части трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным лицам по состоянию на день, с которого им окончательно была прекращена выплата указанной части этой пенсии.

При назначении страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте (60 и 55 лет) ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчёта размера страховой части указанной пенсии, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).

При перерасчёте страховой части трудовой пенсии по старости ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения указанной части этой пенсии. При этом указанный период, в том числе с учётом его сокращения в случае, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).

Расчет пенсионного капитала осуществляется по формуле 3.

ПК = ПК1 + СВ + ПК2, (3)

где ПК1 – часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленная для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года (руб.);

СВ – сумма валоризации (повышение размера ПК1 с 1 января 2010 года), которая составляет 10 процентов величины ПК1 и, сверх того, 1 процент величины ПК1 за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

ПК2 – сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года (руб.) .

ПК1 рассчитывается по формуле 4.

ПК1 = (РП – 450 рублей) × T, (4)

где РП – расчетный размер трудовой пенсии (руб.);

450 рублей – размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;

T – 228 месяцев (в 2013 году).

РП определяется в одном из трех указанных ниже порядков по выбору застрахованного лица и не может быть ниже 660 руб

Расчет первого варианта расчетного размера трудовой пенсии определяется по формуле 5.

РП = СК × ЗР / ЗП × СЗП, (5)

где СК – стажевый коэффициент, который для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20 (процентов);

ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000—2001 годы либо за любые 60 месяцев работы подряд (руб.);

ЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период (за 2000—2001 годы составляет 1494 руб. 50 коп.);

СЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года (1 671 рубль 00 копеек);

(ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Расчет второго варианта расчетного размера трудовой пенсии определяется по формуле 6.

РП = ЗР x СК, (6)

где ЗР и СК означают те же величины, что и в первой формуле. При этом РП при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, указанная сумма повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.

Расчет третьего варианта расчетного размера трудовой пенсии определяется:

Для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия в качестве РП принимается сумма одной установленной им пенсии с учётом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента.

Расчетный пенсионный капитал и размер страховой части трудовой пенсии подлежит периодической индексации в соответствии с уровнем роста цен и ростом уровня среднемесячной заработной платы.

В соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 21.03.2009 № 248, от 25.03.2008 № 205, 27.03.2007 № 183, от 24.03.2006 № 166, от 11.07.2005 № 417, от 15.03.2004 № 141, от 13.03.2003 № 152 расчетный пенсионный капитал увеличен с 2002 по 2008 года в 3,423 раза. (суммарный коэффициент с 01.01.2002 до 01.01.2010=3,6784)

2.2 Примеры расчёт страховой части государственной пенсии по старости

Рассчитаем ежемесячную трудовую пенсию по старости для гражданки, вышедшей на пенсию в 2011 г., 1956 года рождения. Трудовой стаж, которой составляет 30 лет, в том числе до 01.01.2002 года – 20 лет, из них 9 лет до 01.01.1991 г.

Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года составляет 1 671 рубль 00 копеек.

Среднемесячная заработная плата за период с 2000 – 2001 г. составляет 3180 руб.

Среднемесячная заработная плата по стране (СЗП) за период с 01.07.2001 г. по 30.09.2002 г. составляет 1671 руб.(фиксированный размер)

Сумма страховых взносов, поступивших после 01.01.2002 г равна 357 120 руб.

Для расчёта трудовой пенсии по старости для начала необходимо найти часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленную для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года (ПК1), расчёт которой приведен в формуле 4.

Для определения ПК1 также необходимо определить расчетный размер трудовой пенсии РП (см. формулу 5).

Подставим имеющиеся данные в формулу:

РП= 0,65 х 1,2 х 1671 = 1303,4

Размер стажевого коэффициент (СК) был определён по общим правилам, т. е. 55% за требуемый стаж (20 лет для женщин) с увеличением на 1% за каждый полный год стажа сверх требуемого, но не более чем на 20%. В нашем случае трудовой стаж составляет 30 лет, значит, стажевый коэффициент (СК) пенсионера составит 0,65 (0,55+0,1).

Среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица за 2000—2001 годы составил 3180 руб.,а среднемесячная заработная плата в Российской Федерации (ЗП) за тот же период составляет 1494 руб. 50 коп., нам необходимо было рассчитать их соотношение 3180 / 1494,5 = 1,38, но так как

(ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2, мы берём значение равное 1,2.

Подставим полученное значение расчётного размера трудовой пенсии 1303,4 в формулу 4.

ПК1= (1303,4 – 450) х 204 = 174 093,6 руб.

Часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица составила 174 093,6 руб.

Количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии составляет 204 месяца, так как гражданка вышла на пенсию в 2011 году.

Далее необходимо определить величину суммарной валоризации, которая составляет 19% суммы ПК1.

СВ = 174 093,6 х 0,19 = 33077, 8

Коэффициент валоризации берётся равным 19 %, так как в нашем случае гражданка работала до 1991 года 9 лет ,таким образом за каждый год работы до 1991г. нам необходимо прибавить 1% к фиксированному размеру коэффициента валоризации равному 10 % т.е. 10% + 9%.

Сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года (ПК2) составляет 357 120 руб. ( см. условие).

Далее необходимо определить суммарную величину пенсионного капитала для этого нужно сложить значения ПК1, ПК2 и сумму валоризации (см. формулу 3).

ПК = 174 093,6 + 357 120 + 33077,8 = 564 291,4 руб.

Теперь можно определить страховую часть трудовой пенсии по старости (см. формулу 2).

СЧ = 564 291,4 / 204 + 3 610,31 = 6 376, 44 руб.

Страховая часть трудовой пенсии по старости гражданки будет составлять 6 376, 44 рублей в месяц.

Теперь рассчитаем ежемесячную трудовую пенсию по старости для гражданина, вышедшей на пенсию в 2010 г., 1949 года рождения. Трудовой стаж, которого составляет 36 лет, в том числе до 01.01.2002 года – 29 лет, из них 6 лет до 01.01.1991 г.

Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года составляет 1 671 рубль 00 копеек.

Среднемесячная заработная плата за период с 2000 – 2001 г. составляет 4000 руб.

Сумма страховых взносов, поступивших после 01.01.2002 г равна 400 000 руб.

Рассчитаем сумму расчётного пенсионного капитала по формуле 5.

РП = 0,66 х 1,2 х 1671 = 1323,43 руб.

Размер стажевого коэффициент (СК) был определён по общим правилам, т. е. 55% за требуемый стаж (25 лет для мужчин) с увеличением на 1% за каждый полный год стажа сверх требуемого. В нашем случае трудовой стаж составляет 36 лет, значит, стажевый коэффициент (СК) пенсионера составит 0,66 (0,55+0,11).

Среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица за 2000—2001 годы составил 4 000руб.,а среднемесячная заработная плата в Российской Федерации (ЗП) за тот же период составляет 1494 руб. 50 коп., нам необходимо было рассчитать их соотношение 4 000 / 1494,5 = 2,67, но так как (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2, мы берём значение равное 1,2.

Подставим полученные данные в формулу 4 для расчёта ПК1.

ПК1 = (1323,43 – 450) х 192 = 167 698,94 руб.

Часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица составила 167 698,94 руб.

Количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии составляет 192 месяца, так как гражданин вышел на пенсию в 2010 году.

СВ =167 698,94 х 0,16 = 26 831,83 руб.

Коэффициент валоризации берётся равным 16 %, так как в нашем случае гражданин работал до 1991 года 6 лет ,таким образом за каждый год работы до 1991г. нам необходимо прибавить 1% к фиксированному размеру коэффициента валоризации равному 10 % т.е. 10% + 6%.

Рассчитаем общий размер пенсионного капитала (см. формулу 3)

ПК = 400 000 + 167 698,94 +26 831,83 = 594 530, 77 руб.

Найдём страховую часть трудовой пенсии по старости (см. формулу 2)

СЧ = 594 530, 77 / 192 + 3610, 31 = 6 706,82 руб.

Страховая часть трудовой пенсии по старости гражданина будет составлять 6 706,82 рублей в месяц.

Можно подвести итог. Страховая часть трудовой пенсии по старости зависит от следующих основных величин:

1) части расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленной для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года ( ПК1);

2) суммы валоризации (СВ);

3) Количества ожидаемого периода выплаты пенсии (Т);

4) суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года (ПК2).

Если сравнить приведённые выше два примера расчёта страховой части трудовой пенсии по старости, то можно сделать вывод о том, что размер пенсии, как у женщины, так и у мужчины практически не зависит от размера заработной платы, которую они получали до 01.01.2002 года(ЗР). Так как этот размер всё равно необходимо уровнять со средней заработной платой по стране за тот же период времен (ЗП), и размер этого соотношения не может быть взят больше 1,2. И не смотря на то, что мужчина получал больше женщины, размер соотношения ЗР/ЗП у обоих был взят равным 1,2.

Размер стажевого коэффициент (СК) влияет на размер пенсии т.к он увеличивается в зависимости от продолжительности трудового стажа, так у гражданки СК = 0,65%, а у гражданина 0,66 %.

Сумма валоризации (СВ) оказывает значительное влияние на размер пенсии граждан, путём переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 г.. Т.е. пенсия в результате увеличивается на 10%, а для лиц, осуществлявших трудовую деятельность до 1991 г. ещё на 1% за каждый год работы, так СВ гражданки, увеличила её пенсию на 19 % или 33 077,8 руб., а у гражданина на 16 % или 26 831, 83 руб.

Так же большое влияние на размер пенсии оказывает размер страховых взносов, поступивших в пенсионный фонд после 01.01.2002 г. (ПК2). Так у гражданки ПК2 = 357 120 руб., а у гражданина 400 000 руб.

И в итоге трудовая пенсия у гражданки составила 6 376, 44 руб., а у гражданина 6 706,82 руб.

Как мы видим, размеры этих пенсий очень малы и при сегодняшнем уровне цен, не в полной мере не могут обеспечить потребности граждан.

Это и явилось одной из причин проведения в 2002 г. пенсионной реформы, чтобы работающие граждане (мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе) получили возможность накапливать пенсионные средства на личных накопительных счетах и тем самым могли влиять на размер своей будущей пенсии.

3 Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РФ

3.1 Основные итоги функционирования пенсионной системы

В Российской Федерации в течение последних 10 лет проводились мероприятия, направленные на совершенствование пенсионной системы, по итогам которых достигнуты следующие результаты:

– установление гарантированного минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации;

– восстановление утраченных в ходе рыночных реформ пенсионных прав, приобретенных в советское время (валоризация);

– создание объективных экономических и правовых предпосылок формирования пенсионных прав будущих пенсионеров для получения трудовой пенсии на уровне международных норм;

– повышение среднего размера трудовой пенсии.

Так, средний размер трудовой пенсии по старости в Российской Федерации в 2012 году составил 9706 руб. С 2002 года он увеличился в 6,5 раз в номинальном размере и более чем в 2,8 раза в реальном.

Соотношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера постоянно увеличивалось и составило в 2002 году – 108,4%,

в 2007 году – 110,4% и в 2012 году –179,8%.

Коэффициент замещения трудовой пенсии по старости в 2002 году составлял 34%, к 2007 г. он снизился до 25% ввиду вызванного объективными причинами отставания темпов индексации трудовой пенсии от темпов роста заработной платы, а к 2012 году увеличился до 36,8% вследствие целевого роста базовой части трудовой пенсии в период 2008 – 2009 годах и проведения в 2010 году валоризации пенсионных прав за советский период.

Таким образом, проводимая пенсионная политика была направлена на обеспечение социально приемлемого материального уровня пенсионеров.

Вместе с тем в рамках пенсионной системы не достигнут требуемый международными стандартами коэффициент замещения с учётом обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Причинами сложившейся ситуации являются внешние по отношению к пенсионной системе макроэкономические и демографические факторы, которые непосредственно проявляются в следующем:

– изменении макроэкономических параметров: темпов роста и объёмов валового внутреннего продукта, структуры занятости, показателей производительности труда, инфляции и размере заработной платы;

– большом объёме скрытой заработной платы;

– наличии значительного количества рабочих мест, предусматривающих досрочное пенсионное обеспечение;

– увеличении продолжительности жизни;

– высоком уровне смертности в трудоспособном возрасте.

Кроме того, в пенсионной системе сохраняются значительные внутренние негативные факторы:

– остаётся нерешённой проблема досрочных пенсий;

– не установлен сбалансированный тариф страховых взносов для самозанятых граждан;

Действуют тарифы, не позволяющие в рамках сложившейся модели в полном объёме покрывать сформированные застрахованными лицами и гарантированные государством пенсионные обязательства перед гражданами.

Накопительная составляющая пенсионной системы требует существенной модернизации, в том числе в части, касающейся гарантий сохранности средств пенсионных накоплений и сформированных пенсионных прав, создания эффективной системы контроля за инвестированием, а также расширения перечня финансовых институтов и инструментов.

Инерционный сценарий развития пенсионной системы (сохранение существующей модели) в условиях действующего пенсионного законодательства неизбежно приведет к следующим социально – экономическим последствиям:

– невозможности поддержания размера пенсий на социально приемлемом уровне и увеличение численности низкодоходных групп среди пенсионеров. Так, повышение уровня жизни пенсионеров затормозится и к 2030 году средний размер трудовой пенсии по старости не достигнет 2,5 прожиточного минимума пенсионера, а коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка будет неуклонно снижаться и составит 24,9%;

– недостаточности способов и механизмов формирования приемлемого уровня пенсионных прав для средне и высокодоходных категорий граждан;

– отсутствию у работодателя мотивации к принятию мер, направленных на улучшение условий труда.

3.2 Проблемы модернизации пенсионной системы

До 2001 года для всех граждан существовала распределительная модель пенсионного обеспечения. Это значит, что все средства, которые работодатель выплачивал в качестве пенсионных отчислений из фонда зарплаты предприятия, использовались для выплат текущих пенсий.

Однако увеличение населения среднего возраста приводит к тому, что количество работающих снижается, в то время как количество пенсионеров увеличивается. Таким образом, меньшее количество средств, приходится на большее количество пенсионеров, а пенсия даже сейчас в полной мере не удовлетворяет потребности пенсионеров. Возможность наступления такой ситуации и стала основной причиной для проведения пенсионной реформы и переходу к накопительно-страховой модели. Суть проведения реформы состоит в том, чтобы работающие граждане (мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе) получили возможность накапливать пенсионные средства на личных накопительных счетах.

Данная ситуация потребовала принятия различных нормативно-правовых актов. Так, федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» является одним из системообразующих законодательных актов, обеспечивающих проведение с 1 января 2002 г. пенсионной реформы, в рамках которой предпринимается попытка серьезной модернизации всей пенсионной системы Российской Федерации в целом. Данный законодательный акт явился результатом длительной работы по созданию необходимой базы для создания обязательного пенсионного страхования в нашей стране. Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ определен новый статус ПФР (его территориальных органов) как страховщика по обязательному пенсионному страхованию и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Таким образом, в пенсионной системе Российской Федерации появились страховые принципы, гарантирующие застрахованному лицу при наступлении страхового случая осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов. ФЗ № 167-ФЗ стал одним из первых федеральных законов о конкретном виде обязательного социального страхования – обязательном пенсионном страховании.

Также следует отметить, что последовательная реализация принципов, заложенных в данном законе, в первую очередь принципа эквивалентности размера страховых взносов, учтенной на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, приводит к решению двух основных проблем российской пенсионной системы на современном этапе, а именно проблемы низкого уровня пенсионного обеспечения и проблемы недостаточной адекватности размера получаемой пенсии трудовому вкладу человека.

Таким образом, в данный момент времени, за каждого гражданина, в течение его трудовой деятельности работодатель ежемесячно перечисляет 22% обязательных страховых взносов, 16% из которых приходятся на страховую часть, управляемую государством, и 6 % накопительную, которой можно управлять самостоятельно т.е. перевести в НПФ или частную УК.

Всё больше россиян переводят накопительную часть пенсий из государственной управляющей компании в частные. По итогам нынешнего года число «молчунов» может сократиться ещё на 6 – 8 млн человек. Предыдущий рекорд был установлен в прошлом году, тогда средства из Пенсионного фонда России (ПФР) в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) перевели 4,8 млн. россиян. Как итог, клиентами государственной управляющей компании – ВЭБа – остались 56,5 млн человек, а в частные УК и НПФ перешли уже 20,5 млн граждан. В нынешнем году этот процесс заметно ускорился: прирост количества заявлений о выводе накопительной части из – под контроля государственной УК составляет, по данным разных НПФ, от 30% до 70%.

Ажиотаж среди «молчунов» легко объясним: не исключено, что 2013 год будет последним, когда можно остаться в нынешней пенсионной модели. Сейчас на накопления переводятся 6% начислений на фонд оплаты труда, причем эти средства являются наследуемыми. Если же остаться «молчуном», то с нового года накопительный элемент снизится втрое – до 2%, и право наследования на эти деньги распространяться уже не будет, а оставшиеся 4% перейдут в страховую часть, которая будет составлять уже не 16, а 20 %.

С каждым годом увеличивается количество россиян пенсионного возраста относительно количества россиян трудящихся. Устройство действующей пенсионной системы таково, что работающие граждане производят отчисления в Пенсионный фонд России, а он, в свою очередь, перечисляет положенную сумму лицам, завершившим трудовую деятельность. Уже сейчас объём поступлений в ПФР значительно меньше, чем сумма выплат россиянам, вышедшим на пенсию, и возникшую разницу вынуждено погашать государство из бюджетных денег.

И в связи с этим, с инициативой сделать нулевой накопительную часть пенсии для «молчунов» (тех, кто не определился со своей будущей пенсией) выступил Минфин. «Принято решение делать, а 6 – 0 %. То есть или ты принимаешь решение 6 % в накопительную, или ты принимаешь решение 0 % в накопительную».

Таким образом, если гражданин не начал управлять своими пенсионными накоплениям, обязательные страховые взносы в полном объёме – 22% будут приходиться на страховую часть, управляемую государством, а накопительной компоненты не будет.

Накопительный компонент отличается от страхового тем, что деньги, поступившие от работодателя в ВЭБ или НПФ, не идут на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам, а накапливаются для того, чтобы впоследствии быть выплаченными работнику по достижении им пенсионного возраста. Доходность по накопительной части обеспечивается за счёт инвестирования негосударственным пенсионным фондом или ВЭБом этих денег в фондовый рынок.

По оценке Минфина, сокращение до нуля отчислений в накопительную часть пенсии для «молчунов» позволит сэкономить до 350 млрд. бюджетных рублей за три года (102 млрд рублей в 2014 году, 115 млрд рублей – в 2015–м и 132 млрд рублей – в 2016 году).

Многие эксперты считают, что инициатива Минфина обусловлена растущим дефицитом ПФР. Решение государства направить действующим пенсионерам больше средств сегодня в будущем скажется для них же негативно.

Изменение правил снижает доверие к накопительной части пенсионной системы. Накопительная часть должна быть, и без этого мы не сможем решить проблему пенсионной системы через 15 лет. Покрыв дефицит ПФР сегодня, можно столкнуться с ещё большим дефицитом в последующие годы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В отдельных случаях трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного возраста.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Страховая часть трудовой пенсии по старости зависит от следующих основных величин: части расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленной для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года, суммы валоризации, количества ожидаемого периода выплаты пенсии, суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.

На сегодняшний день размер трудовой пенсии по старости очень мал и при сегодняшнем уровне цен, не в полной мере может обеспечить потребности граждан.

Это и явилось одной из причин проведения в 2002 г. пенсионной реформы, чтобы работающие граждане получили возможность накапливать пенсионные средства на личных накопительных счетах и тем самым могли влиять на размер своей будущей пенсии.

В рамках пенсионной системы не достигнут требуемый международными стандартами коэффициент замещения с учётом обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Действуют тарифы, не позволяющие в рамках сложившейся модели в полном объеме покрывать сформированные застрахованными лицами и гарантированные государством пенсионные обязательства перед гражданами.

Накопительная составляющая пенсионной системы требует существенной модернизации, в том числе в части, касающейся гарантий сохранности средств пенсионных накоплений и сформированных пенсионных прав, создания эффективной системы контроля за инвестированием, а также расширения перечня финансовых институтов и инструментов.

На сегодняшний день средний размер трудовой пенсии по старости в Российской Федерации в 2012 году составил 9706 руб. С 2002 года он увеличился в 6,5 раз в номинальном размере и более чем в 2,8 раза в реальном.

Соотношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера постоянно увеличивалось и составило в 2012 году - 179,8%.

Коэффициент замещения трудовой пенсии по старости составляет в 2012 году 36,8%.

Таким образом, проводимая пенсионная политика была направлена на обеспечение социально приемлемого материального уровня пенсионеров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 О трудовых пенсиях в Российской Федерации : ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ : URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.09.2013).

2 Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации : ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ : URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.09.2013).

3 О государственном пенсионном обеспечении в РФ ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ : URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.09.2013).

4 О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений ФЗ от 30 апреля 2008 № 56-ФЗ : URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.10.2013).

5 Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года : URL: http://www.rosmintrud.ru/pensions/razvitie/159 (дата обращения: 25.10.2013).

6 Бадюков В. Ф. Актуарные расчёты: учеб. пособие / В. Ф. Бадюков. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2010. 106 с.

7 Козлов А. В., Козлова Е. В. Негосударственное пенсионное обеспечение: Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2008. 96 с.

8 Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы: / под ред. Дмитриева М.Э. Спб.: Норма, 2005. 256с.

9 Серкин М.Ю. Особенности ценообразования в страховании жизни: Вестник ХГАЭП 2010. № 6. 51с.

10 URL: http://www.rg.ru/ (дата обращения 05.10.2013).

11 URL: http://www.pensiamarket.ru (дата обращения 06.10.2013).

12 URL: http://files.pfrf.ru (дата обращения 06.10.2013).

13 URL: http://npf.investfunds.ru/(дата обращения 10.10.2013).

14 URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 15.10.2013).

15 URL: http://www.rb.ru/article/pensii-kak-vybrat-luchshuyu-uk-ili-npf-dlya-upravleniya-vashey-pensiey/5099277.html (дата обращения 20.10.2013).

 

Просмотров работы: 1690