Среди основных проблем малого предпринимательства выделяются: затрудненный доступ к производственным площадям и помещениям, к инфраструктуре, финансовым ресурсам, а также административные барьеры и вопросы, связанные с налогообложением.
Одним из направлений государственной поддержки малого и среднего предпринимательства является введение упрощенной системы налогообложения.
Популярность данного налогового режима для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Применение упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имущество[2].
Применять упрощенную систему налогообложения в соответствии со статьей 346.12 НК РФ вправе организации и индивидуальные предприниматели. В число таких организаций входит ООО «Чистый город – 2004».
Компания занимает около 50% омского рынка услуг по вывозу мусора. Клиентами данной организации являются как юридические, так и физические лица. В 2011 году группа предприятий «Чистый город» заключила 2 700 договоров на вывоз и утилизацию отходов. Среди клиентов предприятия - ОАО «Газпромнефть-Омск», Омский регион Западно-Сибирской Региональной дирекции железнодорожных вокзалов (ОАО «РЖД»), УВД по Омской области, Омский кадетский корпус. Кроме того, компания осуществляет вывоз твердых бытовых отходов по договорам с организациями, обслуживающими население Ленинского и Центрального административных округов. Также организация занимается производством и реализацией спецодежды, защитных костюмов, оборудования по переработке твердых бытовых отходов.
Объектом налогообложения в ООО «Чистый город – 2004» являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Объект налогообложения не изменялся в течение трех лет. Налоговая ставка в размере 15%. Датой получения доходов признается день поступления средств на расчетные счета в банках и в кассу, получение иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав (кассовый метод).
Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Расходы на приобретение основных средств отражают в последний день налогового периода.
ООО «Чистый город – 2004» ведет налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов[3].
Предприятие представляет декларацию в налоговый орган не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Расчет суммы налога за 2012год представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Расчет суммы налога за 2012год.
Наименование показателя |
Код строки налоговой декларации |
2012г. |
Доходы |
210 |
57788812 |
Расходы |
220 |
51877385 |
Итого: доходы, уменьшенные на величину расходов (строка 210-строка 220) |
5911427 |
|
Налоговая база |
240 |
5911427 |
Сумма исчисленного налога (строка 240*15%) |
260 |
886714 |
Сумма минимального налога (строка 210*1%) |
270 |
577888 |
Как видно, что сумма минимального налога меньше суммы исчисленного налога. Следовательно, в бюджет подлежит уплате налог в размере 886714 руб.
Оптимизация налогообложения - это наилучшее решение для предприятий различных форм собственности для выхода из затруднительных ситуаций. Налоговая оптимизация помогает избежать непомерного налогообложения и повысить собственные прибыли.
Чтобы налоговая оптимизация малого бизнеса прошла как можно более успешно, необходимо учесть все факторы и заострить внимание на анализе и сопровождении сложных договоров с точки зрения налогового планирования, а также на составлении и оценивании контрактов и других документов с точки зрения налогового риска[1].
Оптимизация налоговых платежей не позволяет упускать из внимания и экспертизу действий со стороны представителей налоговых инстанций при инспектировании объекта малого бизнеса. Она дает возможность грамотно подходить к оценке и планированию налоговых рисков для устранения возникших недостатков.
Как известно, при упрощенной системе налогообложения существует два вида налоговой базы[2]. ООО «Чистый город – 2004» использует в качестве налоговой базы величину доходов, уменьшенную на расходы. Если предположить, что в 2013г. произойдет уменьшение величины расходов, например, данный показатель составит 15млн.руб, а доходы в свою очередь увеличатся до 60млн.руб, то для организации будет целесообразным перейти к определению налоговой базы в виде доходов. В таком случае в соответствии со статьей 346.20 НК РФ устанавливается налоговая ставка в размере 6%. Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет составит 3,6млн.руб.
Также в 2012г. по данным бухгалтерской отчетности был получен убыток, который организация, в соответствии со статьей 346.18 НК РФ, может использовать для уменьшения налоговой базы в последующие периоды.
Подводя итог по проделанной работе можно сделать вывод о том, что специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения дает множество преимуществ налогоплательщикам, которые используют данный режим.
В современных рыночных условиях субъектам малого и среднего бизнеса, составляющих основу экономики любого развитого государства, очень сложно удержаться «на плаву» и не обанкротиться, в свою очередь, упрощенная система налогообложения дает возможность данным предприятиям снизить свои расходы и направить часть денежных средств на стабилизацию своей деятельности.
Список литературы
1. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: учебное пособие / Колчин С.П., 2012. – 243с.
2. Семенихин В.В. Упрощенная система налогообложения: практическое пособие / Семенихин В.В., 2010. – 211с.
3. Формы отчетности о финансово – экономическом состоянии ООО «Чистый город – 2004» за период с 2010 по 2012 гг.