В большинстве развитых стран мира применяются те или иные способы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе прямое финансирование отдельных направлений деятельности, эффективная система страхования, льготное налогообложение. В налоговом законодательстве Российской Федерации также присутствуют аналогичные положения. Предусмотрен специальный налоговый режим - уплата единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).
Целью введения налога является углубление аграрных преобразований, укрепление доходной части бюджета соответствующего уровня и государственных внебюджетных Фондов, создание экономических и правовых взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий и органов власти, повышение социальной защиты жителей села.
Единый сельскохозяйственный налог был введен одним из первых, для того чтобы стимулировать сельхозпроизводителей. Закон относится не только к тем сельхозпроизводителям, кто выращивает какие-то сельхозкультуры, но и рыбохозяйствам, садово-огородническим кооперативам. Либо организации, которые, помимо того что занимаются производством сельхозпродукции, еще и перерабатывают ее, при условии если выручка от переработки составляет не менее 70 %.
В Горьковском районе Омской области, село Красная Поляна находитсяСПК «Краснополянский-1». По форме собственности – частная организация, по организационно-правовой форме – сельскохозяйственный производственный кооператив. Компания зарегистрирована 17 февраля 2006 года регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Омской области. Председатель организации - Молчанов Валерий Иванович. Основным видом деятельности является «Выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки». Организация также осуществляет деятельность по следующим неосновным направлениям: «Животноводство», «Овощеводство, декоративное садоводство и производство продукции питомников».
СПК «Краснополянский-1» занимается выращиванием и реализацией скота и птицы в живой массе, реализацией молока. С собственной продукции животноводства предприятие выручило 18759 тыс. рублей, в том числе со скота и птицы в живой массе получено 3951 тыс. рублей выручки, молока цельного реализовано на сумму 14808 тыс. рублей.
Рассматривая, применение ЕСХН на предприятии следует рассмотреть в целом структуру налоговых и не налоговых платежей СПК «Краснополянский-1».
Диаграмма-Структура платежей в бюджет и внебюджетные фонды в 2012 г. СПК «Краснополянский-1»
На основе диаграммы можно сказать, что наибольшую долю среди выплачиваемых налогов и взносов занимает НДФЛ и взносы в ПФ РФ, а так же страховые взносы. Далее идет ЕСХН, его доля составляет около 9%,следом идут взносы по страхованию. Остальные налоги составляют менее процента в общей структуре.
Одним из преимуществ применения ЕСХН является облегчение налоговой нагрузки на сельхозтоваропроизводителей. Для оценки налоговой нагрузки и доли в ней ЕСХН следует рассмотреть данные в динамике за 3 последующих года.
Таблица – Расчет налоговой нагрузки СПК «Краснополянский-1» в 2010-2012 гг.
Показатель
2010 г.
2011 г.
2012 г.
Темп прироста, %
Налоговые платежи, тыс. руб.
209
845
1758
108
Доля единого сельскохозяйственного налога в налоговых платежах, %
4,3
13,2
17
28
Доля налоговых платежей, %
Х
Х
Х
Х
А) в доходе от реализации продукции
0,02
0,4
0,5
0,1
Б) в чистой прибыли
0,09
1,4
1,6
0,2
Приходится налоговых платежей на 1 га с.-х. угодий
0,03
0,06
0,12
0,6
Рассматривая данные таблицы, можно сделать следующие выводы. Единый сельскохозяйственный налог, выплачиваемый СПК «Краснополянский-1» занимает 4,3% в 2010 году, 13,2% в 2011 году, 17% в 2012 году, соответственно от всех налоговых платежей. При этом доля самих налоговых платежей в выручке от реализации незначительна, в динамике трех лет она не достигает и 1%. Доля налоговых платежей в чистой прибыли увеличивается с 0,09% до 1,6%, значит, имеет положительную динамику.
Налоговую базуСПК «Краснополянский-1» за 2012 год. Налоговая ставка по ЕСХН составляет 6 процентов (ст. 346.8 НК РФ).
Сумму ЕСХН рассчитаем по формуле:
ЕСХН (авансовый платеж по ЕСХН)
=
Доходы, полученные за год (полугодие)
–
Расходы, понесенные за год (полугодие)
×
6%
ЕСХН = 68 007 856 − 62 015 953 = 5 991 903 × 6% = 359 514 рублей
По итогам 2012 года СПК «Краснополянский-1» подало налоговую декларацию по ЕСХН в Межрайонную ИФНС России №8 по Омскойобласти (терр.участок по Горьковскому району)и уплатило налог в сумме 359 514 рублей.
Привилегии, которые СПК «Краснополянский-1»получает при переходе на ЕСХН, не столь значительны как кажутся на первый взгляд. К преимуществам ЕСХН можно отнести:
замещение налог на прибыль, НДС, налог на имущество, вследствие чего облегчается налоговая нагрузка;
отвлечение из оборота денежных средств, расходуемых на оплату авансовых платежей и налогов, возникает в 2 раз реже;
основные средства, приобретённые в период применения ЕСХН, списываются единовременно с момента их ввода в эксплуатацию;
нет обязанности выписывать счета-фактуры, вести журнал полученных и выданных счетов-фактур, а также книг покупок и продаж, по причине освобождения от уплаты НДС;
Среди недостатков режима можно выделить:
обязательным условием при переходе на ЕСХН является доля реализации с/х продукции или улова водных биологических ресурсов не менее 70 % в общей выручки предприятия;
предприятия, применяющие ЕСХН, не освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в полном объеме. Причем помимо общих требований, организации должны соблюдать и отраслевые рекомендации по ведению учета;
доходы учитываются по кассовому методу, следовательно, предприятиям на режиме ЕСХН не выгодно использовать отсрочку платежа, в результате чего, покупатели могут выбрать другую компанию для сотрудничества;
перечень расходов, признаваемых при ЕСХН, более ограничен, чем при ОСН.
компания, применяющая ЕСХН, не имеет права предъявить к вычету из бюджета НДС.
В будущем ЕСХН, следует развивать по пути максимального упрощения (упрощение администрирования, упрощение учета, легкость перехода), то есть по пути, традиционно применяемому к налогообложению малых предприятий в странах-участницах ЕС. При этом целесообразно изыскать возможности перехода с налогообложения выручки к налогообложению земельных угодий. Данная перестройка возможна только после совершенствования методик оценки земельных угодий в России.