РЕРТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВА ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РЕРТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВА ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Борисенко Е.В. 1, Яблочкина Е.Е. 1
1Хабаровская государственная академия экономики и права
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время страховой рынок России представляет собой сформированную, но недостаточно развитую структуру. Доля поступлений в разрезе отраслей и видов страхования характеризует степень их распространения, привлекательности для клиентов и выгодности для страховщиков. Если рассмотреть динамику изменения структуры страхового рынка начиная с 1992 г. по настоящее время, можно условно выделить три периода (этапа)[1].

Первый период: с 1992 г. до III квартала 1993 г. Рост поступлений страховых взносов отставал от темпов инфляции. Негативную роль сыграло то, что обесценивание денег оказало разрушительное действие на долгосрочное страхование жизни, приносившее основную часть поступлений в системе государственного страхования. Данный период характеризуется резкими изменениями величины долей, приходящихся на различные виды страхования. Объясняется это тем, что национальный страховой рынок находился на стадии становления, шла разработка страхового законодательства. Принятие новых законов и нормативных документов вносило существенные коррективы в развитие страхового рынка. Ведущие позиции в этот период занимало имущественное страхование (36% взносов в 1992 г.). На личное страхование в 1992 г. приходилось 29% взносов. При этом очень незначительную часть поступлений давало обязательное страхование, что объясняется неразработанностью законодательства и соответственно узким кругом страхователей и застрахованных[4].

В условиях нестабильности социально - экономического развития России деятельность многих страховых организаций ориентировалась на проведение конъюнктурных видов страхования. Так, высокая доля поступлений по страхованию ответственности объяснялась широким распространением страхования ответственности заёмщиков (страхование кредитов): на его долю в 1992 г. приходилось более четверти всех страховых взносов, а в 1993 г. - около 20%.

В 1993 г. несколько изменилось соотношение между отраслями страхования: первое место по поступлениям взносов занимало личное страхование - 44% , второе - имущественное страхование - 28%, страхование ответственности давало 18%. Названный период характеризовался и спецификой налогообложения. В 1992 - 1993 гг. страховые организации платили налог на доходы. Доход от страховой деятельности представлял собой сумму страховых платежей, полученных по договорам страхования, перестрахования, а также иных поступлений доходов за вычетом затрат (кроме затрат на оплату штатных работников)[5].

Отдельно облагалась прибыль от инвестиций, а также доходы по нестраховой деятельности. Широко распространёнными не страховыми доходами являлись доходы от консультационных услуг и сдачи имущества в аренду. Таким образом, практически существовало два параллельных налога - на доход и на прибыль.

Характерно, что денежные средства размещались под высокие годовые проценты, которые подлежали льготному налогообложению (15% - у предприятий, в том числе и у страховых организаций, 18% - у банков). Это, в свою очередь, сыграло большую роль в развитии некоторых видов страхования[2].

Второй период: с IV квартала 1993 г. до IV квартала 1994 г. Отмечено уменьшение амплитуды колебаний долей, приходящихся на различные отрасли страхования, выявились устойчивые тенденции в их развитии. Так, большая часть поступлений приходилась на личное страхование. Это связано со значительным распространением так называемого «возвратного» страхования. Однако оно явилось не столько страхованием, сколько способом уменьшения налоговых выплат предприятий (страхователей)[6].

Страхование физических лиц за счёт средств предприятий составляло 26% совокупного страхового портфеля отечественных страховых организаций. Данный вид страхования был привлекателен тем, что со страховых выплат не удерживался подоходный налог и взносы во внебюджетные фонды. Бюджет терял 23% от суммы получаемой заработной платы, выплаченной через возвратное страхование.

Кардинальное изменение произошло в сфере обязательного страхования: его доля в конце второго периода достигла 25% взносов. Наибольший рост поступлений был вызван введением обязательного медицинского страхования, обязательного страхования военнослужащих и налоговых работников. В дальнейшем в эту систему обязательного страхования за счёт бюджета включились и другие категории граждан[7].

Что касается налогообложения, то в этот период обнаруживается ряд нерешённых проблем. Была, например, нечетко определена база для исчисления налога на прибыль страховщиков, проводящих страхование пассажиров междугородних перевозок. Так, автовокзал выступал агентом по обязательному страхованию, получал комиссионные вознаграждения, но при этом не был решён вопрос, за счёт какого источника производились расходы по инкассации денежных средств, затраты по кассовому обслуживанию предприятий, амортизационные отчисления кассовых аппаратов, расходы электроэнергии по страховым операциям. Автовокзал был часто вынужден производить вышеуказанные затраты за счёт своей прибыли. Не был определён порядок формирования и использования резерва предупредительных мероприятий. Транспортные предприятия не полностью перечисляли деньги страховщикам, оставляя у себя отчисления на превентивные мероприятия. В выручку страховщика включались только суммы, поступившие на его расчётный счёт, что занижало базу налога на прибыль[8].

В целях приближения налогообложения страховщиков к налогообложению других коммерческих структур с 1 января 1994 г. для страховщиков был введен единый налог на прибыль от страховой, инвестиционной и нестраховой деятельности. Однако ряд особенностей формирования прибыли страховщиков не был учтён. Кроме того, для страховщиков в марте 1994 г. была принята повышенная ставка налога на прибыль по сравнению с промышленными и другими предприятиями.

Третий период развития страхового рынка (с начала 1995 г.). Для этого периода характерно практическое сохранение прежней тенденции, но при незначительном уменьшении доли личного страхования. Рост объёма страхования обеспечивался до 1997 г. за счет роста доли обязательного страхования (1995 год - 29%, 1996 г. - 41%, 1997 г. - 39%), а в последующие годы - при снижении доли обязательного страхования (1998 г. - 35%, 1999 г. - 22%)[4].

В 2000 г. изменён порядок уплаты налогов, уплачиваемых от выручки, и налога на прибыль. Головная организация составляет консолидированный баланс и уплачивает налог по месту нахождения филиала пропорционально численности работающих и стоимости основных средств, находящихся на территории филиала. Это решение позволило в определенной мере сочетать интересы разных звеньев бюджетной системы (федерального и региональных), хотя оно нуждается в улучшении[5].

Страховые выплаты по договорам добровольного страхования, иным, чем те, которые перечислены выше, подлежат налогообложению в зависимости от источника уплаты страховых взносов. Если страховой взнос уплачивает физическое лицо и сумма страховой выплаты окажется больше суммы, внесенной физическим лицом в виде страхового взноса, увеличенного страховой компанией на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России на момент заключения договора страхования, возникают определенные налоговые последствия. В этом случае объектом налогообложения является материальная выгода, возникающая в виде разницы между этими суммами и подлежащая налогообложению у источника выплаты по ставке 15%. Последующие после заключения договора страхования изменения ставки рефинансирования Банка России не могут отразиться на величине налоговой базы[6].

В ст.5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) изложен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС. Согласно пп."е" п.1 ст.5 этого Закона от НДС была освобождена не вся деятельность страховой организации, а только операции по страхованию и перестрахованию, то есть страховые платежи, предусмотренные договорами страхования и перестрахования, заключёнными в соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). В налогооблагаемый оборот страховых организаций включались:

а) реализация работ, услуг, не относящихся к страховой деятельности;

б) ввоз ценностей;

в) поступления от других предприятий, за исключением взносов в уставный капитал, поступлений для совместной деятельности, не противоречащей Закону РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» бюджетных ассигнований;

г) передача предметов залога залогодателю.

Для целей определения НДС под суммой выручки понималось:

- у страховой организации - общее поступление от реализации работ, услуг по не запрещённой законом нестраховой деятельности;

- у страховых брокеров (юридических лиц), действующих на основе договора поручения и комиссии, - суммы комиссионного (посреднического) вознаграждения. Ставки не зависели от предмета посредничества.

На страховые организации распространялся общий порядок уплаты и отчетности по НДС.

Льгота, предусмотренная Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» по освобождению от этого налога операций по страхованию и перестрахованию, не распространялась на брокерские и другие посреднические услуги, которые облагались налогом в общеустановленном порядке[9]. От уплаты НДС были освобождены физические лица, занимавшиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Другими словами, страховые агенты и брокеры (физические лица) НДС не платили. Комиссионные вознаграждения, полученные страховой компанией за оказанные услуги страхового агента, учитывались на счёте 39 «Прочие доходы» и являлись составной частью выручки страховщика, то есть доходами от страховой деятельности, которые до 1996 г. НДС не облагались. Долгое время не затихал спор между налоговыми органами и налогоплательщиками: подлежали обложению НДС услуги страхового агента, являющегося юридическим лицом, или нет. Поводом для этого послужила запись в Законе РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» о том, что страховые агенты, как физические, так и юридические лица, выступают от имени и по поручению страховщика при заключении договоров страхования[4]. В новой редакции Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» предусмотрено освобождение от НДС операций по страхованию и перестрахованию за исключением операций, связанных с получением страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя - кредитора. Предлагаемые меры не устранили схемы псевдо страхования, а привели только к их сокращению, что, в свою очередь, частично уменьшило ущерб, нанесённый государству[1]. С 1 января 2001 г. с введением части второй НК РФ изменен порядок уплаты налога на добавленную стоимость. Налог уплачивается по консолидированному балансу по месту нахождения головной организации и филиалов пропорционально численности и основных производственных средств.

Режим налогообложения операций по долгосрочному страхованию должен являться стимулом для формирования физическими и юридическими лицами эффективной защиты от наиболее значимых рисков.

Эти вопросы следует рассматривать на основе анализа практики применения Налогового кодекса Российской Федерации и положений бухгалтерского учёта и в связи с переходом на международные стандарты бухгалтерского учёта и финансовой отчётности[2].

В перспективе следует включить в перечень социальных налоговых вычетов затраты граждан при страховании ими наиболее жизненно важных имущественных интересов (связанных с жизнью и здоровьем, владением, пользованием, распоряжением жилыми помещениями и домашним имуществом). Целесообразно расширить перечень расходов организаций по различным видам страхования ответственности, включаемых в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Одной из приоритетных задач развития национальной системы страхования является совершенствование инвестиционной политики, предусматривающей выработку и реализацию мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, обеспечивающего расширение направлений инвестирования средств страховщиков[6].

В целях привлечения инвестиций для развития экономики страны и предоставления страхователям возможности использования надежных форм сохранения их сбережений, вложенных в страхование, целесообразно координировать направления вложений финансовых средств страховых организаций с учётом видов страхования и сроков действия договоров, устанавливать нормативы их вложений, разделять инвестиционные потоки на страхование жизни и иные виды страхования, а также стимулировать долгосрочные инвестиции.

Порядок размещения средств, полученных в результате осуществления обязательных видов страхования, а также личного страхования граждан, должен минимизировать риски их инвестирования.

Проблемы развития страхового рынка должны стать объектом внимания органов, осуществляющих контроль за страховой деятельностью на рынке страховых услуг и антимонопольное регулирование.

Для эффективного функционирования рынка страховых услуг необходимо создать равные условия для осуществления деятельности всеми страховыми организациями на территории Российской Федерации.

В этих целях необходимо обеспечить:

- усиление контроля за действиями органов государственной власти всех уровней, ограничивающих конкуренцию на рынке страховых услуг;

- отработку системы проведения открытых конкурсов страховых организаций, привлекаемых для осуществления страхования за счёт бюджетных средств;

- осуществление мониторинга деятельности страховых организаций, занимающих доминирующее положение и препятствующих доступу на рынок других страховых организаций;

- государственный контроль за концентрацией капитала на рынке страховых услуг;

- совершенствование форм статистического учёта и отчётности страховых организаций, в том числе с целью проведения анализа конкурентной среды на федеральном и региональном рынках страховых услуг и определения доминирующего положения страховых организаций на таких рынках. Важным условием конкуренции на рынках финансовых услуг должно стать исключение государственного участия в уставных капиталах страховщиков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Официальный текст // СПС Гарант по сост. на 1 авг. 2012 г.

2 Налоговый кодекс РФ. Официальный текст // СПС Гарант по сост. на 1 авг. 2012 г.

3 Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 Об организации страхового дела в Российской Федерации (в последующ. ред. ) // СПС Гарант по сост. на 1 авг. 2012 г.

4 Федеральный закон от 5.08.2000 N 118-ФЗ О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации // Российская газета. - 2000. - 10 авг.

5 Приказ Минфина России от 4 сентября 2001 г. N 69н Об особенностях применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (в последующ. ред. ) // СПС Гарант по сост. на 1 авг. 2012 г.

6 Стратегия развития страховой отрасли на 2008 - 2012 гг. // www.roche-duffay.ru.

7 Егорова, Н. Представляем уточненную декларацию по налогу на прибыль: / Н. Егорова // Финансовая газета. - 2009. - N 1. - С.29 - 34; N 2. - С.31 - 35.

8 Елина, Л.А., Никитина, С.В., Шаповал, Е.А. Мелочные поправки по налогу на прибыль: / Л.А. Елина и др. // Главная книга. - 2009. - N 1. - С.15 - 21.

9 Хабарова, Л.П. Изменения в налогообложении прибыли 2009 г.: / Л.П. Хабарова // Бухгалтерский бюллетень. - 2009. - N 1. - С.8 - 15.

 

Просмотров работы: 1565