СТАТЬЯ НА ТЕМУ "СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И УСТАНОВКЕ ОКОН" - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СТАТЬЯ НА ТЕМУ "СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И УСТАНОВКЕ ОКОН"

Кузнецова Н.С. 1
1Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особенности стратегического управления

Согласно проведенным исследованиям при стратегическом управлении за основу организации берется человеческий потенциал. Это позволяет руководству фирмы сориентировать свою деятельность, в том числе и производственную, на запросы потребителей, а также гибко реагировать и проводить своевременные модификации в организации. Данные модификации отвечают на изменение внешнего окружения и позволяют добиваться высоких конкурентных преимуществ, что в совокупности позволит организации выжить в долгосрочной перспективе и достичь поставленных целей.

Зачастую проблемы стратегического управления возникают в результате действий многочисленных внешних факторов. Чтобы избежать ошибок в выборе стратегии, необходимо уметь точно определять, какие группы факторов: политические, экономические, социальные, научно-технические, и другие – оказывают большее влияние на деятельность организации. [5]

Стратегическое управление можно разделить:

• На управление, основывающееся на прогнозировании изменений, то есть стратегическое планирование, периодическую, запланированную реакцию фирмы на изменения внутри фирмы и в окружающей среде;

• На управление, основывающееся на принятии гибких экстренных решений. Оно применяется в ситуациях, при которых необходимы срочные и конкретные управленческие решения.

Управление на основе предвидения изменений может быть двух видов:

• стратегическое планирование;

• управление посредством выбора стратегических позиций.

Стратегическое управление на основе гибких экстренных решений подразделяется на следующие виды управления:

• управление путем ранжирования стратегических задач;

• управление в условии слабых сигналов;

• управление в условиях стратегических неожиданностей. [6]

Основной задачей этих систем является взаимное дополнение друг друга. Управление стратегическими задачами заключается в заполнении пустых мест в регулярном планировании. Оно необходимо в случаях отклонений от выбранных направлений, которые могут появиться в результате возникновения новых возможностей.

Управление стратегическими задачами закладывается в цикл годового планирования, и является составляющей внутрифирменного планирования. В качестве результатов планирования выделяют:

a) Систему оперативных программ и смет, относящихся к текущей деятельности фирмы, и направленную на реализацию ближайших задач.

b) Программу изменения, то есть ряд стратегических задач.

При выборе того или иного вида управления учитывается уровень нестабильности внешней среды и количество времени, которое отведено фирме для принятия решения. Каждому виду управления соответствует конкретный уровень нестабильности.

Методы управления постоянно усложняются для более эффективного функционирования, т.е. для четкой и быстрой реакции на происходящие изменения. Исследование деятельности промышленных предприятий как сложной экономической системы показало, что в первую очередь для грамотной разработки стратегического плана необходимо тщательное изучение и анализ внешней среды предприятия.

Методологические основы анализа внешней среды

Для совершения оперативных решений в сфере управления предприятием, руководству компании необходимо четко осознавать и анализировать опасности внешнего окружения. Для четкой оценки внешней среды возможно использование таких методов, как: сбор и исследование информации, изучение спроса и вкусов потребителей, методический сбор фокус-групп. Также необходимо постоянное отслеживание ведущих трендов и основных событий, происходящих в макросреде, наряду с постоянным контролем за действиями конкурентов.

При наблюдении за внешней средой предприятия, необходимо обратить внимание на следующие факторы: социальные, демографические, культурные, политические и т.п.. Для реализации поставленной цели сотрудники могут воспользоваться собственно собранной информацией или использовать различные информационные ресурсы. Для данной цели работники компании могут использовать как собственные наблюдения, так и другие информационные ресурсы, такие как журналы, периодические издание и газеты. Для достижения оптимального уровня изучения составляющих внешней среды современные менеджеры выделяют конкурентную и общую среду.

Факторы, которые составляют внешнюю среду компании, в основном влияют на метод разработки стратегии для конкретного предприятия. Общая среда не может поддаваться контролю со стороны компании. Её изменение и ее поведение не поддается абсолютно точному прогнозу.

Оконный рынок, как и любой другой, развивается по общим правилам. Он проходит такие стадии, как: внедрение, рост, насыщение, спад. На данный момент стадию, на которой находится рынок ПВХ-конструкций в России, можно охарактеризовать, как насыщение.

На фоне сложившейся ситуации, рост участников рынка отличался разнонаправленной динамикой. Компании, имеющие четко разработанные стратегии в отношении кадров эффективную маркетинговую, хорошую сбытовую сеть, продуманную рекламную стратегии, смогли выиграть в жесткой конкурентной борьбе и продемонстрировали среднерыночные показатели роста или даже чуть выше. Компании, имеющие бреши в стратегическом или ресурсном плане, показали отрицательную динамику. Для анализа текущей ситуации на рынке, необходимо рассмотреть различные факторы, влияющие на рынок:

  • Экономические факторы.

Постепенное улучшение экономической ситуации в России, вступление в ВТО привело к росту и развитию отрасли. Идет улучшение технико-научного обеспечения, за счет чего происходит снижение затрат. Благодаря этому население имеет возможность покупать более качественный товар по сниженным ценам.

  • Политические факторы.

Положительно влияет на развитие бизнеса стабильная политическая ситуация. Это способствует притоку иностранного капитала.

  • Социально-культурные факторы.

В последние годы растет внимание к соблюдению экологических требований. Население все больше уделяет внимание экологическим и эстетичным характеристикам окон. Ввиду этого велик интерес к продукции, производимой из натурального сырья.

Рассмотрим модель Майкла Портера, характеризующую функционирование конкурентной среды. Проанализируем пять основных сил для рынка ПВХ-конструкций.
  1. Угроза выхода на рынок новых компаний

Данная угроза заключается в том, что новые компании вносят в отрасль новые производственные мощности, а соответственно уменьшаются рыночные доли уже существующих игроков. Для снижения угрозы необходимы высокие барьеры для входа на рынок.

Барьеры входа разделяются на нестратегические и стратегические барьеры. А нестратегические барьеры влияют факторы объективного характера. В основном они напрямую не зависят от конкретной деятельности компании и плохо поддаются воздействию со стороны.

Так, например, на рынке окон стабильно работают более 15 компаний, в среднем, на протяжении уже 10 лет. И у уже действующих фирм есть абсолютные преимущества: как по отношению к издержкам производства, так и наличию крепких связей.

Стратегические барьеры возникают непосредственно в результате деятельности компании. Они носят субъективный характер.

На рынке ПВХ-конструкций к таким барьерам можно отнести постоянное увеличение издержек компаний на НИОКР в области разработки новых профилей окон и комплектующие: фурнитура, уплотнители, стеклопакет, откосы.

  1. Рыночная власть поставщиков

Данная «сила» оказывает влияние на цены и качество продукции и предоставляемых услуг. Все это не может не отражаться на рентабельности отрасли.

На рынке окон власть поставщиков можно оценить как среднюю, благодаря таким показателям как:

  • Доминирование нескольких поставщиков.

  • Недопустимость и отсутствие товаров-заменителей.

  • Важность продуктов поставщиков для производителя.

  • Высокие издержки производителя по смене поставщика.

  1. Рыночная власть покупателей

Рыночная власть покупателей может выражаться в влиянии данного фактора на понижение цены, путем значительного уменьшения количества приобретаемых товара, а также возможно требование лучшего соотношения «цена – качество». На данном рынке существует большое количество факторов, ведущих к большей рыночной власти покупателей, таких как:

  1. Значительные объемы сбыта

  2. Стандартизация товаров и оказываемых услуг.

  3. Наличие значительного количества информации о затратности производства.

  4. Низкая ценовая эластичность спроса в отрасли.

  1. Угроза появления товаров-заменителей

Наличие товаров - заменителей задает верхнюю планку цены на продукт в отрасли. Но на рынке ПВХ-конструкций данная угроза незначительна, так как установлена стабильная ситуация в этой области.

  1. Конкуренция между существующими компаниями в отрасли

Данная «сила» является основой модели Портера.

На рынке окон очень интенсивная конкуренция, так как:

  • Присутствует достаточное количество фирм, при невысокой степени их дифференциации.

  • Невысокий темп роста отрасли. По данным портала «Окна Медиа» за 2012 года, рынок ПВХ-конструкций в России вырос на 4,5%. [3]

  • Высокий фиксированный уровень затрат.

Проведенный анализ необходим для грамотной разработки стратегии организации. Также дополнительно необходима разработка системы оценки факторов и установления связи между ними, а также связи между сильными и слабыми сторонами организации.[1]

Отсутствие данных о внешнем окружении и не своевременная разработка внутренних компетентных сторон могут привести к потере конкурентных преимуществ, а впоследствии к уходу с рынка. Поэтому главной целью любого анализа является сбор актуальных данных, анализ выбранной стратегии. Выполнение данных шагов позволят максимально быстро разработать эффективный стратегический план и обеспечить коампании конкурентное преимущество.

Литература

  1. Грузинов В.П., Экономика предприятия и предпринимательства. М.: СОФИТ, 2007. - 327 с.

  2. Рузавин Г.И., Мартынов В.Т., Курс рыночной экономики. - М.: Банки и биржи. ИНИТИ, 2006. - 267 с.

  3. Портал «Окна Медиа» http://www.oknamedia.ru/. Раздел «Статистика Рынка»

  4. Сушилова Ю.Н. Методологические основы определения конкурентоспособности предприятия // Дискуссия теоретиков и практиков: сборник научных трудов. - Вып. 2. – Тюмень: Ист Консалтинг, 2010. - с. 233-237.

  5. Лекция социология управления как отрасль социологической науки http://litcey.ru/ekonomika/86630/index.html
  6. Портал «Мировая Экономика» http://www.ereport.ru Раздел Стратегическое управление. Основные понятия и определения

 

Просмотров работы: 2479