Особенности стратегического управления
Согласно проведенным исследованиям при стратегическом управлении за основу организации берется человеческий потенциал. Это позволяет руководству фирмы сориентировать свою деятельность, в том числе и производственную, на запросы потребителей, а также гибко реагировать и проводить своевременные модификации в организации. Данные модификации отвечают на изменение внешнего окружения и позволяют добиваться высоких конкурентных преимуществ, что в совокупности позволит организации выжить в долгосрочной перспективе и достичь поставленных целей.
Зачастую проблемы стратегического управления возникают в результате действий многочисленных внешних факторов. Чтобы избежать ошибок в выборе стратегии, необходимо уметь точно определять, какие группы факторов: политические, экономические, социальные, научно-технические, и другие – оказывают большее влияние на деятельность организации. [5]
Стратегическое управление можно разделить:
• На управление, основывающееся на прогнозировании изменений, то есть стратегическое планирование, периодическую, запланированную реакцию фирмы на изменения внутри фирмы и в окружающей среде;
• На управление, основывающееся на принятии гибких экстренных решений. Оно применяется в ситуациях, при которых необходимы срочные и конкретные управленческие решения.
Управление на основе предвидения изменений может быть двух видов:
• стратегическое планирование;
• управление посредством выбора стратегических позиций.
Стратегическое управление на основе гибких экстренных решений подразделяется на следующие виды управления:
• управление путем ранжирования стратегических задач;
• управление в условии слабых сигналов;
• управление в условиях стратегических неожиданностей. [6]
Основной задачей этих систем является взаимное дополнение друг друга. Управление стратегическими задачами заключается в заполнении пустых мест в регулярном планировании. Оно необходимо в случаях отклонений от выбранных направлений, которые могут появиться в результате возникновения новых возможностей.
Управление стратегическими задачами закладывается в цикл годового планирования, и является составляющей внутрифирменного планирования. В качестве результатов планирования выделяют:
a) Систему оперативных программ и смет, относящихся к текущей деятельности фирмы, и направленную на реализацию ближайших задач.
b) Программу изменения, то есть ряд стратегических задач.
При выборе того или иного вида управления учитывается уровень нестабильности внешней среды и количество времени, которое отведено фирме для принятия решения. Каждому виду управления соответствует конкретный уровень нестабильности.
Методы управления постоянно усложняются для более эффективного функционирования, т.е. для четкой и быстрой реакции на происходящие изменения. Исследование деятельности промышленных предприятий как сложной экономической системы показало, что в первую очередь для грамотной разработки стратегического плана необходимо тщательное изучение и анализ внешней среды предприятия.
Методологические основы анализа внешней среды
Для совершения оперативных решений в сфере управления предприятием, руководству компании необходимо четко осознавать и анализировать опасности внешнего окружения. Для четкой оценки внешней среды возможно использование таких методов, как: сбор и исследование информации, изучение спроса и вкусов потребителей, методический сбор фокус-групп. Также необходимо постоянное отслеживание ведущих трендов и основных событий, происходящих в макросреде, наряду с постоянным контролем за действиями конкурентов.
При наблюдении за внешней средой предприятия, необходимо обратить внимание на следующие факторы: социальные, демографические, культурные, политические и т.п.. Для реализации поставленной цели сотрудники могут воспользоваться собственно собранной информацией или использовать различные информационные ресурсы. Для данной цели работники компании могут использовать как собственные наблюдения, так и другие информационные ресурсы, такие как журналы, периодические издание и газеты. Для достижения оптимального уровня изучения составляющих внешней среды современные менеджеры выделяют конкурентную и общую среду.
Факторы, которые составляют внешнюю среду компании, в основном влияют на метод разработки стратегии для конкретного предприятия. Общая среда не может поддаваться контролю со стороны компании. Её изменение и ее поведение не поддается абсолютно точному прогнозу.
Оконный рынок, как и любой другой, развивается по общим правилам. Он проходит такие стадии, как: внедрение, рост, насыщение, спад. На данный момент стадию, на которой находится рынок ПВХ-конструкций в России, можно охарактеризовать, как насыщение.
На фоне сложившейся ситуации, рост участников рынка отличался разнонаправленной динамикой. Компании, имеющие четко разработанные стратегии в отношении кадров эффективную маркетинговую, хорошую сбытовую сеть, продуманную рекламную стратегии, смогли выиграть в жесткой конкурентной борьбе и продемонстрировали среднерыночные показатели роста или даже чуть выше. Компании, имеющие бреши в стратегическом или ресурсном плане, показали отрицательную динамику. Для анализа текущей ситуации на рынке, необходимо рассмотреть различные факторы, влияющие на рынок:
Экономические факторы.
Постепенное улучшение экономической ситуации в России, вступление в ВТО привело к росту и развитию отрасли. Идет улучшение технико-научного обеспечения, за счет чего происходит снижение затрат. Благодаря этому население имеет возможность покупать более качественный товар по сниженным ценам.
Политические факторы.
Положительно влияет на развитие бизнеса стабильная политическая ситуация. Это способствует притоку иностранного капитала.
Социально-культурные факторы.
В последние годы растет внимание к соблюдению экологических требований. Население все больше уделяет внимание экологическим и эстетичным характеристикам окон. Ввиду этого велик интерес к продукции, производимой из натурального сырья.
Рассмотрим модель Майкла Портера, характеризующую функционирование конкурентной среды. Проанализируем пять основных сил для рынка ПВХ-конструкций.Данная угроза заключается в том, что новые компании вносят в отрасль новые производственные мощности, а соответственно уменьшаются рыночные доли уже существующих игроков. Для снижения угрозы необходимы высокие барьеры для входа на рынок.
Барьеры входа разделяются на нестратегические и стратегические барьеры. А нестратегические барьеры влияют факторы объективного характера. В основном они напрямую не зависят от конкретной деятельности компании и плохо поддаются воздействию со стороны.
Так, например, на рынке окон стабильно работают более 15 компаний, в среднем, на протяжении уже 10 лет. И у уже действующих фирм есть абсолютные преимущества: как по отношению к издержкам производства, так и наличию крепких связей.
Стратегические барьеры возникают непосредственно в результате деятельности компании. Они носят субъективный характер.
На рынке ПВХ-конструкций к таким барьерам можно отнести постоянное увеличение издержек компаний на НИОКР в области разработки новых профилей окон и комплектующие: фурнитура, уплотнители, стеклопакет, откосы.
Данная «сила» оказывает влияние на цены и качество продукции и предоставляемых услуг. Все это не может не отражаться на рентабельности отрасли.
На рынке окон власть поставщиков можно оценить как среднюю, благодаря таким показателям как:
Доминирование нескольких поставщиков.
Недопустимость и отсутствие товаров-заменителей.
Важность продуктов поставщиков для производителя.
Высокие издержки производителя по смене поставщика.
Рыночная власть покупателей может выражаться в влиянии данного фактора на понижение цены, путем значительного уменьшения количества приобретаемых товара, а также возможно требование лучшего соотношения «цена – качество». На данном рынке существует большое количество факторов, ведущих к большей рыночной власти покупателей, таких как:
Значительные объемы сбыта
Стандартизация товаров и оказываемых услуг.
Наличие значительного количества информации о затратности производства.
Низкая ценовая эластичность спроса в отрасли.
Наличие товаров - заменителей задает верхнюю планку цены на продукт в отрасли. Но на рынке ПВХ-конструкций данная угроза незначительна, так как установлена стабильная ситуация в этой области.
Данная «сила» является основой модели Портера.
На рынке окон очень интенсивная конкуренция, так как:
Присутствует достаточное количество фирм, при невысокой степени их дифференциации.
Невысокий темп роста отрасли. По данным портала «Окна Медиа» за 2012 года, рынок ПВХ-конструкций в России вырос на 4,5%. [3]
Высокий фиксированный уровень затрат.
Проведенный анализ необходим для грамотной разработки стратегии организации. Также дополнительно необходима разработка системы оценки факторов и установления связи между ними, а также связи между сильными и слабыми сторонами организации.[1]
Отсутствие данных о внешнем окружении и не своевременная разработка внутренних компетентных сторон могут привести к потере конкурентных преимуществ, а впоследствии к уходу с рынка. Поэтому главной целью любого анализа является сбор актуальных данных, анализ выбранной стратегии. Выполнение данных шагов позволят максимально быстро разработать эффективный стратегический план и обеспечить коампании конкурентное преимущество.
Литература
Грузинов В.П., Экономика предприятия и предпринимательства. М.: СОФИТ, 2007. - 327 с.
Рузавин Г.И., Мартынов В.Т., Курс рыночной экономики. - М.: Банки и биржи. ИНИТИ, 2006. - 267 с.
Портал «Окна Медиа» http://www.oknamedia.ru/. Раздел «Статистика Рынка»
Сушилова Ю.Н. Методологические основы определения конкурентоспособности предприятия // Дискуссия теоретиков и практиков: сборник научных трудов. - Вып. 2. – Тюмень: Ист Консалтинг, 2010. - с. 233-237.