На сегодняшний день в истории, социологии, педагогике существуют различные точки зрения на понимание истинного патриотизма и патриота. Так Л.Н.Толстой говорил, что в патриотизме главное - это любовь именно к своей стране (то есть происходит отделение себя от других государств и народов), потому и является причиной непрекращающихся войн, что дает, по сути, право одной стране или нации притеснять другую во имя собственного могущества, богатства и славы. Патриотизм не может быть хорошим. Патриотизм чувство неестественное, искусственно привитое человеку. А.С. Позднер писал, что патриот- это не тот, который славословит страну, а это тот, который может чрезвычайно жестко, что-то очень тяжелое сказать о стране патриотизм- это бесконечное извержение паток любви, а это совсем другое. Также в энциклопедии социологии патриотизм рассматривается как нравсвенный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. В малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона патриотизм понимается как любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. В словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: патриотизм- это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [1, с.19]. Каждое понятие, отражая индивидуальный взгляд авторов, имеет отличительные черты, но при этом есть то, что их объединяет: патриотизм - это в первую очередь любовь к своему Отечеству, готовность его защищать и подчинить свои интересы государству.
Таким образом, патриот - это человек, который имеет сильную гражданскую позицию, испытывает гордость за свой народ и страну, это человек, который чтит «прошлое» своей Родины и государства, беспокоится о «будущем» и переживает «настоящее».
Для современного человека быть патриотом очень важно и необходимо. Молодое поколение, имеющее чувство патриотизма способно защитить свою Родину, сохранить национальный дух и возродить традиции, поэтому так значимо и важно патриотическое воспитание детей в школе.
В октября 2013 года в гимназии №1 г. Шуи Ивановской области мы проводили анкетирование учеников 7 «А» класса с целью выявить понимание детей о том, что такое « патриотизм» и их отношение к своей малой Родине. 56% учащихся считают, что «патриотизм» это уважение к своей Родине, гордость за свою страну. 51% учащихся считают, что это любовь к Родине. Наименьшее количество учащихся (3%) полагают, что «патриотизм» - это любовь к национальной культуре. Таким образом, мы отмечаем, что большинство ребят имеют правильное представление о патриотизме.
Большинство учащихся (57%) считают, что «истинный патриотизм» проявляется в любви к Отечеству.17% школьников считают, что он проявляется в участии деятельности патриотических организаций. 13% школьников считают, что «истинный патриотизм» проявляется в голосовании за патриотические партии и также 13% учащихся полагают, что он проявляется в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма. Таким образом, можно сказать, что у некоторых ребят неправильное понимание «истиного патриотизма».
73% учащихся ответили, что не имеют знакомых людей, которых можно бы было назвать патриотами. Некоторые из них ответили, что таких людей еще не встречали, другие просто затруднились ответить на вопрос. Остальные 27% учащихся имеют знакомых, которых они действительно считают патриотами, потому что эти люди любят свою Родину и культуру страны, при этом некоторые ребята написали о своих прабабушках и прадедушках, которые участвовали в Великой Отечественной Войне. К сожалению, мы видим, что у большинства ребят нет жизненного примера, образа человека – патриота.
10% школьников считают, что люди, которые уезжают жить и работать за границу могут являться патриотами своей страны. Также 10% учащихся считают, что патриотом может быть человек, который предпочитает иностранную, а не отечественную литературу и искусство. 6% учеников ответили, что патриотом может быть человек, который критикует власть своей страны. 3% школьников считают, что патриотом может быть человек, который не ходит на выборы. Также 3% учащихся ответили, что патриотом может быть человек, который не знает текста гимна своей страны. Результаты анкетирования свидетельствуют, что у некоторых ребят искаженное понимание «патриота».
55% учеников ответили, что они интересуются историческим прошлым своего Отечества и переживают его настоящее. 37% школьников ответили, что интересуются и гордятся историческим прошлым своей страны, своего Отечества, переживают его настоящее и обсуждают с друзьями свою роль в создании его будущего. Остальные 8 % учащихся ответили, что сами мало интересуются историей и культурой своего отечества. Не всех ребят интересует история их страны, что накладывает отпечаток на их отношение к Отечеству.
34% учеников ответили, что хотели бы учиться (работать) за границей. Остальные 27% не хотели бы покидать свою страну. 39% школьников затруднились ответить на данный вопрос анкеты. Таким образом, мы видим, что немало ребят, желающих покинуть свою Родину, при этом 26% учащихся написали сразу три страны, в которые они хотели бы уехать (Франция, Англия и Испания). Некоторые отметили, что Франция это страна - любви. В Испанию они хотели бы уехать только ради интереса, чтобы посмотреть, как там живут люди. Англия же, по мнению некоторых школьников, - это «культурная» страна и там больше возможностей. По этим же причинам 17 % учащихся хотели бы уехать в Америку. 6% учащихся хотели бы уехать в Великобританию, пояснив свой выбор тем, что в этой стране лучше жить и там легче и качественней можно выучить английский язык, который сейчас очень необходим. Остальные 3% учеников хотели бы уехать в какую-нибудь страну не навсегда. Анализируя данные, можно сказать, что большее количество ребят считают, что в других странах больше возможностей и выше уровень жизни, чем в России.
51% школьников ответили, что им приходилось испытывать чувство гордости за нашу страну, например, за победу в Великой Отечественной Войне; обустройство городов и строительство; за олимпийских чемпионов, которые занимают достойные места в соревнованиях и получают ценные награды; за выигравшие чемпионаты по хоккею, футболу; за то, что наша страна помогла Южной Осетии, за наших Великих писателей и поэтов; за наш транспорт и за то, что наша страна решает мирным путем политические проблемы. 41% учащихся затруднились ответить на данный вопрос анкеты, а 8 % учащимся, к сожалению, не приходилось испытывать чувства гордости за нашу страну.
55% школьников ответили, что им не приходилось испытывать чувство стыда за нашу страну, из них 24% учеников ответили, что они испытывали чувство стыда за нашу страну за плохие дороги; за то, что Россия занимает первое место по алкоголизму, курению и наркомании; за то, что закрыли ночлеги для бездомных; за неудачи в спортивных состязаниях; за то, что отлавливают и убивают бездомных собак и кошек. А 21% учащихся затруднились пояснить свой ответ на данный вопрос анкеты. Много ребят (45%), которым не приходилось испытывать чувство стыда за свою страну.
90% учащихся смогли назвать, с чем у них ассоциируется слово Родина. Самыми популярными ответами были ассоциации с местами, где ты родился; с родительским домом; со своей страной; с родным краем; с Отечеством и патриотизмом; с родными и близкими; с городами, лесами и полями. 10% учеников затруднились ответить.
69% учащихся затруднились ответить на вопрос о том, считают ли они себя патриотами. 28% школьников уверенно назвали себя патриотами своей страны, а остальные 3% учащихся, наоборот, не считают себя патриотами.
По результатам исследования мы видим, что большинство ребят понимают сущность патриотизма, подчеркивают важность этого качества у граждан страны, но все же у некоторых школьников искажены представления о человеке – патриоте, поскольку нельзя назвать человека патриотом, который покинул свою Родину, не проявляет активности в жизни страны, не участвует в выборах и критикует деятельность правительства страны. Данные результаты говорят о том, что с ребятами необходимо проведение просветительской работы для уточнения в сознании детей понятия истинного патриотизма и патриота, проводить работу по формированию их гражданской позиции, развития ответственного отношения к своей Родине и толерантного отношения к окружающим людям – гражданам страны. Школе необходимо разнообразить формы работы с детьми по патриотическому воспитанию, чтобы ребятам было интересно изучать историю государства, права и обязанности граждан. Для эффективности патриотического воспитания в школе можно применять новые технологии, методы, средства, например, проектную деятельность. Показ мультимедийных презентаций, фильмов на тему патриотизма также повысит уровень патриотической воспитанности школьников. Насыщенная и разнообразная работа по патриотическому воспитанию школьников, несомненно, позволит предотвратить вандализм, осквернение исторических и культурных памятников. Таким образом, патриотическое воспитание в школе очень важное направление воспитательного процесса, заслуживающее пристального внимания.
Литература:
1.Рогов И. Встречи и размышления. Мысли о культуре и патриотизме. Изд-во Политехнического Университета. - Санкт-Петербург, 2011.