Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет новую задачу совершенствования системы образования РФ. (Статья №5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г.). В российском обществе, в последние годы наметились тенденции роста престижности инженерно-технических профессий. Это благоприятно для возрождения и развития промышленного производства и разработки наукоемких технологий, имеющих ключевое значение для устойчивого развития экономики регионов и России в целом. С этих позиций развитие детского и подросткового технического творчества играет важную роль в создании нового кадрового инженерно-технического резерва для многообразной промышленной сферы.
На наш взгляд функцию развития технической одаренности детей и подростков могут взять на себя Центры развития технической одаренности детей и подростков при ВУЗах [1]. Предлагаем модель такого Центра.
Цель:выявление и психолого - педагогическое сопровождение (по образовательной
вертикали) детей и подросков с признаками технической одаренности.
Задачи: Диагностика технической одаренности и определение приоритетных направлений развития. Предварительная специализация по интересам, способностям. Организационное, кадровое и психолого-педагогическое обеспечение программ развития технической одаренности школьников. Содействие школьникам в их жизненном и профессиональном самоопределении
Механизм реализации модели: 10 класс - содействие школьникам в их жизненном и профессиональном самоопределении; 8-9 классы - организационное, кадровое и психолого-педагогическое обеспечение программ развития технической одаренности школьников; 7 класс - диагностика и определение приоритетных направлений развития, предварительная специализация по интересам, способностям.
Модель выполняет следующие функции: экспертно – диагностическую; организационно – проектную; аналитическую.
Модель предполагает реализацию следующих направлений: диагностическое (выявление одаренности у детей, изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей и т.д.); консультационное (оказание психологической консультации учащимся по самопрезентации, самоанализу, самоконтролю, эффективной коммуникации и т.д.); развивающее, создание психолого-педагогических, методических условий успешного обучения одаренных детей через реализацию проектов «Творческие мастерские», «IT инженеринг», сетевые лаборатории и др. для развития у учащихся Центра навыков технического конструирования, личностного общения в группе сверстников с признаками технической одаренности, и др.
Ожидаемые результаты реализации модели:
Психолого-педагогическая готовность специалистов высшего и общего профессионального образования к решению проблемы по выявлению и психолого-педагогическому и методическому сопровождению технически одаренных учащихся.
Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием технической одаренности у учащихся: отбор содержания, создание программ и элективных курсов для работы с технически одаренными учащимися, разработка практических рекомендаций по работе с одаренными детьми; создание специализированного WEB сайта по распространению положительного опыта внедрения модели «Взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по психолого-педагогическому сопровождению развития технической одаренности у учащихся» и для ведения психолого-педагогического сопровождения в труднодоступных и отдаленных местах проживания ПФО.
Увеличение количества выявленных детей с признаками технической одаренности, формирование у них внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу для успешной социализации и самореализации одаренных детей.
Список литературы
1 Merzon E.E., Panfilov A.N., Panfilova V.M.,Shterts O.M.The Multifactor Pedagogical Model of the Development of Giftedness in Children and Youth //Middle-East Journal of Scientific Research 16 (12): 1694-1699, 2013 ISSN 1990-9233