ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Сергеева И.С. 1
1Мурманский государственный гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Период подросткового возраста является чрезвычайно важным в процессе становления человека как личности, в процессе формирования осознанного поведения, нравственных представлений и социальных установок. Этот период является сенситивным, но в тоже время самым сложным с точки зрения формирования характера.

Отдельные черты характера подростка становятся значительно выраженными, более акцентуированными, вследствие чего проявляется существенная уязвимость к одним психогенным воздействиям, в то время как к другим проявляется отличная устойчивость. [2,C. 45].

На сегодняшний день исследование акцентуаций характера является сложнейшей социально – психологической и медицинской проблемой. У многих подростков имеются аномальные проявления характера, это выражается в их поведении в обществе, во взаимодействие с окружающими, отражается на успеваемости в учебной деятельности и др.

Согласно понятию А.Е. Личко, акцентуации - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

А.Е. Личко выделяет следующие основные типы акцентуаций:

1) акцентуация циклоидная — чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;

2) акцентуация гипертимная — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с тенденцией разбрасываться и не доводить дело до конца;

3) акцентуация лабильная — резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

4) акцентуация астеническая — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии, тип характера астено-невротический;

5) акцентуация сенситивная — повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;

6) акцентуация психастеническая — высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий;

7) акцентуация шизоидная — отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, недостаток интуиции в процессе общения;

8) акцентуация эпилептоидная — склонность к злобно-тоскливому настроению с накоплением агрессии, конфликтность, вязкость, мышления, скрупулезная педантичность;

9) акцентуация паранойяльная, или застревающая — повышенная подозрительность и обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений и высокая конфликтность;

10) акцентуация истероидная, или демонстративная — выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания; авантюристичность, тщеславие и прочее;

11) акцентуация дистимная — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;

12) акцентуация неустойчивая — склонность поддаваться чужому влиянию, поиск новых впечатлений, поверхностная общительность;

13) акцентуация конформная — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, консерватизм;

Различные типы акцентуаций могут сочетаться и смешиваться. Значительно чаще встречаются не «чистые» типы, а смешанные формы акцентуаций:

1) типы промежуточные — результат одновременного развития нескольких типических черт;

2) типы амальгамные — напластование новых черт характера, на его сложившуюся структуру, образующиеся по определенным законам.

При воздействии неблагоприятных условий акцентуация характера может привести к изменениям поведения подростка, а также к патологическим нарушениям.

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера:

1. Явная акцентуация – эта степень относится к крайним вариантам нормы. Выраженность черт определенного типа не препятствует социальной адаптации. Занимаемое положение личности соответствует способностям и возможностям. С возрастом особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую форму.

2. Скрытая акцентуация – эта степень относится к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. [2,C.76].

Подростковый возраст, возраст и положительных факторов. В этот период возрастает самостоятельность, отношения со сверстниками и взрослыми становятся более содержательными и многообразными. Сфера деятельности подростка качественно изменяется, формируется ответственное отношение к себе и к другим людям и т. д. [1, C. 20].

Доминирующее значение в развитии самосознания подростка имеют мнения других, значимых для подростка людей, в отношении оценки его личности.

По результатам проведенных исследований А. П. Гуркиной, не все качества личности осознаются подростком в равной мере. Преимущественно сознательными становятся те качества, которые связанны с выполнением подростком ведущей деятельности. Далее следуют качества выражающие отношения к другим людям, затем к собственной личности и последними становятся те личностные качества, отвечающие за чувство долга, ответственности и пр.

Обозначая личностные особенности подростков многие теоретики, выделяют формирующееся в данный период чувство взрослости и «Я-концепцию». Новая позиция подростка проявляется в разных сферах, чаще всего — во внешнем облике, в манерах [4, C.120].

Чувство взрослости является главным новообразованием подросткового возраста, оно проявляется в желании ребенка, чтобы окружающие относились к нему, как к взрослой личности. Это выражается в негативизме, со стороны подростка, в адрес старших, в претензиях на равноправие, в стремлении к самостоятельности, к бесконтрольности своих действий и т.д. Акцентуации характера делают период взросления сложным не только для самого подростка, но и для лиц окружающих его.

В зависимости от микросоциума, в котором находится ребенок в период взросления, от социальных условий, от состояния его психического здоровья период формирования «Я-концепции» завершается либо устойчивой позитивной Я – концепцией, которая характеризуется позитивным отношением к себе, самоуважением, принятием себя, ощущением собственной ценности, либо, сформированностью негативной Я – концепции, негативным отношением к себе, неприятием себя.

Наличие выраженных типологических черт характера значительно усугубляет процесс формирования личности, развитие психических процессов, влияет на уровень самооценки, а также на уровень воспитанности и поведения подростка. Страдают взаимоотношения со сверстниками и с взрослыми. Возможные психоэмоциональные проявления сказываются на психосоматическом состояние личности.

На современном этапе, психологи, занимающиеся проблемами в данной области, утверждают, что психопатические особенности в не резко выраженной форме свойственны почти всем людям. Чем резче выражена индивидуальность, тем более свойственны ей, и выражены у нее акцентуированные черты, это подтверждается наличием взаимосвязи между акцентуацией характера и гениальностью.

Важно помнить, что выраженная акцентуация характера - это крайняя степень нормы и при воздействии неблагоприятных условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, вследствие к психопатии.

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

  2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Ленинград, «Медицина, 1983. – 255c.
  3. Леонгард К.«Акцентуированные личности». М. Изд-во Феникс, 2000. -544 с.
  4. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., МГУ, 1982. – 288 c.

Просмотров работы: 3111