Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих возможностей, способностей, нравственных качеств и места среди других людей. Объектом самооценки могут выступать любые проявления психической сферы человека (процессы, состояния, свойства), совершаемые им поступки и выполняемые действия. [1]
Самооценка может быть адекватной и неадекватной.
Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Таким образом, адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности.
Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнение о себе расходится с мнением о нем окружающих.
Различают неадекватную завышенную самооценку - переоценку себя субъектом и неадекватную заниженную самооценку - недооценку себя субъектом. [2]
На современном этапе развития психологии одной из актуальных проблем является проблема адекватности самооценки одаренных детей.
Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. («Рабочая концепция одаренности», Богоявленская Д.Б.)
Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями, улавливать интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет.
Важнейшим аспектом, определяющим развитие одаренности, психологи считают Я-концепцию ребенка. Самовосприятие личности формируется на основе субъективных и объективных оценок окружающих нас людей. Р. Бернс [3] считает, что Я-концепция играет троякую роль. Она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.К. Тэкэкс [4] обращает внимание на то, что роль родителей в обретении ребенком положительного Я, основы личного сознания бытия незаменима, а позаботиться о физическом развитии, интеллектуальном росте или о совершенствовании его особого таланта могут и другие люди.Школа оказывает существенное влияние на формирование Я-концепции ученика.
К сожалению, в современной школе ценится умение соответствовать нормам и правилам, заведенным в образовательном учреждении, верные ответы, хорошая успеваемость. В результате чего одаренный ребенок часто с первого момента обучения в школе начинает испытывать давление со стороны.
Понимание своей непохожести выводит способного ученика из равновесия. Он видит, что окружающие оценивают его не так, как всех, и это чувство заставляет думать о себе как о ''странном''. Возникает чувство отчуждения, к которому так восприимчивы одаренные дети. Ученик с высоким уровнем способностей зачастую в подобных ситуациях начинает скрывать свои возможности.
Если ребенок будет ощущать, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся личности, то это будет стимулировать его позитивное самовосприятие, саморазвитие. Учащийся будет реально оценивать свои возможности, будет видеть конечную цель своей деятельности. В противном случае ребенок не осознает возможности для внутреннего роста, что приведет к утрате многих резервов развития.
Отмечено, что уровень самооценки коррелирует с характером творческой деятельности ребенка. Были изучены стили рисунков детей. У детей с высокой самооценкой рисунки оказались оригинальными, с юмором, проявлялся творческий подход и оригинальность. Дети со средним уровнем самооценки в своих работах были более скованы, менее выразительны. Школьники с низкой самооценкой рисовали маленькие фигурки, в рисунках ощущалась их неуверенность, закомплексованность. В рисунках были выявлены отчетливые различия в восприятии себя и окружающих.Процесс обучения для детей становится процессом постоянного сравнения себя с другими, оценивания себя. Важной задачей на данном этапе является развитие у ребенка дифференцированных, глубоких и точных знаний о себе, умения использовать разнообразные характеристики при оценке себя, адекватно отзываться на оценку личностных качеств.
Для успешности деятельности необходимы поддержка, благожелательная атмосфера. Но результаты деятельности должны оцениваться реально, объективно. Отмечено, что для формирования у ребенка оптимального способа самооценивания эффективно сотрудничество взрослых и детей. Данный фактор ведет к результативной деятельности, создает благоприятную почву для развития личностных особенностей, позволяющих и в будущем действовать эффективно и успешно.М.Э. Боцманова и А.В. Захарова [5] подчеркивают, что недостаточные знания ребенка о себе, их неполнота, несоответствие действительности ведет к тому, что ребенок становится уязвимым перед внешними отрицательными оценками, что может стать блокиратором активности, формирует негативное отношение к себе.
Психологи особо подчеркивают факт влияния мнения окружающих на процесс становления самооценки ребенка. Под воздействием оценочных суждений родителей, педагогов, ровесников ребенок начинает определенным образом относиться к достижениям в деятельности (в первую очередь, учебной), к самому себе как личности.
Самооценка и характер ее изменений существенно влияют на ход психического развития ребенка. Велико ее воздействие на формирование одаренности. Ряд авторов считают, что одаренные дети нередко обладают заниженной самооценкой и социальной неуверенностью. Самооценка одаренного ребенка имеет тенденцию к резким изменениям в ответ на малейшие неудачи. Повышенная требовательность к себе, стремление доводить все до совершенства, желание не подводить неуспехами родителей могут становиться причинами самобичевания и самоунижения.
Однако если ребенок добивается успехов в деятельности, то его самооценка повышается. В некоторых случаях это приводит к так называемой «звездной болезни», когда ребенок ощущает свое превосходство над другими.
Можно выделить несколько факторов, оказывающих наибольшее влияние на самооценку одаренного ребенка:
· неадекватная оценка своей деятельности (чувство неудовлетворенности, возникающее в случаях, когда достигнутые результаты оказываются ниже, чем ожидалось, и чувство превосходства при достижении цели); · чрезвычайно высокие личные стандарты, которые складываются под влиянием окружающих, критичное отношение к себе и мучительное ощущение своего несоответствия этим требованиям, страх не оправдать ожидания окружающих;
· повышенная чувствительность, неумение адекватно пережить малейшую неудачу; · высокая творческая и интеллектуальная одаренность может сочетаться с низкой успеваемостью в школе;
· объективные и субъективные сложности вхождения одаренного ребенка в детский коллектив (эффект «белой вороны», «звездная болезнь»).
Данные факторы не только способствуют возникновению неадекватной самооценки, но и, как следствие, тормозят развитие заложенных в ребенке способностей.
Изучив вопрос об особенностях формирования самооценки одаренных детей, мы пришли к выводу: огромное влияние на формирование самооценки детей оказывают результаты их деятельности, оценка этих результатов окружающими людьми - родителями, педагогами и сверстниками. Родители должны, с одной стороны, способствовать развитию талантов своих детей, и с другой стороны, не относиться к детям как к «странным». Педагоги, в свою очередь, должны выявлять способности у одаренных детей, помогать этим детям влиться в коллектив, осознать свои возможности, адекватно оценить их и самого себя. Все это будет способствовать гармональному развитию ребенка, в том числе его одаренности. Он сможет реализовать себя как полноценная личность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Психология Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М., 1990. - с. 352
Практикум по возрастной и педагогической психологии Учебное пособие для студентов педагогических институтов. А.А. Алексеев и др.; / Под ред. А.И. Щербакова. - М. Просвещение, 1987. - 255 с.
Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс // Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. – Москва: Российское педагогическое агентство, 1997
К. Тэкэкс. Счастливые родители одаренных детей // В сб.: Одаренные дети, под редакцией В. М. Слуцкого / М.: Прогресс, 1991
Боцманова М. Э., Захарова А. В. Роль общения в формировании личности подростка // В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Медицина, 1980. — С. 206—228.