ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ОТ ДЕТСКОГО АУТИЗМА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ОТ ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Сергеева И.С. 1, Сергеева Н.С. 1
1Мурманский государственный гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно проведенным исследованиям в последние годы количество детей, имеющих проявления аутизма или расстройства аутистического спектра (РАС) значительно увеличилось.

Критерии постановки диагноза сложно определить, т.к. одна из главных причин - проблематичность дифференциации аутизма, как отдельного расстройства от аутистических черт личности вследствие других фундаментальных нарушений. Клинические проявления расстройств аутистического спектра и его диагностические признаки зачастую схожи с патопсихологической симптоматикой «раннего детского аутизма» (РДА)[1].

Согласно принятой в России Международной классификации болезней 10-го пересмотра, детский аутизм – это общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности [2].

По современным международным клиническим классификациям, аутизм включен в группу первазивных расстройств. Диагностируется данное расстройство в возрасте до 3 лет и проявляется нарушением потребности в общении и способности к социальному взаимодействию.

По данным Центра по контролю заболеваемости (США), в последнее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих проявления аутизма или расстройства аутистического спектра. Как сообщает Всемирная организация аутизма, за последние десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. В 2000 году считалось, что распространенность этого заболевания составляет 5-26 случаев на 10 000 детского населения, на данный момент эти цифры значительно возросли. На сегодняшний день они составляют 1 случай аутизма на 160 детей. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.

Сочетание высокой частота встречаемости и разнообразия клинической картины, значительный процент тяжелых и осложненных форм и сложность коррекционной работы делают это заболевание не только серьезной медицинской, но и социальной проблемой.[9]

По мнению Д. Трефферта, расстройства аутистического спектра представляют собой группу состояний с общими конечными этапами патогенеза, сходным с синдромом аутизма. Данные нарушения состояний вызваны различными причинами, одними из которых являются: генетические нарушения, нарушения обмена веществ, структурные и травматические.

Согласно теории Джона Дауна, учитывая различные варианты течения болезни, первичную диагностику и сопутствующие симптомы, аутизм классифицируется на «ранний детский аутизм» и « аутизм регрессивного типа». Клинические признаки и симптомы раннего детского аутизма у детей определены с рождения. В случае аутизма регрессивного типа – дети вначале развиваются в соответствии с возрастной нормой, вовремя овладевают необходимыми навыками, речевым развитием, однако в возрасте 2-4 лет у них наблюдается внезапный регресс.[7]

Д. Даун утверждал, что время начала этого процесса, который в дальнейшем был назван «невольным затуманиванием сознания», совпадает со временем, когда у ребенка начинается смена зубов. При установлении причин этого состояния следует, отделять этапы развития ребенка от других возможных причин. Он обозначает расстройства аутистического спектра как умственную отсталость, связанную с нарушением развития, отделяя больных с умственной отсталостью вследствие нарушений развития, от больных людей, заболевание которых являлось следствием врожденных патологий, или родовых травм.

Составляя психологический портрет людей с данным заболеванием Д. Даун описывает их следующим образом: «…они живут в своем мире, углубленны в себя, постоянно перебирают пальцами, или совершают другие ритмичные движения не обращающих внимание на других. Они, как будто погружены в свои грезы. У них очень выразительные глаза, в которых в минуты просветления виден ясный, глубокий ум» [7].

В настоящее время особое внимание уделяется изучению аутистикоподобных расстройств, тождественных по проявлениям раннему детскому аутизму, но имеющих, по мнению В. М. Башиной, неэндогенное происхождение. [1]

В последние годы общеупотребительным стал термин «расстройства аутистического спектра», к которым относят такие расстройства как: детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Аспергера (F84.5). Некоторые исследователи включают в РАС и психогенные формы с аутиститическим поведеним.

В рамках дифференциального анализа рассмотрим клинико - психолого - педагогические характеристики каждого расстройства, представленные в различных классификациях.

Международная классификация болезней 10 пересмотра (МКБ-10) рассматривает следующие формы аутизма:

  1. F84.0 Детский аутизм или синдром Каннера - проявляется на третьем году жизни и характеризуется функциональными ограничениями в трех основных областях:

А. область социального взаимодействия;Б. коммуникативное поведение;В. нарушения в мотивационной сфере.

Проявления аутизма: стереотипии, фобии, страхи, агрессия и аутоагрессия, нарушения интеллектуального развития, своеобразие развития сенсорной сферы, характерные речевые нарушения, нарушения в формировании моторики.

Для подтверждения данного заболевании обязательно наблюдение минимум шести симптомов.

  1. F84.1 Атипичный аутизм – аномальное или нарушенное развитие проявляется в любом возрасте, как правила сопряжен с глубокой умственной отсталостью. Заболевание проявляется у детей, анамнез которых отягощен психозом.

  2. F84.5 Синдром Аспергера – при данном расстройстве все проявления идентичны синдрому Каннера. Наблюдается своеобразие личностного развития при сохранном интеллекте. [3]

В настоящее время мнения учёных разных стран разделились. Американские исследователи считают аутизм «нарушением развития», препятствующим становлению основных психологических функций в раннем возрасте, что в дальнейшем приводит в инвалидизации ребёнка.

В американских классификациях (DSM-III и DSM-IV) выделяются нозографические группы, идентичные МКБ-10.

Авторы относят все отклонения и задержку развития основных психологических функций к «первазивным нарушениям развития». В основе американских классификаций находится патогенез возможных аномалий созревания и развития нервной системы.

Французские детские психиатры используют иной подход. Они рассматривают аутизм в контексте «ранних детских психозов», считающихся глобальными нарушениями личности, которые в свою очередь классифицируются на формы «чистого» аутизма и аутистикоподобные психотические расстройства.

Мизес Роже разработал «Французскую Классификацию нарушений психического развития у детей и подростков», в которой выделяет следующие клинические формы:

  1. Ранний детский аутизм, описанный Каннером;

  2. Другие формы детского аутизма, близкие к РДА (атипичный аутизм и аутизм Аспергера);

  3. Ранние дефицитарные психозы. Характеризуются наличием признаков умственной отсталости и психотическими расстройствами. Проявляются в виде тревоги, нарушения взаимодействия, наличием галлюцинаций.

  4. Дисгармонические психотические расстройства. Проявляются к 3-4 годам. Характеризуются нестабильностью, заторможенностью, навязчивыми состояниями, фобиями, неравномерным развитием различных сфер: психомоторика, речь, познавательная деятельность, приобретение умений и навыков [8].

С точки зрения Р. Мизеса, аутизм представляет собой самостоятельную, специфическую форму ранних нарушений личности.

Мизес отделяет формы ранних психозов, возникающих в результате «аутизирующего» психотического процесса, от аутизма дифференциальными радикалами, которые можно выделить, используя диагностику поведения ребенка и способов его взаимодействия с окружающими.

Все перечисленные расстройства характеризуются в своей клинической картине проявлениями нарушения потребности в общении и способности к социальному взаимодействию, а также стереотипностью поведения, деятельности, интересов и игр.

Данные расстройства могут быть частично изменены путем терапевтического вмешательства, педагогического и коррекционного воздействия [8]

Французскими психиатрами выделено несколько синдромов, сходных с формами аутизма по своей клинической картине, но имеющих специфические черты:

  1. Синдром ломкой Х-хромосомы. Этот синдром не всегда связан с аутизмом. При данном заболевании прежде всего обнаруживается умственная отсталость, которая часто сопровождается проявлениями, напоминающими симптомы аутизма, а именно: нарушения поведения и речи, выражающиеся в нанесении себе повреждений, повторении бессмысленного набора слов.

Эти нарушения напоминают симптомы, типичные для детского психоза.

  1. Синдром Ретта долгое время объединялся в одну нозографическую категорию с аутизмом. В настоящее время этот синдром рассматривается как самостоятельное нарушение, так как ряд существенных различий в симптоматике, течении болезни и лечении детей с таким заболеванием заставляют чётко отграничить его от аутизма.

Для синдрома Ретта характерны следующие клинические проявления:

  • К концу первого гожа жизни происходит остановка и регресс психомоторного развития;

  • Появляются симптомы аутистического спектра: потеря интереса к людям и предметам, анимичное, неподвижное выражение лица, пустой взгляд, но избегания глазного контакта, как при «чистом» аутизме, не наблюдается;

  • Появление неврологических симптомов. Использование рук регрессирует и заменяется стереотипными движениями, такими как: потирание рук на уровне груди, постукивание руками по зубам или рту;

  • Развивается атаксия-расстройство координации движений. Возникают трудности в удержании равновесия, походке;

  • Сформированные ранние речевые навыки регрессируют;

  • Замедляется кривая роста окружности головы.

Данное состояние стабилизируется к 3 годам. К этому времени наблюдается клиническая картина по типу деменции с грубыми нарушениями в моторной сфере, отсутствием речи и полным отсутствием самостоятельности.

Следует также отметить, что данное заболевание встречается только у девочек и наблюдается примерно у 1 человека на 10000.

  1. Синдром Веста относится к неврологическим нарушениям , характерным для младенческого возраста. Сидром Веста может сопровождаться аутистическими чертами в определённый период развития.

Этиология и патогенез данного расстройства указывают на то, что это заболевание отлично от клинической картины аутизма. В основе настоящего синдрома –эпилептическая энцефалопатия, начинающаяся на первом году жизни ребёнка и проявляющаяся генерализованными судорогами головы, тела и сгибанием конечностей.

Течение болезни сопровождается регрессом психомоторного развития и приводит к тяжёлым психическим нарушениям.

4. Синдром Ландау-Клеффнера проявляется в возрасте трёх лет. Характеризуется утратой уже сформированной к этому периоду развития речи и появлением признаков эпиактивности – проявлениями повышенной возбудимости в коре головного мозга, что возможно диагностировать только с помощью электроэнцефалограммы [4]

Все клинические симптомы описанных выше заболеваний схожи с симптоматикой аутизма, что может привести к постановке неверного диагноза.

Следует также отличать аутизм на его начальной стадии от других нарушений, которые могут его сопровождать:

  1. Сенсорные нарушения: слепота и глухота.

Дифференциальная диагностика врождённой глухоты и аутизма достаточно сложна, учитывая специфику этих нарушений.

Известно, что некоторые случаи глухоты сопровождаются поведением психотического характера, такими как стремление к уединению и стереотипии. Также существуют аутистические синдромы, сопровождающиеся нарушением слуха.

Для правильной диагностики таких случаев используются слуховые аппараты. Если при использовании аппарата ребёнок начнёт вступать в контакт в окружающими и произойдёт развитие коммуникативной сферы, то это будет означать, что реакции психотическиго характера были следствием сенсорной депривации, а не аутизмом.

Слепота может также сопровождаться либо симптомами аутистического спектра, либо настоящимаутистическим уходом в себя со стереотипиями и аутостимулирующими движениями.

  1. Отсутствие или задержка развития речи так же может привести к тому, что ребёнку будет поставлен диагноз аутизм.

В частности, следует отграничить аутизм от такого специфического нарушения развития речи и языка как дисфазия.

При дисфазии нарушается экспрессивная сторона речи, и иногда страдает понимание речи, тогда как у аутичных детей нарушения речи более глубокие и разнообразные.

Потребность в общении у ребёнка с дисфазией, использование им жестов и других средств невербальной коммуникации позволяют отличить его от ребёнка с аутизмом, но не смотра на это, у многих детей с дисфазией могут наблюдаться расстройства аутистического спектра: стереотипии и уход в себя и нежелание взаимодействовать.

3.Эмоциональная депривация и ранние детские депрессии. В этом случае речь идёт о ранних нарушениях взаимодействия, а именно о депрессивном состоянии у ребенка, вызванного разлукой с матерью.

Эти патологические состояния могут сопровождаться депрессивными синдромами, называемыми в психологии анаклитической депрессией.

Данные тяжёлые депрессивные расстройства, как правило, проявляются симптомами аутистического характера, характеризующимися уходом в себя и стереотипными движениями типа раскачивания.

Однако эти нарушения, являющиеся следствием депривации, отступают и могут совсем исчезнуть, если ребёнок помещён в эмоционально удовлетворительные условия [6].

Таким образом, в настоящее время существует много трудных и спорных вопросов диагностики аутистических состояний и во многом решение этих вопросов зависит от позиции, которую занимает диагност по отношению к РДА.

Почти через пятьдесят лет после выделения РДА как особой и самостоятельной формы аутизма, характеризующейся специфической клинической картиной, все определяющие вопросы учения об этом виде патологии: определение, этиология, патогенез - остаются противоречивыми, неопределенными и не способствуют, а затрудняют диагностический процесс.

В заключение анализа данной проблемы, можно сделать вывод о том, что аутизм в наши дни действительно диагностируют все чаще, но в этой области нужно провести более тщательные исследования, и следует разработать четко выверенные клинические критерии, на основании которых будут дифференцироваться задачи и приемы дальнейшей психолого – педагогической коррекции в соответствии с выявленным вариантом аутистического развития.

Литература

  1. Башина В.М. К проблеме раннего детского аутизма, 2007. URL:http://www.psychiatry.ru/library/publications.- дата обращения 01.11.13

  2. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм. Медицинские и педагогические аспекты. СПб.: 1998. URL: http://www.autism.ru.- дата обращения 29.10.13

  3. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста, СПб.:2001. – 463 с.

  4. Манелис Н.Г. Ранний аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы. Шк. Здоровья 1999; 2: 6-22.

  5. Никольская О.С., Баенская Е.Р.,Ульянова Р.К. Психолого-педагогическая коррекция раннего детского аутизма // Ранний детский аутизм: клинико-психологическая характеристика; медикаментозная и психолого–педагогическая коррекция: сб. науч. тр. – М., 1981. – С. 43 - 90

  6. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Проблемы семьи аутичного ребенка // Дефектология. – 2005. - № 5. – С. 76 - 82

  7. Трефферт Д. А. «Доктор Даун и «нарушения развития» // Аутизм и нарушения развития», 2006;

  8. Феррари П.,Детский аутизм / П Феррари; пер. с фр. О.Власовой. – М.:РОО «Образование и здоровье», 2006. – 127 с.

  9. URL:http://ria.ru/spravka/20120402/615322608.html- дата обращения 14.11.13

 

Просмотров работы: 5556