ВОЗДЕЙСТВИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Г. САРАТОВА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВОЗДЕЙСТВИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Г. САРАТОВА

Абдулов Р.Ж. 1
1аратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема увеличения автотранспорта является острой в современном мире, и на ее решение затрачивается огромное количество средств, а также создаются и совершенствуются различные методики, определяющие более эффективное вложение денег, конечной целью которого является минимизации негативного воздействия. Как правило, основным местом образования выбросов от автотранспорта считаются автомагистрали и другие важные пути сообщения, которые предполагают огромное скопление машин, образующее заторы и пробки. Однако нужно учитывать не только количественные характеристики, но и длительность пребывания автотранспорта в местах скопления, поэтому большое количество машин на стоянках автомобилей и в местах остановок большого количества маршрутных такси могут создавать неблагоприятную ситуацию для находящихся там людей.

Наиболее очевидным следствием продолжающегося роста числа автотранспортных средств является перегрузка улично-дорожной сети, рост числа заторов и затруднение парковки, снижение скоростей движения и как следствие увеличение выбросов, загрязняющих атмосферу города. Помимо химического загрязнения атмосферного воздуха для транспорта характерны и другие виды негативного воздействия на среду обитания человека. Так, большинство выбросов токсических веществ в городскую среду сосредоточиваются на поверхности почвы, где происходит их постепенное депонирование, что ведет к изменению химических и физико-химических свойств субстрата.

В связи с вышеперечисленным, было запланировано исследование с целью оценки негативного воздействия автомобильного транспорта в г. Саратове на среду обитания человека и способы его уменьшения.

Количество автомобилей в мире непрерывно растет. Так, в 1900 г. их насчитывалось 11 тыс., 1950 г. — 48 млн, 1970 г. — 181 млн, 1982 г. — 330 млн. [2]. Общий мировой парк автомобилей насчитывает более 800 млн. единиц, из которых 83...85% составляют легковые автомобили, а 15... 17% - грузовые и автобусы. Выставленные бампер к бамперу, они составили бы цепочку длиной 4 млн км, которой 100 раз можно обернуть земной шар по экватору. Если тенденции роста выпуска автотранспортных средств (АТС) останутся неизменными, то к 2015 г. число автомобилей может возрасти до 1,5 млрд. шт. [4].

В последнее десятилетие в Российской Федерации уровень автомобилизации растет высокими темпами, и, по некоторым данным, интенсивность этого роста одна из самых высоких в мире (8—10 % ежегодно) [2]. Прирост парка легковых автомобилей в России составляет примерно 1 млн в год. По данным аналитического агентства «Автостат», опубликовавшего исследование структуры парка легковых автомобилей, к 2011 году он составил 34,04 млн. машин, что примерно на 4,1% больше, чем годом ранее [7].

Саратов, как крупный промышленный город, оказывает существенное воздействие на приземный слой атмосферы. Основными источниками загрязнения атмосферы являются химическое производство, производство нефтепродуктов, электроэнергии и газа, а также автотранспорт. Количество транспортных средств в городе постоянно увеличивается, а дорожно-транспортная сеть практически не меняется. Если учитывать сохранение тенденций увеличения уровня автомобилизации в городе и приближение ее к среднеевропейскому, т.е. 300 - 350 автомобилей на 1000 жителей (в настоящее время в Саратове на 1000 жителей приходится около 320 автомобилей), то пропускная способность городской магистральной улично-дорожной сети в самое ближайшее время достигнет критической [6].

Саратов, как крупный промышленный город, оказывает существенное воздействие на приземный слой атмосферы. Основными источниками загрязнения атмосферы являются химическое производство, производство нефтепродуктов, электроэнергии и газа, а также автотранспорт.

По данным Управления ГИБДД ГУВД по Саратовской области, по состоянию на 01.01.2011 года на территории области зарегистрировано 752,830 тыс. единиц автотранспорта [5]. По сравнению с предыдущим годом увеличилось количество зарегистрированных автомобилей на 104684 единицы (16,2%). На территории г. Саратова зарегистрировано 284,3 тысяч единиц автотранспорта, из них 85% – легковые автомобили, 15% – грузовые автомобили и автобусы (рис. 1).

Ежегодно в г. Саратове прирост автотранспорта в среднем состовляет около 16 тыс. ед., а за 2010 год прирост автотранспорта был рекордным, на 32 тысячи.

Рис. 1. Динамика роста автотранспорта в г. Саратове 2005-2010 г.г.

Учитывая, что население г. Саратова сократилось за период 2005 – 2010 г.г. с 864,6 тыс человек до 827,2 [11] увеличение нагрузки от автотранспорта на город и на его жителей стал более ярко выражен если рассмотреть количество автотранспорта на 1000 человек (рис. 2).

Рис. 2. Динамика количества автотранспорта на 1000 человек и населения г.Саратова 2005-2010 г.г.

За 5 лет автомобилей на тысячу человек увеличилось на 107,3 единиц, и этот показатель в 2010 году составил 343,3 единиц автотранспорта. Таким образом мы достигаем среднеевропейских показателей уровня автомобилизации, а именно противоположные динамики сокращения населения и роста автомобилей.

Отрицательно на экологической ситуации сказывается и тот факт, что в России в целом еще велика доля автотранспорта, эксплуатирующегося более десяти лет. Средний возраст российского автомобиля составляет, по данным ГИБДД, 10,8 лет [2].

Автомобиль отрицательно воздействует практически на все составляющие биосферы: атмосферу, водные, земельные ресурсы, литосферу и человека. Масштабы этого воздействия схематично представлены на рисунке 3 [4].

Рис. 3. Схема и масштабы воздействия автомобилей на окружающую среду.

Автомобильная дорога - комплекс сооружений и устройств, который обеспечивает движение автотранспортных потоков (АТП). Сооружение и эксплуатация автомобильных дорог связаны с серьезными вредными воздействиями на окружающую среду. Эти воздействия имеют комплексный характер, как от АТП, так и от элементов инфраструктуры автомобильной дороги, связанный с природными экосистемами и близлежащей жилой застройкой. Перечень техногенных воздействий автомобильных дорог приведен на рисунке 4 [4]. Это воздействие на атмосферу - акустическое загрязнение, запыленность, загрязнение вредными веществами (ВВ), химическое загрязнение и электромагнитные поля; загрязнение гидросферы - сточные воды, и, наконец, литосферы - вредные вибрации и загрязнение ВВ.

Рис. 4. Техногенные воздействия автомобильной дороги на окружающую среду.

К основным видам воздействия автомобильных дорог на окружающую среду (ОС) следует отнести:

• нарушение экосистем и территорий (изменение ландшафтов, изменение гидрологического режима территорий, нарушение почв, изменение естественных ареалов распространения растительности и обитания диких животных, уничтожение биоты);

• загрязнение окружающей среды во всех трех средах обитания (атмосфере, гидросфере и литосфере).

Наиболее интенсивные и разнообразные воздействия дорога оказывает на атмосферу. В числе основных факторов загрязнения окружающей среды здесь следует отметить:

• вредные химические вещества - продукты выхлопа отработавших газов автомобилей (диоксид азота, оксид и диоксид углерода, диоксид серы, углеводороды, бенз(а)пирен и др.);

• пыль - твердые частицы (продукт стирания шин и перевозимых грузов) и сажа (продукт выхлопа дизельных двигателей);

• физические поля (акустическое, инфразвуковое и электромагнитное).

Характер и интенсивность этих воздействий зависят от интенсивности, скорости движения и состава транспортного потока, рядности движения и пр. Учитывая разнообразный характер этих факторов, универсальным показателем, указывающим на опасность вредного воздействия на ОС, является предельное расстояние, на котором рассматриваемый фактор находится в пределах предельно допустимых уровней (ПДУ) или предельно допустимых концентраций (ПДК). Это расстояние можно условно назвать санитарно-защитной зоной (СЗЗ) по рассматриваемому фактору.

Таким образом, автомобильный транспорт представляет собой один из основных источников загрязнения воздушного бассейна крупных городов и играет негативную роль в формировании санитарных условий как на магистралях и улицах с интенсивным движением, так и в городе в целом. Практически все современные автомобили снабжены двигателями внутреннего сгорания. На каждую машину в среднем приходится около 3 кг выбросов вредных ингредиентов ежедневно. При сгорании моторного топлива в выхлопных газах автотранспорта обнаруживается свыше 200 различных веществ. Из них наиболее распространенные — свинец, оксиды азота, серы и углерода, углеводороды, сажа, бенз(а)пирен, различные виды пыли [2].

От вида и качественных характеристик двигателя зависят степень полноты сгорания, состав отработанных газов, количество и состав углеводородов, поступающих в атмосферу за счет утечек, испарения и пр. Большинство автомобилей оснащены бензиновыми двигателями, хотя в последнее время на дорогах нередки автомобили с двигателями на дизельном топливе.

Бензин представляет собой смесь жидких углеводородов — пентана, гексана, гептана, октана, нонана, декана. При сгорании такого топлива образуется очень много вредных веществ вследствие неравновесных условий горения, присутствия в бензине различных примесей, остающихся при перегоне нефти, и добавления в качестве антидетонатора тетраметил- и тетраэтилсвинца (присадки), повышающих октановое число топлива. В выхлопах дизельного двигателя очень много сажи и пыли, однако нет соединений свинца и ядовитой окиси углерода, так как дизельное топливо практически полностью сжигается.

Количество углеводородов (не сгоревших или не полностью сгоревших компонентов топлива) в выхлопе автомобиля резко увеличивается, если двигатель работает на малых оборотах или в момент увеличения скорости на старте (например, в заторах или во время красного сигнала светофора). Поступление несгоревших частиц в атмосферу города в это время примерно в 10 раз больше, чем при работе двигателя в нормальном режиме.

Для сравнительной оценки уровня загрязнения воздушной среды рассчитывается комплексный индекс загрязнения атмосферы.

Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) — комплексный индекс загрязнения атмосферы, учитывающий несколько примесей. Величина ИЗА рассчитывается по значениям среднегодовых концентраций. Поэтому этот показатель характеризует уровень хронического, длительного загрязнения воздуха.

В г. Саратове и Саратовской области ИЗА рассчитывается по пяти веществам, вносящим наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха городов. По г. Саратову представлены следующие вещества: взвешенные вещества, оксид углерода, диоксид азота, фенол и формальдегид. Расчет ИЗА проведен без учета концентраций бенз(а)пирена, в виду длительности обработки проб в НПО «Тайфун» г. Обнинска [9].

В 2011 году уровень загрязнения атмосферного воздуха города Саратова характеризовался как высокий. Динамика ИЗА г. Саратова за январь-декабрь 2011 года представлена на рисунке 5. Расчетная величина ИЗАсоставила 10,81 (в 2010 году ИЗА= 13), минимальная величина ИЗА была зафиксирована – в феврале (ИЗА = 5,65), максимальная в июле (ИЗА = 20,32).

Рис. 5. Динамика ИЗА 2010-2011 г.г.

Июль 2011 года характеризовался повышенным температурным режимом и дефицитом осадков. В дневные часы воздух прогревался до +35оС …+38оС, относительная влажность в середине дня (1600) не превышала 30%, а в отдельные дни в условиях аномально - жаркой погоды и сильной жары понижалась до13%. В ночные и утренние часы в приземном слое атмосферы наблюдалась инверсия температуры воздуха на фоне слабого юго-восточного ветра. Количество осадков в Саратове за месяц составило 5 мм (10,2% нормы), и отмечались эти осадки в начале июля [9].

Метеоусловия в большинстве дней месяца способствовали накапливанию загрязняющих веществ, повышению уровня загрязнения атмосферы города.

Общий уровень загрязнения по Саратову распространен не равномерно по районам города Саратова (рис. 6).

Несмотря на распространенное общественное мнение, что Заводской район считается самым загрязненным, он таки является самым чистым - ИЗАгод=8,58, и за весь год ИЗА превысило 13 (очень высокий уровень загрязнения) только в июле. Основное загрязнение идет из центра города, Кировского и Волжского районов, районов с интенсивным движением автотранспорта, где ИЗАгод равны 12,77 и 12,27 соответственно. Каждый такой район имеет по 4 месяца, когда ИЗА был отмечен как очень высоким, максимум был отмечен в июле 25,56 в Кировском районе.

Рис. 6. Динамика ИЗА по районам Саратова за январь декабрь 2011 г.

Для того чтобы оценить динамику выбросов, а главное провести сравнение между загрязнителями необходимо рассматривать загрязнение в зависимости от ПДК, так как показатели выбросов, а также их ПДК различны (рис.7).

Взвешенные вещества, СО, NO2 и фенол в целом находятся примерно на одном уровне относительно ПДК.

Рисунок 7. Динамика выбросов загрязняющих веществ в 2011 году.

Основное загрязнение пылью проходит в летний период, а в зимний период оно сводится к нулю, так как наличие загрязнения взвешенными веществами в атмосфере зависит от осадков. Взвешенные частицы при проникновении в органы дыхания приводят к нарушению системы дыхания и кровообращения. Вдыхаемые твердые частицы влияют как непосредственно на респираторный тракт, так и на другие органы за счет токсического воздействия входящих в состав частиц различных компонентов. Люди с хроническими нарушениями в легких, с сердечно сосудистыми заболеваниями, с астмой, частыми простудными заболеваниями, пожилые и дети особенно чувствительны к влиянию мелких взвешенных частиц диаметром менее 10 микрон [3]. Особенно опасно сочетание высоких концентраций ВВ и диоксида серы. ПДКср/сут пыли = 0,15 мг/м3, среднее загрязнение за 2011 год составило 0,08 мг/м3.

Загрязнение СО не превышало ПДК за весь период 2011 года. Оксид углерода поступает в атмосферу от промышленных предприятий в результате неполного сгорания топлива. Много оксида углерода содержится в выбросах предприятий нефтехимии, но главным источником оксида углерода является автомобильный транспорт. В случаях нахождения вблизи автомагистрали с интенсивным движением транспорта у людей с больным сердцем могут наблюдаться различные симптомы ухудшения здоровья [3]. ПДКср/сут СО = 3мг/м3, среднее загрязнение за 2011 год составило 2 мг/м3.

Загрязнение фенолом относительно ПДК находится примерно на одном уровне с СО и средние показатели так же не превышают ПДК за весь период 2011 года, стой лишь разницей, что выбросов углекислого газа было больше, однако класс опасности у него ниже. Фенол ядовит. Вызывает нарушение функций нервной системы. Пыль, пары и раствор фенола раздражают слизистые оболочки глаз, дыхательных путей, кожу. Попадая в организм, фенол очень быстро всасывается даже через неповрежденные участки кожи и уже через несколько минут начинает воздействовать на ткани головного мозга. Сначала возникает кратковременное возбуждение, а потом и паралич дыхательного центра. Даже при воздействии минимальных доз фенола наблюдается чихание, кашель, головная боль, головокружение, бледность, тошнота, упадок сил. Тяжелые случаи отравления характеризуются бессознательным состоянием, синюшностью, затруднением дыхания, нечувствительностью роговицы, скорым, едва ощутимым пульсом, холодным потом, нередко судорогами. Зачастую фенол является причиной онкозаболеваний. ПДКср/сут фенола = 0,003 мг/м3, среднее загрязнение 0,001 мг/м3.

Среди загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу с антропогенными выбросами от промышленности, электростанций и транспорта, оксиды азота относятся к наиболее опасным. Они образуются в результате сгорания органического топлива при высоких температурах в виде окислов азота, которые трансформируются в диоксид азота. Оксид и диоксид азота играют сложную и важную роль в фотохимических процессах, происходящих в тропосфере и стратосфере под влиянием солнечной радиации, являющихся причиной образования фотохимического смога и высоких концентраций приземного озона и формальдегида.

При небольших количествах диоксида азота в атмосфере наблюдается нарушение дыхания у больных астмой, кашель у больных бронхитом. ПДКср/сут NO2 = 0,04 мг/м3, и его среднее загрязнение за год находится на уровне ПДК, данный загрязнитель образуется в результате сгорания органического топлива при высоких температурах, следовательно, такое высокое загрязнение напрямую связано с транспортом. Всероссийским обществом здравоохранения (ВОЗ) рекомендовано не превышать ПДК, поскольку выше этого уровня наблюдаются болезненные симптомы у больных астмой и других групп людей с повышенной чувствительностью.

Автотранспорт играет ведущую роль в интенсивном загрязнением атмосферы формальдегидом (рис. 9).

Формальдегид занимает важное место среди веществ, содержащихся в атмосфере города. В промышленности он образуется при неполном сгорании жидкого топлива. В атмосферу формальдегид поступает также в смеси с другими углеводородами от предприятий химической и нефтехимической промышленности.

Рисунок 9. Динамика выбросов формальдегида в 2011 году.

Это вещество второго класса опасности, оказывающее раздражающее действие на организм человека, обладает высокой токсичностью. При концентрациях существенно выше ПДК, формальдегид действует на центральную нервную систему, особенно на зрительные органы. При острых отравлениях характерно раздражение слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей, резь в глазах, першение в горле, кашель, удушье. ПДКср/сут формальдегида = 0,003 мг/м3, среднее значение за год составило 0,015 мг/м3. В отличие от других веществ входящих в ИЗА5, превышение ПДК формальдегидом составляет от 2,67 до 8,33 ПДК, это ведущий опасный загрязнитель атмосферы г. Саратова.

Таким образом, превышения ПДК в первую очередь по формальдегиду, диоксиду азота и взвешенным веществам, а также вклад фенола и углекислого газа на атмосферу в Саратове, поддерживают высокий уровень загрязнения. Однако это общее состояние атмосферы, в котором включены выбросы, как от передвижных источников, так и от стационарных. Поэтому необходимо рассмотреть какой вклад несут именно передвижные источники.

Объем выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу от стационарных источников промышленных предприятий и автотранспорта в динамике с 2005 года до 2010 в среднем снизился со 156,1 тыс.т. и составил 87,6 тыс. т. Выбросы от стационарных источников промышленных предприятий составили 19,9 тыс. т. В целом они снижались каждый год и лишь в 2010 году был отмечен рост (рис. 10).

Рисунок 10. Динамика выбросов загрязняющих веществ в г. Саратове 2005-2010 г.г.

Однако выбросы от стационарных источников составляют лишь небольшую часть. Основной вклад в суммарный выброс загрязняющих веществ по г. Саратову вносится от автотранспорта, в том числе: по диоксиду серы 39,1%, по оксидам азота 86,5%, по летучим органическим соединениям 62,3%, по оксиду углерода 96,4% (рис. 11).

Рис. 11. Динамика выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников 2007-2009 г.г. (%).

На снижение суммарных выбросов так же повлияло заметное повышение расходов на охрану воздушного пространства в Саратовской области, с 2007 года по в 2009 эта сумма превышала 40 млн. рублей, а в 2008 году эта сумма даже достигла 65,3 млн. руб. (рис. 12).

Рис. 12. Динамика вклада в суммарный выброс от передвижных и стационарных источников в относительных показателях и расходы на охрану воздушного бассейна в Саратовской области 2005-2010 г.г.

Но, несмотря на общее снижение суммарных выбросов и увеличения вклада денежных средств на охрану окружающей среды, доля выбросов от автотранспорта в относительных показателях растет вплоть до 2009 года. В 2009 году выбросы от передвижных источников составили 86%. В первую очередь это происходит от увеличения количества автотранспорта и еще одна причина заключается в том что, значительная часть средств идет на снижение выбросов от стационарных источников, а их вклад практически не превышал 20%.

Таким образом, наша работа показала, что увеличение количества единиц автотранспорта в г. Саратове за последние несколько лет привело к значительному усилению нагрузки на среду обитания горожанина. Отмечается не только рост выбросов от передвижных источников в расчете на душу населения по пяти веществам, но и значительное превышение концентрации загрязняющих веществ, выбрасываемых автотранспортом во время стоянки на регулируемом перекрестке. Кроме того, высокая токсичность почвенного образца, взятого вблизи автостоянки, свидетельствует об опасности длительного нахождения рядом с автомобилями, работающими на холостом ходу.

Воздействие на гидросферу выражается в сбросах неочищенных ливневых стоков с поверхности в канализацию или водоемы. Уровни этого загрязнения могут составлять 2...3 ПДК в воде.

Воздействие на литосферу характеризуется загрязнением тяжелыми металлами (особенно свинцом), вредными химическими веществами, применяемыми при тех или иных технологических процессах (например, соль), нефтепродуктами и эксплуатационными жидкостями и, наконец, воздействием вибрации (табл. 1) [4].

Таблица 1

Воздействие вредных факторов на литосферу

Вредные факторы или вещества

Нормируемая характеристика

СЗЗ, м

Вибрация

Свинец

ПДУ, дБ

ПДК, мг/м3

35...60

20...30

В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы:

1. Основными выбросами загрязняющих веществ в атмосферу в г. Саратове являются: взвешенные вещества (пыль) (III класс), оксид углерода (IV класс), диоксид азота (III класс), фенол (III класс) и формальдегид (II класс). По этим пяти веществам рассчитывается ИЗА, в течение всего 2011 года было зафиксировано 475 случаев их превышения ПДК.

2. Выбросы от передвижных источников значительно выше, чем от стационарных, а затраты на их снижение в полтора раза меньше. К тому же развитие зеленого фонда г. Саратова крайне затруднено, деревья погибают от аномальных погодных условий, отмирают от выжитого срока эксплуатации и вырубаются по различным причинам, а новых насаждений не увеличивается.

Также не увеличивается площадь дорожно-уличной сети, а за счет увеличении плотности транспорта, она даже уменьшается.

3. Увеличивается нагрузка на окружающую среду горожан, в первую очередь на пешеходов, в числе которых дети, так как увеличивается загазованность в местах скопления машин, в том числе автостоянок для маршрутных такси.

Содержание вредных веществ в атмосфере в пределах нормы, а также динамика снижения выбросов всего лишь «затишье перед бурей», а значит состояние экологической обстановки является критичным.

На данный момент главная задача для города Саратова и Саратовской области в целом это реализация областной целевой программы "Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009 - 2013 годы", экономический эффект которой определяется величиной предотвращенного социально-экономического и экологического ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [8]. Однако областная целевая программа "Развитие транспортного комплекса Саратовской области на 2010 - 2015 годы", напротив, подразумевает под собой не просто рост автотранспорта, а усиление роста автотранспорта, для усиления экономики региона, но при этом экологические факторы практически игнорируется [10].

Все эти факты говорят о том, что наше управление автотранспортом и повышение его экологичности не только не совершенно, но и не эффективно. Проблема автотранспорта не ставится в приоритетные вопросы, все действия направлены лишь на малую компенсацию негативного воздействия, а также его замедления и, как правило, соответствие нормам имеет лишь формальный характер и не соответствует действительности.

Поэтому проблему с автотранспортом необходимо решать, а не «компенсировать».

За рост комфорта, материальных и моральных благ, которые дает автомобиль, человек должен платить большую цену. Причем с увеличением темпа автомобилизации, который за последние несколько лет в России бьет все рекорды, эта цена будет возрастать [35].

Необходимо дополнительные нормативные акты, финансирование и жесткий контроль в области минимизации выбросов от передвижных источников. Нельзя рассматривать транспорт только с экономической точки зрения ведь в современном мире необходимо придерживаться устойчивого развития, где экологическое развитие является неотъемлемой частью экономики.

Список использованной литературы.

  1. Абдулов Р.Ж. Экологический аспект управления автотранспортом в крупном городе (на примере г. Саратова)// Модернизация экономики и общества: сборник науч.-ислед. работы студентов в 2011 г. (Саратов 2011 г.). СПб., 2011. - С. 113-114

  2. Аргучинцева А. В., Аргучинцев В. К., Лазарь О. В. Оценка загрязнения воздушной среды городов автотранспортом. 2008 г.

  3. Безуглая Э.Ю., Смирнова И.В. Воздух городов и его изменения. – Спб.: Астерион, 2008.

  4. Буторина М.В., Дроздова Л.Ф., Иванов Н.И. и др./ Инженерная экология и экологический менеджмент./ Учебник./ Под редакцией Н.И. Иванова, И.М. Фадина. 2006 г.

  5. Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Саратовской области (2005 – 2010 г.г.)

  6. Жанабекова Е.И., Васильева Л.Н. Автомобилизация как фактор ухудшения качества среды обитания человека (на примере г. Саратова)// Материалы III Международной научно-практической конференции «Человек и общество: проблемы взаимодействия». Саратов, 2010, с.21-29.

  7. «Жигули» не поддаются списанию// режим доступа URL: http://www.gazeta.ru/auto/2011/07/06_a_3687505.shtml

  8. Закон Саратовской области об областной целевой программе "Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009 - 2013 годы".

  9. Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов. Москва, 1999 г.

  10. Постановление о долгосрочной областной целевой программе "Развитие транспортного комплекса Саратовской области на 2010 - 2015 годы".

  11. Статистический сборник Саратовской области, 2010.

  12. Сухарева М.М. «Влияние автотранспорта на городскую среду крупных городов.»/ Труды научно-практического семинара VII Международного экологического форума 13-15 марта 2007 г., Санкт-Петербург.

 

Просмотров работы: 13360