«ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ СО СТИЛЕМ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

«ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ СО СТИЛЕМ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Князева О.В. 1, Творогова Т.С. 1
1НОО ВПО НП «ТУЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИКИ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает семья. Именно семья определяет нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Опыт взаимоотношений ребенка с родителями, близкими взрослыми, детьми в значительной степени определяет характер его дальнейшей жизни.

В психологической науке уделяется большое внимание проблеме взаимоотношений с ребенком в семье (В.К. Котырло, С.А. Ландывир, В.В. Кондратова, В.В. Столин, Дж. Конджер, П. Массен). При этом особое значение придается структуре семьи: наличию отца, числу поколений, позиции ребенка в семье как единственного, младшего или старшего (З.А. Янкова, Т.А. Репина, М. Земска, В.Г. Петров, Э. Берн и др.)

Но главное внимание исследователи уделяют особенностям поведения родителей, их отношению к ребенку, манере общения с ним, воспитанию (О. Коннер, М. Сигельман, А.И. Захаров, А.Е. Личко, В.И. Гарбузов, Д.Н. Исаев, А.Я. Варга, А.В. Петров, В.Г. Левкович, Т.В. Архиреева, Т.В. Нещерет, А.С. Спиваковская).

При изучении влияния родителей на становление личности ребенка неоднократно подчеркивалось значение самооценки для его развития, мотивации(В.В. Столин, Р.Берн), межличностных связей ребенка (Т.В. Нещерет, А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых), его активности и исполнительности (Е. Мэш, Ч. Джонсон, Д. Брауминд ).

Влияние типа семейных взаимоотношений на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей весьма существенно. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение, самооценка ребенка.

Старший дошкольный возраст (6 — 7 лет) традиционно выделяется в педагогике и психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование кризиса семи лет.

Разные аспекты проблемы психического развития и формирования личности ребенка в период дошкольного детства неизменно привлекали к себе внимание исследователей на всех этапах становления психологической науки. Причина актуальности этой проблемы связана с той ролью, которую играет период дошкольного детства в общем контексте формирования личности (А.В.Запорожец, 1977). Переход от дошкольного к школьному детству связан с проблемой подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе. «Готовность к школьному обучению» понятие широкое многогранное, включающее в себя различные аспекты. Психологическую готовность к школьному обучению составляет не столько запас знаний и представлений, сколько качественные особенности психики, формирующиеся в дошкольном возрасте. Эти качественные особенности заключаются в возникновении таких психологических новообразований, как сознательная целенаправленность и управляемость психических процессов (их произвольность, качественно новая иерархизация мотивов, появление опосредованных потребностей, формирование “первичных этических инстанций” и самооценки).

Таким образом, школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Многие родители считают, что главное – это подготовить ребенка к обучению в школе, а для этого нужно по возможности раньше начать его учить чтению, письму, счету. С другой стороны, добиться, личностной готовности к школьному обучению можно лишь создав условия для полноценного проживания дошкольного детства, раскрытия его уникального потенциала. Необходимо расширение детского развития – обогащение содержания специфических детских форм игровой, практической, изобразительной деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками. Это возможно при гармоничном, эмоционально принимающем, поддерживающем родительском отношении.

Учитывая это, мы провели исследование, в котором приняли участие 60 человек. Из них 30 детей, готовящихся к поступлению в школу и 30 их родителей. Исследование проводилось на базе Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Тульской области. В программу исследования вошли следующие методики:

1.Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В.Столин); [1]

2.Методика для родителей «Диагностика родительской любви и симпатии»;

3. Методика для детей «Мотивы учения»;

4. Методика для детей «Какой Я?»;

Проведенное нами исследование показало, что родительские отношения имеют следующие особенности: эмоциональный компонент представлен принятием ребенка, уважением к нему; общение включает в себя теплые близкие отношения с ребенком без склонности к симбиотическим отношениям; контроль над поведением ребенком осуществляется достаточный без доминирования (авторитаризма); когнитивный компонент - адекватным представлением о ребенке (инфантилизм отсутствует).

Полученные нами материалы позволяют выделить две подгруппы в группе детей старшего дошкольного возраста. Дети, ориентированные на внешнюю учебную мотивацию 47% и дети со сформированной внутренней познавательной мотивацией 53%.

В первой группе у детей со сформированной внутренней мотивацией – высокая самооценка и положительное отношение родителей к ребенку.

Во второй группе – дети, ориентированные, на внешние мотивы со средней самооценкой и преобладанием чувством симпатии над чувством любви родителей.

Личностная готовность к школьному обучению формируется у детей с высокой самооценкой и зависит от стиля родительского воспитания. Если взрослый положительно относится к ребенку, принимает его таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, верит в него, то формируется личность с высокой самооценкой и внутренней мотивацией к школьному обучению.

Таким образом, мы видим, что стили родительского воспитания, проявляясь в общении с ребенком, создают условия для идентификации ребенка с родителями, оказывая формирующее воздействие на его личностные качества, что и обусловливает индивидуальные различия в структуре личностной готовности к школьному обучению.

Список литературы

1)[1] Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства, методическое пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2008. – 258 с.

2)Мухина В.С. Возрастная психология // Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 456 с.

3)Выготский Л.С. Вопросы детской психологии // Собр. соч.: В. 6 т. – М., 2011 4. – Т.4 – с. 243-285.

4)Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. Учебное пособие. - М.: Жизнь и смысл, 2009 . – 168 с.

5)Смирнова Е.О. Возраст нераскрытых резервов // Дошкольное воспитание. -2000. - №5

Просмотров работы: 1371