КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Прежняя советская образовательная система отличалась жесткими учебными планами, составляемыми централизованно. Эти планы основывались на том, что учащиеся приобретали факто-логические познания в узко специализированных предметах. Акцент делался на науку и инженерное дело. Педагогическим инициативам школы или учителя места почти не отводилось. Существовал общий учебный план, для всех школ, который составлялся под руководством государства. Учебники производились государством монопольно и были бесплатными. Не было никакой структурированной системы оценки образовательных стандартов в национальном масштабе. Образовательные потребности определялись централизованным планированием распределения рабочей силы.

Сейчас российское общество перестраивается, переоценивает свои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере.

Образование в начальной школе претерпевает существенные изменения, связанные с модернизацией процессом российского образования. Все эти изменения направлены на повышение качества образования.

Актуальность темызаключается в наблюдающихся изменениях, происходящих в экономической и политической жизни нашего общества, которые неизбежно ведут к формированию нового социального заказа на выпускника школы.

В условиях новых стратегий начальной школы качество образования младших школьников возможно обеспечить в процессе интеграций усилий, т.е. тесного сотрудничества со службой индивидуального сопровождения ученика (социальным педагогом, логопедом, врачом, психологом), а также путем объединения усилий основного и дополнительного образования.

Чтобы обеспечить качество образования, необходимо обеспечить качество жизни человека, что подтверждают государственные документы, такие как Закон Российской Федерации «Об образовании»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного типа (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»); Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 года № 1662-р; Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы; Закон Белгородской области от 02.04.2003 N 74 «Об утверждении Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области» (принят Белгородской областной Думой 27.02.2003); Постановление правительства Белгородской обл. от 11.04.2011 N 138-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Оздоровление молодого поколения Белгородской области в возрасте до 25 лет» на 2011 - 2013 годы».

В данных документах указывается на необходимость создания условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами, содействующей развитию социальной и культурной компетенции личности, ее самоопределению в социуме.

Закон об образовании РФ подтверждает: «Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства» [12].

Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.

Плодотворной почвой для этого является учебная и внеучебная деятельности, как источники для целенаправленной работы мысли,развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.

Проблема исследования заключается в изучении возможности интеграции начального и дополнительного образования, в повышении качества образования младших школьников.

Цель работы: изучить возможности системы начального и дополнительного образования по повышению качества образования младших школьников.

Объект исследования - интеграция начального и дополнительного образования как следствие повышения качества образования младших школьников в современных условиях обучения.

Предмет исследования - качество образования младшего школьника.

Гипотеза исследования – предполагается, что если:

1) создать в начальной школе и учреждениях дополнительного образования современную материально-техническую базу;

3) сформировать высокопрофессиональный коллектив учителей и педагогов;

4) обеспечить гигиенические условия и режим питания;

5) внедрить интегрированные программы повышения качества жизни младшего школьника в процессе приобщения к здоровому образу жизни, то возможно повышение качества образования в начальной школе.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Охарактеризовать сущность понятия «качества образования» младших школьников и определить его компоненты.

  2. Исследовать аспекты основного и дополнительного образования младших школьников в контексте современных требований к учебно-воспитательному процессу.

  3. Экспериментально проверить возможности системы основного и дополнительного образования в повышении качества образования у младших школьников на примере МАОУ СОШ №33 с УИОП г. Старый Оскол Белгородской области.

Методологической основой исследования являются философские, психологические, педагогические положения о человеке как высшей ценности, сохранение, укрепление и развитие здоровья которого становится ведущей целью обучения и воспитания. Методологическими ориентирами исследования избраны системный, личностно-деятельностный, компетентностный подходы.

Структура работы - курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 38 источников и 8 приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Сущность понятия «качество образования младших школьников»

Качество образования – важнейший показатель успеха школы и важнейшая, системообразующая задача и направление деятельности системы внутришкольного управления.

Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.

Качество образования это - «комплекс характеристик компетенций и профессионального сознания, отражающих способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики, на определенном уровне эффективности и профессионального успеха, с пониманием социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности». В.А. Федоров определяет образование как «институт воспроизводства духовных структур, находящийся в определенных отношениях с другими институтами. Характер данных отношений определяют, с одной стороны, педагогические взаимодействия, характерные для образовательных систем, с другой стороны отношения социальные, отражающие состояние общества, экономики и государства» [37,6]. Однако единого определения качества ученый не дает, объясняя это многосубъектностью и многообъектностью категории «образование». Качество образования, по В.А. Федорову, можно определить следующим образом:

- качество образования как социального института есть его адекватность целям и задачам социально-экономического развития России;

- качество образования - это совокупность свойств образовательного процесса, организованного в той или иной образовательной системе, которые обуславливают его приспособленность к реализации социальных целей формирования личности;

- качество образования есть качества личности, социально-гражданской зрелости, уровни знаний, умений, творческих способностей и мотивированности [37, 7].

Исследователи выявляют:

  1. Обеспечение нового качества образования.

  2. Развитие воспитательной системы школы.

  3. Совершенствование профессионализма учителя, сохранение и развитие кадрового потенциала школы.

  4. Развитие материально-технической базы и модернизация экономических отношений в системе ОУ.

  5. Выдвижение новых требований к системе управления.

  6. Нормативно-правовое обеспечение.[5,8,,11,32,36].

Вопрос о качестве образования, которое дает школа, был актуальным всегда. Последние годы проблема обострилась, и тому есть несколько причин:

Во-первых, стал осуществляться последовательный переход от единообразия учебных программ, учебников к их разнообразию;

Во-вторых, дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым опытом, отличием в психофизиологическом развитии, а начальное общее образование призвано помочь реализовывать способности каждого и создать условия для индивидуального развития.

Таким образом, понимание качества образования включает не только наличие профессиональных знаний, но и общую культуру, готовность к будущей деятельности, к реализации социальных задач.

Повышение качества образования возможно только через инновационные процессы.

Ряд авторов указывает критерии по улучшению качества образования:

1. Формирование физически здоровой личности:

- недопущение перегрузок учащихся в учебной деятельности;

- оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно- гигиенических норм и возрастных особенностей детей;

- соблюдение двигательного режима во время уроков и перемен;

- привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, проведение дней здоровья, спортивных соревнований.[2,3,4,5,17].

2. Развитие творческих способностей учащихся:

- создание творческой атмосферы в школе путем организации развивающих занятий, проведения предметных месячников, декад, олимпиад, турниров смекалистых, математических марафонов, викторин, библиотечных уроков, встреч с интересными людьми.[22,1].

3. Организация учебно-воспитательного процесса:

- совершенствование учебного плана, программ;

- изучение и внедрение в практику педагогических технологий (дифференцированного обучения, достижение оптимального чтения по Федоренко, орфографическое чтение Тоцкого П.С., развивающее обучение по программе Истоминой Н.Б.) [12,15].

4.Формирование творчески работающего коллектива учителей:

- совершенствование работы методических объединений;

- организация изучения методик развивающего обучения;

- проведение семинаров;

- участие в работе городских и областных семинаров по обмену опытом работы

- систематизация наработок учителей;

- подготовка материалов для аттестации учителей [1].

Чтобы выполнить эти критерии нужна новая модель начальной школы. Новая модель современной начальной школы качественного образования предполагает применение методов творческой деятельности и использования передовых технологий, выработки новых направлений реформирования начального образования.

Ученые определяют современные тенденции реформирования начального образования:

  1. Необходимо формирование у учащихся фундаментальных знаний.

  2. Обеспечение поддержки одаренных учащихся, совершенствование школьной системы предметных олимпиад.

  3. Расширение дополнительного образования в помощь обязательным дисциплинам.

  4. Непрерывное повышение профессионального уровня педагогов.

  5. Внедрение в образовательный процесс электронных учебных комплексов и освоение учителями компьютерных методов обучения.

  6. Поиск и апробация передовых технологий изучения иностранного языка в начальной школе.

  7. Разработка новых методик оценивания результатов учебной деятельности учащихся.

  8. Создание системы эффективного контроля за внедрением в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.[2,3,4,5,17,18].

В условиях модернизации определились пути перехода от традиционной модели обучения младших школьников к личностно-ориентированной, которая предполагает ориентацию на изучение личности ребенка как индивидуальности, самоценности. Такая школа создает психолого-педагогические условия для изучения развития личности каждого ребенка.

Таким образом, образовательные учреждения являются единственной системой, которая в течение длительного времени охватывает всю детско-подростковую популяцию страны, где ребёнок проводит значительную часть времени. Следовательно, условия обучения будут играть существенную роль в формировании качества образования младшего школьника.

1.2. Характеристика образовательного процесса младших школьников

Образование - неотъемлемое право каждого человека, оно осуществляется в его интересах, с учетом особенностей и возможностей каждого. Таким образом, прежняя исходная ориентация образования только на цели государства сегодня дополняется личностной ориентацией.

Образовательной называют деятельность общественного субъекта по реализации «целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» [37].

Образование - это непрекращающийся процесс функционирования сознания и развития интеллекта, это естественное состояние души, сердца и ума человека; это не просто механизм передачи знаний, а управляемый процесс формирования общественного и профессионального сознания, процесс развития культуры и цивилизации».

Образовательный процесс детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.

В основе любой дидактической системы лежит определенная философия образования, которая дает ориентиры для решения конкретных вопросов образовательной политики, помогает определить содержание образования, принципы построения учебного процесса, перспективность нововведений, сравнить образовательные системы и т.п.

Сегодня условно можно выделить две основные образовательные философии:

- когнитивную (направленную на развитие интеллектуальных способностей ребенка, селективный отбор многообещающих детей);

- личностную (направленную на эмоциональное и социальное развитие ребенка).

По сути, это два противоположных направления: с одной стороны, - надличностный подход к ребенку, с другой - интерес к индивидуальности ребенка, его неповторимой судьбе. Очевидно, что педагогические поиски сегодня направлены на переход от когнитивной философии образования к личностной, в связи с чем взят курс на вариативность образования.

В соответствии с этим возможны различные варианты организации образовательного процесса, которые по-разному определяют его цели, задачи, направленность:

- традиционный - преподавание - предметно-ориентированное;

- личностно-развивающий - приоритет отдается развитию личности ребенка, его физических, познавательных, психологических особенностей (ума, воли, чувств и др.) и, в итоге, - творческих способностей.

Современная педагогика характеризуется взаимодействием различных путей развития образовательного процесса. Один полюс составляют педагогические технологии, ориентированные на сложившуюся систему наук в виде предметных дисциплин; другой - педагогические технологии, призванные обеспечить личностный рост учащихся как предпосылку их самоопределения и раскрытия творческого потенциала.

Развитие второго из названных подходов отвечает таким перспективным тенденциям современного образования, как переход к непрерывному образованию, его гуманизация и демократизация, постепенное движение от субъект-объектной парадигмы обучения к субъект-субъектной, личностной парадигме.

Традиционный вариант организации образовательного процессаограничивает свои формы целенаправленным обучением, отводит ребенку роль объекта, которому педагог передает свой опыт. Индивидуализация, скорее, провозглашается, чем практически реализуется, поскольку личный интерес учащегося не является основополагающим. В этом случае целью педагогической деятельности является достижение дидактической задачи, формирование знаний, умений и навыков, а не системы убеждений, отношений, личностных качеств. Педагогические средства строятся в основном на принуждении детей. Стиль общения носит преимущественно авторитарный характер.

Основу современного дополнительного образования детей составляет масштабный образовательный блок. Его назначение - удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Здесь обучение детей осуществляется на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами. Тематика таких программ чрезвычайно разнообразна: это могут быть программы художественно-эстетического, научно-технического, эколого-биологического, социально-педагогического, спортивно-оздоровительного и многих других направлений. Нет такой области человеческой деятельности, которая не могла бы стать объектом изучения в дополнительном образовании. Главное – чтобы предмет обучения соответствовал реальным потребностям детей, а также, чтобы нашелся специалист-профессионал, не только хорошо знающий свое дело, но и способный глубоко заинтересовать и увлечь детей.

Динамичное реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей обусловливает личностную значимость предлагаемого ребенку содержания образовательных программ. А это, как известно, и есть самый мощный стимул поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету. Именно в системе дополнительного образования детей появились такие программы, которые позволяют прибрести ребенку не абстрактную информацию, нередко далекую от реальной жизни, а практически ориентированные знания и навыки, которые на деле помогают ему адаптироваться в многообразии окружающей жизни.

Современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования.

Одной из главных причин, препятствующих реализации школой личностно-ориентированного подхода, является ориентация современного обучения на передачу определенных знаний, умений и навыков без учета развития личности, несмотря на постоянно провозглашаемые установки на развитие обучающегося, раскрытие его творческих возможностей и способностей.

Содержание образовательной деятельности обусловлено социальным заказом, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов и направлений на базе общекультурных, художественных, социальных, бытовых, профессиональных и прочих интересов детей; максимальной включенностью в нее не только педагога, но и ребенка. Эту деятельность можно определить как взаимодействие педагогов и воспитанников, которое «включает в себя систематическое обучение, просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры, стимулирование самообразования» [22].

Таким образом, современное построение образовательного процесса детей должно быть ориентировано не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что относится к индивидуальности человека.

1.3. Исследовательские аспекты качества образования младших школьников в контексте современных требований к учебно-воспитательному процессу

До сего дня основными критериями успешности функционирования и развития учащихся неизменно выступали обученность, развитость, воспитанность и здоровье (к сожалению, последнее чаще всего игнорируется). Несомненно, эти критерии отражают определенную реальность и служат объективным ориентиром для организации жизнедеятельности детей. В то же время теория и особенно образовательная практика постоянно сталкиваются с вопросами приоритетности этих показателей в оценке качества образования. В последнее время особенно остро встал вопрос о здоровье учащихся «как платы за высокие показатели в обучении». [2].

«Здоровье ребенка - главная проблема ближайшего и отдаленного будущего нашей страны, так как весь потенциал - и экономический, и творческий, все перспективы социального и экономического развития, обеспечение обороноспособности, высокого уровня жизни, науки и культуры - все это будет итогом достигнутого здоровья детей, их физической и интеллектуальной работоспособности» [34, 13].

Уровень здоровья общества определяется совокупностью демографических, антропометрических, генетических, физиологических иммунологических и нервно-психических показателей, которые подлежат глубокому изучению в их взаимосвязи и взаимозависимости [3].

Обучение в школе на современном этапе является сложным и длительным процессом, требующим огромных затрат внутренней энергии, физических усилий, эмоциональной устойчивости. Этот процесс происходит в условиях значительных социально-бытовых и психологических изменений условий жизни, что требует выработки оптимальной стратегии существования.

Структура и условия учебного процесса в школе усложняются: увеличивается объём учебной нагрузки, изменяются формы и методы преподавания, повышаются педагогические требования и т. д.

Одной из причин плохого состояния здоровья школьников гигиенисты считают ряд отрицательных моментов в организации обучения. Научно-технический прогресс, наряду с положительным влиянием, обрушил на современного человека, в том числе и на учащихся, огромный спектр отрицательных воздействий. Труд учащихся требует напряжения памяти, устойчивости и концентрации внимания. Обучение часто сопровождается возникновением стрессовых ситуаций (экзамены, зачёты).

Обострившиеся в последние годы проблемы школьного образования оказывают отрицательное воздействие на формирование здоровья школьников. Наряду с массовыми школами значительно увеличилось число учебных заведений с углубленным содержанием образовательного процесса: гимназии, лицеи, колледжи, частные школы. Многочисленные исследования специалистов в области школьной гигиены показали, что углубленное изучение предметов в школах «нового вида» достигается ценой интенсификации умственной деятельности учащихся, обусловленной повышенным объёмом учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени (5-дневная неделя) [1;31;17].

Таким образом, здоровье школьников - «наипервейший приоритет», все остальные цели и задачи обучения должны соотноситься с целями сохранения здоровья учащихся, повышения качества их жизни, иначе все остальное теряет смысл, если достигается ценой ухудшения здоровья детей, их виктимизации. Школа подошла к пределу эксплуатации ученика. Сохранение здоровья учащихся обозначено в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» как приоритетное направление деятельности педагогических коллективов.

Сегодня существует большое количество методических рекомендаций по здоровьесбережению в условиях образования, однако их распространение, внедрение в образовательную практику и эффективность крайне низки. Их можно означить как эклектический набор факторов и условий сбережения различных сторон здоровья обучающихся.

Отечественные специалисты медицинского профиля (Ю.С. Александрович, В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов, С.А. Валиуллина, И.В. Винярская, В.И. Гордеев, Е.К. Молчанова, А. Новик, В.В. Черников) в качестве критериев качества жизни детей с позиций функционального подхода определяли физическое, эмоциональное, социальное функционирование, функционирование в школе, психическое здоровье. С точки зрения сохранения психического здоровья школьников и действующего правового поля проблему качества жизни рассматривали А.Н. Голик и Ю.Г. Гребельников. Указанные исследователи предлагали оценивать качество жизни с помощью индикаторов: субъективной удовлетворенности своей жизнью и ее обстоятельствами; объективного функционирования личности в ее социальной роли - учащегося; учета наличия внешних ресурсов (например, материального обеспечения образовательного процесса).

Качество образования - это субъективная удовлетворенность, выраженная или испытываемая индивидуумом в физических, ментальных и социальных ситуациях. В качестве индикаторов выступают: уровень социально-психологического благополучия и окружающей действительности - стратегически важным для развития его личности средам: семье, школе, классному коллективу, неформальной группе сверстников); состояние здоровья и уровень физической подготовленности; направленность активности личности; благополучие семейного положения; удовлетворенность социальным статусом среди сверстников; удовлетворенность своими учебными успехами [7].

Качество образования характеризуется не только уровнем академической подготовленности выпускников, но и уровнем сформированности общих и социальных компетенций, состоянием их здоровья.

Образовательная среда должна стать однозначно витагенной, где обеспечиваются условия для раскрытия природно-энергетического потенциала детей, обретения ими личностного смысла в социализации, оптимизации качества их жизни [23].

Опираясь на знание индивидуальных особенностей ребенка, его состояния здоровья и социального статуса в классе, уровня развития социального и эмоционального интеллекта, применяя различные социальные технологии, взрослые обеспечивают условия устранения или минимизации вредоносных «препятствий», компенсацию выпадающих из стандарта (нормы) свойств и качеств. Преодоление возникающих сложных (а для некоторых детей они просто неизбежны) социально-психологических ситуаций в классе, школе, семье возможно при своевременном и точном определении, а затем культивировании сильных позиций личности ребенка посредством конструирования и активации индивидуально подобранного «пакета» обозначенных выше вариативных образовательных функций. При этом педагог, выполняя функцию социального проектировщика, умело приобщает к этому процессу самого ребенка как субъекта проектирования собственной жизни. Например, для ребенка с повышенной тревожностью и мнительностью, застенчивостью актуальными становятся вариативные образовательные функции социально-педагогической поддержки и обеспечения психологической безопасности, сопровождения социального развития школьника. Базовой задачей этого персонального социального проекта является формирование доверия ребенка к педагогу и одноклассникам [34].

При этом исключаются ситуации социально-психологического травмирования ученика, элементы соревновательности, когда есть вероятность возникновения его неуспешности.

Вариативная функция педагогической поддержки эффективна при условиях реализации гарантированности психологической безопасности детей в школе и осознания профессиональной ответственности взрослого за вмешательство в личное пространство ребенка, способности педагогов и сверстников быть толерантными, вселять надежду и уверенность ученика в свои силы. Создавая ситуации успеха «от простого к сложному», фиксируя внимание самого ребенка и его одноклассников на реальной положительной динамике результативности, учитель расширяет зону его успешности.

Для часто болеющего, а таковых детей 70–75% [14], выпадающего из образовательного процесса ребенка наряду с инвариантными функциями обучения, воспитания и развития основными вариативными амплификативными будут здоровьесберегающая, сервисная и интеграционная функции.

На основе определения предела учебных возможностей школьника, знания состояния его здоровья педагоги рассчитывают учебную нагрузку и обеспечивают индивидуальный образовательный маршрут с использованием адресно-подобранных заданий, с учетом остаточных знаний по дисциплине и необходимыми алгоритмами - «педагогическими костылями» для овладения новыми знаниями таким образом, чтобы тактично (такт в переводе с греческого – прикосновение) ввести отставшего от одноклассников выздоравливающего ребенка в образовательную ситуацию, не травмируя безуспешностью в учебной деятельности его личность. Важнейшим вектором деятельности социального проектировщика является приобщение соматически ослабленных детей к культуре здоровья, обучению навыкам ведения персонифицированного здорового образа жизни с учетом специфики заболевания, особенностей биоритмов, работоспособности. Чрезвычайно важно научить ребенка упорядочению режима своей жизнедеятельности, рациональному использованию времени для труда и восстановления сил.

Педагог как социальный проектировщик качества жизни, тактично «вкручивая» ребенка в процесс самостоятельного выбора деятельностей, корректно использует социальные технологии - создания психологически безопасной среды [10], социального патронажа личностного развития школьника и «персонального рortfоlio» его достижений, формируя при этом самостоятельность, ответственность, предприимчивость.

Своевременно использованные ребенком предлагаемые ситуации выбора способов самореализации в учебной, творческой, спортивной, социально значимой деятельности приобретают функцию «старта» успешности и удовлетворения потребности стать уважаемым, принятым, состоявшимся членом сообщества, наращивания и оптимизации качества своей жизни.

Таким образом, образовательный процесс должен быть направлен на сохранение здоровья учеников.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ( НА ПРИМЕРЕ МАОУ «СОШ № 33 С УИОП» И ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА № 2)

2.1. Констатирующий эксперимент по изучению исходного состояния качества образования младших школьников

Экспериментальная работа осуществлялась в Центре развития творчества детей и юношества № 2 г. Старый Оскол и Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Старый Оскол Белгородской области.

Цель эксперимента - определить отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни в условиях интеграции основного и дополнительного образования.

Задачи эксперимента:

1. определить сформированность знаний у младших школьников о строении тела человека, здоровье и здоровом образе жизни;

2. определить сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов;

3. проанализировать полученную информацию.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование.

Особое место в профессиональной деятельности руководства школы и всего педагогического коллектива отведено интеграции основного и дополнительного образования, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, формированию здорового образа жизни, культуры здорового питания.

Структура взаимодействия участников образовательного процесса с учреждениями дополнительного образования города представлена в Приложении 1.

Реализация дополнительного образования в МАОУ СОШ №33 с УИОП строится на основе тесного взаимодействия школы с ЦРТДЮ №2. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и ЦРТДЮ №2 разработали совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе.(см. Приложение 2).

Ожидаемый результат данной программы:

- интеграция базисного и дополнительного образования в условиях модернизации системы образования;

- расширение возможностей для творческого развития личности ребенка;

- расширение перечня образовательных услуг, оказываемых системой дополнительного образования;

- повышение эффективности профилактики асоциальных проявлений среди обучающихся, формированию здорового образа жизни.

Профессионалы ведут работу во внеурочной деятельности, с которой не могут справиться учителя начальных классов.

Анализ работы коллектива по обеспечению качества образования младших школьников показывает что, педагогический коллектив все усилия направляет на реализацию следующей цели:

«Осуществление перехода к новой ступени развития основного и дополнительного образования на основе повышения их качества, обеспечивающего формирование ребенка, его индивидуальной образовательной траектории личности».

На 2010-2011 учебный год в деятельности педагогических коллективов МАОУ СОШ №33 с УИОП г. Старый Оскол Белгородской области и ЦРТДЮ №2 были выявлены следующей задачи:

1. Повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогов основного и дополнительного образования.

2. Обновление содержания, организационных форм, методов и технологий основного и дополнительного образования детей:

- развитие информационных и коммуникационных технологий в школе и центре;

- создание системы оценивания достижений обучающихся, позволяющей им постоянно совершенствоваться, повышая мотивацию к обучению и самооценку;

- освоение здоровьесберегающих технологий.

3. Укрепление материально-технической базы школы и центра.

В МАОУ СОШ №33 с УИОП г. Старый Оскол Белгородской области сложился высокопрофессиональный творческий коллектив, активно участвующий в опытно-экспериментальной работе, находящийся в постоянном поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса и наиболее эффективных методов обучения.

Рис. 2.1.

Стаж педагогической деятельности учителей школы

Рис. 2.2.

Количество педагогов школы, имеющих высшую, первую, вторую квалификационную категорию

Имеют награды:

- Почётное звание «Заслуженный учитель РФ» – 2 чел.;

- Значок «Отличник народного просвещения РФ» –2 чел.;

- Нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ» – 14 чел.;

- Грамоты Министерства Образования – 8 чел.;

- Грамоты главы Старооскольского городского округа, совета депутатов – 5 чел.

Структура общеобразовательного учреждения представляет собой взаимодействие трех ступеней образования:

I ступень образования – 1-4 классы

II ступень образования – 5-9 классы

III ступень образования – 10-11 классы

На углубленном уровне изучаются английский язык, алгебра, русский язык, физика, история.

Обучение на III ступени осуществляется по следующим профилям: физико-математический, физико-химический, филологический, социально-экономический, химико-биологический.

С целью реализации комплексного подхода здоровьесберегающего сопровождения обучающихся в школе создан медицинский центр, который ведет профилактическую работу по предупреждению заболеваемости детей и оказывает содействие восстановлению здоровья обучающихся. Все школьники находятся под постоянным медицинским контролем. Обучающиеся, имеющие хронические заболевания, состоят на диспансерном учете. В физиотерапевтическом кабинете проводятся процедуры по назначению врача. Лечение получают все дети.

К медико-профилактическим мерам МАОУ СОШ №33 с УИОП г. Старый Оскол относятся: лечебная физкультура, укрепляющая фитотерапия, контроль часто болеющих детей, физиолечение, массаж – лечебный, профилактический.

Качество образования младших школьников обеспечивается созданием в образовательном учреждении и учреждении дополнительного образования материально технической базы.

Материально-техническую базу школы составляют 2 спортивных зала, спортивная площадка, столовая на 300 посадочных мест, актовый зал на 150 посадочных мест, 2 стационарных компьютерных класса и 1 мобильный компьютерный класс, столярная и слесарная мастерские, лингафонный кабинет, физиотерапевтический кабинет, стоматологический кабинет.

Школа оснащена аудио- и видеоаппаратурой, оргтехникой, мультимедийным оборудованием; имеет локальную информационную сеть с доступом в Интернет, создана медиатека с книжным фондом, которая располагает компьютерами, электронными учебниками, справочной литературой, учебными видео- и аудио- материалами. Материально-техническое оснащение представлено в Приложении 3.

Таким образом, материально-техническая база позволяет совершенствовать качество образования, а созданные условия позволяют педагогам вести плановую работу по формированию здорового образа жизни.

В формировании знаний о здоровом образе жизни у младшего школьника учителя школы используют различные активные группы форм и методов, используя их в построении учебно-воспитательного процесса, варьируя ими, однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда, когда педагог будет сам являться примером для подражания, и когда работа будет проводиться в системе.

Педагоги считают, что младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Понимая, что 40% психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте, именно поэтому школьному воспитанию педагоги придают большое значение и считают для себя важной задачей формирование физического здоровья ребенка фундамента физической культуры будущего взрослого человека.

В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек.

Большое внимание учителя младших классов в работе с детьми уделяют режиму дня, труда и отдыха с целью рационального чередования различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.

Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляются воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем. Режим - основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития.

Главным в распорядке дня должно быть разумное чередование умственной и физических нагрузок и труда и отдыха, при этом всякая деятельность, как интеллектуальная, так и физическая, по характеру и длительности должна быть посильной для подростка, не превышать пределов его работоспособности, а отдых — обеспечивать полное функциональное восстановление организма (режим дня см. в Приложении 4).

Анализ просмотренных уроков младших школьников показывает, что отличительной особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. На уроках в МАОУ СОШ №33 с УИОП выявлена четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя, сочетаются с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность. На уроках физической культуры в младших классах МАОУ СОШ №33 с УИОП педагогический коллектив опирается на межпредметные связи: с природоведением (в таких вопросах, как закаливание, требования к одежде ученика, работе мышц, режим дня и др.); математикой (измерение длины и высоты прыжка, дальности метания, скорости и продолжительности бега и т. д.); музыкально-ритмическим воспитанием (занятие под музыку); изобразительным искусством (красота движений, поз) и др.

Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания МАОУ СОШ №33 с УИОП лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие. Основная задача формирования основ правильного питания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы. В школе организовано горячее питание. Горячие молочные завтраки получают 100% обучающихся. 100% обучающихся из многодетных семей и 100% - из малообеспеченных семей получают дотационное (льготное) питание.

ФГОС ставит задачу организовать рациональный режим дня, обеспечить учащимся сбалансированное питание, предоставить регулярное медицинское обслуживание и благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия и таким образом способствовать укреплению здоровья младших школьников и формированию здорового образа жизни.

При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Одним из важнейших факторов в развитии ЗОЖ младших школьников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.

У школьников, которые приняли участие в эксперименте, по данным медицинского обследования были выявлены заболевания опорно-двигательного аппарата: нарушение осанки, плоскостопие, деформация грудной клетки. Важное место в консервативном лечении и профилактике детского сколиоза в МАОУ СОШ №33 отводится средствам оздоровительной физической культуры (ОФК).

Также у детей отмечены разные степени вегето-сосудистой дистонии, астении, неврозы. У некоторых детей имеют место отклонения со стороны органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, дыхательных путей, эндокринная патология, миопия.

Основными критериями сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ выступили:

Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.

Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.

Овладение навыками, приёмами здорового образа жизни, сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.

Стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно – популярной литературы для детей, радио, телевидения, Интернета.

Проявление потребности в выполнении санитарно – гигиенических норм.

Мониторинг знаний о ЗОЖ проводился в апреле 2013 года в третьем классе «А» МАОУ СОШ №33 с УИОП г. Старый Оскол Белгородской области с помощью анкеты «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (См. Приложение 5) и теста (См. Приложение 7). Таблица, позволяющая произвести анализ полученных результатов, размещены в Приложении 6.

На основании полученных результатов нами выделены три уровня знаний о ЗОЖ у школьников третьих классов:

65-77 баллов: у ребенка сформирован высокий уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы уверенно, чётко, полно. Называет все части тела и основные органы, пытается объединить их в системы. Осознаёт ценность здоровья, имеет представление о системности здорового образа жизни.

46-64 балла: Средний уровень - ребёнок отвечает на вопросы не уверенно, не полно. Путает названия частей тела и внутренних органов. В системы органы объединяет только с помощью подсказки или наводящего вопроса. Представления о здоровом образе жизни ограничены, не конкретны. Ценность здоровья понимает, но с трудом формулирует, что надо делать, чтобы не болеть.

21- 45 баллов: Низкий уровень – ребёнок называет отдельные части тела, знания о названиях внутренних органов расплывчаты, фрагментарны. Здоровье определяет как противоположное состояние болезни. Не может объяснить, привести пример заботы человека о своём здоровье.

Результаты анкетирования и тестирования представлены в Приложении 8 исведены в таблицу 2.1.

Таблица 2.1.

Результаты диагностики, апрель 2013 г.

 

Уровень знаний о ЗОЖ

 

Уровень знаний о строении и функциях организма человека

кол-во человек

%

кол-во человек

%

Высокий

5

25

Высокий

6

30

Средний

11

55

Удовлет.

10

50

Низкий

4

20

Неудовл.

4

20

Таким образом, полученные результаты на констатирующем этапе эксперимента позволяют определить следующее:

1. Материально-техническая база учреждений соответствует современным требованиям и обеспечивает качество жизни младших школьников.

2. Кадровый потенциал учреждений в целом обеспечивает необходимый уровень учебной и воспитательной работы с детьми по реализации современных задач в системе основного и дополнительного образования.

3. Анализ показателей здоровья выявил, что у большинства детей отмечается нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и совсем мало детей признаны практически здоровыми.

4. В основе рационального питания МАОУ СОШ №33 с УИОП лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие, обеспечивающие качество жизни младшего школьника в образовательном учреждении.

5. Анкетирование показало, что у 25% детей сформирован высокий и 55% средний уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Низкий уровень показали 20% школьников. Результаты тестирования обнаружили, что у половины детей удовлетворительные знания о строении и функциях организма человека, 30% детей показали высокий и 20% низкий уровень.

Следовательно, существует необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ и строении человеческого организма путем использования различных форм и методов развития этих знаний.

Таким образом, констатирующий эксперимент выявил необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ и строении человеческого организма путем использования различных форм и методов развития этих знаний.

2.2. Методические рекомендации по повышению качества образования младших школьников (на примере формирования компетенции здорового образа жизни)

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования должна быть сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  1. неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  2. факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  3. чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  4. активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  5. особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  1. сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  2. научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  3. научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  4. сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  5. сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  6. дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  7. дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  8. обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  9. сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  10. сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  11. сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Направления реализации программы:

1. Создать здоровьесберегающую инфраструктуру образовательного учреждения.

В школьном здании создать необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения должны соответствовать санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

Начальная школа и социальные категории детей (малообеспеченные, многодетные и т.д.) должны получать бесплатное и дотационное питание. Питание должно быть организованно по расписанию. Должна проводится витаминизация детей.

В школе должен работать медицинский кабинет, оборудованный всем необходимым.

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе должен поддерживать квалифицированный состав специалистов: учитель физической культуры, логопед, специалисты -психологи и т.д.

2. Использовать возможности УМК «Школа России» в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России».

Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранять и укреплять здоровье учащихся средствами рациональной организации их деятельности благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса должна строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях). Приветствуются физкультминутки, прогулки. Педагогический коллектив должен применять различные формы и методы здоровьесберегающих технологий, эффективность которых должна обсуждаться на педагогических советах и совещаниях.

В учебном процессе педагоги должны применять методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.

В школе необходимо соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

В школе должны быть учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий должны быть представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной. Для детей, имеющих справки ПМПК (VII вида) необходимо использование соответствующих методик разноуровневых заданий для самостоятельной работы, создание ситуаций выбора учащимися заданий.

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе должна быть направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Например:

  1. полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

  2. рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

  3. организацию занятий по лечебной физкультуре;

  4. организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

  5. организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  6. организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

  7. регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

5. Реализация дополнительных образовательных программ

В школе должны реализовываться дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: Дни здоровья, спортивные секции, туристические кружки.

6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

  1. проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

  2. привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

  3. создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п;

  4. родительский лекторий.

Таким образом, развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования целесообразно сделать следующие выводы:

1. Качество образования младших школьников - совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.

Понимание качества образования включает не только наличие профессиональных знаний, но и общую культуру, готовность к будущей деятельности, к реализации социальных задач.

2. Образовательный процесс детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.

В основе любой дидактической системы лежит определенная философия образования, которая дает ориентиры для решения конкретных вопросов образовательной политики, помогает определить содержание образования, принципы построения учебного процесса, перспективность нововведений, сравнить образовательные системы и т.п.

3. Современная педагогика характеризуется взаимодействием различных средств развития образовательного процесса. Один полюс составляют педагогические технологии, ориентированные на сложившуюся систему наук в виде предметных дисциплин; другой - педагогические технологии, призванные обеспечить личностный рост учащихся как предпосылку их самоопределения и раскрытия творческого потенциала.

4. Основными элементами качества образования на сегодняшний день являются: качество потенциала образования, качество процесса образования, качество результата образования. Поэтому образовательный процесс должен быть направлен на решение проблем индивидуализации и дифференциации обучения, самоопределения и самореализации школьников.

5. Поставленная школьной реформой задача обновления системы общего среднего образования приводит к необходимости во многом по-новому взглянуть на место и роль в современной школе дополнительного образования детей. Практика показывает, что этот вид образования, на том уровне, которого оно достигло сегодня, мог бы стать незаменимой составной частью процесса обучения детей в общеобразовательной школе.

6. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

7. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.

8. ФГОС ставит задачу организовать рациональный режим дня, обеспечить учащимся сбалансированное питание, предоставить регулярное медицинское обслуживание и благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия и таким образом способствовать укреплению здоровья младших школьников и формированию здорового образа жизни.

В рамках реализации здоровьесберегающих образовательных технологий педагоги могут использовать следующие формы учебной и внеклассной работы: беседы, работу с книгой, утренники, игры, соревнования, уроки и праздники здоровья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

2. Баранов, А.А. Здоровые дети России в 21 веке [Текст] / А.А. Баранов, В.Р. Кучма. – М.: ФЦГСЭН, 2000. – 159 с.

3. Баранов, А.А. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге [Текст] / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Ю.А. Ямпольская и др., - М.: Союз педиатров России, 2002. – 76 с.

4. Баранов, А.А. Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков [Текст] / А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина,- М.- 2001. – 333 с.

5. Баранов, А.А.. Медико-психосоциальный статус подростков – выпускников 2 ступени общеобразовательной школы и профилактика нарушений адаптации [Текст]: пособие для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарев и др. – М., 2004. – 76с.

6. ВОЗ. Здоровье для всех к 2000 г. – глобальная стратегия [Текст] //Серия «Здоровье для всех». – Женева: ВОЗ, 2000. - № 3. – 60 с.

7. Голиков, Н.А. Качество жизни школьников [Текст]: педагогический словарь / В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М: Издательский центр «Академия», 2008. – С.115.

8. Голиков, Н.А. Оптимизация качества жизни учащейся молодежи в условиях полифункционального образовательного учреждения [Текст] // Теория и практика общественного развития. –2010. – №4. – С. 64–69.

9. Голиков, Н.А. Педагогика оздоровления в условиях полифункционального образовательного учреждения [Текст]: монография. – Тюмень: ТюмГУ, 2006. – 232 с.

10. Голиков, Н.А. Технология создания психологически безопасной среды [Текст] // Директор школы. – 2008. – №8. – С. 71–75.

11. Давыдова, Е.В. Измерение качества жизни [Текст] / Е. В. Давыдова, А. А. Давыдов. – М.: РАН, 2003. – 52с.

12. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1

13. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования [Текст] / Л.А. Кузьмичева, М.В. Федорова, Е.Е. Задесенца. – М.: ВНИИТЭ, 2000. – 240 с.

14. Кожевникова, Л.А. Реабилитация часто болеющих детей [Текст] / Л. А. Кожевникова, Л. И. Дручинина // Педиатрия. Тюменский научно-практический журнал. – 2002. –№ 2. – С. 34–38.

15. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [Текст] // Стандар­ты и мониторинг в образовании. - 2002. -№ 1, с. 3-16.

16. Кучма, В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы [Текст] / В. Р. Кучма – М.: Издатель НЦЗД РАМН. – 2002. – 280 с.

17. Кучма, В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий [Текст] / В. Р. Кучма – М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2001. – 376 с.

18. Кучма, В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников: для медицинских и педагогических работников, образовательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы [Текст] / В. Р. Кучма, Г. Н. Сердюковская, А. К. Демин. - М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 2000.- 152 с.

19. Кучма, В. Р. Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста [Текст]: монография / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. – М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2004. – 198 с.

20. Кучма, В. Р. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков [Текст]: практическое руководство по гигиене детей и подростков / В.Р. Кучма. – М., ВУНМЦ, 2000. – С. 49 – 50.

21. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения [Текст] / М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: Триада-фарм. – 2002. – 114 с.

22. Мудрик, А.В. Социализация и воспитание [Текст] / А. В. Мудрик. - М.: Сентябрь, 2007, с. 91.

23. Нагимова, А.М. Современное школьное образование: может ли оно способствовать повышению качества жизни населения? [Текст] / А. М. Нагимова // Вестник экономики, права, социологии. 2010.- № 3 . – 0,5 п.л.

24. Онищенко, Г.Г. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды [Текст] / Г. Г. Онищенко, А. А. Баранов, В. Р. Кучма. - М.: ГУ Научный центр здоровья детей. – 2004. – 154 с.

25. Парламентские слушания: содержание стандарта общего образования [Текст] // Народное образование, 2002, №9.

26. СанПиН 2.4.2.1178-02 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». – Минздрав России. – М., 2003. – 52 с.

27. Сердюковская, Г. Н. Гигиена детей и подростков [Текст]: руководство для санитарных врачей / Г.Н. Сердюковская, А.Г. Сухарев, Е.М. Белостоцкая и д.р. - М.: Медицина, 2000, 496 с.

28. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях /Пособие для врачей – М., 2002. – 68 с.

29. Субетто, А.И. Квалиметрия жизни// Квалиметрия жизни (Проблемы измерения качества жизни и направления их решения) [Текст]: мат. краткоср. семинара, Л., 6-7 июня 1991. – Л., 2001. – С. 5-11.

30. Сухарев, А. Г. Научное обоснование системы социально-гигиенического мониторинга детского и подросткового населения [Текст] / А. Г. Сухарев // Экологические проблемы педиатрии. - М., 2001, С. 27-31

31. Сухарев, А.Г. Комплексная оценка условий воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении [Текст] / А. Г. Сухарев, Л. Я. Каневская. – М., 2002. – 208 с.

32. Сухарев, А.Г. Технология обучения, способствующая укреплению здоровья детей в современной школе [Текст]: методическое пособие / А. Г. Сухарев, Н. М. Цыренова. – М.: МИОО, 2004. – 56 с.

33. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения [Текст]: дисс. канд. пед. наук / Ж. Н. Тельнова. - Омск, 2000

34. Тихвинский, С.Б. Социальные и медико-биологические проблемы здоровья / Методология и социология педиатрии [Текст] / С.С. Сизова, Г.Г. Ершова. – СПб., 2001. – С. 27–42

35. Ушаков, И.Б. Качество жизни и здоровье человека [Текст] / И. Б. Ушаков. – М.-Воронеж: Истоки, 2005. – 130 с.

36. Феденко, Л.Н. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: особенности и порядок введения // Справочник руководителя образовательного учреждения [Текст] Л. Н. Феденко. – 2011. – № 5. – С. 20-25.

37. Федоров, В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика [Текст] / В.А. Федоров. − Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001.

38. Шевченко, Ю.Л. Концепция исследования качества жизни в кардиологии [Текст] Ю. Л. Шевченко // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2000. - №1. - С.5-13.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Структура взаимодействия участников образовательного

процесса с учреждениями города

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Программа развития системы дополнительного образования обучающихся МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2012-2016 годы

Концептуальные основы программы.

Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Программа развития системы дополнительного образования обучающихся МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2012-2016 годы (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года. Она направлена на реализацию государственной политики РФ в области дополнительного образования детей, усиление внимания к воспитанию и творческому развитию подрастающего поколения, охрану прав детей. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Введение

Дополнительное образование, как и базовое, затрагивает аспекты обучения, воспитания и развития детей. Это проявляется в развитии их интеллекта, внутреннего мира, творческих способностей, что способствует успешной социальной адаптации. Реализация себя в общении в школе позволяет стимулировать учебную мотивацию, вырабатывать адекватную самооценку и создавать психологический комфорт в процессе обучения. Дополнительное образование в школе стремится к органическому сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Структура учебного плана школы такова, что львиная доля учебной нагрузки падает на основной школьный компонент.

И возникает необходимость сочетания базового образования с дополнительным, основным предназначением которого является удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных и образовательных потребностей детей. Свобода выбора детских объединений по интересам, освоение новых социальных ролей, опыты, неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации, возможность адаптировать потребности отдельно взятой личности к социальным потребностям общества делают дополнительное образование привлекательным для любого ребенка школы. В процессе дополнительного образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благоприятно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства.

Опираясь на содержание основного образования, мы должны выстроить целостное образовательное пространство.

Содержание Программы

Цель программы: создание и развитие системы дополнительного образования в учреждении в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, интеллектуально развитой, социально активной творческой личности ребенка.

Задачи:

Осуществление взаимосвязи дополнительного образования с основным

Самоопределение и самореализация личности

Адаптация личности в социокультурной среде

Развитие индивидуальности и творческого потенциала обучающихся

Принципы организации системы дополнительного образования:

возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка

свободный выбор видов и сфер деятельности

ориентация на личностные интересы, способности, потребности ребенка

дополнительное образование – продолжение основного гимназического компонента

в основе – практическая деятельность.

Модель системы дополнительного образования в школе включает четыре основных содержательных блока:

Образование – предоставление широкого спектра образовательных услуг.

Творчество – механизм реализации личности через фестивали, праздники, конкурсы

Досуг – механизм организации времяпрепровождения детей

Социальный опыт – механизм реализации личности через работу в общественных клубах, организациях

Все четыре блока учебного плана взаимоувязаны по содержанию и нормам деятельности.

Ожидаемый результат Программы

Внедрение Программы развития системы дополнительного образования обучающихся в школе призвана способствовать:

- интеграции базисного и дополнительного образования в условиях модернизации системы образования;

- расширению возможностей для творческого развития личности ребенка;

- позитивным изменениям, направленным на реализацию прав ребенка на свободный выбор и на самоопределение;

- расширению перечня образовательных услуг, оказываемых системой дополнительного образования;

- повышению эффективности профилактики асоциальных проявлений среди обучающихся, формированию здорового образа жизни.

Оценка реализации Программы

Целостная педагогическая деятельность по реализации данной Программы связана с выбором ориентиров для оценки эффективности работы. Предлагаются следующие показатели оценки успешности реализации Программы и методы их оценки:

- степень вовлеченности обучающихся в систему дополнительного образования (анализ);

- степень удовлетворенности обучающихся и родителей (анкетирование, анализ);

- участие в городских, областных, всероссийских конкурсах (отслеживание результатов);

- появление в школе незапланированных объединений, мероприятий, инициатив, проектов (наблюдение, анализ документов и мероприятий).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Материально-техническое оснащение образовательного процесса МАОУ СОШ №33

Наименование

Количество

Общая площадь помещения (кв.метр)

8205

Количество учебных кабинетов

37

Лингафонный кабинет

1

Кабинет информатики

2

Общая площадь учебных кабинетов (кв. метр)

2394

Всего компьютеров в школе

99

Из них:

 

- компьютеров в учебных кабинетах;

90

- административных компьютеров;

9

- мобильный компьютерный класс

1

Интерактивные доски

12

Мультимедийные проекторы

18

Локальная сеть

Имеется

Выход в Интернет

Имеется

Библиотечный фонд (экз.)

21744

Из них:

 

- учебной литературы;

12003

- электронных учебников;

205

- художественной литературы

9536

Учебные мастерские (число мест)

45

Физкультурный зал (кв. метр)

284,4

Актовый зал (число мест)

150

Хореографический зал (кол-во)

1

Тир

1

Музей

1

Столовая (число мест)

300

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Примерная схема режима дня младших школьников при занятиях в первую смену (в часах)

№ П/П

РЕЖИМНЫЕ

ЭЛЕМЕНТЫ

КЛАСС

1

2

3

4

 

Подъем

7.30

7.30

7.00

 

Гигиенические процедуры, утренняя гимнастика

7.30

7.45

7.30

 

Завтрак

7.45-8.00

7.45-8.00

7.30-7.45

 

Пребывание в школе

(урочное время)

8.30-12.20

8.30-12.20

 

Предобеденное

пребывание на воздухе (прогулка, игры,

развлечения)

 
 

Обед

13.00-13.30

13.30-14.00

13.30-14.00

 

Сон для учащихся

первых классов

и детей с ослабленным здоровьем

14.00-15.00

 

Подвижные игры, развлечения

на открытом воздухе

15.00-15.45

14.00-15.45

 

Полдник

15.45-16.00

15.45-16.00

15.45-16.00

 

Самостоятельные

Учебные занятия

16.00-17.00

16.00-17.30

 

Свободное время, работа кружков, занятия по интересам

17.00-19.00

17.30-19.00

18.00-19.00

 

Ужин

19.00-19.30

19.00-19.30

19.00-19.30

 

Работа по дому

19.30-20.00

19.30-20.00

19.30-20.00

 

Вечерняя прогулка

20.00-20.30

20.00-20.30

20.00-20.30

 

Гигиенические процедуры, приготовления ко сну

20.30-21.00

20.30-21.00

20.30-21.00

 

Ночной сон

21.00

21.00

21.00

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Анкета для учащихся 3-4 классов

«Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»

Внимательно прочитай и ответь на вопросы

Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь ему. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с самым лучшим другом:

Мыло зубная паста мочалка

Зубная щетка шампунь тапочки

Полотенце для тела

На дверях столовой вывесили два варианта расписания приема пищи: одно расписание – правильное, другое неправильное. Определи и отметь правильное расписание.

Завтрак 8.00 Завтрак 9.00

Обед 13.00 Обед 15.00

Полдник 16.00 Полдник 18.00

Ужин 18.00 Ужин 21.00

Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы. Отметь тот ответ, который тебе кажется верным:

Оля: зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.

Вера: зубы чистят утром и вечером.

Таня: лучше чистить зубы по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.

Ты назначен дежурным и должен проследить за тем, как твои друзья соблюдают правила гигиены. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки:

Перед чтением книги Перед едой

Перед посещением туалета Перед тем как идешь гулять

После посещения туалета После игры в баскетбол

После того как заправил постель После того как поиграл с

кошкой

Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ?

Каждый день 2-3 раза в неделю 1 раз в неделю

Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?

Положить палец в рот

Подставить палец под кран с холодной водой

Помазать ранку йодом

Помазать кожу вокруг ранки йодом

Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Выбери 4 из них:

Иметь много денег

Иметь интересных друзей

Много знать и уметь

Быть красивым и привлекательным

Быть здоровым

Иметь любимую работу

Быть самостоятельным

Жить в счастливой семье

Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? Выбери 4

Регулярные занятия спортом

Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать

Хороший отдых

Знания о том, как заботиться о здоровье

Хорошие природные условия

Возможность лечиться у хорошего врача

Выполнение правил ЗОЖ

Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня? Отметь цифрами: «1»-ежедневно; «2»- несколько раз в неделю; «3»-очень редко или никогда.

Утренняя зарядка, пробежка

Прогулка на свежем воздухе

Завтрак

Сон не менее 8 часов

Обед

Занятия спортом

Ужин

Душ, ванна

Какие мероприятия по охране здоровья проводятся в классе? «1»-проводятся интересно; «2»-проводятся неинтересно; «3»- не проводятся:

Уроки, обучающие здоровью

Спортивные соревнования

Классные часы о том, как заботиться о здоровье

Викторины, конкурсы, игры

Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье

Праздники на тему здоровья.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Анализ анкеты

«Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»

Вопрос

Ответ

Балл

Суммарный балл

Интерпретация

Знание правил пользования средствами гигиены

1

Мыло

Зубная щетка

Мочалка

Зубная паста

Шампунь

Тапочки

Полотенце для тела

0

2

2

0

0

2

2

 

6-8 баллов – достаточная осведомленность;

4 балла – недостаточная осведомленность;

0-2 балла – незнание правил пользования средствами гигиены

Осведомленность о правилах организации режима питания

2

Первое расписание

Второе расписание

4

0

 

4 балла – ребенок осведомлен о правилах организации режима питания;

0 баллов – не осведомлен

Осведомленность о правилах гигиены

3

По вечерам

Утром и вечером

По утрам

0

4

0

 

16-18 баллов – высокий уровень осведомленности;

12-14 баллов – удовлетворительный уровень;

0-10 баллов – недостаточный уровень

4

Перед чтением книги

Перед посещением туалета

После посещения туалета

Когда заправил постель

Перед едой

Перед прогулкой

После игры в баскетбол

После игры с кошкой

0

2

2

0

2

0

2

2

 

5

Каждый день

Два-три раза в неделю

Один раз в неделю

4

2

0

 

Осведомленность о правилах оказания первой помощи

6

Положить палец в рот

Подставить палец под кран с холодной водой

Помазать ранку йодом

Помазать вокруг ранки

0

0

4

6

 

4-6 баллов – ребенок осведомлен о правилах оказания первой помощи;

0 баллов – не осведомлен

Личностная ценность здоровья

7

Иметь много денег

Много знать и уметь

быть здоровым

Быть самостоятельным

Иметь интересных друзей

Быть красивым и привлекательным

Иметь любимую работу

Жить в счастливой семье

0

1

2

2

0

0

1

2

 

6-7 баллов – высокая личностная значимость здоровья;

4-5 баллов – недостаточная;

1-3 балла – низкая

Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья

8

Регулярные занятия спортом

Хороший отдых

Знания о здоровье

Хорошая экология

Хороший врач

Средства для питания

Выполнение правил ЗОЖ

2

0

2

0

0

0

2

 

6 баллов – понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья;

4 балла – недостаточное понимание;

0-2 балла – отсутствие понимания

Соответствие распорядка дня учащегося требованиям здорового образа жизни

9

Утренняя зарядка, пробежка

Завтрак

Обед

Ужин

Прогулка на свежем воздухе

Сон не менее 8 часов

Занятия спортом

Душ, ванна

За каждый ответ «1» - 2 балла;

«2» - 1 балл;

«3» - 0 баллов

 

14-16 баллов – полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ;

9-13 баллов – неполное соответствие;

0-8 баллов – несоответствие

Оценка учащимися личностной значимости мероприятий, проводимых в ле для формирования здорового образа жизни

10

Уроки, обучающие здоровью

Классные часы о здоровье

Показ фильмов

Спортивные соревнования

Викторины, конкурсы, игры

Праздники

За каждый ответ «1» - 2 балла;

«2» - 1 балл;

«3» - 0 баллов

 

10-12 баллов – высокая значимость мероприятий, проводимых в школе;

6-9 баллов – недостаточная значимость;

0-5 баллов - низкая значимость

65-77 баллов: у ребенка сформирован высокий уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни.

46-64 балла: средний уровень знаний.

21-45 баллов: низкий уровень знаний.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Тест - опросник

Как называется наука, изучающая строение тела человека?

Физиология зоология анатомия

Скелет и мышцы образуют:

а) пищеварительную систему;

б кровеносную систему;

в) опорно-двигательную систему.

Мышцы прикрепляются к костям при помощи:

а) сухожилий;

б) суставов;

в) хрящей.

Главную опору нашего организма составляет:

а) кончик;

б) позвоночник;

в) скелет ног.

Сколь органов чувств ты знаешь?

7 6 5

Соедини линиями.

Глаза Орган осязания

Уши Орган вкуса

Нос Орган зрения

Кожа Орган обоняния

Язык Орган слуха

С помощью какого органа ты узнаешь, что запел соловей, залаяла собака?

Уши глаза нос мозг

При помощью какого органа ты отличаешь солёную пищу от горькой?

Зубы нос язык глаза губы

Кожа – это …

а) наружный покров человека; б) внутренний орган; в) это обёртка человека

Какой орган отвечает за дыхание человека?

Сердце Легкие Почки

Какой орган контролирует работу твоего тела?

Печень Сердце Мозг

Какой орган отвечает за переваривание пищи?

Сердце Легкие Желудок

За каждый правильный ответ дается один балл.

12-16 баллов – высокий уровень знаний о строении и функциях организма человека.

8 - 11 баллов - удовлетворительный уровень знаний о строении и функциях организма человека.

Ниже 8 баллов – неудовлетворительный уровень знаний о строении и функциях организма человека.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Результаты диагностики 3 класса «А», апрель 2013 г.

Фамилия, имя

Результаты

анкетирования, в баллах

Уровень знаний о ЗОЖ

Результаты тестирования, в баллах

Уровень знаний о строении и функциях организма человека

 

Арефьева Аня

64

Средний

11

удовлет.

 

Бакланов Олег

70

Высокий

15

Высокий

 

Бартеньева Вика

66

Высокий

14

Высокий

 

Вислогузов Денис

47

Средний

11

удовлет.

 

Гордиенко Кирилл

54

Средний

12

Высокий

 

Давыдова Катя

32

Низкий

7

неудовл.

 

Ершов Даня

48

Средний

9

удовлет.

 

Жабко Егор

67

Высокий

12

Высокий

 

Кравченко Игнат

61

Средний

10

удовлет.

 

Кипелова Полина

62

Средний

9

удовлет.

 

Ларченкова Ульяна

48

Средний

8

удовлет.

 

Морозов Антон

44

Низкий

7

неудовл.

 

Носков Дима

69

Высокий

14

Высокий

 

Парамонова Инга

42

Низкий

6

неудовл.

 

Праскевич Анна

61

Средний

10

удовлет.

 

Ухтин Илья

63

Средний

11

удовлет.

 

Федоров Тарас

36

Низкий

6

неудовл.

 

Хлебникова Геля

67

Высокий

15

Высокий

 

Юрасова Лена

49

Средний

10

удовлет.

 

Яскевич Настя

49

Средний

9

удовлет.

Просмотров работы: 8691