В основу исследования легло представление о том, что ценности выполняютважнейшую функцию становления личности, определения ею путей своего развития и тех целей, которых она хочет достичь. Ценности личности оказывают влияние на успешность ее профессиональной деятельности. Ценностно-смысловые характеристики личности рассматриваются как условие самореализации личности в качестве субъекта профессиональной деятельности, которое закладывается еще в процессе обучения в вузе.
Важным является понятие «ценности профессии» - это некоторые объективные, выработанные в процессе практики принципы, требования, идеалы, на основе которых должна осуществляться деятельность, а «профессионально-ценностные ориентации» - результат интериоризации личностью ценностей профессии.
Нами было проведено исследование по методике М.Рокича «Ценностные ориентации». Методика включает два списка ценностей (терминальные и инструментальные). В тестировании приняли участие студенты ЕИ КФУ. Выборка составила 48 человек - студентов третьего курса факультета психологии и педагогики. Ранжирование ценностей студентов позволило выявить наиболее и наименее значимые группы ценностей. Анализируя полученные результаты, можно сказать, что на первом месте в иерархии ценностей у студентов находится здоровье (42%); у 31% студентов - семья, любовь; у 27% студентов - карьера, материально обеспеченная жизнь. На последних местах распределились такие ценности, как: развлечения (25% студентов), творчество (12%). Среди инструментальных ценностей у студентов на первом месте стоят такие ценности как образованность, воспитанность (75 %).
Профессионально-ценностные ориентации студентов изменяются от курса к курсу. К концу обучения приближаются к показателям профессионально-ценностных ориентаций действующих профессионалов. При этом выделяется группа профессиональных ценностей-свойства, которые остаются практически неизменными на всем протяжении обучения студентов - это образование и воспитание. На формирование профессиональных ценностей влияют различные факторы, такие как: возрастные изменения, способы выполнения профессиональной деятельности, погруженность в социально - профессиональную среду, социально- экономические условия жизнедеятельности.
Диагностика по ранжированию ценностных профессиональных ориентаций позволяет студенту осознать свои мотивы, цели, желания, оценку собственных возможностей. Ценностные ориентации являются центральными в системе личностных образований. Ценности определяют мотивацию поведения и существенно влияют на все стороны деятельности, в том числе и учебную.
Список литературы
Зеер Э.Ф., Павлова А.М. Психология профессионального образования : практикум : учеб. пособие для студ. Высш.учеб. заведений. – М.: Издательский цент «Академия», 2008, – 144 с.