РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФАНДРАЙЗИНГА В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФАНДРАЙЗИНГА В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА

Абраменко Н.А. 1
1Филиал Южного федерального университета в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Интерес представляет анализ тенденций и проблем распространения фандрайзинга в деятельности НКО на примере конкретной территории – в г. Новошахтинске Ростовской области как типичном провинциальном городе. В городе Новошахтинске официально зарегистрировано 34 некоммерческие организации. Из анализа реестра этих организаций1 видно, что количество организаций, сфера деятельности которых направлена на социальную защиту равно 6, что составляет 17% от общего числа НКО в городе Новошахтинске. Все социальные общественные объединения по организационно-правовым формам представлены в виде организаций и учреждений, и все они предполагают наличие членства. Целевыми группами таких НКО являются «организации взаимопомощи», то есть, граждане, объединенные по принципу общей проблемы, в частности: инвалиды, пенсионеры, малообеспеченные граждане, неполные семьи, молодежь, ветераны войны, труда.

Автором курсовой работы в период сентябрь – декабрь 2013 года было проведено интервью с руководителями Новошахтинского отделение Ростовской общественной организации «Красный крест», Новошахтинской городской организации Ростовской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», Новошахтинской местной организации «Всероссийского общества слепых» с целью выявления основных источников финансирования НКО в городе Новошахтинске, а также с целью выявления проблем, препятствующих проведению фандрайзинговой кампании. По результатам интервью можно сделать вывод, что основными источниками финансирования для всех организаций являются членские взносы и добровольные пожертвования, также встречаются такие способы сбора средств как выручка от реализуемых товаров и другие, незапрещенные законом способы.2 Стоит отметить тот факт, что ни в одной организации не используется такая методика поиска источников для финансирования как фандрайзинг, более того руководители данных организаций не знакомы даже с самим понятием «фандрайзинга», однако, после пояснения сути фандрайзинговой кампании, было высказано единогласное мнение о том, что подобная методика, безусловно, была бы полезна для организаций, и позволила бы в некоторой степени облегчить пути достижения её целей. Среди причин, по которым организация не пользуется подобной методикой были названы следующие: 3

1) отсутствие или недостаток информации о том, кто может оказать помощь;

2) отсутствие или недостаток информации о возможных формах получения помощи;

3) предыдущий отрицательный опыт привлечения дополнительных средств помощи,

4) боязнь того, что:

- обращение за помощью вовне организации потребует больше усилий и времени, нежели самостоятельное решение проблемы;

- получение помощи извне будет слишком дорого стоить организации, как в прямом денежном выражении, так и в плане возможности попасть в «должники».

Эффективное использование метода фандрайзинга, и в целом продуктивное развитие НКО зависят от таких основных аспектов: нормативно-правовой базы, заинтересованности самих НКО и муниципальных властей, а также желания сотрудничать представителей бизнеса. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность НКО сформирована, она представлена двумя важнейшими федеральными законами: «О некоммерческих организациях»4 и «Об общественных объединениях»,5 а также рядом других нормативно-правовых документов, в зависимости от направления деятельности организации. Согласно федеральному закону «О некоммерческих организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:

- предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей;

- предоставление НКО иных льгот, в т.ч. полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;

- размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;

- предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» в дополнение к вышеназванным предусматривает такую форму поддержки государством деятельности НКО, как целевое финансирование отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты). Данный закон закрепляет право общественных объединений участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объемах, предусмотренных законодательством РФ, а также право выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти. Стоит отметить, что проанализировав нормативно-правовую базу, регулирующую взаимодействие власти и НКО в России, можно сделать вывод о том, что специального акта, посвященного этому вопросу на федеральном уровне нет. Правовые нормы, затрагивающие взаимодействие власти и НКО содержаться в ряде федеральных законов, регулирующих отдельные сферы общественной жизни, виды деятельности или деятельность отдельных видов организаций.

Что же касается других аспектов развития фандрайзинга, да и в целом самих НКО, то можно с уверенностью сказать, что существуют некие проблемы укрепления и развития взаимодействия между муниципальной властью, бизнесом и НКО как субъектами социальной политики. Особенностью партнерства НКО с властью и бизнесом в последние остается его неравновесный характер. Если взаимодействие власти и бизнеса рассматривается его участниками как вполне оправданное, то взаимодействие бизнеса и НКО, власти и НКО только начинает развиваться. Проблемы во взаимоотношениях как с бизнесом, так и с властью не всегда обусловлены только качеством деятельности НКО. Местная власть, выстраивая свои отношения с НКО, зачастую рассматривает себя как субъекта, обладающего монополией на информацию, компетентность и лучшее видение стратегии государства в области социальной политики. Подведя итоги интервью, создалось мнение, что представители власти считают пустой тратой времени усилия, направленные на налаживание диалога с НКО. Со стороны представителей НКО, проблема их взаимодействия складывается предпочтительно из неумения выстраивать партнерские отношения, пассивности, как НКО, так и местных властей, незнания форм взаимодействия, недостаточной компетентности сотрудников НКО как помехи в развитии партнерства с властью. Вероятно, что сотрудничеству властей и НКО необходимо создания нормативно-правовой базы и организационно-правовых механизмов сотрудничества, в том числе через совместную работу в консультационных группах и комиссиях по различным видам деятельности.

Проблема осуществления фандрайзинга заключается также и в том, что мероприятия по поиску и привлечению денежных средств в российских организациях, как правило, проводятся без всякой системы взаимосвязи с маркетинговой программой организации и основаны скорее на интуиции, чем на конкретных знаниях о процедуре и методах привлечения финансовых источников.

По мнению автора, одной из проблем взаимодействия НКО и власти является недостаток информации о возможностях и деятельности НКО. Часто НКО не уделяют должного внимания необходимости вести информационную кампанию о своей работе. Причины этому могут быть разными, в частности, недостаток ресурсов (материальных, временных, а также отсутствие контакта со СМИ), но, думая о перспективах деятельности, важно быть информационно открытыми и доступными.

Все вышеперечисленные проблемы непременно влияют на отсутствие проведения фандрайзинга в НКО, а ведь поиск денежных средств для осуществления своей деятельности – одна из важнейших задач неприбыльных организаций. Постепенно поиск денежных средств - фандрайзинг – должен превратиться в особую профессиональную управленческую область и стать одним из основных составляющих элементов развития некоммерческих организаций. Для этого необходимо наладить активный диалог НКО, власти, представителей бизнеса и гражданского общества. Также представителям НКО стоит обратить внимание на опыт фандрайзинговой деятельности зарубежных стран. За рубежом действуют специальные агентства, оказывающие консультации по привлечению средств и предоставляющие услуги фандрайзеров, специалистов по организации финансовых компаний. НКО, которые которые не имеют фандрайзинговых служб внутри организации, обращаются к услугам специальных компаний, то есть осуществление фандрайзинговой деятельности является отдельной деятельностью, обязанности ведения которой должны быть возложены на сторонних организаторов. У такого способа проведения фандрайзинга есть и свои риски, услуги профессиональных фандрайзеров являются весьма дорогостоящими, а с учетом того, что все средства на проведение фандрайзинговой кампании выделяются обычно самой НКО, этот способ будет требовать весомой поддержки от муниципальных, региональных властей. Также деятельность многих НКО за рубежом основана на подходе, разработанном консалтинговым центром NGO FUTURES,6 и получившим название - Общий организационный фандрайзинг. Общий организационный фандрайзинг нацеливает деятельность НКО в целом и ее сотрудников на достижение желаемых фандрайзинговых результатов. При этом соблюдается баланс фандрайзинга и содержательных программ НКО. Этот способ осуществления фандрайзинга является наиболее приемлемым для некоммерческих организаций города Новошахтинска. Стратегия для достижения Общего организационного фандрайзинга включает пять шагов:

  1. Создание в организации широкой фандрайзинговой культуры. Попытки внедрить фандрайзинговую деятельность в организацию без уже существующей в ней фандрайзинговой культуры окажутся неэффективными, поэтому существует необходимость создания в организации культуры фандрайзинга. Очень значимым элементом формирования позитивной культуры фандрайзинга является внимание к интересам и потребностям доноров. В связи с этим рекомендуется постоянно изучать потребности и интересы доноров, стимулировать интерес к этой работе руководителей и сотрудников НКО.

Этот шаг включает в себя следующий набор определенных действий:

- фандрайзинг должен быть обсуждаемой темой среди работников НКО, представителей и власти и бизнеса, и, что немаловажно, среди горожан. Следовательно необходимо вести информационную политику, которая бы популяризировала фандрайзинг,

- фандрайзинг должен являться приоритетным направлением для НКО,

- должны учитываться интересы донора и исполняться этический кодекс фандрайзера,

- фандрайзинг должен прослеживаться в функциональных обязанностях и в показателях работы каждого сотрудника НКО.

2) Разработка обстоятельных стратегических и оперативных фандрайзинговых планов. Важной составляющей стратегии НКО должна являться разработка привлекательного имиджа организации, чему должны соответствовать название, миссия, лозунг организации, ее уникальность. Доноры должны быть хорошо информированы о деятельности организации, должны быть уверены в том, что сотрудничество с такой организации им полезно и выгодно. Расширение диапазона деятельности организации также полезно и эффективно, оно может включать: налаживание правительственных контактов, эффективное сотрудничество с отделом по работе с общественными организациями и молодежью Администрации города Новошахтинска, корпоративное спонсорство, мероприятия городского уровня и другое.

3) Обучение тех, кто занимается фандрайзингом. Обучение профессиональному фандрайзингу является необходимым элементом успешной деятельности НКО по поиску и сбору дополнительных источников финансирования. В НКО города Новошахтинска отсутствует подобная подготовка. Для ее организации необходима активизация в этом вопросе самих некоммерческих организаций города, проявление инициативы со стороны представителей отдела по работе с общественными организациями и молодежью Администрации города Новошахтинска, а также других представителей муниципальной власти. Учитывая, что фандрайзинг неразрывно связан с PR технологиями, было бы логично осуществлять подготовку специалистов по фандрайзингу в учебных заведениях, которые готовят специалистов по PR.

4)Внедрение новых фандрайзинговых подходов, соответствующих организации.

5)Мониторинг прогресса и оценка результатов. Данный этап может включать следующие шаги:

- проведение регулярных встреч по вопросам организации фандрайзинга, круглых столов с жителями, предпринимателями, органами власти,

- ежемесячный мониторинг прогресса по фандрайзингу внутри НКО,

- осуществление отчета об использовании средств, полученных от доноров,

- создание описательных брошюр по деятельности НКО,

- активное взаимодействие со средствами массовой информации и другое.

Опыт применения данного подхода в других организациях свидетельствует, что он дает положительные результаты там, где другие не имеют успеха.

1 Отдел по работе с общественными организациями и молодежью. Реестр общественных, политических и религиозных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города Новошахтинска [Текст]. – Новошахтинск, 2013.

2 Приложение 1

3 Приложение 2

4 Российская Федерация, Законы, О некоммерческих организациях (от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, изм. и доп. от: 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 января, 2 февраля, 3 ноября, 30 декабря 2006 г., 2 марта, 17 мая, 26 июня, 29 ноября, 1 декабря 2007 г., 13 мая, 22, 23 июля 2008 г., 3 июня, 17 июля 2009 г., 5 апреля, 8, 19 мая, 22 июля, 29 декабря 2010 г., 4 июня, 11, 18 июля, 6, 16 ноября 2011 г., 20, 28 июля, 30 декабря 2012 г., 11 февраля, 2 июля 2013 г.)[принят Гос. Думой 8 декабря 1995 г.] [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/10105879/1/#block_100

5 Российская Федерация, Законы, (19 мая 1995г., № 82-ФЗ, с изм. от 21ноября 2012 г.) [принят ГД ФС РФ 14 апреля 1995 ] [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/popular/obob/

6 Основы фандрайзинга или как легко сделать свою организацию богатой [Электронный ресурс]. – URL: http://infopublic.ru/index.php?dn=nko&to=art&id=157

Просмотров работы: 2144