Современная российская военная реформа ведет в настоящее время к возрастанию требований уровня профессиональной подготовки офицерских кадров на всех этапах военно-профессионального обучения. Основная цель психолого-педагогического сопровождения суворовцев-социально-психологическая адаптация целостной личности, направленная на освоение учебной программы, развитие эмоционально-волевых и коммуникативных навыков, необходимых для приспособления к требованиям военной службы, условиям жизни и деятельности в воинском коллективе. Обучение в суворовском училище - первый шаг подростков в профессию офицера, поэтому одним из условий организации педагогического процесса является специфический процесс адаптации подростков-суворовцев к новым социальным условиям. [1, с. 24].
Социализация - процесс становления социальных качеств личности, имеющий две основные фазы (социальную адаптацию и интериоризацию). В ходе первой человек приспосабливается к новым для себя социальным условиям. Во второй происходит усвоение и принятие группой норм, ценностей, представлений. [2, с. 59].
Абитуриентами суворовского училища являются обычные подростки - граждане Российской Федерации в возрасте 14-15 лет, окончившие 8-й класс средней общеобразовательной школы, годные по состоянию здоровья к обучению в военных училищах и заявившие о своем желании стать офицерами. После зачисления в учебное заведение влияние мегафакторов и макрофакторов на их социальное развитие остается прежним, а мезофакторы часто изменяются.
Значительным социальным перемещением, с резкими изменениями элементов системы «личность - окружающая социальная среда» относится к первичной адаптации. Сюда можно отнести адаптацию к социокультурной, национальной, профессиональной среде. Адаптация к новым правовым условиям жизни, служебно-организационным условиям деятельности, адаптация к новым членам коллектива отражают содержание вторичной адаптации.
Наблюдения, проведенные нами, показывают, профессиональная адаптация суворовцев может рассматриваться как процесс и результат освоения функциональных ролей, обеспечивающий социальное равновесие в системе «подросток-суворовец - социальная среда». [3, с. 27].
При поступлении в корпус возникает адаптационная ситуация, т. е. противоречие между подготовленностью, притязаниями подростка и ожиданиями среды, требованиями новых ролей. В ходе адаптации противоречие разрешается. В случае не разрешения противоречия нарастают и укрепляются дезадаптационные явления. Равновесие системы обеспечивается тем, что суворовцы и весь коллектив в целом успешно осуществляют свое предназначение.
Таким образом, особенности психологической адаптации, заключаются, прежде всего, в том, что образовательный процесс происходит в армейской среде. Вследствие этого состав референтной группы суворовца качественно иной, чем у обычного школьника. Удельный вес оказывает влияние на становление ценностного отношения к армии у подростка.
Список литературы:
1.Алдашева A.A. Особенности личностной адаптации в малых изолированных коллективах Текст.: автореф. дис. . канд. психолог, наук: -Л., 1984.-24 с.
2. Льдокова Г.М. Изучение социально-психологической адаптивности и учебной мотивации у студентов первого курса факультета психологии и педагогики ̸̸ Льдокова Г.М., Метлина М. .̸̸̸ ̸ Международный журнал экспериментального образования.-2011- №8-с.65.
3. Льдокова Г.М. Психические состояния студентов в усложненных условиях учебной деятельности ̸ Льдокова Г.М., Парфилов А.Н.̸̸̸ ̸ Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. - № 51.- с. 19-29