Проблема психологической защищенности личности является одной из фундаментальных в вопросах сохранения психического здоровья и личностной гармоничности. Она перманентно актуальна в мировой психологии и лично для каждого человека, вступающего во взаимодействие с окружающим миром на разных этапах своего развития. Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих больших резервов самообладания и саморегуляции, одним из которых является эмоциональная устойчивость педагога, необходимая для преодоления негативных изменений, в том числе и синдрома эмоционального выгорания.
Термин «психологическая защита» ввел в науку З.Фрейд в 1894 году в своей работе «Защитные нейропсихозы». Он отражал переживания человека в процессе борьбы «Я» с болезненными и невыносимыми для личности идеями, желаниями, представлениями и аффектами.
За последние годы представления о психологической защите личности дополнились, стали более разноплановыми и разноуровневыми, но основная сущность и функции данного феномена неоспоримы со времен З.Фрейда.
Изучение психологической защиты и эмоционального выгорания у педагогов представляется интересным и важным моментом, т.к. именно психологическая защита отражает гармоничность развитой личности, адекватность восприятия окружающей действительности и умение решать личностные и профессиональные проблемы.
Синдром эмоционального выгорания развивается в процессе профессиональной деятельности педагога в форме стереотипа эмоционального поведения, проявляющегося в особенностях профессионального общения.
Эмоциональное выгорание – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение.
Одним из первых отечественных исследователей, который вплотную занялся проблемой выгорания, является Бойко В.В. Он пишет, что эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Хотя само по себе выгорание В.В. Бойко считает конструктивным, а дисфункциональными - его следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Тогда же эмоциональное выгорание приводит к профессиональной деформации личности.
Эмоциональное выгорание инициируется комплексом факторов, включающих индивидуально-психологические особенности педагога и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера.
Любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие « человек – человек» зависит от качеств того и другого.
Личностные качества профессионально - ценностны, они необходимы как условие, они достаточны для педагога, но они обладают еще одной важной ролью: сберегают физическое, психическое здоровье педагога, укрепляют его духовные силы.
Г. Келлерман и Р. Плутчик исходили при классификации личностей из тoгo, что, во- первых, существует восемь базовых врожденных склонностей к психическому заболеванию, названных ими диспозициями, и, во вторых, каждая из последних связана с определенной эмоцией, продуцирующей определенный защитный меxaнизм.
В настоящее время термин «защитный механизм» обозначает прочный поведенческий защитный паттерн, образованный с целью обеспечить защиту «Я» от осознавания явлений, порождающих тревогу. По существу, их можно рассматривать как стили реагирования человека в yгpoжающих для нeгo ситуациях, используемые на бессознательном уровне. Не случайно одна из методик, с помощью которой диагностируется выраженность тoгo или иного защитного механизма, названа методикой психологической диагностики индекса жизненного стиля. Выделено уже большое количество защитных механизмов, но самыми изучаемыми оказались восемь: отрицание, вытеснение, компенсация, регрессия, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование.
Нами в 2013 году проводилось исследование особенностей системы психологических защит у педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания в одной из Киреевских школ. В нем приняло участие 30 педагогов начальной, средней и старшей школы, с разным стажем работы, в возрасте от 23 до 74 лет.
Для реализации цели нашего исследования были выбраны методики:
Сокращенный вариант 16-ти факторного личностного опросника Р.Кеттелла PF – 13.
Опросник для диагностики механизмов психологической защиты Плутчика – Келлермана – Конте «Индекс жизненного стиля».
Опросник диагностики эмоционального выгорания личности
В.В. Бойко.
Всю выборку мы условно разделили на четыре группы. Основанием для деления на группы явились результаты диагностики эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко, таким образом:
в1 группувошли респонденты, у которых не сформировалась ни одна из фаз эмоционального выгорания;
во2 группу вошли испытуемые, у сформировалась одна из фаз;
в3 группенаходятся опрошенные, у которых сформированными являются 2 фазы из 3;
в4 группенаходятся педагоги, у которых сформированы все 3 фазы эмоционального выгорания.
Анализ результатов методики «Индекс жизненного стиля» (авторы Г. Келлерман и Р. Плутчик) показал, что у респондентов 1 группы, не подверженных эмоциональному выгоранию, преобладают зрелые формы психологических защит: компенсация, рационализация. Это значит, что педагоги 1 группы, прилагают все усилия, чтобы достичь успеха в той области, где они чувствуют свою неполноценность, многие из них мечтатели ищущие идеалы в различных сферах жизнедеятельности. Такие формы психологических защит положительно влияют на профессиональную деятельность.
Структура системы психологической защиты испытуемых 2 группы вариативна, она состоит как из зрелых форм механизмов психологических защит, так и незрелых.
В 3 и 4 группах, где педагоги имеют высокую степень эмоционального выгорания, доминируют такие механизмы психологических защит как вытеснение, проекция, регрессия. Респонденты в случае психотравмирующих обстоятельств содержательную сторону конфликта и напряжения не осознают, и вытесняют сам факт какого-либо неблаговидного поступка, избирательно преднамеренно забывают информацию, вытесняя неприятное из памяти, что влечет проявление невротических и психофизических симптомов. Неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли приписывают другим субъектам, например, осознавая наличие у себя определенной черты наделяют ею других, или, осознавая свой недостаток видят его причину в окружающих. В некоторых случаях при психотравмирующих ситуациях, многие из педагогов этих групп в своих поведенческих реакциях стремятся избежать тревоги, переходя на более раннюю стадию жизни, когда они чувствовали себя в безопасности, Такой вид психологической защиты присущ скорее психопатическим личностям с их импульсивностью и слабостью волевого контроля. Такие формы психологических защит негативно влияют на профессиональную деятельность педагогов.
Для реализации цели и задач исследования проведено сравнение индивидуально – психологических характеристик респондентов с разной степенью эмоционального выгорания.
Как мы видим, у педагогов 1 группы не подверженных эмоциональному выгоранию, ярко выражены сила «Я», они смелы, эмоционально устойчивы, достаточно спокойны, принципиальны, придерживаются правил поведения и морали, добросовестны, ответственны, склонны к морализированию, разумны, совестливы. У них развито чувство долга и ответственность, настойчивы в достижении цели. Эти личностные особенности, безусловно, положительно сказываются на профессиональной деятельности педагогов.
Во 2 группе исследуемых (с низкой степенью эмоционального выгорания) показатели факторов индивидуально – психологических характеристик находятся практически на уровне значений, что и в 1 группе, но в большей степени на уровне средних значений.
Анализ результатов опросника PF-13 Р. Кетелла выявил, что большинство педагоговэмоционально стабильны, выдержанны, эмоционально зрелы, обладают такими качествами как мягкость, уступчивость, тактичность, зависимость, готовность брать вину на себя, скромность, экспрессивность, склонны к морализированию, разумны, совестливы. Большинство из них не подвержены настроению, депрессиям. У респондентов присутствуют такие характеристики как консерватизм, устойчивость по отношению к традициям, экспериментаторство, наличие интеллектуальных интересов. Большинство опрошенных педагогов характеризуются оптимальным эмоциональным тонусом и стрессоустойчивостью, но у некоторых педагогов присутствуют такие качества как расслабленность, вялость, апатичность, низкая мотивация, спокойствие, излишняя удовлетворенность, невозмутимость.
Анализ результатов методики диагностики эмоционального выгорания В. В. Бойко показал что 1 фаза «напряжение» у опрошенных респондентов находится в стадии формирования. Это является предвестником запускающим” механизм эмоционального выгорания, и имея динамический характер обусловливает усиление психотравмирующих факторов.
2фаза «резистенция» находится в стадии формирования и хотя вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно, фактически сопротивление нарастающему стрессу у педагогов начинается с момента появления тревожного напряжения.
3 фаза «истощение» находится в стадии формирования, из этого следует, что значительная часть опрошенных педагогов характеризуются более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме “выгорания” становится неотъемлемым атрибутом личности большинства педагогов.
В нашем исследовании было проведено сравнение индивидуально – психологических характеристик респондентов с разной степенью эмоционального выгорания. У педагогов не подверженных эмоциональному выгоранию ярко выражены сила «Я», они смелы, эмоционально устойчивы, принципиальны, придерживаются правил поведения и морали, добросовестны, ответственны, склонны к морализированию, разумны, совестливы.
В группе исследуемых с низкой степенью эмоционального выгорания показатели факторов индивидуально – психологических характеристик находятся на среднем уровне.
Сравнивая респондентов имеющие высокую степень эмоционального выгорания с представителями не подверженных эмоциональному выгоранию мы видим, что сила «Я» у них менее выражена, также у них достаточно высокие показатели факторов определяющих подозрительность, тревожность, напряженность.
Выявлена корреляционная статистически значимая связь между «силой Я» и симптомами эмоционального выгорания «Загнаность в клетку», «Психосоматические и психовегетативные нарушения». В нашем исследовании установлена корреляционная статистически значимая связь между личностной характеристикой «Радикализм – консерватизм»» и симптомом эмоционального выгорания «Загнанность в клетку».
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у педагогов с низкой степенью эмоционального выгорания преобладают зрелые формы механизмов психологических защиты, педагоги обладающие эмоциональной устойчивостью, выдержанностью, эмоционально зрелые, спокойные, ориентированные на реальность более устойчивы к синдрому эмоционального выгорания.
Литература:
Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других: учебное пособие. – М.: Наука, 2003. – 154 с.
Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 421 с.
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: ПИТЕР, 2002. – С. 264.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: ПИТЕР, 2002. – С. 221.