В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения студентов стало одним из самых популярных направлений исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И конечно, в данном случае речь идет не столько о научной моде, сколько о специфической реакции психолого-педагогического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцать первом веке. И эта реакция представляется нам вполне адекватной и своевременной. Пока трудно сказать, состоялся ли уже переход накопленного количества разнообразных данных и сделанных на их основании выводов в новое качество знания о феномене агрессии, приблизились ли мы к новому, более глубокому и непротиворечивому пониманию сущности агрессивного поведения студентов.
Агрессия изучается далеко не только в психологии и педагогике: ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы, используя свои специфические методы и подходы. Однако, такая проблема находится в ведении преимущественно психологии и педагогики.
Вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, можно сделать выводы, что подобная картина на экранах может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. И не случайно эта тема, представляющая особый интерес для науки и обладающая высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.
Анализ телепрограммы показывает, что в среднем в будние дни телепередачи, в которых затрагивается тематика агрессивного характера, составляют 30-40 % телеэфира, в выходные дни - 20-30 %, а в среднем за неделю - 30-35 %. Всё вышесказанное говорит об актуальности проблемы влияния СМИ на формирование агрессивных тенденций.
Все СМИ можно разделить на три группы: печатные, электронные (телевидение, радио) и появившиеся в последнее десятилетие сетевые.
Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними , СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функции и особой структуре коммуникативного процесса .
Для того чтобы понять специфику радио и телевизионной речи, нужно предварительно рассмотреть особенности взаимодействия между выступающим по радио или телевидению и аудиторией этих средств массовой информации. Возможность учёта социально-психологических характеристик при анализе «языка массовой коммуникации», принципиальную зависимость собственно лингвистического поведения от социально-психологического контекста отмечают все специалисты в области массовой коммуникации.
Анализируя особенности общения по радио и телевидению, выделим два ключевых момента: 1) влияние характера радио- и телевизионной аудитории на поведение выступающих; 2) факторы, определяющие привлекательность или непривлекательность образа выступающего в глазах аудитории.
Во-первых, коммуникатор не видит своей аудитории, следовательно, он лишен возможности непосредственно регулировать средства воздействия на слушателей, сообразуясь с их реакцией. Чтобы выйти из затруднения, вызванного отсутствием обратной связи, необходимо прогнозировать, представить, как эта невидимая аудитория может реагировать на то, что было сказано. Оптимальный путь такого прогнозирования, по-видимому, предполагает как бы мысленное сужение этой аудитории до «своей», до той, которую коммуникатор хорошо знает.
Ясно, что аудитория, с которой, имеет дело выступающий по радио или телевидению, определяет особые требования к его речевому поведению.
Не менее важным социально-психологическим моментом является то, как воспринимают самого выступающего зрители или слушатели, какой образ формируется в их представлении. Аудитория, на которую хочет воздействовать оратор, оценивает то, что он говорит, как он говорит и каков сам выступающей. От этой оценки во многом зависит, будет принята или отвергнута предлагаемая информация, как будут поняты передаваемые сообщения, повлияет ли переданное сообщение на действия зрителей/слушателей и т.д.
Не только на коммуникатора, но и на аудиторию психологический контекст их собственного восприятия обычно действует как некая скрытая сила. Люди испытывают на себе результаты ее действия, но не всегда могут объяснить, что именно и почему определило их окончательное впечатление от конкретной теле- или радиопередачи. Иногда одного появления на экране или первых слов зазвучавшего по радио голоса достаточно, чтобы привлечь внимание зрителей и слушателей. Бывает и по-другому: выступающий говорит правильные вещи, но они не вызывают ответного интереса или даже возникает чувство неловкости за человека в кадре или у микрофона.
Между восприятием образа выступающего и воздействием его сообщения обнаружена следующая связь: если у аудитории складывается положительный образ коммуникатора, то это, как правило, содействует положительному восприятию его сообщения, и наоборот.
Наиболее значимы следующие характеристики коммуникатора: знание того, о чем он говорит; его искренность, правдивость, убежденность в том, что он говорит; умение донести свои знания, мысли до аудитории.
Среди характеристик можно выделить следующие качества коммуникатора; знание своей аудитории; искреннее уважение к аудитории; умение общаться с ней на равных, не поучая, не заискивая, не занимаясь самолюбованием.
Аудитория тонко чувствует отношение к себе. Степень ее доверия и симпатии к выступающему зависит от таких его важных качеств, как авторитетность и компетентность, внешняя привлекательность и тактичность.
Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
Агрессия (агрессивность) - это тема, которая живо интересует специалистов не только в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов. Агрессивное поведение - одна из центральных проблем изучения человеческой психики.
В настоящее время исследователи стали рассматривать агрессию как один из возможных выходов из фрустрирующей ситуации, но не как неизбежный. Как и всякое свойство, агрессия имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до её предельного развития. Каждая личность должна обладает определённой степенью проявления агрессивности. Её отсутствие приводит к пассивности, ведомости, конформности, а её чрезмерное развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на взаимодействие с другими людьми. Для личности юношеского возраста характерным является проявление агрессивного поведения, так как в период юности - развития самоопределения личности, агрессивность является одним из основных механизмов защиты собственного "я", своего мнения, своих прав.
Нами была исследована гуппа 191201. Было выявленно что у 40% студентов выраженная физическая агрессия, а так же чувство угрызения совести и вины. У 30% испытуемых ярко выраженная вербальная агрессия. У 60% учащихся проявляется косвенная агрессия, у 55% раздражение и подозрительность. 5% испытуемых предпочитает передачи и фильмы СМИ, несущие наибольший уровень агрессивности. Получение из СМИ негативной информации.90% получение из СМИ среднего количества отрицательной, агрессивной информации.5% студентов получают из СМИ наименьшее количество негативной информации, несущей агрессивный характер.
Проведя анализ литературных и специальных источников по теме исследования, мы предположили, что СМИ отрицательно воздействует на студентов, формируя у них агрессивные настроения. Дальше был выявлен уровень агрессивности у студентов и определено влияние СМИ на него.
Вопрос о сущности человеческой агрессии занимал лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций с точки зрения философии, поэзии, религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов чем ответов. Тем не менее налицо явный прогресс, и сегодня мы знаем уже довольно много об истоках и природе человеческой агрессии. Количество данных об агрессии так велико, что было бы невозможно рассмотреть весь имеющийся материал в настоящей работе.
Человек - весьма агрессивное существо. Ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как научится говорить. Агрессивность подчиняется своим законам, весьма своеобразным и порой непредсказуемым. Поэтому в первую очередь следует оградить от нее школьников, так как они более восприимчивы, еще не оформившиеся как личность. Демонстрация сцен насилия и их результатов вызывает у детей реакцию страха, искажает характер эмоционального реагирования и притупляет естественные человеческие реакции. Вышли из-под контроля государства скрытая и явная пропаганда насилия в СМИ Минобразования РФ предоставляет данные мониторинга телепрограмм, отметив антигуманную, антинравственную направленность значительной части телепоказов. Факты свидетельствовали о низком проценте специализированных детских, образовательных программ на телеканалах.
Какой может в таких условиях вырасти молодежь, какой культурный пласт она привнесет, вступая в самостоятельную жизнь, что усвоит с детства в данном информационном окружении? Пора об этом всерьез задуматься всем, кому небезразлично наше будущее.
Cписок литературы:
«Русский язык и культура речи» под редакцией профессора В. И. Максимова МОСКВА,2001
Леонтьев А.А.Психология общения 3-е изд. — М.: Смысл, 1999
Басе А.Г. "Психология агрессии" - журнал "Вопросы психологии", №3, 1967г,
Свитич Л. Г. Введение в специальность. Профессия: журналист. – М.:Аспект Пресс, 2007. – C. 103, C.106, C. 132, C. 155, C. 157
Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., 1999.