ФАНДРАЙЗИНГ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФАНДРАЙЗИНГ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Абраменко Н.А. 1
1Филиал Южного федерального университета в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Некоммерческие организации (НКО) играют важную роль в формировании современного гражданского общества в России, становлении демократии, защите социальных прав и свобод граждан. Заметнее становится вклад НКО в решение общенациональных, федеральных, региональных задач, которые связаны с развитием социальной защиты населения.

Сложное финансовое положение отечественных некоммерческих организаций заставляет их заниматься поиском дополнительных источников доходов. В связи с этим обстоятельством, в российских условиях все большее значение приобретает фандрайзинговая политика некоммерческих организаций, как эффективная форма привлечения финансирования в рыночных условиях.

Понятие «фандрайзинг» является калькой с английского fundraising (to raise fund), где raise это сбор, нахождение, а fund финансирование средства, в широком смысле фандрайзинг представляет собой методику поиска источников для финансирования. Становление этого явления как отдельного междисциплинарного направления было связано с бурным развитием в последние десятилетия сектора неприбыльных организаций. Таким образом, в определение фандрайзинга необходимо внести одно существенное дополнение, после которого узкое понятие звучит так:1 Фандрайзинг - деятельность некоммерческой организации, базирующаяся на ее уникальной миссии и стратегии, использующая эффективные и продуктивные способы получения ресурсов, необходимых для реализации программ и достижения стоящих перед организацией целей, обеспечивающая желаемую удовлетворенность дарителю (источнику ресурсов) и имеющая конечным результатом укрепление благополучия общества в целом. Можно предположить, что для большинства российских некоммерческих организаций, в особенности начинающих, некрупных, находящихся в малых городах, слово фандрайзинг практически ни о чем не говорит, чего нельзя сказать о зарубежных коллегах, у которых уже имеется богатый опыт использования такого способа привлечения средств. На западе понятие фандрайзинга хорошо известно специалистам менеджмента некоммерческих организаций.2 Для большинства Российских некоммерческих организаций не характерно заниматься регулярным и продуманным сбором средств. В результате, денег у них либо не хватает, либо нет совсем. В западноевропейских странах и, особенно, в США достаточно серьезно относятся к благотворительности, и к деньгам в целом. Еще даже не до конца обдумав суть и детали проекта, начинают собирать на него деньги. Это в частности обосновывается тем, что в этих странах государство никогда не брало на себя ответственность полного финансирования всей социальной сферы. Решением весомой части проблем занимались только благотворительные организации, опирающиеся в финансовом плане только на себя, способные с помощью своих умений привлечь спонсора, организовать работу, добиться хорошей репутации.3

Деятельность любой некоммерческой организации лежит как бы в двух основных плоскостях, сферах: внутренней (планирование, организация деятельности, мотивация персонала, и так далее) и внешней (экономический, политический, законодательный контексты и так далее). Есть и то, что объединяет эти две сферы, направляет, позиционирует организацию во внешнем мире, выражает ее специфику ее видение - миссия, стратегия, ценности. Прогрессивный фандрайзинг невозможен без правильной организации всей работы внутри НКО. Так, например, на отношение доноров к организации, а значит и на деятельность по привлечению ресурсов могут существенным образом повлиять не налаженные связи с общественностью. А налаженная система планирования в организации в свою очередь может сделать стратегию фандрайзинга случайной и неэффективной. С другой стороны, именно организованный фандрайзинг позволяет привлекать средства для продуктивного внутреннего функционирования организации ее системы планирования, контроля, для реализации ее маркетинговой стратегии, для обучения персонала и прочего.4 Основными целями фандрайзинга являются: получение необходимых ресурсов и удовлетворение дарителя; достижение целей организации и реализация ее программ; укрепление благополучия общества в целом. Кроме того, необходимо уяснить, что фандрайзинг не должен вступать в противоречие с миссией организации и с ее базовыми стратегиями. Процесс привлечения ресурсов не должен приводить к потере идентичности (лица) организации, размыванию ее целей, отступлению от генеральной линии ее развития. Учитывая необходимость использования эффективных и продуктивных методов, фандрайзинг предполагает определенную стратегию, тактику, методологию. Деятельность по фандрайзингу является продолжением стратегии и тактики организации по планированию и управлению.

Организация фандрайзинговой кампании является сложным процессом, который можно разделить на четыре этапа. Первый этап заключается в планировании финансовой кампании, здесь определяются содержательная программа привлечения средств, направления работы на следующий год, составляются перечни краткосрочных, долгосрочных проектов, прогнозируются потоки потребителей, вкладчиков и так далее. Второй этап состоит в реализации фандрайзинга, происходит определении методов его проведения, устанавливается ответственность за проведение, определяется количество средств на проведение кампании. Третий этап включает осуществление контроля за ходом реализации фандрайзинга, корректировку планов с учетом произошедших изменений. Четвертый этап сводится к оценке результатов проведенной кампании: определению эффективности этапов планирования, реализации, оценке конечных результатов.5

Каждая фандрайзинговая кампания имеет строго определенные задачи, в соответствии с ними и выделяют два основных вида фандрайзинга. Если задачи фандрайзинга сводятся к поступлению конкретных средств на реализацию проектов, то данный вид фандрайзинга можно назвать проектным. Это наиболее удобная форма привлечения средств как для самой некоммерческой организации, так и для финансирующей стороны по причине того, что существует наличие четко определенных целей расхода средств, получение коммерческой выгоды от финансирования проекта. Другой вид фандрайзинга – оперативный, вид, при котором привлеченные средства направляются на покрытие текущих расходов. Это наименее эффективная форма привлечения средств в некоммерческую организацию, так как поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в ее текущем бюджете. Обычно такой вид фандрайзинга используется НКО, которые находятся в критическом финансовом положении.6

Успех фандрайзинговой кампании зачастую зависит от правильно выбранных методов ее проведения, а методы в свою очередь крайне разнообразны. Это проведение рекламной кампании в средствах массовой информации, по почте, распространение внешней рекламы, площадью для которой являются баннеры, стенды, брошюры, буклеты; система обращения к потенциальным донорам, благотворителям, дарителям по телефону и факсу – телефандрайзинг, в личной беседе – индивидуальный; солофандрайзинг –приобретение поддержки влиятельных, известных личностей; распространение бесплатных приглашений на культурные мероприятия, презентации – полифандрайзинг, и так далее.

На проведение фандрайзинга кампания должна выделять собственные средства, а также устанавливать за его проведение, оперативное использование и за коечные и промежуточные результаты должностную ответственность. Обычно такая ответственность возлагается на внутренние службы НКО, как то: отделы развития, маркетинга, и связей с общественностью. Кроме того, участие в фандрайзинге принимают самостоятельные организации, действующие на базе коммерческих организаций, - клубы друзей, общества и фонды. Проведение фандрайзинга в крупных кампаниях отличается разветвленной структурой управления.

Фандрайзинг не является единовременной акцией, или разовым событием. Под фандрайзингом понимается целый комплекс управленческих мероприятий, ежегодно осуществляемых некоммерческими организациями, что позволяет выделить его в отдельную область менеджмента.7

Таким образом, можно сказать, что в системе деятельности НКО фандрайзинг является отдельной областью менеджмента и несет функцию обеспечения ресурсами основной программной деятельности организации, направленной на реализацию ее миссии и решение социально значимых проблем.

1 Официальный портал НКО – Финансирование - Фандрайзинг [Электронный ресурс]. - URL: http://portal-nko. ru/finance/fran

2 Фандрайзинг. Или откуда взять деньги [Электронный ресурс]. - URL: http://www. vdgb-soft. ru/nko/fandraizing_nko/fundraising/

3 Финановая энциклопедия: Фандрайзинг [Электронный ресурс]. - URL: http://www. financialguide. ru/encyclopedia/fundraising

4 Факультет Проектной деятельности и Фандрайзинга образовательного портала «Мой Университет»: Фандрайзинг для НКО [Электронный ресурс]. - URL: http://grant-project. ru/publ/2-1-0-43

5 Хопкинс Б.Р. Как создать неприбыльную организацию и управлять ею: пер. с англ. [Текст] / Б.Р.Хопкинс. - М.: Юнайтэнд Уэй Интернейшнл, 1993. – с.34

6 Макальская М.Л. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Отчет. Отчетность [Текст] / М.Л.Макальская. – М.: ДИС, 2003. – с.65

7 Егорова Л.В. Методологические проблемы бухгалтерского учета и аудита НКО России [Текст] / Л.В.Егорова. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2006. – с.57

Просмотров работы: 7731