ВЗАИМОСВЯЗЬ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ОТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЗАИМОСВЯЗЬ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ОТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

Коростелева А.В. 1, Пантюшина О.И. 2
1НОО ВПО НП Тульский институт математики и информатики "ТИЭИ"
2НОО ВПО НП «ТИЭИ» Тула, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Значительное внимание проблеме приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К. Грош, М. Зейдель, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасова-Вукова, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова). Эта проблема определяется ими как проблема комплексного взаимодействия медиков, педагогов и родителей. Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально - психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия. Трудности адаптации и их причины изучались отечественными исследователями (Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина). Многие известные педагоги и философы обращали внимание на необходимость ранней социальной адаптации ребенка, определяющей весь процесс его дальнейшего развития (К.Н. Вентцель, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). Вопросы социальной адаптации дошкольников нашли отражение в трудах ведущих отечественных педагогов и психологов (А.Г. Асмолова, М.М. Безруких, Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Т.В. Волосовец, Л.С. Выготского, О. С. Газмана, А.В. Запорожца, А.Д. Коше).

Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создает трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям. Время настоятельно требует появления силы, влияющей на эти процессы, а именно человека, способного жить созидательно и конструктивно, не причиняя никому вреда. Основы успешности процесса социальной адаптации закладываются уже в раннем возрасте, проникая из атмосферы, в которой растет ребенок, в глубинные структуры его личности. Удовлетворение базовых потребностей, положенных в основу психического здоровья, таких как потребность в безусловной любви, безопасности, внимании, границах и признании, закладывается в подсознательный опыт ребенка в раннем и дошкольном возрасте, определяя вектор развития личности. В основе социальной успешности лежит одна из важнейших человеческих потребностей - в признании. Ее нереализованность в дошкольном возрасте может повлиять на формирование неадекватной Я-концепции и как следствие - асоциальной поведенческой направленности. Нельзя забывать и о гармонизации зоны ближайшего развития ребенка (семьи) с зоной социализации - пространством дошкольного учреждения. Чем более тесным будет взаимодействие близких ребенку людей со средой ДОУ, тем легче и эффективнее протекает процесс социальной адаптации.

Таким образом, для успешной социальной адаптации дошкольников необходимо стремиться сформировать в ребенке позитивное восприятие самого себя как человека с положительными качествами и недостатками, умение обращаться к себе, советоваться с собой, оценивать свои мысли и поступки. Основой успешности процесса социальной адаптации являются гармоничные детско-родительские отношения.

Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Влияние детско-родительских отношений на социальную адаптацию дошкольников» актуальной и своевременной.

Цель работы: выявление взаимосвязи адаптационных возможностей и детско-родительских отношений в семье.

Объект: адаптационный механизм дошкольников.

Предмет: взаимосвязь адаптационных возможностей дошкольников от детско - родительских отношений в семье.

Гипотеза: нарушение детско-родительских отношений в семье влияет на адаптацию ребенка к условиям ДОУ.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие адаптации и детско-родительских отношений у дошкольников.

2. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

3. Провести диагностику в соответствии с целью исследования.

4. Обработать результаты.

5. Проанализировать и сформулировать выводы.

Объект: адаптационный механизм дошкольников.

Методы:

1. Анализ психологической литературы.

2. Тестирование.

Методики:

1. Методика «Рисунок семьи»

2. Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина

Выборка: исследование проводилось во 2 младшей группе детского сада общеразвивающего вида МБДОУ №33, состоящей из 29 человек, из них 14девочек и 15 мальчиков. Возрастной состав группы 3-4 года. А также их родители (мамы) 29 человек.

Итак, актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Как показал анализ литературных источников, существуют различные подходы к пониманию причин такого явления, как дезадаптация. На социальную адаптацию дошкольников большое влияние оказывают эмоциональный фон в семье и стиль детско-родительских отношений. Но тема эта еще до конца не изучена и представляет большой интерес.

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распрастранёнными стали явления социальной дезадаптации детей. Основное влияние на уровень социальной адаптации дошкольников оказывает психологический микроклимат семьи.

Детско-родительские отношения разными психологами описываются весьма различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая создает двойственность или поляризацию родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой - родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель приводит ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками.

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде «личностных смыслов» или «значимых переживаний». Основой всех проективных методик является возможность посредством косвенного воздействия на значимые области переживания и поведения человека («комплексы») вызывать такие отклики человека на предъявляемый стимул, которые менее всего подвержены тенденции следовать социально приемлемым образцам поведения. Проективные методики предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, прежде всего мотивационных образований, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу. Эти методы возникли сначала в условиях клиники, но в дальнейшем стали интенсивно использоваться и в экспериментальной психологии.

В результате проведенного эмпирического исследования мы выявили следующее:

31% детей не удовлетворены своим положением в семье, в то время как родительское отношение в этих семьях является диаметрально отличительным. Так 4 семьи выбрали тип отношения «Кооперация», что составило 45%, отношение «Контроль» выбрали 2 семьи, что составило 22%, тип отношения «Симбиоз» выбрали 2 семьи, что составило 22%, тип отношения «Маленький неудачник» выбрала 1 семья, что составило 11%.

24% детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены своим положением в семье. Тип родительского отношения «Симбиоз» в 4 семьях, что составило 57%; тип отношения «Маленький неудачник» в 2 семьях – 29%; тип отношения «Принятие/Отвержение» в 1 семье – 14%. Эти отношения отражают в большей степени отсутствие чувства общности семьи, недостаток внимания со стороны родителей, недостаток тёплых эмоциональных контактов, нехватка ощущения близости.

45% детей удовлетворены своим положением в семье. Тип отношения «Симбиоз» выбрали 10 семей, что составило 77%; тип отношения «Кооперация» выбрали 3 семьи, что составило 23%. Родительские отношения в этих семьях находятся на одном психологическом уровне с восприятием ребенком своего положения в семье. То есть родители принимают ребенка таким, какой он есть, а ребенок принимает такое отношение к себе и полностью им удовлетворен.

Гипотеза доказана, задачи решены, цель достигнута.

Литература:

  1. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина 2007. - 304с.

  2. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003. – 272 с.

  3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007. - 176с.

  4. Орлова Е. А., Пантюшина О. И. Ортобиоз и феномен имиджа человека в современном мире // Сборники конференций ниц социосфера. – 2012. - № 7. – С. 44-45

Просмотров работы: 2441