ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Стужук Е.С. 1
1Мурманский Государственный Гуманитарный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Биология – увлекательная и интересная наука. Часто можно видеть, что дети в 6 классе с удовольствием и любовью ухаживают за растениями и животными, смотрят фильмы о живой природе. Но приходя на уроки биологии, сталкиваются с необходимостью знакомиться с множеством новых научных терминов, понятий, которые им порой неинтересны и непонятны. Не всем учащимся становится интересно изучать программный материал, постепенно теряется желание изучать предмет. В связи с этим внимание ученых-методистов и учителей-практиков акцентируется на возможностях применения разнообразных методических приемов с целью повышения интереса и формированию мотивации учащихся к изучению школьного курса биологии.

Одним из таких приемов являются дидактические сказки, возможности применения которых, в процессе обучения биологии школьников 6-х классов рассмотрим в рамках данной статьи. Публикации о применении дидактических сказок в процессе обучения русскому языку, химии и биологии стали появляться в научно-методических изданиях [1], что позволяет констатировать внимание педагогов-практиков к дидактической сказке как эффективному приему в обучении школьников биологии и средству развития учащихся.

Использование на уроках биологии в 6-7 классах при изучении отдельных тем нестандартных приёмов вызывает удивление, интерес, положительные эмоции, психологическую разгрузку учащихся. К таким приёмам относятся короткие дидактические сказки, где в доступной форме заключена часть информации, биологические понятия и термины. Дети очень отзывчивы и любознательны, поэтому сказка позволяет активизировать познавательные процессы, развивает воображение, творческие способности. Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевлённые герои, решить задачи, за которых могут только учащиеся.

Анализ статей научно-методического журнала « Биология в школе» за период с 2010 по 2012 показал, что всего 0.4% от общего количества статей в данном издании составляют материалы, посвященные применению дидактических сказок в учебном процессе, в то время как 25% от общего количества статей составляют публикации, посвященные учебнику как средству обучения. Таким образом, проблема использования дидактических сказок как методических приемов работы с учебником в современной научно-методической литературе освещается недостаточно, в то время как потенциал применения этого приема в обучении школьников 6-7 классов достаточно высок.

С целью определения возможностей применения дидактических сказок в процессе работы с учебником как средством обучения биологии нами были отобраны ряд параграфов «Биология. Живой организм» для 6 класса авторской линии под руководством Н. И. Сонина. В качестве критериев применения дидактических сказок в процессе работы с учебником на уроке были определены: насыщенность текстов учебников фактическим материалом, сложность описываемых процессов и явлений, многообразие объектов изучения.

На основании указанных критериев нами были выбраны параграфы учебника «Химический состав клетки» и «Строение растительной и животной клетки» для которых были разработаны сюжеты дидактических сказок и составлены задания к их текстам.

В качестве примера приведем пример дидактической сказки к параграфу «Химический состав клетки»:

«На загадочном острове Пальми существовало таинственное царство. И все в этом царстве было необычно и загадочно. Жители этого царства отличались трудолюбием и работоспособностью, ибо днем и ночью работали в поте лица. Самые распространенные жители царства, обладали большой властью и на их плечи ложились многочисленные обязанности:

- придавать красоту и внешний облик царству,

- выселять ненужных, наносящих вред царству, жителей,

- переносить в огромных мешках продукты питания для жителей.

Кроме того, в царстве было три семьи, которые служили на благо царства.

Члены первой семьи защищали царство от враждебных набегов и огнедыщещих драконов.

Вторая семья, которая заботилась о своих жителях, умело выполняла свои обязанности: топить печи и обогревать дома, оборонять от врагов и строить жилища.

Последняя семья давала волшебную силу царству. Без нее все жители были бы безжизненные и вечно уставшие. Так на протяжении веков существовала загадочное царство. А может быть и сейчас оно где то есть? Как вы думаете?»

Задание: Соотнесите сюжет и героев сказки с текстом параграфа «Химический состав клетки». Подумайте, что подразумевается под семьями в данной сказке? О каких биологических процессах идет речь сказке? Обоснуйте свое предположение.

Дидактические сказки как методический прием работы с учебником позволяют активизировать внимание школьников на этапе изучения нового материала.

Литература:

  1. Ерохова, Н.В. На помощь приходит фантазия [Текст] / Н. В.Ерохова.─ Москва: Издательство «Школа-Пресс» «Биология в школе».─ №1, 2000.─12 с.

Просмотров работы: 2242