Гражданство очень тесно связано с личностью. В свою очередь, в прямой зависимости и в связи с гражданством находятся все права, свободы и обязанности человека закрепленные в Конституции Российской Федерации1. Гражданство является непременной предпосылкой для обладания всей суммой прав и свобод, возложения на него обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри государства, но и за рубежом.
Вопрос «Основания приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации» является самым интересным и актуальным из представленных на рассмотрение, на взгляд автора.
Актуальность темы курсовой работысостоит в том, что гражданство –один из основных элементов правового статуса лица, которое необходимо для распространения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.
Объектом исследования являются отношения, связанные с гражданством Российской Федерации.
Предметом являются основания приобретения и выхода из гражданства.
Целью курсовой работы является изучение института гражданства Российской Федерации (порядок приобретения и выхода из него).
Основными задачами исследования является, следующее:
- проследить развитие и становление института гражданства в СССР и в Российской Федерации
- рассмотреть понятие и принципы института гражданства
- исследовать основания и порядок приобретения гражданства Российской
Федерации
- исследовать порядок прекращения гражданства Российской Федерации
Основными методами исследования являются: историко-правовой
метод, юридический метод, сравнительный метод, сравнительно-исторический метод и анализ.
Данным вопросом исследования института гражданства занимались такие авторы как Варлен М.В, Баглай М.В, Мещарекова А.В, Полянский В.В.
Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы статуса личности, отражает наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.
Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта тех и иных видов правоотношений, при реализации им своей правоспособности.
Гражданство является одним из главных элементов правового положения человека. Основы правового статуса играют огромную, решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно важное значение.
Принятый 31 мая 2002 г. и вступивший в силу с 1 июля 2002 г. новый Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» существенным образом отличается от более раннего закона о гражданстве.
Структура курсовой состоит из следующих элементов: из введения, двух глав, имеющих свои параграфы, заключения, списка используемых источников.
В 1-ой главе «Гражданство как основное право личности», рассматривается процесс становления, развития и правового регулирования понятия «гражданство» в России.
Во 2-ой главе «Институт гражданства в Российской Федерации», анализируются Закон о гражданстве, из которого выявляются основания приобретения гражданства и его прекращения.
Глава I. Гражданство – неотъемлемое право личности
§1.1Становление и развитие института гражданства в СССР и в Российской Федерации.
Институт гражданства относится к числу фундаментальных институтов конституционного права, является важнейшей составляющей основ правового статуса человека в любом государстве. В России этот институт возник с момента образования первой республики и дальнейшее его развитие отличалось своеобразием. Поэтому представляется необходимым проследить процесс эволюции данного института в нашей стране начиная с 1917 г.
В науке конституционного права нет единой периодизации законодательства о гражданстве на территории бывшего СССР. В известной степени институт гражданства выступает преемником по отношению к институту подданства. Однако в Российской империи этот институт отличался значительным своеобразием не получившим преемственного развития в институте советского гражданства, поэтому он требует отдельного рассмотрения и не рассматривается в данной работе. Различные авторы выделяют свои этапы развития института гражданства. Можно выделить следующих авторов: Мещерякову А.В. и Полянского В.В. Мещерякова А.В. предлагала следующую классификацию2:
1)октябрь 1917 г.- август 1938г
А) октябрь 1917 г – октябрь 1924 г
Б) октябрь 1924 г – август 1938 г
2) август 1938 г – декабрь 1978 г
3) с декабря 1978
В.В. Полянский, же брал точку отчета развития принятие Конституций 3. Итак он выделял следующую классификацию:
1) октябрь 1917 г- декабрь 1922г
2) декабрь 1922 г – декабрь 1936 г
3) декабрь 1936 г – октябрь 1977 г
4) с октября 1977 г
Началом первого этапа в развитии законодательства о гражданстве несомненно является октябрь 1917 г. С этой даты начинается история развития законодательства о гражданстве, а также история нового государства на территории Российской Империи.
Первым документом в новом государстве является – декрет ВЦИК от 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»4, который закреплял за собой то, что все ранее существовавшие сословия и чины упраздняются.
Законодательной базой, на основе которой появились и получили свое развитие правовые нормы, регулирующие приобретение гражданства, была норма Конституция РСФСР 1918 г.5, в которой говорилось что «…исходя из солидарности трудящихся всех наций, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий …»
Более подробно порядок перехода иностранцев в советское гражданство определял декрет ВЦИК «О приобретении прав Российского гражданства» от 5 апреля 1918 г. Приобретение прав российского гражданства иностранцами определяется следующими условиями:
Каждый иностранец, проживающий в пределах РСФСР, мог приобрести права российского гражданства. Для приобретения прав российского гражданства, иностранец делал о том заявление, в местный, по месту жительства, Совет Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов, с указанием рода своих занятий и сообщением сведений о том, не подвергался ли он судебному преследованию по обвинению в обще-уголовном преступлении, а если подвергался, то за какие деяния. Затем ему выдавалось удостоверение о приобретении гражданства.
Первые декреты по вопросам гражданства в основном регламентировали порядок принятия в гражданство РСФСР. Вопрос о выходе из гражданства разрешения не получил. Вопрос о выходе из гражданства оставался не урегулированным до 16 сентября 1918 года, когда «Кодекс законов об актах гражданского состояния РСФСР» предоставил вступающим в брак лицам разного гражданства оптировать то или иное гражданство по их усмотрению: жена следовала гражданству мужа и наоборот, при наличии согласия, при заключении брака. Также нужно отметить в развитие декрета 1918 г., декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921г. «О принятии иностранцев в российское гражданство», данный декрет устанавливал, что вопросы принятия теперь находятся в компетенции губернских исполнительных комитетов6. Так же нужно отметить следующие положение «О приобретении гражданства УССР» от 28 марта 1922г.7, положение «Об иностранцах в БССР» от 4 августа 1922г8.
«Положение о союзном гражданстве» было утверждено на 2-й сессии ЦИК СССР 2 созыва от 29 октября 1924 г9. Принятие этого положения стало началом второго этапа развития института гражданства. Положение регулировало следующие вопросы: признание гражданства СССР, изменение гражданства при вступлении в брак гражданина с иностранцем, гражданство детей при изменении гражданства родителей, принятие иностранцев в гражданство, утрата и восстановление в гражданстве.
19 ноября 1926 был принят новый Кодекс «О браке, семье и опеке» содержащие нормы о приобретении гражданства СССР и РСФСР при рождении и возможности изменения гражданства в упрощенном порядке при заключении брака; декрет ВЦИК от 1 февраля 1926 г « О порядке вступлении в гражданство в РСФСР» и постановление СНК РСФСР «О пересмотре прав и обязанностей местных органов в области гражданстве».
Следующим шагом в развитии гражданства было создание нового Положения о гражданстве СССР, утвержденном постановлением ЦИК и СНК СССР от 13 июня 1930. Оно внесло существенные изменения в решение вопросов установления гражданства рождением и изменения гражданства детей при изменении гражданства родителей.
Положение 1930 г. помимо общего порядка предусматривало приобретение гражданства и выход из него в упрощенном порядке, так же была внесена новелла, касающаяся граждан СССР, являющихся гражданами той или иной республики, в пределах которой они постоянно проживали. Им предоставлялось право избирать гражданство другой союзной республики, если они считали себя связанными с данной республикой национальностью или происхождением. В остальном воспроизводило нормы Положения 1924г.
22 апреля 1931 г. ЦИК и СНК СССР утвердила новое положение о гражданстве.10 Этим положением вносились некоторые изменения в порядок принятия в гражданство, восстановления в гражданстве и выхода из советского гражданства, усилило роль союзных республик в решении вопросов гражданства.
20 февраля 1932 г. Президиум ЦИК СССР принял постановление «О лицах, проживающих за границей в качестве эмигрантов и сохранивших советские паспорта», по этому положению лица были лишены гражданства за их контрреволюционную деятельность11.
27 мая 1933 г. было принято еще одно постановление ЦИК СССР, касающееся бывших подданных, покинувших территорию России до 25 октября 1917 г, эти лица также были лишены гражданства12.
Некоторые изменение в понятие гражданства внесла принятая в 1936 г. Конституция СССР13. Она внесла необходимость пересмотра действовавшего законодательства о гражданстве и приведения его в соответствие с новой Конституцией.
Закон «О гражданстве СССР» был принят 19 августа 1938 г. Принятый закон имел иной статус, нежели положение, предопределил новый этап развития института гражданства.
Основываясь на Конституцию, Закон 1938 г. закреплял единое союзное гражданство для граждан СССР. Гражданство союзных республик теперь не отделялось от гражданства СССР. Впервые был выделен перечень, кто является гражданином СССР, а также нормы регламентирующие признание советского гражданства. Гражданами признавались: 1)все лица, состоящие в подданстве Российской империи до 7 ноября 1917 г. и не утратившие советского гражданства;
2) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законном порядке.
В законе 1938 г. не содержалось указаний о политических правах иностранцев, и в отличие от прежнего законодательства, иностранцам на территории СССР политических прав не предоставлялось.
Впервые было введено юридическое понятие «лицо без гражданства». К этой категории относились лица, проживающие на территории СССР, которые в силу действующего закона не являлись гражданами и не имели доказательств, своей принадлежности к гражданству какого-либо иностранного государства. Остались не разрешенными вопросы об условиях и порядке восстановления в гражданстве, о признании гражданства в силу рождения и о гражданстве детей, усыновленных иностранцем.
Еще одна важнейшая проблема, вставшая перед советскими законодателями – двойное гражданство.
Ни одно из перечисленных положений и законов не содержали норм гражданства, категорически не допускавших нахождение лица помимо советского государства, так же и в иностранных государствах. Свое юридическое выражение, двойное гражданство получило в ряде международных договорах и конвенциях, заключенных СССР с социалистическими государствами. Согласно Конвенции, заключенной между СССР и ВНР 21 января 1963 г. существовали два основных источника возникновения двойного гражданства14:
1) это дети родителей имеющих разное гражданство
2) лица, являющиеся гражданами одного договаривающегося государства и желающие приобрести гражданство другого договаривающегося государства.
Следующим шагом в развитии института гражданства является Закон о гражданстве СССР 1978 г, который основывался на Конституцию СССР 1977г. Включал в себя новую норму – равное гражданство. Закон более полно урегулировал и несколько изменил порядок приема в советское гражданство.
Следующим Законом о гражданстве был закон от 23 мая 1990 г. ограничивал круг лиц, которые могли быть лишены советского гражданства15. Этим этапом заканчивается развитие института гражданства и с 1991 г. начинается новый этап в развитии института гражданства Российского государства. В 1991г. принимается закон «О приобретении гражданства»16, а в 2002 г. принимается закон «О приобретении гражданства РФ» от 31 мая 2002 г.17
Делая не большое заключение по данному параграфу, можно сделать вывод, что институт гражданства относится к числу фундаментальных институтов конституционного права, является важнейшей составляющей основ правового статуса человека в любом государстве. Нужно отметить, что до момента образования института гражданства в Российской Империи был институт подданства. Начало развития гражданства позволило стране сделать большой рывок по развитию данного института. Изначально, выход из гражданства не был учтен, а только его принятие. В основном институт гражданства был направлен на приобретение гражданства иностранцами, в целях привлечения их в страну. Так же нужно отметить, что основания приобретения и выхода из гражданства постоянно менялись, и появился новый термин – «двойное гражданство».
§1.2 Понятие и принципы института гражданства.
Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Институт гражданства выполняет двойную функцию, являясь, во-первых, средством и способом защиты прав граждан, а во-вторых, институтом защиты прав и интересов государства.
Сегодня вопросы гражданства в России регулируются в основном Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62- ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», сменившим ранее действующий Закон о гражданстве Российской Федерации, принятый в 1991 году18.
Особое внимание закон уделяет принципам. Исходная посылка закона такова: принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Новый закон сохранил преемственность многих принципов гражданства. Принципы гражданства Российской Федерации закреплены в ст. 4 закона «О гражданстве Российской Федерации»:
1)как уже было сказано выше, первый принцип - это принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
2)гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. В силу федеративного устройства этот принцип важнейший и закрепляется в Конституции (ст.6)19.
Конституция не определяет понятие единого гражданства Российской Федерации.
Равное гражданство РФ (ч.1 ст. 6 К.) означает:
1) граждане пользуются равными правами независимо от того имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по другим основаниям.
2) граждане РФ не могут быть разделены на какие-либо группы порождающие различные права и обязанности.
3) проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.
4) гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.
5) гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
6) Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.
7) наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Так же к принципам закрепленных в Конституции можно отнести защиту и покровительство граждан РФ за границей (ч.1 ст.61 К.)
Осуществляют дипломатические представительства и их должностные лица обязаны:
1) содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспеченна возможность в полном объеме, пользоваться всеми правами установленными законодательством государства их пребывания.
2) защищать их права и охраняемые законом интересы.
3) при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав Российских граждан.
Признание за гражданином РФ двойного гражданства (ч.1 ст. 62 К.) Двойное гражданство допускается, если такую возможность предусматривает федеральный закон. Гражданин России имеющий также иное гражданство рассматривается Россией только как гражданин РФ за исключение случаев предусмотренных международным договором. Приобретение гражданином России иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства РФ. Для того чтобы получить статус бипатрида необходимо иметь договор России с другим государством.
Приоритет норм международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.
Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Приобретение гражданства РФ представляет собой сложнейшую процедуру, строго регламентированную Конституцией РФ, федеральными законами, а также целым рядом подзаконных нормативных актов.
Документом, удостоверяющим гражданство России, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.
Новый закон отказался от ряда важных положений, закрепленных в Законе о гражданстве 1991 году. Если раньше гражданин Российской Федерации, постоянно проживавший на территории республики в составе Российской Федерации, признавался одновременно и гражданином этой республики, то в новом законе вообще нет упоминания о гражданах республик в составе Российской Федерации.
Если непосредственно сравнить закон о гражданстве 1991 г. и настоящий действующий закон о гражданстве от 2002 г, то наибольшим изменениям подвергся действовавший ранее порядок приобретения гражданства.
Закон о гражданстве 1991 г. закреплял следующие основания приобретения гражданства РФ:
в результате его признания
по рождению
в порядке регистрации гражданства
в результате приема в гражданство
выбор гражданства при изменении территории РФ
Новый закон резко сократил перечень оснований приобретения гражданства РФ. Теперь гражданство можно приобрести:
1)по рождению
2)в результате приема в гражданство
3)в результате восстановления в гражданстве РФ
Более детально, по сравнению с предыдущем законодательством, в новом законе урегулирован порядок приема в гражданство. Теперь закон выделяет общий порядок приема в гражданство (ст.13) и упрощенный порядок приема в гражданство РФ (ст.14).
Проследив общее развитие института гражданства, этапы его становления, можно сказать, что институт гражданства относится к числу фундаментальных институтов конституционного права, является важнейшей составляющей основ правового статуса человека в любом государстве, в том числе нашем. Настоящий институт является правовой связью лица с Российской Федерацией, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей. В ст.4 выделяется перечень принципов:
1)является единым;
2)равным;
3)не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Так же нужно отметить, что институт гражданства представляет собой сложнейшую процедуру, строго регламентированную Конституцией РФ, федеральными законами, а также международными договорами.
Глава II. Институт гражданства в Российской Федерации
§2.1 Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации
Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ.
До этого Закона на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации». С вступлением в силу Закона «О гражданстве» от 31 мая 2002 года, предыдущий Закон утратил силу, за исключением пунктов «а» - «в» статьи 18, части третьей статьи 19, статей 20 и 41, предусматривающих более льготный, по сравнению с новым Федеральным законом, порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации лицами, заявления которых по вопросам гражданства Российской Федерации приняты к рассмотрению до вступления в силу Федерального закона «О гражданстве» от 31.05.2002.
Основания приобретения гражданства Российской Федерации перечислены в ст. 11 ФЗ «О гражданстве РФ».
Гражданство Российской Федерации приобретается:
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
г) путём выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории;
д) по признанию;
е) по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.
По рождению (филиация), приобретается, исходя из двух принципов:
«права крови», ребёнок получает гражданство РФ, если на день его рождения:
а) один из его родителей состоит в гражданстве РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или призван безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно;
б) оба его родителя или единственный родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребёнка);
в) когда один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребёнок родился на территории РФ, в ином случае (не получив гражданство России) он становится лицом без гражданства;
«Право почвы», ребёнок получит гражданство РФ, если:
г) ребёнок находится на территории РФ и родители которого неизвестны становится гражданином РФ , если его родители не найдутся в течении 6 месяцев со дня его обнаружения;
д) к детям, родившимся на территории России от граждан других государств, которые не предоставляют ребёнку своего гражданства.
По пункту "а" части первой статьи 12 можно привести следующий пример из судебной практики: В жалобе гражданки С.Р. Даминовой оспаривается конституционность пункта "а" части первой статьи 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", согласно которому ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка). По мнению заявительницы, названное законоположение нарушает ее право на гражданство, поскольку не допускает приобретение гражданства Российской Федерации по рождению лицами, достигшими возраста восемнадцати лет на дату вступления данного Федерального закона в силу, имеющими родителей, которые родились на территории РСФСР, являлись гражданами СССР и гражданство Российской Федерации оформили впоследствии, в порядке признания по рождению, и в связи с этим просит признать его не соответствующим статьям 6 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
На что по жалобе гражданки Даминовой Светланы Рашидовны суд постановил, что ее заявление не подлежит дальнейшему рассмотрению ,поскольку для решения поставленного заявительницей вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Следующим способом приобретения является: в результате приёма в гражданство (натурализация). Выделяются 2 способа:
1) в общем порядке
2) в упрощенном.
В общем порядке - гражданство могут получить иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18-ти летнего возраста и обладающие дееспособностью, если они:
а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приёме в гражданство РФ в течение 5 лет непрерывно (непрерывный срок - если лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года). Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002г. и не имеющих вида на жительство, срок проживания на территории России исчисляется со дня регистрации по месту жительства;
б) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ;
в) имеют законный источник к существованию;
г) владеют русским языком;
д) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или законом о гражданстве, либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу независящих от лица причин;
Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее 3 лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ без соблюдения условий, предусмотренных п. «а» ч.1 ст. 13, и без представления вида на жительство.
В упрощённом порядке, т.е. дающем право на сокращение срока - иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18-ти летнего возраста и обладающие дееспособностью, постоянно проживающих на территории РФ, если они:
а) родились на территории РСФСР и состояли в прошлом в гражданстве СССР;
б) состоят в браке с гражданином РФ не менее 3-х лет;
в) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
г) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
д) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после вступления в силу нового Федерального Закона « О гражданстве российской Федерации» от 1 июля 2002 года.
е) к детям и лицам, находящимся под опёкой и попечительством;
Срок проживания сокращается до одного года, при наличии одного из следующих условий:
а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники или культуры;
б) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом;
в) предоставление лицу политического убежища на территории российской федерации».
Так же в гражданство принимаются без соблюдения условий предусмотренных частью 1 ст. 13 ФЗ « О гражданстве РФ», ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства.
И третьим способом является: восстановление в гражданстве Российской Федерации (реинтеграция):
Означает, что в гражданстве РФ восстанавливаются в порядке регистрации:
а) лица, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства;
б) лица, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с изменением гражданства родителей, в течение пяти лет при достижении 18-летнего возраста.
Бывшие граждане РФ, лишённые гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве РФ.
В соответствии со статьей 15 «Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.
Так же к способу приобретению гражданства можно отнести: выбор гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории.
При изменении государственной границы Российской Федерации приобретение российского гражданства может осуществляться в порядке оптации, т.е. выбора гражданства лицами, проживающими на территории, государственная принадлежность которой меняется. Правила оптации и её сроки устанавливаются соответствующим международным договором РФ».
По признанию - это означает , что гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР , постоянно проживающие на территории РФ на день вступления в силу Закона о гражданстве, если в течении одного года после этого дня они не заявят о своём нежелании состоять в гражданстве .
Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод, что основными основаниями приобретения гражданства Российской Федерации являются следующие:
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
г)путём выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории;
д) по признанию;
е) по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.
Так же нужно отметить, что выделяются 2 способа приобретения гражданства:
1) в общем порядке
2) в упрощенном.
§2.2 Основание прекращение гражданства Российской Федерации.
Статья 18 Закона «О гражданстве РФ» закрепляет основания прекращения гражданства Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации прекращается: а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;
б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. А именно: отказ от гражданства Российской Федерации (ст.20) и выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации.
Отказ от российского гражданства – это прекращение его по желанию гражданина или его уполномоченного представителя (для несовершеннолетних и недееспособных лиц).
«1.выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.
2.выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.
3. выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя».
Закон (ст.19) установил две самостоятельные процедуры выхода из Российского гражданства.
В общем порядке - выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории России, осуществляется на основании его добровольного волеизъявления.
В упрощенном порядке:
а) выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории иностранного государства;
б) выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранцем.
Федеральный Закон «О гражданстве РФ» устанавливает основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации. Независимо от процедуры выхода Закон (ст.20) содержит основания, препятствующие выходу из гражданства РФ. Так, выход не допускается, если гражданин Российской Федерации:
а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;
б)привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
При подаче заявления о выходе из гражданства РФ на территории РФ взимается государственная пошлина, а за пределами РФ взимается консульский сбор, которые в случае отклонения заявления заявителю не возвращаются.
Статья 21. «Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации».
Законом предусмотрены основания отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ (ст.16) в отношении лиц, которые:
а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями создают угрозу безопасности России;
б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ, выдворялись за пределы России в соответствии с федеральным законом;
в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;
е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);
з) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории России, если иной срок проживания на территории Российской Федерации, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, не установлен законом о гражданстве.
Выход не допускается: после получения повестки о призыве на военную или альтернативную службу и до ее окончания.
Отмена решения по вопросам гражданства осуществляется Президентом России или иным полномочным органом, ведающим делами о гражданстве и принявшим такое решение (ст.23). Решение в случае отмены в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона считается недействительным со дня принятия такого решения.
На основе выше изложенного можно сделать вывод, что данный Закон,
выделяет следующие основания приобретения и прекращения гражданства.
Основными основаниями приобретения гражданства Российской Федерации являются следующие:
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
г)путём выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории;
д) по признанию;
е) по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.
Так же нужно отметить, что выделяются 2 способа приобретения гражданства:
1) в общем порядке
2) в упрощенном.
Основаниями прекращения гражданства являются следующими:
а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;
б) отказ от гражданства
в) выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации.
Заключение
По окончанию проведения исследования по данной теме, были достигнуты следующие выводы:
Проанализировав законодательство в сфере гражданства РФ, мы видим, что здесь присутствует достаточно изменений по сравнению с советскими источниками.
Данный правовой институт был рассмотрен на разных этапах его становления. Особое внимание было уделено детальной сравнительной характеристике данного правового института в СССР и в современной России, где мы увидели значительные изменения и совершенствование правовых актов с момента их создания и по настоящее время. Основными основаниями приобретения гражданства являются:
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
г)путём выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории;
д) по признанию;
Основными основаниями прекращения являются:
а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;
б) отказ от гражданства
в) выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации.
По мнению автора, Российское законодательство, регулирующее институт гражданства на его территории, в достаточной степени развито, но всё же, определенные пробелы существуют и требуют своего дальнейшего устранения.
Особое внимание в проделанной работе было уделено вопросу получения и прекращения Российского гражданства. В этой сфере автор выявил следующее:
В теоретической правовой базе в сфере гражданства Российской Федерации вопросы о приобретении и прекращении гражданства обстоят достаточно просто и не порождают каких-либо проблем в их достижении. Но автор видит проблему в ее реализации и исполнении, но это уже выходит за рамки исследования.
Список используемых источников:
Законы и иные нормативные акты
1.Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (В редакции Законов РФ о поправке к Конституции от 30.12.2008 № 6 ˗ ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 ˗ ФКЗ)
2.Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ (ред. от 28 июня 2009 г.) "О гражданстве Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.04.2002) // Собрание законодательства Российской Федерации. ˗ 2002. ˗ N 22. ˗ Ст. 203.
3.Закон РФ от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации". // Правовая система «КонсультантПлюс: Высшая школа». ˗ 2013.
4. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации», с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г. // Собрание законодательства РФ. ˗ 1995. ˗ №7.
5. «Закон о гражданстве СССР» 1978 г. // Правовая система «КонсультантПлюс: Высшая школа». ˗ 2013.
6. Закон СССР 23 мая 1990 №1518-1 «О гражданстве СССР» // Правовая система «КонсультантПлюс: Высшая школа». ˗ 2013.
7. Закон РФ от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" // Правовая система «КонсультантПлюс: Высшая школа». ˗ 2013.
8. Кодекс Законов «Об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР» от 16.09. 1918 г. // Правовая система «КонсультантПлюс: Высшая школа». ˗ 2013.
9. Конституция РСФСР принятая V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года. // Правовая система «КонсультантПлюс: Высшая школа». ˗ 2013.
10. Постановление ЦИК СССР от 27 мая 1933 г. // Информационно-правовой портал «Гарант». – 2013.
11. Декрет ВЦИК «О приобретении прав Российского гражданства от 5 апреля 1918 г. // Правовая система «КонсультантПлюс: Высшая школа». ˗ 2013.
12. Декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921 г. «О принятии иностранцев в российское гражданство». // Правовая система «КонсультантПлюс: Высшая школа». ˗ 2013.
13. Всероссийский Центральный исполнительный комитет. Совет Народных Комиссаров РСФСР Декрет от 10 ноября 1917 года «Об уничтожении Сословий и гражданских чинов». // Правовая система «КонсультантПлюс: Высшая школа». ˗ 2013.
14. Постановление СНК РСФСР «О пересмотре прав и обязанностей местных органов в области гражданства» // Информационно-правовой портал «Гарант». ˗
Материалы судебной практики
15.Определение Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2005 г. N 118-О "По жалобе гражданки Даминовой Светланы Рашидовны на нарушение ее конституционных прав пунктом "а" части первой статьи Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. ˗ 2011.
Учебник
16.Конституционное право ˗ М.В.Баглай Конституционное право России ˗ М.: Проспект// гл. 22., §1., 1с.
17. Баглай. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для студ. вузов, по спец. «Юриспруденция», ˗ 3-е изд., изм. и доп. ˗ М.: Норма(Изд. Группа Норма ˗Инфра ˗ М), 2001. С 457.
18."Гражданство: Россия и СНГ: Учебно-практическое пособие" (Варлен М.В.)("Проспект",2010)
19. Конституционное право ˗ Козлова Е.И. Конституционное право России: М.: Проспект// гл.1., §2., 1с.
20. Российское гражданство: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.Я. Кикотя. ˗ 3-е изд., перераб. и доп. ˗ М: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. ˗ 351 с.
21. Конституционное право России: Учеб. для студ. вузов, по спец. «Юриспруденция» / Отв. ред. Кокотов. ˗ М.: ЮРИСТЪ, ˗ 2003. ˗ 536.
1 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (В редакции Законов РФ о поправке к Конституции от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)
2 См.: Мещеряков А.В. Развитие теории советского гражданства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1985.
3 См.: Полянский В.В. Советское гражданство. Куйбышев, 1985. С. 54 - 61
4 См.: СУ РСФСР. 1917. № 3. Ст. 31.
5 См.: СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.
6 См.: СУ РСФСР. 1918. № 31. Ст. 405.
7 См.: СУ УССР. 1922. № 14. Ст. 237.
8 См.: СУ БССР. 1922. № 12. Ст. 148.
9 См.: СЗ СССР. 1924. № 23. Ст. 202.
10 См.: СЗ СССР. 1931. № 24. Ст. 196.
11 См.: СЗ СССР. 1932. № 18. Ст. 115.
12 См.: СЗ СССР. 1933. № 46. Ст. 274.
13 См.: Конституция СССР 1936г.
14 См.: ВВС СССР. 1963. № 30.
15 См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 23. Ст. 435.
16 См.: Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации», с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г.
17 См.: Закон РФ от 28.11 № 1948-1(ред. От 31 .05.2002) «О гражданстве Российской Федерации»
18 См.: Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации», с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г.
19 См.: Конституция РФ.