Психологическая служба образования является неотъемлемой частью системы образования и в большей степени отражает ее актуальное состояние и создает запросы на необходимые виды и способы ее развития.
Целью психологической службы является психическое и психологическое здоровье детей. Основными средствами достижения этой цели являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними.
Основными видам деятельности педагога-психолога являются:
• психологическое просвещение;
• психологическая профилактика;
• психологическая диагностика;
• психологическая коррекция;
• психологическое консультирование.
Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии. В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог в настоящий момент, и от специфики, профиля учреждения, где он работает.
Наиболее важным, на наш взгляд, является такое направление психологической службы, как психологическое консультирование.
Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения.
В своей консультативной практике школьный психолог может реализовать принципы консультирования самых различных психологических направлений (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный и другие подходы). Однако в работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся ещё на этапе своего становления, учёт возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в школе.
В целом задача консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.
Консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребёнка, а так же в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.
В заключение хотелось бы отметить, что на сегодняшний день психологическая служба является неотъемлемой частью системы образования, обеспечивающей развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества. Важнейшими условиями эффективности работы психологической службы являются правильное понимание психологом цели профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, что бы психолог осознавал всю важность взаимодополняемости позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, в решении проблем учебно-воспитательного характера. Поэтому не стоит забывать о наиболее важном направлении работы психологической службы образовательного учреждения – психологическом консультировании. Именно благодаря консультативной практике психолог может решить коррекционные задачи в уже сложившихся проблемных ситуациях и помочь адаптироваться к этим условиям.
Литература:
1. Психологическая служба в современном образовании. Рабочая книга / Под ред. И.В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
2. Практическая психология образования. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.