Слово «реклама» у многих ассоциируется исключительно с коммерцией. Согласно определению российского Федерального закона от 18 июля 1995 г. №108- ФЗ «О рекламе», реклама – это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице. (рекламная информация) [4].
Существуют несколько видов рекламы.
Уже в древнейшие времена существовала политическая реклама. Политическая реклама – это форма политической коммуникации, которая воздействует на электоральные группы, как правило, в период предвыборных кампаний. Привлекает избирателей, чтобы получить их поддержку, сформировать у потенциальных избирателей определенное мировоззрение и впечатление о предмете рекламы.
Коммерческая реклама – это самый распространенный вид рекламы, которая распространяется через средства массовой информации, наружную рекламу, рекламу BTL. Она присутствует везде – на улице, на телевидении, на радио, в подземных переходах, в печатных изданиях, в транспорте. Цель коммерческой рекламы – убедить приобрести товар или услугу либо сформировать мнение о товаре/услуге.
С недавних пор все большее распространение в нашей стране получает социальная реклама.
Социальная реклама – встречается гораздо реже, чем коммерческая или политическая. Прежде всего, необходимо отметить, что по всему миру термин социальная реклама соответствуют понятиям некоммерческой рекламы, либо общественной рекламы.
«Некоммерческая реклама – реклама, спонсируемая некоммерческими институтами или в их интересах и имеющая целью стимулирование пожертвований, призыв голосовать в чью-либо пользу или привлечение внимания к делам общества» [2].
«Общественная реклама передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление. Профессионалы создают ее бесплатно (корректнее говорить об этической позиции отказа от прибыли). Место и время прохождения рекламы в СМИ также предоставляются на некоммерческой основе» [5].
Грубо говоря, термин социальная реклама используется только в России. Например, в США для обозначения такого типа рекламы используются термины public service advertising и public service announcement (PSA). Предметом PSA является идея, которая должна обладать определенной социальной ценностью. Цель такого типа рекламы – «изменить отношение публики к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе – создать новые социальные ценности [3].
Основным источником появления социальной рекламы является современная общественная жизнь, которая изобилует конфликтными ситуациями и противостоянием на уровне социальных групп и поэтому остро нуждается в созидательных стимулах и процессах. Как правило, заказчиками социальной рекламы являются государственные органы или некоммерческие организации.
Рассмотрим несколько определений понятия «Социальная реклама».
В Федеральном законе РФ «О рекламе» в статье 18 социальная реклама представляется как «общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей».
Социальная реклама – это реклама, которая нас побуждает не к покупкам, а к поступкам. Например, не курить – на это нет времени, позвонить родителям, беречь природу и т.п. Никакой экономической выгоды такая реклама, понятно, не несет [1].
Социальная реклама – это вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к жизненно важным проблемам общества и его нравственным ценностям. Предназначение социальной рекламы – гуманизация общества и формирование нравственных ценностей. Миссия социальной рекламы – изменение поведенческой модели общества.
Социальная реклама несет в себе информацию, представленную в сжатой, художественно выраженной форме. Она способна доводить до сознания и внимания людей наиболее важные факты и сведения о существующих в обществе проблемах.
На основе анализа социальной рекламы в России и за рубежом выделяют несколько групп социальной рекламы.
1. Реклама определенного образа жизни. К ней относится, с одной стороны, реклама, направленная против курения, наркомании, алкоголизма, а также реклама, пропагандирующая защиту от СПИДа, занятия спортом, правильное питание и воспитание (например, поощрение грудного вскармливания), крепкие семейные отношения. Например, социальная реклама в городе Ульяновск «За здоровый образ жизни» – направлена на пропаганду здорового образа жизни и укрепления института семьи [6]. Отдельное место занимает экологическая реклама, нацеленная на сохранение природы и бережное отношение к животным.
2. Реклама законопослушания, конституционных прав и свобод человека. В большинстве случаев такая реклама носит политический оттенок. В качестве примера, можно привести новый проект – «Политмарафон 2013», который запущен в городе Ульяновске 2013 году. Он призван объединить в себе весь поток информации, так или иначе относящийся к увлекательному процессу подготовки и проведения выборов.
3. Патриотическая реклама. К ней относится реклама к праздникам, юбилеям, спортивным событиям, призванная объединять нацию. В частности, к 365-летию Ульяновска был подготовлен творческий проект «Русский дом», как сообщает сайт городского управления культуры, который был призван объединить ульяновских песенников, поэтов, музыкантов, танцоров и почитателей русского народного творчества. Главной целью «Русского дома» является развитие, сохранение и продвижение национально-культурных традиций Поволжья и России.
Автор статьи считает, что существует еще одна группа социальной рекламы, которая несет информацию населению о различных социальных проблемах, например, материнства и детства. Например, в Ульяновске в рамках муниципальной целевой программы «Семья и дети» на 2012-2014 годы» каждому родившемуся новому жителю Ульяновска предусмотрено вручение подарка от главы города. Как правило, это наборы одежды для малышей ульяновского производства [7]. Необходимо как можно больше внедрять аналогичных программ в разных регионах, так как охрана здоровья женщин и детей признано важнейшей государственной задачей и доводить через социальную рекламу население о акциях, проводимых в рамках программ.
В заключение хотелось бы отметить, что применительно к нашей стране, у социальной рекламы есть большой потенциал. По сути, социальная реклама – это мощный инструмент влияния на общественное мнение в отношении проблем социума, а это как раз то, что необходимо на данный период российскому обществу. Ведь социальная реклама способствует развитию гуманистических отношений между всеми людьми, изменению общественного поведения, а это напрямую отражается на качестве экономических связей и благополучии общества.
Литература:
1. Кобалевский А. Российский и зарубежный опыт развития социальной рекламы. – Информационно-аналитический портал «Социальная реклама». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.socreklama.ru (дата обращения:31.10.2010.).
2. Кортлэнд Л. Бове, Уилльям Ф. Аренс. Современная реклама.– 1995. – 610 с.
3. Николайшвили Г.Г. Краткая история социальной рекламы // Тезисы межрегиональной лингвистической конференции. Екатеринбург, 2002.
4. Основы рекламной деятельности: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 414 с.
5. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. – 2001. – 800 с.
6. Сайт администрации города Ульяновска. Агитпоезд «За здоровый образ жизни» [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.ulmeria.ru/ru/news/20131125/60338 (Дата обращения: 25.11.2013)
7. Центральный сайт Ульяновска. «На что имеет право беременная женщина?»
Режим доступа: http://www.ulyanovskcity.ru/news.php?readmore=9744 [Электронный ресурс] (Дата обращения: 27.06.2012)