ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Козловская А.К. 1, Семёнова Г.И. 1
1Уральский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждая эпоха рождает свой тип мировоззрения, новые знания, новый жизненный опыт, непрерывно изменяя наши взгляды на окружающий мир, на самого человека, на его место в нем. За последние три столетия цивилизация достигла удивительного могущества, и, чтобы использовать его во благо людям, необходимы самые разнообразные знания и то рациональное, что добыто современной наукой. Социальную значимость приобретают те сферы жизни общества, которые непосредственно связаны с образованием, воспитанием, формированием человека как личности с его социализацией.

Система образования как основной социальный институт обеспечивает процесс интеграции индивидов в общество, а также имеет определяющее значение для сокращения культурного разрыва между различными социальными слоями общества. Образование играет жизненно важную роль в улучшении взаимоотношений между человеком и окружающей средой, оно творит новое и запускает его в общество, которое становится реальностью только в результате взаимодействия индивидов [1].

Термин «социализация личности» стал использоваться в нашей литературе в 40-х годах ХХ века, сейчас им оперируют и отечественные философы, социологи, педагоги и психологи.

Социализация – приспособление индивида к условиям социальной среды, усвоения общественных норм и правил поведения, выбор личностью своей роли и позиции в общей системе социальных отношений и включение в эту систему через учение, труд, досуговую деятельность.

Выделяются 3 сферы, в которых осуществляется социализация личности:

  • Деятельность;

  • Общение;

  • Развитие самосознания.

Воздействие на личность на всех стадиях социализации осуществляется:

  • Семья и дошкольные образовательные учреждения;

  • Школа, ссузы, вузы;

  • Трудовой коллектив, спортшколы.

Существовавшие в недавнем прошлом в достаточном числе спортивные кружки, клубы физической культуры, секции при школах, а также детско-юношеские спортивные школы успешно помогали школе противостоять негативному влиянию окружающей среды. Однако сейчас эта помощь значительно ослабла. Ощущение же неопределенности, отсутствие ценностных ориентаций и предпочтений, ориентиров и целей, противоречивость взглядов на досуговую деятельность должно быть успешно нейтрализовано в школах должным уровнем разъяснительной воспитательной работы, грамотной организацией урочных и внеурочных занятий физической культурой [3].

Сегодня школьная физическая культура вольно или невольно всё больше становится ответственной за формирование у учащихся ориентации на здоровый образ жизни. Для большей части нынешнего поколения России эта ориентация – как проблема жизни и смерти, ибо она противостоит растущей опасности наркомании, алкоголизма, никотиновой зависимости.

Нами было проведено исследование учеников 7-ых и 10-ых классов школ города Екатеринбурга с помощью анкеты « Здоровье и поведение школьников» в рамках международного исследования.

Анализируя ответы на вопрос, что такое здоровый образ жизни, мы увидели следующее (рис.1).

Так, 71% учащихся средних классов и 68% учеников старшей школы определили здоровый образ жизни в связи с понятием «не пить», а также с понятием «не курить» (80% и 75% соответственно).

Радует тот факт, что 95% опрошенных связывают здоровый образ жизни с занятиями спортом.

Рис.1 Представления о здоровом образе жизни учащихся г.Екатеринбурга

Естественно, не следует преувеличивать роль школьной физической культуры в целостном разностороннем процессе социализации личности, однако нередко она бывает достаточно эффективным средством направления энергии школьников в конструктивное русло. При этом мировоззренческая позиция, поведение, знания и умения, личностный пример учителя подчас становятся для школьников более значимыми ориентирами, чем наставления и назидания других педагогов, да и собственных родителей.

Мы провели ассоциативный тест. Ученикам предлагаются названия ассоциаций, которые возникают у них на словосочетание «учитель физкультуры». Если у них на это словосочетание возникают положительные ассоциации, например, «солнце», «веселье», значит, общение с учителем положительно. Если же возникают ассоциации отстраненного характера: учитель ассоциируется, например, со «свистком», «лыжами», «мячами», и т. д., это говорит о том, что в отношениях учителя и ученика есть непонимание: безразличие со стороны взрослого и тревожность, обида, разочарование со стороны ученика. Отсутствие положительного взаимодействия учителя и учащихся приводит к нежеланию детей посещать школу, к потере интереса к учению.

Возникновение у ученика ассоциаций негативного свойства говорит о том, что в отношениях педагога и ученика не только нет взаимопонимания, но и налицо конфликтная ситуация. Если педагог хочет наладить отношения с учеником, он обязательно использует этот мини-тест для прогнозирования своего поведения.

Наши исследования показали, что у школьников средних и старших классов преобладают отрицательные ассоциации (рис.2).

Однако следует заметить, что к старшему школьному возрасту количество положительных ассоциаций увеличивается.

Рис.2 Соотношение положительных и отрицательных ассоциаций со словосочетанием «учитель физкультуры».

Подростковый возраст характеризуется в психолого-педагогической науке как весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этом возрасте у подростка возникает физическое ощущение собственной взрослости. Отсюда у него проявляется новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм ценностей и способов поведения [2].

Школьная физическая культура во многом закладывает основу и для формирования основополагающих личностных свойств, таких как трудолюбие, позитивная активность, стремление не отставать от других.

В одном из вопросов анкеты надо было пронумеровать по степени важности качества человека. Анализ ответов показал, что, прежде всего ученики средних классов отмечают такие качества, как «совесть», «доброта», «ответственность»; старшеклассники ценят в людях «решительность», «доброту», «коллективизм».

Менее значимыми у школьников обеих групп отмечены следующие качества: «самокритичность», «скромность» и «нервозность».

Занятия физической культурой и спортом под руководством учителя, тренера формируют здоровое честолюбие, чувство собственного достоинства, способность держать удар, причем не только в спортивном зале, что особенно важно для подрастающего поколения в современной России. С помощью теста « Мой запас прочности», мы выяснили, насколько реально высока готовность учащихся к внезапным изменениям в жизни, способность понимать, чувствовать новую обстановку и приспосабливаться к ней (прил.1). Было предложено школьникам выбрать 25 утверждений и отметить, которые наиболее им подходят. Результаты поделены на 4 группы:

1 группа:0-5 ответов - твоя готовность к внезапным неприятностям резким изменениям в жизни порой настолько высока, что нередко ты недооцениваешь всю серьезность новой для тебя ситуации;

2 группа:6-10 ответов - твоя готовность к внезапным переменам и приспособляемость к ним нормальная;

3 группа: 11-20 ответов - готовность к переменам и умение быстро ориентироваться в новых условиях жизни у тебя немного низковаты;

4 группа: 21-25 ответов - ты имеешь склонность слишком уж сильно переживать, чрезмерно беспокоиться не только из-за чего-то серьезного, но и по пустякам.

Результаты показали, что у учеников средних и старших классов преобладает вторая группа, что говорит о готовности и приспособляемости школьников к внезапным переменам.

Таким образом, проведенные исследования показали, что занятия физической культурой в силах вложить свою лепту в нравственное, эстетическое, духовное воспитание подрастающего поколения, ибо физическая культура включает в себя элементы всех аспектов социализации личности.

Список использованной литературы

  1. Носкова, С.А. Физическая культура и социализация личности студента / С.А. Носкова // Теория и практика физической культуры, 2003. № 6. — С. 13—16.

  2. Психология в системе наук. Литературные изложения. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rlspace.com/psixologiya-v-sisteme-nauk/

  3. Рубчевский, К.В. Школьная физическая культура и социализация подрастающего поколения / К.В. Рубчевский // Физическая культура в школе. — 2003. — № 4. — С. 37—39.

Приложение 1

Тест « Мой запас прочности»

Перед вами 25 утверждений. Читайте их, не спеша. Если прочитанное утверждение, на Ваш взгляд, относится к Вам, помечайте крестиком.

  1. Когда я выполняю какое-либо дело, я быстро устаю.

  2. Я с огромным трудом сосредотачиваюсь на чем-нибудь одном.

  3. Я имею склонность беспокоиться по всякому поводу.

  4. Часто я чувствую себя так плохо, что тошнота подступает к горлу.

  5. Нередко, когда я делаю что-нибудь ответственное, мои руки прямо – таки трясутся.

  6. Вообще, я часто волнуюсь.

  7. Мне частенько снятся кошмары.

  8. Я, честно, говоря, потею даже в холодную погоду.

  9. Мне все время хочется тянуть в рот что-нибудь съестное. Я ужасно люблю семечки, леденцы, ириски.

  10. Часто бывает, что я чувствую боль в животе.

  11. Случается, что я просыпаюсь среди ночи и долго не могу уснуть.

  12. Я знаю про себя, что я человек крайне раздражительный.

  13. Наверняка, я обладаю большей чувствительностью, чем другие люди.

  14. В моей жизни постоянно случается что-нибудь волнующее, поэтому я все время о них беспокоюсь.

  15. Жаль, конечно, что мне достается не так много счастья, чем другим.

  16. По правде говоря, я довольно легко могу заплакать.

  17. Я терпеть не могу ждать кого-либо или чего-либо. Тут я все-таки начинаю нервничать.

  18. Периодами я начинаю чувствовать себя суетливо просто на месте усидеть не могу

  19. Я терпеть не могу преодолевать трудности.

  20. Временами я чувствую полную свою беспомощность и ненужность никому вообще.

  21. Я знаю, что отличаюсь довольно большой застенчивостью.

  22. Мне все дается с трудом.

  23. Большую часть времени я нахожусь в большом напряжении.

  24. Временами у меня бывает состояние полнейшей разбитости и апатии.

  25. Трудности следует не преодолевать. А по возможности обходить или избегать их. Это мое глубокое убеждение.

Приложение 2

Тест

  1. Что такое, на Ваш взгляд, здоровый образ жизни?

  1. Не пить

  2. Не курить

  3. Заниматься спортом

  4. Полноценно и правильно питаться

  5. Не употреблять наркотиков

  6. Не вести беспорядочную половую жизнь

  7. Жить полноценной духовной жизнью

  8. Другое ________

  1. Какие ассоциации у Вас возникают на словосочетание «учитель физкультуры»?

  1. Мяч

  2. Общение с учителем

  3. Веселье

  4. Свисток

  5. Солнце

  6. Игра

  7. Здоровье

  8. Лыжи

  9. Другое _______

  1. Пронумеруйте по степени важности, на Ваш взгляд, следующие качества:

  1. Совесть

  2. Доброта

  3. Решительность

  4. Самокритичность

  5. Ответственность

  6. Оптимизм

  7. Скромность

  8. Коллективизм

  9. Нервозность

8

Просмотров работы: 2874