РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ОЧАГОВ ВИРУСНОГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА И ИКСОДОВОГО КЛЕЩЕВОГО БОРРЕЛИОЗА В СЗФО РФ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ОЧАГОВ ВИРУСНОГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА И ИКСОДОВОГО КЛЕЩЕВОГО БОРРЕЛИОЗА В СЗФО РФ

Червякова Ю.И. 1
1Мурманский государственный гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Природно-очаговые инфекции (далее ПОИ) всегда представляли серьёзную угрозу здоровью населения Российской Федерации. В XXI веке, по мере того как ряд тяжёлых распространённых антропонозных заболеваний - от полиомиелита до кори, краснухи, паротита, гепатита В - во всё большей степени контролируется с помощью специфической вакцинопрофилактики, ПОИ постепенно выдвигаются на первый план.

Состояние проблемы. Несмотря на усиление внимания к данной проблеме, в целом многие вопросы закономерностей распространения и пространственной динамики болезней с природной очаговостью разработаны недостаточно. Поскольку природно-очаговые болезни тесно связаны с существующими природными, антропогенными и социально-экономическими особенностями региона.

Исследование проблемы. В настоящей работе рассматриваются две трансмиссивные инфекции, переносимые иксодовыми клещами: вирусный клещевой энцефалит (ВКЭ) и иксодовый клещевой боррелиоз (ИКБ). Данные болезни имеют различное происхождение, но характеризуются одинаковым набором основных переносчиков и носителей, что определяет их сходство в экологическом отношении.

С момента обнаружения вируса клещевого энцефалита Л. А. Зильбером в 1937 году и спирохет, вызывающих боррелиоз, В. Бургдорфером в 1981 году значение этих болезней среди других природно-очаговых инфекций увеличилось, в связи с чем, всё большее внимание уделяется медико-географическим исследованиям этих зоонозов.

Необходимо отметить, что до настоящего времени различные аспекты феномена природной очаговости, за очень редким исключением, изучали и продолжают изучать в связи с каким-либо одним возбудителем. В значительной мере это происходит по чисто методологическим причинам. Комплексный синэкологический подход к познанию процессов, происходящих в очаговых экосистемах, находится в «зачаточном» состоянии. Вместе с тем возможность накопления принципиально новых фактов и их обобщения будут в значительной мере связаны с развитием именно такого подхода (Коренберг Э. И., 2001). Это подразумевает потребность разностороннего подхода к исследованию инфекций, принадлежащих данной группе.

Широта распространения того или иного типа смешанных природных очагов определяется прежде всего степенью симпатрии ареалов соответствующих возбудителей и спецификой их требований к абиотическим и биотическим факторам среды. Естественно, что на периферии или в пессимальных частях ареала определённого возбудителя он существует только в наиболее подходящих для него экосистемах.

Распространение микст-инфекций в природных очагах - нормальное явление, соответствующее биологии болезнетворных микроорганизмов в организме переносчика и в природной экосистеме. Любая болезнь, развивающаяся в результате укуса клеща, должна быть расценена как потенциально смешанная инфекция (Korenberg E.I., 2004).

Влияние климатического фактора на распространение и изменение локализации границ природных очагов иксодовых клещей. Изменения климата, произошедшие на территории России в ХХ веке, способствовали смещению границы распространения переносчиков ПОИ на северо-восток европейской территории России и Сибири.

Кроме того, потепление климата оказывает влияние на частоту распространённости ПОИ, изменяя условия существования популяций переносчиков и условия развития возбудителей в переносчике, что влечёт за собой изменение возможностей передачи многих болезней человека и животных.

Одним из важных следствий потепления климата является большая продолжительность активности клещей в течение сезона. В связи с обильными осадками и длительностью теплового периода осенью, пик активности иксодовых клещей становится необычно длинным, увеличивается заболеваемость ВКЭ и ИКБ.

За последние годы наиболее высокие уровни заболеваемости ВКЭ зарегистрированы в Архангельской области. При уменьшении заболеваемости ВКЭ в целом по России (с конца 90-х гг.) в 2 раза, в Архангельской области она возросла в 3 раза (рис. 1).

Рис. 1. Заболеваемость ВКЭ в РФ и Архангельской области

В северных районах Архангельской области, где ранее не регистрировался ВКЭ, появились первые пострадавшие от «нападения» клещей, в центральных районах наблюдается десятикратный рост числа пострадавших, в южных районах – трёхкратный.

Повышение уровня заболеваемости ВКЭ в Архангельской области связывают как с более тёплыми зимами, так и со снижением использования антиклещевой обработки.

На севере региона, в Мурманской области, Ненецком АО, Республике Коми, случаи заболевания ВКЭ и ИКБ практически не регистрируются.

Максимальное число больных наблюдается в Вологодской, Калининградской областях и Санкт-Петербурге. Ситуация в Санкт-Петербурге, вероятно, объясняется большим размером человеческой популяции. Вологодская и Калининградская области обладают благоприятными природно-климатическими условиями для размножения популяции клещей и их прокормителей.

Влияние факторов неклиматической природы на рост заболеваемости ПОИ:

  • Взаимосвязь сезонной активности клещей и развития заболеваемости.Для ВКЭ и ИКБ характерна строгая весенне-летняя сезонность начала заболевания, связанная с сезонной активностью переносчиков. Максимум заболеваемости, как правило, регистрируется в июне, затем она снижается и со второй половины июля отмечается опять в виде единичных случаев. Конец эпидемического сезона приходится на июль, но единичные случаи могут наблюдаться в сентябре.

  • Демографический и экологический факторы. Увеличение числа городского населения и освоение природно-очаговых территорий (под дачные участки, лесопарки; более частый выезд горожан «на природу» и т. д.) сопровождается частотой контактов с возбудителями и переносчиками инфекций.

Усилившаяся в последние годы миграция населе­ния, развитие туризма привели к нарушению экологического равновесия в отдельных регио­нах.

Важная роль принадлежит также генетическим изменениям, кото­рые претерпевают возбудители в изменившихся под деятельностью человека условиях окружающей среды. Эти процессы могут привес­ти к появлению штаммов с высокой вирулентностью, распростране­нию инфекции по типу эпидемии.

  • Социально-экономический фактор. Заболеваемость ВКЭ, ИКБ и другими ПОИ зависит от объёмов вакцинации, от подавления очагов методами специфической и неспецифической профилактики.

Стоит отметить, что специфическая профилактика (вакцина) существует только в отношении ВКЭ. В Мурманской области вакцинация осуществляется за счёт личных средств граждан. В эпидсезон 2012 года (с начала июня до середины сентября) в медицинские учреждения области по поводу присасывания клещей обратилось 78 человек, в т. ч. 13 детей до 18 лет. Все случаи присасывания клещей носят завозной характер.

По состоянию на июнь 2012 г. экстренную профилактику иммуноглобулином против ВКЭ получили 15 человек.

Сегодня на большей части территории нозоареала ВКЭ уровень прививаемости населения составляет 2-3%. Прежде всего, следует отметить, что оптимальным считается охват 95-97 % вакцинируемой группы населения.

Неспецифическая профилактика состоит из 2 направлений: уничтожение клещей-переносчиков в природных биотопах, применение средств индивидуальной защиты.

В настоящее время наблюдается ежегодное увеличение площадей акарицидных обработок в большинстве субъектов РФ, однако эти мероприятия носят локальный характер.

Сравнительный анализ заболеваемости ВКЭ и ИКБ в СЗФО РФ. Если рассматривать обе инфекции, можно заметить, что начиная с 2000 г. заболеваемость ИКБ (в значении - всего тысяч человек) превышает заболеваемость ВКЭ (рис. 2).

Рис. 2. Заболеваемость населения ВКЭ и ИКБ (всего тыс. человек)

Аналогичная картина наблюдается при рассмотрении заболеваемости на 100 000 человек (рис. 3.).Это можно объяснить тем, что ИКБ имеет более широкий ареал распространения, чем ВКЭ и характеризуется очень высокой (абсолютной) восприимчивостью населения.

Рис. 3.Заболеваемость населения ВКЭ и ИКБ (на 100 000 человек)

Выводы. В ходе работы было установлено, что:

  1. климатический фактор оказывает существенное влияние на распространение и изменение локализации границ природных очагов ВКЭ и ИКБ;

  2. в настоящее время наблюдается повышение роста заболеваемости данными инфекциями в направлении с южных регионов в северные;

  3. рост заболеваемости ВКЭ и ИКБ зависит не только от климатических факторов, но и от факторов неклиматической природы;

  4. заболеваемость ИКБ превышает ВКЭ.

Список использованной литературы

  1. Алексеев, А. Н. Влияние глобального изменения климата на кровососущих эктопаразитов и передаваемых ими возбудителей болезней / А. Н. Алексеев // Вестник РАМН. – 2006. – №3. – С. 21-25.

  2. Егоров, И. Я. Природно-очаговые инфекции в Якутии / И. Я. Егоров, В. Ф. Чернявский, Г. Ф. Шахнович. – Якутск, 1996. – С. 20.

  3. Куролап, С. А. Медицинская география: современные аспекты / С. А. Куролап // Соросовский образовательный журнал. – 2000. – Т.4. – №6. – С. 52 – 58.

  4. Лихачев, А. А. Региональное медико-экологическое картографирование как инструмент мониторинга и управления качеством окружающей среды / А. А. Лихачев // Сборник материалов молодежной научной экологической конференции «Молодёжь за безопасную окружающую среду для устойчивого развития». – Дубна: Междунар. ун-т природы, о-ва и человека «Дубна», 2007. – С. 265 – 271.

  5. Эпидемиологический надзор за особо опасными и природно-очаговыми инфекциями в условиях Крайнего Севера // под ред. Егорова.- Якутск, 2000. – С. 248.

Просмотров работы: 3344